Главная страница

Философия_Кр1-7_ ответы. Теоцентризм принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений конкретизирует принцип абсолютной личности


Скачать 38.73 Kb.
НазваниеТеоцентризм принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений конкретизирует принцип абсолютной личности
Дата08.05.2018
Размер38.73 Kb.
Формат файлаodt
Имя файлаФилософия_Кр1-7_ ответы.odt
ТипДокументы
#43081

КР_3

Задание 1

Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.

Задание 2

В средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом.

Задание 3
«...Необходимо, - писал Фома Аквинский,- чтобы философские дисциплины, которые получают свои знания от разума, были дополнены наукой священной и основанной на откровении... Теология может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение. При том же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным к ней служанкам, подобно тому, как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела».
Такова была концепция соотношения веры и разума, созданная Фомой Аквинским и используемая до сих пор современной религиозной философией.


Задание 4

1) Человек – «свой собственный скульптор и творец» (Дж. Пико делла Мирандола);

По мнению Дж. Пико делла Мирандола человек свободный и мыслящий валяет себя сам, создает себя - в этом его сущность. Я согласна с мнением философа, т.к человек является тем, кем он сам себя сделает, создаст.

2) «…человек является самым богатым и самым могущественным, поскольку он может пользоваться по собственной воле всем, что было создано, и по собственной воле господствовать надо всем и повелевать» (Дж. Манетти);

Манетти убежден в том, что человек существо превосходное, подобное Богу, и сущность его в том, чтобы в полной мере использовать все то, что было создано до него. По его мнению, человек высшее существо из всех живущих на Земле и, он вправе господствовать, повелевать всем, что окружает его, ибо такова воля его. Я считаю, у всех равные возможности, разница лишь в том, как мы используем эти возможности.

3) «… человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом» (Л.Б. Альберти);

По мнению Леон Батиста Альберти, человек - существо деятельное и, придя в мир, должен прожить жизнь достойно, он должен привнести что-то в мир, ведь деятельность это добродетель как считал Леон.

4) «Высшее благо состоит в спокойствии души и тела. Но где же его найдешь?» (М. Монтень);

Человек всегда стремится к спокойствию души и тела. Но что есть спокойствие души и тела? Я нашла ответ в словах Владимира Маяковского «Видите — спокоен как! Как пульс покойника.»

Данные высказывания отражают следующие черты характерные философии эпохи Возрождения:

  • антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

  • торжество индивидуализма;

  • широкое распространение идеи социального равенства;

  • антицерковная направленность.

Задание 5

3)Идея Бога отрицается, природа (материальный мир) признается единственной реальностью.
4)Бог – лишь первопричина мира, природные процессы протекают в силу естественных причин.


Потому что одними из характерных черт философии эпохи Возрождения являются:

  • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

  • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.).

Задание 6

Утопизм: Т. Мор и Т. Кампанелла

Реализм: Н. Макиавелли

Возможно ли достижение социального (имущественного) равенства между людьми?

Достижение равенства: отсутствие частной собственности, все трудятся, нет ни бедных, ни богатых, имеется изобилие продуктов, распределение происходит по потребностям каждого.




Возможно ли применение принципа «цель оправдывает средство» в управленческой деятельности?

Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства.

Термин "макиавеллизм" (в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном) со временем стал синонимом

политики, которая руководствуется принципом "цель оправдывает средства".

Задание 7

Критерии для сравнения

Философия Средних веков

Философия эпохи Возрождения

1. Основной способ философствования

Теоцентризм

Антропоцентризм

2. Проблематика

Отношение к природе, человек – подобие Божие, образ Божий, проблема души и тела, проблема самосознания, история и память, сакральность истории бытия, универсалии.

Сущность и предназначение человека, критика средневековой схоластики, теоретические и методические начала естествознания, философские вопросы политики и права

3. Представление об устройстве мира

Источником всего сущего является бог.

В возрожденческой картине мира возвеличиваются природа и человек, преодолевается противопоставление божественного и человеческого.

4. Представление о сущности человека, о его месте в мире

Только тот человек соблюдает библейские заветы, который обладает доброй волей, кто способен за счет собственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Моральный закон дает Бог, человек ответственен перед Богом

Человек могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя во всем: и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих возможностей.

КР_4

Задание 1

Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».

«Картина мира» - в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек». Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую. Говорят также о физической, биологической, философской картинах мира.

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым — в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

По мнению Мартина Хайдеггера человек эпохи Нового времени изображает мир как картину, понимает мир как картину, мир превращается в картину, покоряет мир как картину, «картина мира» - это изображение «сущего», а мировоззрение - это отношение человека к «сущему».

