Главная страница

Теоретические аспекты формирования и развития культуры бизнеса. Теоретические аспекты формирования и развития культуры бизнеса


Скачать 26.62 Kb.
НазваниеТеоретические аспекты формирования и развития культуры бизнеса
Дата15.09.2021
Размер26.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТеоретические аспекты формирования и развития культуры бизнеса.docx
ТипДокументы
#232539

Теоретические аспекты формирования и развития культуры бизнеса

Понятие и формирование культуры бизнеса

Термин «культура» имеет два основных значения. Первое характеризует цивилизацию, продукт разума, выражающийся, в частности, в литературе и искусстве, второе - менталитет, отражающий типичные мысли, поведение и поступки людей, способы решения ими проблем. В дальнейшем будем рассматривать второе значение термина.

Культура различается по степени наблюдаемости и познаваемости - эксплицитная и имплицитная. Эксплицитная (явная, открыто проявляющаяся) включает материальные продукты человеческого труда (например, здания, одежду) и обычаи (взаимные приветствия или обращение по имени). Имплицитная (неявная, подразумеваемая) состоит из норм (например, запрещающих жульничать студентам на экзаменах), ценностей (респектабельные женщины должны одеваться скромно) и убеждений (утверждающих зависимость судьбы человека в большей мере либо от его поступков, либо неконтролируемых обстоятельств). Нормы, ценности и убеждения, составляющие имплицитную культуру, не являются легко наблюдаемыми, но могут быть выведены из слов и действий людей.

Концептуальную основу для исследования имплицитной культуры закладывает ее характеристика, в частности отношения индивидуализм-коллективизм (в какой мере участники группы предпочитают действовать как индивиды, в собственных интересах, или как члены группы, в ее интересах) и самодостаточность (собственные возможности достижения конкретных целей). Эти характерные черты культуры относятся не к личным качествам, а к самооценке относительно действий с учетом личных качеств в данной среде или ситуации [3].

Каждый параметр культуры ограничен двумя полюсами, задающими соответствующую шкалу. Например, один полюс - крайний индивидуализм, другой - крайний коллективизм, крайне высокая степень самодостаточности (вера в абсолютную возможность достижения того, что человек хочет и способен сделать) и крайне низкая (вера в то, что неконтролируемые силы всегда воспрепятствуют или ограничат достижение цели). Шкала, задаваемая двумя полюсами культуры, является порядковой. Это означает, что культурная характеристика индивида или группы может быть определена только относительно позиции других индивидов или групп, оцениваемых по той же шкале.

Группами, чья культура наиболее часто описывается и сравнивается с другими (с помощью выбранной системы параметров), являются национальные государства или этнические общности (границы которых могут не совпадать) и организации, например корпорации. Между этими двумя уровнями - национальным и организационным - находится профессиональная культура. На каждом уровне, кроме того, возможны сопоставления подгрупп, таких, как мужского и женского населения, молодого и пожилого возраста. Внутри организации каждое подразделение или производственная единица могут иметь собственную субкультуру (преподаватели финансового факультета придерживаются норм и убеждений, отличных, скажем, от принятых на факультетах маркетинга или менеджмента).

Национальную культуру определяют четыре группы параметров - физическая среда, разделяемые обществом системы верований, общий исторический опыт и национальный уровень развития.

Физическая среда. Люди, живущие на берегу океана, сталкиваются с другими проблемами повседневной жизни, чем те, кто живет в гористой, изолированной местности. Первые охотнее идут на контакты с другими сообществами и цивилизациями, следовательно, они более открыты и восприимчивы, даже более терпимы к посторонним.

Общие системы верований. Религия является важным источником культуры, о чем свидетельствуют, например, основные догматы православной и протестантских церквей.

Исторический опыт. Людей, иммигрировавших в Северную Америку, никогда не покоряли. Напротив, они, как правило, были победителями в войнах и сумели навязать другим элементы своей культуры силой или примером. Сравним это с историческим опытом, скажем, венгров или русских. В памяти венгров живы монгольское завоевание, 150 лет правления Оттоманской империи, оккупация фашистской Германии и навязанная извне коммунистическая система. В памяти русских также оставили след оккупация их предков монголами в течение почти 250 лет, наполеоновское и германские нашествия. Очевидно, что разный исторический опыт объясняет (по крайней мере, отчасти), почему американцы столь оптимистичны, а венгры пессимистичны. Эти культурные характеристики нашли отражение в их национальных гимнах.

Уровень развития. Общества имеют тенденцию двигаться от меньшего к большему индивидуализму по мере того, как экономика становится более зрелой.

