Главная страница

Использование игровых технологий. Использование игровых технологий при работе с подростками в усло. Теоретические основы игровых технологий 7 1 Игровые технологии сущность, виды, классификация 7


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеТеоретические основы игровых технологий 7 1 Игровые технологии сущность, виды, классификация 7
АнкорИспользование игровых технологий
Дата10.05.2023
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИспользование игровых технологий при работе с подростками в усло.docx
ТипДокументы
#1118506
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Глава 1. Теоретические основы игровых технологий




1.1 Игровые технологии: сущность, виды, классификация


Современный этап развития образования характеризуется внедрением в систему обучения и воспитания Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который предъявляет новые требования к результатам обучения. ФГОС ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности школьников, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования.

Новый образовательный стандарт ориентирует на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов3:

Личностные результаты содержат стремление обучающихся к самопознанию, к саморазвитию, к самоопределению. А также готовность к изучению новой деятельности, но не только изучению, а активном участии в познавательной деятельности и комплекса важных для человека социальных и личных взаимоотношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, умение ставить цель и добиваться ее, смотреть в светлое будущее и строить планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами».

Помимо метапредметного подхода к процессу обучения и воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт реализует системно-деятельностный подход, который направлен на:

  1. развитие стремления к самопознанию, самокритике, самореализации;

  2. планирование и конструирование социальной сферы развития учеников;

  3. энергично-развивающийся процесс обучения;

  4. учет возраста психологии и физиологии обучающихся при формировании учебной деятельности.

Процесс технологизации глубоко влияет на современное образование. Само понятие «технология» имеет несколько вариантов трактовок. Толковый словарь С.И. Ожегова называет его совокупностью производственных процессов в определённой отрасли производства, а так же научное описание способов производства.4 Большая советская библиотека описывает это как единую систему, которая следует определенным правилам, для достижения конкретного результата, а точнее «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы, и способы». Другими словами, единое знание, имеющее определенные правила, и целью является получение конкретного желаемого результата. В 60-е года прошлого столетия появляется новое понятие – образовательные технологии, включающее в себя как «технологии обучения и воспитания», так и «педагогические технологии». Одним из вариантов трактовки данного понятия предлагает нам Ушаков Д.Н 5 . «Технология – совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. Технология металлов. Химическая технология. Технология дерева».

Следующее определение находим в словаре Ефремовой, оно выглядит так: «Технология – 1. научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы. 2. Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве»6.

В.П. Беспалько (доктор педагогических наук) в своей книге «Слагаемые педагогической технологии» (1989) дает следующее определение понятию: «Педагогическая технология – итог глубоко продуманной творческой и содержательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов воспитания и обучения»7.

Б.Т. Лихачев рассматривал Педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса8.

Под «игровыми технологиями» в педагогической науке понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В своей работе с учащимися мы используем шесть методов организации игровой деятельности, предложенные С. А. Шмаковым 9.

Метод игрового тренинга. Методы – это то, с помощью чего организуется процесс взаимодействия участников в тренинге. В тренинге, как при любой другой форме интерактивного обучения, предполагается разнообразие методов.

Метод театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей.

Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Девиз этого метода: «Кто вперед?»

Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего-либо (стихотворения, загадки, праздники, музыкальные сказки и т. д.).

Метод воспитывающих ситуаций, т. е. ситуаций организованного успеха, доверия.

Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала10.

ФГОС требуют использование интерактивных технологий.

Интеракция – происходит слово из английского языка inter -между и action – деятельность, а значит интеракция – это процесс деятельности между индивидуумами. (Процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции) процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, социальных систем, обществ друг на друга. В основе интерактивных технологий лежит диалог (полилог) между учителем и учениками, учениками между собой. Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  1. как самостоятельная технология для усвоения нового материала, а именно новых понятий и тем, а может и целой темы;

  2. как составная часть более широкой образовательной технологии;

  3. как технология урока или его эпизода, а именно введения, пояснения, фиксации, упражнения и контроля;

  4. как технология внеурочной деятельности;

Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

  • мотивация для соревновательного эффекта, которые переносит педагогическую деятельность в игровую;

  • педагогическая цель для формирования игрового упражнения для обучающихся;

  • учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве средства игры;

  • успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры.

К интерактивным технологиям относятся:

  1. Технологии встречных усилий (ТВУ);

  2. Технология развивающего (проблемного) обучения;

  3. Технологии коллективного способа обучения (КСО) А Г. Ривина, В.К. Дьяченко;

  4. Технология полноценного сотрудничества.

  5. Технология проектной деятельности.

  6. Кейс-технологии.

  7. Технология «Перевернутого урока».



К интерактивным технологиям относится игровая технология. Под игровой технологией понимается технология, основанная на игре, игра является видом деятельности, в котором участники могут свободно самовыражаться.

Трансляция достижений человеческой культуры вступающим в жизнь поколениям―процесс, протекающий под влиянием множества факторов (природных, социальных, педагогических), среди которых, пожалуй, игре принадлежит особо значимое место. Являясь одним из самых древних видов человеческой деятельности, игра пронизывает все сферы человеческого бытия, сопровождает человека на протяжении всей его жизни11. Культура – это опыт всего созданного человеком, а образование – ретрансляция опыта в сознании подрастающего поколения. Без культуры нет игры. Важной составляющей культуры является образование. Современное образование направлено на технологизацию процесса, а это значит, что процесс обучения будет эффективным, хорошо развивающим и гарантированным. Образовательная технология определяется как итог глубоко продуманной творческой и содержательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов воспитания и обучения.

Игра способствует становлению и развитию личности человека, современного подростка 12 . На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

В общем смысле, личность – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающие психологическое образование, представляющую собой систему мотивационно–потребных отношений, взаимодействие субъекта и объекта13.

В психологическом словаре мы находим следующую трактовку понятия «личность»: «Личность – это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющие свои индивидуальные особенности»14.

В своих исследованиях, касающихся проблем развития личности З. Фрейд отмечал, что определяющим для личности, являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка. З. Фрейд первым предложил трехкомпонентную структуру личности: Ид, Эго, Суперэго. Он также применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное1543.

С. Л. Рубинштейн – знаменитый ученый, энциклопедист, исследователь, занимавшийся вопросами философии и психологии, – считал, что личность определяется через триединство: 1) что человек хочет (направленность как мотивационно – потребительская сфера), 2) что он может (способности, дарования), 3) что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер16.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта