Главная страница
Навигация по странице:

  • Возрождение науки и естествознания

  • Идеология разума, как источника и двигателя познания

  • Идея прогресса

  • Идеальная модель общества

  • доклад история. Теоретическая база Просвещения Сущность


    Скачать 21.01 Kb.
    НазваниеТеоретическая база Просвещения Сущность
    Анкордоклад история
    Дата24.12.2021
    Размер21.01 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файладоклад история.odt
    ТипДокументы
    #316862

    Теоретическая база Просвещения
    Сущность
    В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

    Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины.

    Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. «Энциклопедии» (1751—1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века[5]. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. В нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой.

    Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.
    Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь.

    Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.).
    Возрождение науки и естествознания
    Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.
    Именно в «век разума», как еще называют эпоху XVII столетия, регулярно происходили различные научные открытия. Шведский ученый Карл Линней написал свой труд «Виды растений», куда внес описание тысячи видов флоры, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк предложил первую теорию эволюции, математики Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц независимо друг от друга и почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисление и еще десятки открытий, которые составили фундамент современной науки.
    Идеология разума, как источника и двигателя познания
    Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:
    разум воспринимался как единственный инструмент, благодаря которому можно преобразовать мир, исходя из принципов свободы, гуманности и равенства;

    причина всякого зла и несчастья лежит в невежестве, которое можно преодолеть лишь силой разума;

    любая истина познается через взаимодействие чувства и разума;

    в основу человеческой культуры должна должны лежать принципы разума;

    разум является единым и общим для всех людей, независимо от эпохи, национальности, социального статуса и т. д.
    Идея прогресса
    Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.
    Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.
    Идеальная модель общества
    Просветители выступали не только против феодального устройства, но и против монархического правления. Некоторые мыслители рассчитывали на «просвещенного монарха», независимого от феодального сословия, другая часть представляла интересы простого населения и выступала за народный суверенитет и переход к демократическому правлению. Обе тенденции имели сходные представления об идеальном обществе, среди них:


    1. равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;

    2. гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;

    3. отказ от любых форм принуждения;

    4. свобода вероисповедания;

    5. единство морального закона для всех;

    6. отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;

    7. осмысление средних веков в резко негативном ключе;

    8. подражание идеалам античности.


    написать администратору сайта