Предлагаемый и описанный далее способ анализа связи между культурой и экономической системой, по сути, новый подход к тому, чтобы лучше понять различия в культурах бизнеса.

Для постановки проблемы определим и сопоставим экономические системы. XX в. показал только два их основных типа - рыночную (РЭ) и централизованно планируемую (ЦП). В данном вопросе мы можем согласиться с мнением ученого Я. Корнаи [4]. Заметим также, что существуют и трансформируемые, или переходные, экономики (ТЭ).

Система определяется следующими шестью ключевыми признаками, из которых первые три являются решающими, а остальные отражают главным образом последствия проявлений первых. По каждому признаку могут быть сопоставлены абстрактные модели ЦП и РЭ. С помощью данных признаков не составит труда классифицировать экономическую систему той или иной страны на данный момент. Это вовсе не значит, что все ЦП и все РЭ одинаковы. Несмотря на наличие особенностей, они имеют фундаментальные различия, и именно они, а не их вариации, определяют сущность экономических систем.

1. Политическая идеология и система государственного управления. ЦП: идеология правящей элиты категорически против частной собственности и рыночного размещения ресурсов. Коммунистическая партия обладает монополией на политическую власть. РЭ: идеология поддерживает частную собственность и рыночный механизм. Политическая система, как правило, плюралистична (часто демократична), хотя и может быть временно диктатурой (Чили, Тайвань) [5].

2. Собственность на средства производства. ЦП: преимущественно не частная. РЭ: преимущественно частная.

3. Размещение ресурсов и координация. ЦП: преимущественно бюрократические, иерархические. Производственные единицы крупные, вертикально интегрированные. Затраты и цены произвольны. Экономическая информация ограничена, часто тенденциозна, распространяется вертикально по принципу потребности в знании. РЭ: распределение ресурсов преимущественно рыночное, горизонтальное. Крупные фирмы дополняются множеством мелких и средних предприятий. Затраты и цены определяются рынком. Экономическая информация обильна, как правило, точна и движется свободно во всех направлениях.

4. Бюджетные ограничения. ЦП: мягкие бюджетные ограничения, государственная поддержка нерентабельных предприятий. РЭ: жесткие бюджетные ограничения, действенные процедуры банкротства.

5. Относительная власть покупателей и продавцов. ЦП: рынок продавца; отсутствие конкуренции для потребителей; постоянный дефицит; отсутствие неиспользуемых мощностей (например, нет явной безработицы). РЭ: покупатели и продавцы пользуются примерно одинаковой властью; сильная конкуренция покупателей и продавцов; наличие неиспользуемых мощностей (ощутима безработица).

6. Роль государства в обеспечении благосостояния. ЦП: государство высокого благосостояния [5, с. 38]. РЭ: государство ограниченного благосостояния.

Главные причинно-следственные связи между культурой и экономической системой в РЭ и ЦП фундаментально различны.

В РЭ культура способствует образованию экономической системы. Каждое общество существует в своей региональной и глобальной среде, которая определяет господствующие идеи века (например, выдвинутые Адамом Смитом), технологию (изобретение парового двигателя), институты (золотой стандарт), обычаи (свободная торговля). Экономическая система создается во взаимодействии внутренней культуры, институтов и политики с региональной и глобальной средой.

Сначала формируется культура, которая затем вместе с другими факторами помогает становлению экономической системы. Мы не говорим, что все взаимодействия односторонни, а только то, что в РЭ (и других естественным образом эволюционирующих системах) основное направление взаимодействия идет от культуры к экономической системе. Обратное влияние также может быть, но в меньшей степени. Так, глобализация изменяет национальную и деловую культуру, способствуя в той или иной конвергенции [6]. Но причинная связь идет в основном от культуры к экономической системе.

Эволюция докоммунистических систем вполне сходна с описанной для РЭ. Однако в определенный момент в отдельных странах экономическая система превращается в ЦП. В отличие от РЭ, где система развивается постепенно и органично (т.е. аналогично биологическим живым организмам), ЦП всегда вводится внезапно, искусственно и сверху внутренними силами (в России и Китае) или внешними (в Центральной и Восточной Европе).

Здесь необходимо отметить два ключевых факта, характерных для данной ситуации. Во-первых, происходит внезапное системное нарушение непрерывности с национальным прошлым. Во-вторых, возникает изоляция людей, живущих в ЦП, от внешней среды [6, с. 57]. Изоляция налагается частично самой системой, а частично внешними силами в результате, например, холодной войны.

