Схоластика в Средневековье. Теология ( систематическое изучение религиозной веры)
Скачать 17.38 Kb.
|
Схоластика в Средневековье В Средние века главной наукой считалась теология ( систематическое изучение религиозной веры). Её «помощницей», «служанкой» называли философию в те времена философская наука считалась инструментом познания Бога.. В целом, к основным задачам средневековой философии относили возможность логического осмысления религии, приведение к общей системе работ религиозных мыслителей, доступное и понятное разъяснение сути веры. Средневековая философия зародилась в школах, поэтому ей дали название «схоластика», от латинского слова «схола» — школа. Главным вопросом для схоластики было соотношение веры и разума. Схоласты — учёные-философы — считали, что разум должен подкреплять истины веры рассуждениями. В этом должна была помочь логика — наука о том, как правильно мыслить. Основы науки логики были разработаны ещё древнегреческим философом Аристотелем. Сочинения и авторитет Аристотеля стали опорой схоластики. . Основной вывод сторонников схоластики гласил — разум и религия не способны находится в конфликте друг с другом, а, наоборот, должны взаимно дополняться. При этом, у средневековых схоластов не было единой точки зрения по целому перечню вопросов, например, по вопросу о взаимодействии между отдельными предметами и общими понятиями. Итогом этих различий во взглядах мыслителей стало появление отдельных течений внутри схоластики, ими стали реализм и номинализм. Два ключевых направления схоластикиСуть разделения схоластики на два течения происходит из спора Платона с Аристотелем, а предмет их спора касается соотношения вещи и идеи вещи. В Средневековье указанный вопрос приобрел новый ракурс, связанный с богословием и касающийся соотношения божественной воли и божественного разума (точнее, вопроса того, что из них первично, а что вторично). РеализмРеалисты полагали, что идея возникает в реальности еще до создания вещи, подобно мысли в божественном сознании. Божественное сознание они называли первичным в сравнении с божественной волей. НоминализмПредставители номинализма относили общие понятия исключительно к именам предметов, полагая, что они не способны предшествовать предметам. Также они признавали приоритет и первичность над разумом воли Бога поскольку только после сотворения определенной вещи ее существование осознается и Богом, и людьми. Самым известным представителем схоластики был доминиканец Фома Аквинский. Он сумел с помощью философии Аристотеля обновить католическую теологию и отстоять права научного познания наряду с богословским толкованием. Философия Фомы Аквинского стала частью официального учения католической церкви. Фома Аквинский был причислен ею к лику святых. В Средние века знания не опирались на проверку опытом. В них было немало фантастического. Например, даже учёные считали, что с помощью философского камня любой металл можно превратить в золото. Попытки таких превращений постоянно предпринимали алхимики. В ходе алхимических опытов были сделаны важные открытия: изучены свойства металлов и многих других веществ, химические взаимодействия. Знаменитый алхимик XIII в. Роджер Бэкон настаивал на необходимости проверки знаний опытом. Особое значение он придавал математике. Многие технические знания накапливались в ходе строительства готических соборов. На опыте совершенствовалось искусство врачевания. В последние века Средневековья схоластика пришла в упадок. Из неё уходила живая мысль. Её заменили искусственно выстроенные рассуждения и пустословие. Поэтому слово «схоластика» позже стало употребляться в отрицательном значении. Из всего перечисленного выше можно сделать несколько выводов в пользу схоластики: Существует мнение о том, что именно схоластика заложила основы логического мышления. Это направление философии оказало существенное влияние на формирование и развитие лексики; Именно схоластика с присущими ей способами и методами мышления оказала ключевое влияние на возникновение многих современных течений в философии, что делает ее предтечей современной философской науки. |