Задание 2

Каковы основные подходы к решению проблемы субстанции в новоевропейской философии?

Онтологический и гносеологический подход.

В чем различие подходов эмпириков (Д. Юм, Дж. Беркли) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц) к решению проблемы субстанции?

Эмпирики - гносеологический подход - изучает сущность познания, формы, источники и методы.

Рационалисты - онтологический подход - изучает сущность и первооснову мира как целое, как единство многообразия всех явлений.

Задание 3

Критерии для сравнения


Эмпиризм


Рационализм


1. источник истинного знания


Опыт.

Мыслительные операции.

2. критерий истины


Эксперимент.

Разум.

3. высшая познавательная способность человека


Чувственный опыт.

Разум.

4. истинный метод познания


Реформа научного метода -
очищение разума от
заблуждений. обращение к
опыту и его обработка с
помощью индукции, основа
которой - эксперимент.Поиск истины не в книгах, а в
практике, в наблюдении и
изучении природы. Опыт - главная категория, с него
начинается и к нему приходит
познание. Философское обоснование
индукции.



Исходный пункт философских
рассуждений - сомнение в
истинности общепризнанного
знания. Вооружённый достоверными
средствами мышления -
интуицией и дедукцией, разум
может достигнуть во всех
областях знания полной
достоверности, если только будет руководствоваться
истинным методом. Главный источник знаний - идеи, т.е. мысли и понятия, которые изначально присущи
человеку. Исключительная роль
дедукции и интуиции.



5. существование врожденных идей


Джон Локк считал, что не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников — опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).

Учение р. Декарта о врожденных идеях

Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов: (1) понятия, (2) суждения. Примеры врожденных понятий: Бог (существует); число (существует); «воля», «тело», «душа» и т.д. Примеры врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».


Задание 4

Политическая философия Гоббса, несмотря на его отдельные «реверансы» в сторону защиты прав гражданина, представляет из себя философию тирании, принципом функционирования которой является жертва свободы ради безопасности, «мира любой ценой» и где главным интересом объявляется не интерес и права индивида, а интерес сохранения единства и целостности государства. Государственные интересы важнее интересов индивида, государство первично, индивид, его жизнь, деятельность, потребности, вторичны и второстепенны.

Локк считает необходимым установление законодательным путем, в качестве главного принципа государственного устройства, разделение ветвей власти и поддержание равновесия между ними. Также государство (правительство) не правомочно контролировать определенные виды деятельности граждан.

Задание 5

Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком, недостаток решимости и мужества пользоваться собственным рассудком самостоятельно.

КР-5

Задание 1

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания - не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия - это, по Канту, не теория "врожденных идей", поскольку в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о "вещах в себе", Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. Примером этого являются, в частности, поведенческие акты человека, его поступки, отвечающие принципу детерминации, причинной зависимости. Но, по Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует.

Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир "вещей в себе", где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод: свобода и есть, и ее нет. Это верно. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу: Бог - "абсолютно необходимая сущность". Искренне верить в Бога - значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным.

Задание 2

Моральные и легальные поступки. Категорический императив

Императив—правило, принуждающее нас поступать определенным образом.

Кант выделяет условные (гипотетические) императивы и категорический императив.

Условные императивы, зависят от внешних условий, они эмпиричны. Например: лавочник знает, что он должен торговать честно, иначе он растеряет свою клиентуру. Этот поступоклегален, его нельзя осуждать, но он не морален в высшем смысле, так как сопряжен с выгодой, совершен под действием условного императива.

Моральные поступки – моральные в высшем смысле, восходят к высшему принципу—категорическому императиву, имеющему неопытное, априорное происхождение. Он требует поступать нравственно ради самой нравственности.

Различие между моральными и легальными поступками не в самих поступках, а в мотивах.

Самым нравственным поступком будет спасение врага. Дружба, любовь не имеют моральной ценности, так как руководствуются условным императивом. Получается парадоксальная ситуация: наиболее моральны те поступки, которые совершаются с наибольшим отвращением. Это послужило поводом для многочисленных насмешек над этикой Канта (стихотворения Шиллера).

Легальные поступки - поступки которые по форма совпадают с рекомендациями морального закона, но их мотивы имеют совсем другой характер: человек получает от него выгоду, удовольствие пользу и т.д.

Моральные поступки - поступки, которые совершаются из чувства долга, из уважения к нравственному закону, даже когда он противоречит сиюминутным интересам человека.

Задание 3

Иными словами можно сказать: в любой ситуации поступая так, чтобы твой поступок смог стать образцом для других.