В этой ситуации система ЦП заставляет людей изменять обычаи, модифицировать поведение, принимать другие обычаи, нормы и ценности. В большинстве случаев новые нормы, ценности и убеждения оказываются отличными от тех, которые распространяются управленческими звеньями системы. В результате может образоваться значительный разрыв между поддерживаемыми ценностями и ценностями в употреблении, а также между частными и общественными нормами, моделями поведения и ценностями. А если так, то обратим внимание на ключевой момент - система ЦП существенно модифицировала предшествующую ей культуру. Причинная связь теперь образуется по цепочке, в том числе, а, возможно, и преимущественно, от экономической системы к культуре.

Прежде чем проиллюстрировать, как система ЦП влияет на культуру, рассмотрим, что происходит, когда она трансформируется. Ее изменение представляет еще один драматичный разрыв с прошлым даже в тех странах (в некоторых новых независимых государствах), где правящая элита, институты и политика существенно не меняются или не меняются быстро. Причина (наряду с другими) - распад Советского Союза, а с ним и прямого советского контроля, необходимость создания независимого государства, его переориентации и расширения политических и экономических связей [7].

Во многих случаях ТЭ стремится превратиться в РЭ. За последнее десятилетие ряд стран с ТЭ достиг в этом значительного прогресса. С точки зрения приведенных выше критериев некоторые из них уже стали рыночными. В эту группу, безусловно, входят Венгрия, Польша, Словения, Чешская Республика, Эстония, а также и Китай (!). Остальные все еще не завершили трансформацию. Но некоторые оказались на обходных путях. Таковыми являются Россия и Украина (так называемые обходные экономики). Для них характерно (преднамеренное или непреднамеренное) создание господствующих институциональных систем, не соответствующих ни ЦП, ни РЭ. Такова монополизированная и криминальная экономика России, в которой государство не способно осуществлять наиболее важные функции, такие как обеспечение безопасности граждан, правоприменение в гражданских отношениях, сбор налогов и поддержание в рабочем состоянии валютной и финансовой систем. Вопрос, будет ли «обходное» состояние временным или постоянным, остается открытым.

Все организации независимо от целей деятельности создаются и действуют в определенной культурной среде. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации.

Культура представляет собой совокупность общих для группы ценностей, убеждений, средств выражения. С помощью норм и санкций она служит для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название культуры предпринимательства.

Культура бизнеса рассматривается как одна из субкультур, в которой находят свое специфическое выражение все основные элементы культуры общества: представления, символы, ценности, идеалы, образцы поведения и т.д.

В соответствии с этим подходом отмечается, что культура бизнеса находится в прямой зависимости от фундаментальных идей, ценностей, символов и образцов поведения всего общества. На их основе интегрируются индивиды и группы, через них осуществляется ценностный и нормативный контроль за их поведением [8]. Так же культура рассматривается через призму факторов, воздействующих на жизнь организации и, соответственно, организационной культуры. Способность организации проводить те или иные действия во многом основана на ценностных представлениях руководства. Система ценностей определяет и поведение предпринимателей. Поэтому при стратегическом анализе потенциала важно выявить качественный базис действий руководства.

Культура бизнеса и философия компании имеют первостепенную важность, с их помощью руководство контролирует социальные процессы, осуществляющиеся в виде поставки услуг, приносящих пользу заказчикам. Дальновидные руководители уже давно осознали ценность культуры бизнеса как стратегического инструмента, позволяющего ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, повышать инициативу сотрудников, обеспечивать их преданность и облегчать общение. Они стремятся создать собственную культуру, чтобы все служащие понимали и придерживались ее.

Как правило, в крупнейших компаниях существует сильная организационная культура. Ее параметры, являясь смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, часто проявляясь в столкновениях культур, специфичны и могут касаться, например, следующих вопросов:

­ предназначение организации и ее «лицо»;

­ старшинство и власть;

­ значение различных руководящих должностей и функций;

­ обращение с людьми;

­ беспристрастное отношение или фаворитизм;

­ роль женщины в управлении и на других должностях;

­ критерии выбора на руководящие и контролирующие должности;

­ организация работы и дисциплина;

­ стиль руководства и управления;

­ процессы принятия решений;

­ распространение и обмен информацией;

­ характер контактов;

­ характер социализации;

­ пути решения конфликтов;

­ оценка эффективности работы;

­ отождествление с организацией [9].

Большинство авторов сходится на том, что культура бизнеса представляет собой сложную взаимосвязь важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, распоряжения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

Таким образом, культура бизнеса представляет собой важный компонент и условие существования организации. Культурные образцы, принятые и усвоенные в данной организации, оказывают значительное влияние на раз личные стороны деятельности членов организации и, в частности, на властные отношения и отношения контроля; отношение к трудовой деятельности; межличностные отношения внутри групп; межгрупповые отношения; отношения с внешним окружением, а также на технологии, мотивацию и т.д. Кроме того, культура определяет процессы интеграции (особенно на уровне консолидации) и специфику ролевых требований.

