Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • 1.1 дипломная. Теоретические основы изучения проблемы развития эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи


    Скачать 31.34 Kb.
    НазваниеТеоретические основы изучения проблемы развития эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
    Дата13.04.2022
    Размер31.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.1 дипломная.docx
    ТипГлава
    #471711

    Содержание

    Введение

    Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

    1.1 Эмоциональный слух как компонент невербальной коммуникации

    1.2 Особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

    1.3 Теоретические подходы к развитию эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

    Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

    2.1 Организация, методы и методики исследования

    2.2 Психокоррекционая программа по развитию эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

    2.3 Качественный и количественный анализ полученных данных

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    1.1 Эмоциональный слух как компонент невербальной коммуникации

    Во время общения собеседники, в первую очередь, обращают внимание на лица друг друга, и именно эмоциональные проявления регулируют и определяют понимает ли тебя твой собеседник. Вся эмоциональная нагрузка проявляется в мимике человека (мимика – это движения мускулатуры лица), что делает ее важной частью в невербальной коммуникации. У детей лучше проявляются мимические изменения, нежели чем у взрослых. О состоянии партнера, о виде его темперамента, о личностных свойствах, о его отношении к собеседнику, о ситуации общения и др. можно судить по проявляющимся внешне эмоциям. Эмоция является способом установления контакта с социумом и средством воздействия на окружающий мир. [7]

    Эмоции – это особой группы психических состояний также действий, отображающих в фигуре прямого пристрастного переживания важность функционирующих на индивида происшествий также явлений в их взаимосвязи с важными нуждами; кроме того, это прямое временное переживание какого-либо чувства. [9,10]

    Главные функции эмоции:

    1) экспрессивная – с поддержкой данной функции возникает возможность, не воспользовавшись речью, рассуждать о состоянии друг друга;

    2) синтезирующая: с поддержкой данной функции улавливается предмет полностью (взамен комплекта звуков – мелодия, взамен разнообразных пятен – ландшафт полностью и др.);

    3) побуждающая – каждое эмоциональное чувство включает тот или иной облик предмета, способного угодить важные необходимости человека;

    4) следообразование: функция показывает на умение эмоций откладывать отпечатки в опыте человека (воспоминания); в особенности наглядно роль следообразования способна быть заметной в вариантах сверхэкстремальных эмоциональных проявлений;

    5) предвосхищающая эвристическая – данная роль акцентирует значимость в актуализации закрепленного навыка, так как она опережает развитие происшествий также образующиеся при данной эмоции сигналят об перспективе позитивной либо об негативном финале;

    6) отражательно-оценочная: каждая эмоция считается работой, она дает оценку прибывающему сведению о внешнем также внутреннем мире в мозг;

    7) организующая (дезорганизационная): эмоции образуют деятельность, отдавая в нее все без исключения силы и внимание, то что безусловно способна воспрепятствовать обычному протеканию проводимой в этот же период иной деятельности;

    8) компенсаторная (замещающая): эмоции, представляя собой действующим состоянием специальных мозговых структур, проявляют воздействие в прочие церебральные системы, которые регулируют поведение, процессы восприятия внешних сигналов также последующее извлечение данных сигналов с памяти (к примеру, подражательное поведение);

    9) переключающая – данная роль выявляется в области врожденных форм поведения, но также при условно-рефлекторной деятельности;

    10) функция (аварийного) разрешения обстановок – данная роль появляется в экстренной ситуации, если степень адреналина в крови увеличивается (страх);

    11) функция активации также мобилизации организма: эмоциональные проявления, обеспечивающие удачное осуществление какой-либо задачи, что приводят организм во взволнованное положение.

    Одна функция не может существовать без другой, т.е все функции между собой взаимосвязаны.

    Эмоциональный слух является средством, способствующим в получении каких-либо данных, относящихся к невербальной речи. Что такое невербальная коммуникация как одна из составляющих речевого общения, и что входит в важные составные части этого вида коммуникации?

    В отечественной психологии среди трудов, посвященных невербальному общению, особо мы можем отметить работы таких исследователей, как В.А. Лабунская, Н.И. Горелов, Е.П. Ильин, М.С Адрианов, Э.Л. Носенко, А.Ю. Панасюк и многие другие исследователи.