Задание 4

ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou — веду беседу, спор). — 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике — искусству спора ради победы в нем любой ценой. 2. Средневековая Д. — это искусство схоластических споров на основе аристотелевской силлогистики. 3. Гегель понимал Д. как учение о саморазвитии абсолютной идеи и противопоставлял метафизике. 4. Диалектика в марксистской философии — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Эти понимания Д. связаны генетически.

Задание 5

Сущностные свойства человека по Л. Фейербаху: только человеку присуще единство бытия и мышления, чувственность, самосознание и осознание.

Задание 6

Базис: Производственные силы и отношения

Надстройка:...

Задание 7

Бытие определяет сознание (корректная цитата: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К. «К критике политической экономии» (1859)). Сознание - свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности.

КР_6

Задание 1

  1. + Марксизм, ведущий борьбу с религией, является одним из основных направлений неоклассической философии, поэтому мы можем сказать, что атеизм является характерной чертой неклассической философии.

  2. + Потому что иррационализм является одним из основных направлений неклассической философии.

  3. - Неклассическая гносеология, определяющая ныне развитие передовых отраслей человеческого познания, решилась на почти полный отказ от догматизма.

  4. -

  5. +Философия Шопенгауэра пессимистична, выражает негативное отношение к жизни, в которой нет смысла и целесообразности. Человек не может ничего в мире изменить, но он может «убежать» от страданий в область эстетического созерцания и аскетизма.

Задание 2

Я полностью согласна с утверждением А. Шопенгауэра что «То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека».

Человек – это не только общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Это все то ,что дается человеку во время его развития, а он развивается до конца своей жизни. А то что есть у человека ему может быть подвластно физически, а то что в нем есть биологически. То, что есть у человека, завтра может бесследно исчезнуть по самым разным причинам. А вот то, что человеку удалось собрать внутри себя - опыт, душевные качества, знания, умения - все при нем. Эти "накопления" не пропадут и не обесценятся, их не может присвоить никто другой. Они могут в какие периоды жизни показаться ненужными, но это не так. Какие то из них могут быть не актуальными в данный момент, но и только. То, что человек добавляет в свой внутренний мир, никогда не бывает бесполезным. Это предназначено именно для него и соответствует его натуре. А вот, что человек накопил в себе за жизнь - это предмет его ответственности.

В заключение, хочу сказать, что человеческие качества: доброта, честность, порядочность, да и его знания, важнее золота.

Задание 3

По мнению Ницше, человек — это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека — «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.

Главная проблема человека, его сущности и природы — это проблема его духа.

Согласно Ницше, дух:

— это выносливость;

— отвага и свобода;

— утверждение своей воли.

Главная цель стремлений человека — это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.

В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:

— что человек есть нечто, что должно преодолеть;

— все существа создавали нечто, что выше их;

люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.

Задание 4

1/3/6

Задание 5

Две стихии не могут полностью слиться в процессе осуществления их синтеза, что уж говорить про три.

Задание 6

Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий. Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение «мировой катастрофы». Но в этой неразберихе пафос экзистенциализма направлен против личной капитуляции перед «глобальным кризисом». Сознание человека, живущего в ХХ веке, отличается апокалиптическим страхом, ощущением покинутости, одиночества. В задачу экзистенциализма входит создание новых определений предмета философии, ее задач и возможностей новых постулатов.

Впервые об экзистенциализме (философии существования) заговорили в конце 20-х годов 20 века. Многие считали это направление философии бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение. Условно это движение разделяется на два направления: экзистенциалисты-атеисты (представители - М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и христианские экзистенциалисты - К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция). Тип их философствования отличался от академической мысли. Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций. Они ставили в центр внимания индивидуальные смысло-жизненные вопросы и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами.

По основному тезису экзистенциализма существование человека предшествует его сущности. Человек находится постоянно вне самого себя. Именно проектируя себя и теряя себя вовне, он существует как человек. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективности – в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, – и есть то, что мы называем экзистенциалистским гуманизмом. Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку,

что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление.

Я выписал, что поразило: «существование предшествует сущности». Логика проста: сущность до существования не известна никому, человек познает ее каждым днем своей жизни, каждым мигом ее. И полное, максимальное представление о сущности человеку открывается лишь в последний миг его жизни, на смертном одре. Нужно жить полноценной жизнью, чтобы не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

Задание 7

1/В 2/А 3/Г 4/Б

Задание 8

Направление

Представители

Основные идеи

1. Неопозитивизм

Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Ганс Рейхенбах, Мориц Шлик, Рудольф Карнап

Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки". Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов 20 века - философия анализа. Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной

Логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными. Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук. Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.


2. Постпозитивизм

Карл Поппер, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Томас Кун.

Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания. Философия науки постпозитивизма пересматривает непозитивистскую модель знания, прежде всего в понимании «теоритической нагруженности» научного наблюдения и эмпирических актов и связи теоретических интерпретаций с нормами и идеалами науки, принятыми в определенных сообществах.