В целом культуру бизнеса можно определить как совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной организации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей [10].

Таким образом, культура бизнеса выступает как основа жизненного потенциала организации. Она выполняет функции внутренней интеграции и внешней адаптации организации. Она определяет стратегию организации, цели и средства их достижения, а также критерии эффективности в достижении намеченных целей. Благодаря культуре, в организации разрабатывается общий язык и концептуальные категории, критерии получения, удержания и утраты власти, правила поведения, системы поощрений и наказаний. Организационная культура обеспечивает более тесную коммуникацию между членами организации - основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек, являются общими для всех.

В современном Казахстане формирование предпринимательского сектора идет достаточно быстрыми темпами. Однако, несмотря на высокий уровень образования деловых людей (80% имеют высшее образование, треть - с кандидатской степенью), - сегодня по своим нравственным установкам предпринимательская среда Казахстана неоднородна.

К сожалению, преобладают те, кто ставит своей целью зарабатывание денег любыми доступными способами и в меньшинстве ? предприниматели цивилизованного типа. Чтобы ситуация изменилась к лучшему, необходимо, прежде всего, повысить культуру бизнеса, сделать ее адекватной современным потребностям общества.

Актуальность решения этого вопроса диктуется не только развитием рыночных структур Казахстана, задачами ее интеграции с Европейским Союзом, но и проблемой выживания самого предпринимательства в современных условиях нестабильности финансово-экономических процессов в мире и в Казахстане.

Причин низкого культурного уровня деловых людей немало, но важнейшими из них являются следующие:

- нестабильность государственной экономической и социальной политики;

- сохранение прежних стереотипов, сложившихся в условиях централизованной системы управления;

- незнание собственной истории, культурных традиций прошлого делового мира Казахстана;

- отсутствие необходимых профессиональных способностей и опыта работы в цивилизованной рыночной экономике;

- незнание этики экономической деятельности, лучших современных мировых образцов социально-экономического и культурного поведения;

- недооценка культуры и неверная ориентация на исключительную достаточность профессиональных качеств;

- правовой нигилизм, незнание или невыполнение законов, что ведет к криминализации деятельности (уклонение от уплаты налогов, нецивилизованная торговля, коррупция и т.д.);

- в целом негативное общественное мнение о предпринимателе и частном бизнесе.

Что же необходимо предпринять для формирования высокой деловой культуры в Казахстане, чтобы нормой поведения современных бизнесменов стали лучшие образцы предпринимателей прошлого, когда купеческое слово было тверже капитала, а многотысячные сделки совершались под честное слово купца?

Ученые считают, что решение этих проблем требует кардинального изменения отношения к культуре предпринимательства: кодекс деловой культуры должен быть дополнен кодексом этических норм поведения в бизнесе и создан общественный механизм контроля над их соблюдением.

Следующим важным моментом является выработка глубоко продуманной системы образования и воспитания деловых людей новой ориентации, в которой учитывались бы как профессиональные качества, так и общечеловеческие (и национальные) ценности.

В последние годы ученые разработали ряд эффективных методик формирования высокой культуры предпринимателей. Среди них представляет интерес концепция подготовки деловых людей позитивной социокультурной ориентации, которая содержит следующие важнейшие элементы [12]:

1. Обеспечение качественной оценки не только профессиональной, но и социокультурной ориентации (с помощью компьютерных методик и различных программ).

2. Разрушение негативных стереотипов прежнего поведения (с помощью специальных компьютерных методик, деловых игр, тренингов).

3. Обеспечение активного восприятия ценностных установок, адекватных рыночным отношениям (на конкретных примерах личностных качеств лидеров-бизнесменов из отечественной и зарубежной практики).

4. Социокультурная подготовка посредством:

- обучения, переподготовки и повышения квалификации;

- практической деятельности в собственной фирме, во время стажировок (особенно на зарубежных крупных фирмах) с целью ознакомления с позитивными стереотипами поведения западных партнеров.

5. Обеспечение активной высококультурной профессиональной деятельности формируется:

- общим уровнем деловой культуры фирмы;

- уровнем отношений среди сотрудников;

- корпоративной культурой (организацией неформального общения, неофициального обмена информацией);

- в результате использования церемоний и ритуалов, которые превращают ценности деловой культуры в повседневную практику и закрепляют гуманные манеры общения и др.

Любая фирма, организуя свою работу с персоналом, имеет дело с изложенными элементами концепции. Однако конкретное их применение зависит от установленных ценностей, уровня деловой культуры каждой отдельно взятой фирмы.


написать администратору сайта