3. Герменевтика

Фридрих Шлейермахер, Мартин Хайдеггер, Ганс Гадамер, Поль Рикёр

Важнейшей особенностью понимания герменевты считают так называемый герменевтический круг. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово, предложение и текст образуют целое, которое можно понять, если понятно, что есть соответственно слово, предложение, текст, причем в духе творческого наследия автора. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. Выпадая из герменевтического круга, человек перестает быть человеком; как человек он всегда находится в герменевтическом круге, в круге понимания. Для герменевтов ответ на вопрос «что есть человек?» заключается во фразе: «Человек – это понимающее бытие».

4. Структурализм

К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Дерида.

Основой структурного метода было выявление структуры как совокупности отношений, являющихся инвариантными при различных преобразованиях.

Такая структура характеризует как бы «скелет» объекта, его основу. Структурные отношения характеризуют не только объектную данность какого-то одного предмета, но и их совокупности, способы операций с ними, позволяющие из одного объекта получать другой.

Задание 9

КР_7

Задание 1

2/4

Задание 2

Этап

Представители

Основные идеи

1. Русская средневековая философия


братья Кирилл и Мефодий, Илларион

Более семи веков длилась эпоха средневековья на Руси, на протяжении этого времени был создан русский философский язык, оригинальный стиль мышления, собственное уникальное проблемное поле. Отталкиваясь от греко-византийской традиции, отпочковываясь от христианского богословия, ассимилируя наиболее значимые идеи западноевропейской мысли, русская философская мысль к концу этого периода подготовила почву для возникновения собственной самобытной философии, имеющей неповторимое лицо, осознающей свою особость и инаковость по сравнению с другими национальными философиями.

2. Русская философия

эпохи Просвещения


Ломоносов М. В.,Радищев А.Н

Приверженность православной религии, рассмотрение её как единственно верной; * оценка православия как религии свободы, в которой на основе любви гармонично совмещаются интересы личности и общества; * разработка философии с опорой на традиции восточной патристики; * вера в особый

Исторический путь России, связанный с реализацией русским народом высокой миссии, состоящей в духовном водительстве в мире; * вера в нравственную чистоту русского крестьянства; * негативное отношение к Петру I и идеализация допетровской истории; * критика западной цивилизации за бездуховность, стяжательство, индивидуализм, ошибочную веру

3. Русская философия I½

XIXв.


Чаадаев П.Я.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной воли – христианство. Христианство – стержень, двигатель истории.

4. Русская философия II½ XIX в.


А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский

Обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.


5. Русская философия рубежа XIX-XXв.в.


В.С. Соловьева, С.А. Булгакова, П.А. Флоренского, И.А. Ильина, С.А. Франка, Л.П. Карсавина, В.В. Розанова, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева и др.

Основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-80-е гг. явились почевники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России. Философская мысль ХIХ века включает в себя также и такое явление, как русскийкосмизм.

6. Советская философия

Н.И. Бухарин(проблемы сознания, психики); А. Богданов(теория систем - «тектология»); А.Ф. Лосев(проблемы человека, истории); А.М. Деборин(творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили(проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследованийК основным направлениям,которыми занималась советская философия 60-х- 80-х гг., можно отнести следующие:проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности; проблема культуры; проблема философских методов.

); Ю. Лотман(общество, философия, история).


К основным направлениям,которыми занималась советская философия 60-х- 80-х гг., можно отнести следующие:проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности; проблема культуры; проблема философских методов.

7. Постсоветская

философия в России


Зиновьев А.А.

Вместо того чтобы писать в ленинско-сталинском духе, каким будет коммунизм, стало модно анализировать, каков на самом деле образовавшийся после революции 1917 г. «реальный коммунизм» (так и называется книга А.А. Зиновьева, р. 1922), хотя коммунизм остался заявленным в программе КПСС на 1980 г., но непостроенным. Точнее, говорить о реальном социализме, как его называли официально. Этот реальный социальный строй периода, названного застоем, подвергся в постсоветское время резкой критике (в частности, Зиновьевым в «Зияющих высотах»), хотя позже назван тем же Зиновьевым самым выдающимся периодом в истории России. Сопоставляя социально-философскую критику и ее результаты, Зиновьев ввел в оборот афоризм, часто повторяемый ныне: «Метили в коммунизм, попали в Россию».

Задание 3

1/Д 2/В 3/А 4/Б 5/Г

Задание 4

Вернадский Владимир Иванович — натуралист.

Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открытовключает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоикиЭпикурДж. БруноГётеромантизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни).

Задание 5


написать администратору сайта