    М.С Адрианов дает следующее определение понятию невербальная коммуникация — это обмен значимой информацией, не выраженной словами. Он также отмечает то что, невербальная информация может быть более ценной, нежели чем вербальное общение. Уже в конце первого – начало второго месяца жизни проявляются невербальные средства общения: смех, улыбка, мимические движения и т.д. Далее возникают предметно-действенные средства общения: позы, жесты, прикосновение и др. На следующем этапе, когда ребенок овладевают речью, данные средства невербальной коммуникации развиваются и становятся осознаваемыми, что позволяет им общаться с людьми наравне с вербальными средствами. [7]

    Невербальная коммуникация – это основа современной речи, является первичной формой взаимодействий людей, появившаяся ещё до словесной речи, ребенок рождается с невербальными средствами голосовой вокализации, только лишь через полтора года возникает речь, и она независима от вербальной речи, это было доказано функциональной асимметрией головного мозга человека. За невербальную коммуникацию отвечает правое полушарие.

    Для В.П Морозова невербальная коммуникация – это психологическое свойство голоса и речи человека, способное многократно усиливать значение слов и придавать им прямо противоположный смысл. Невербальная коммуникация является вторым информационным каналам в системе общения, также существует и в других (неречевых) системах. [1] Термин «невербальная коммуникация» имеет эквивалент пара- и экстралингвистическая коммуникация.

    В формировании межличностных отношений огромное значение придается психофизическому образу говорящего, возникающий у слушателя. Часто слушатель верит невербальному смыслу общению, нежели вербальному.

    Существует несколько каналов передачи и приема невербальной информации: акустический, зрительный, тактильно-кинестетический и ольфакторный (обоняние).

    Акустическими средствами невербальной информации являются: тембр голоса, мелодика речи, сила голоса, темпоритмические особенности речи и атипичные индивидуальные особенности. Во всех средствах важную роль играет эмоциональная информация. Эмоциональное состояние говорящего будет отражаться в изменениях не одного, а нескольких акустических средств. Например, изменение тембра приведет вслед за собой изменение и высоты голоса (эмоция гнев ведет за собой увеличение высоты голоса и силы). Таким образом, наиболее содержательным средством, способствующим получению данных, относящихся к невербальной стороне коммуникации, является эмоциональный слух.

    Эмоциональный слух — сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме. Это психологическое понятие впервые использует в своих исследованиях В.П Морозов в 1985 году. Один из пяти его патентно-изобретательской деятельности о исследовании эмоционального слуха: Способ оценки эмоционального слуха, 2004 г. Большая часть его исследований посвящена именно этому понятию и оценке эмоционального слуха. Первым разработал психоакустические тесты для оценки ЭС у людей разных возрастных категории и профессиональной деятельности. Тест состоял из звуковых и речевых фрагментов с участием профессиональных певцов, музыкантов и т.д.

    В обыденности эмоциональным слухом называют то, что человек, который слушает способен определять по звуку голоса говорящего его эмоциональное состояние. Центр эмоционального слуха расположен в правой височной области. Нарушение данной области (например, при инсульте, травмы или опухоли мозга) приводит к неспособности правильно принимать и распознавать известные мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи и т.д. Ученые доказали, что распознавания эмоциональной интонации лучше воспринимается левым ухом, так как адресовано правому полушарию (функциональная асимметрия головного мозга). Но воспринимающую функцию может и взять правое ухо, благодарю наличию связывающих полушария структур, когда левое ухо воспринимает – по моделям сохранившиеся в памяти лишь по акустическим признакам, а правое – по тембральным, интонационным и ритмическим характеристикам (акустические средства передач невербальной информации). ЭС является важнейшей частью экстралингвистической коммуникации человека, обусловливающей восприятие эмоциональной интонации голоса. В активной диалогической речи постоянно имеется эмоциональный контекст информации, что обусловливается отношением сообщающего или к личности собеседника, или к предмету беседы. То есть, полутона, подтексты, паузы и невысказанности, воспринять какие может только лишь «слышащая душа» (можно подтвердить вышесказанное формулировкой Б. Е. Захавы, что ухо слышит речевым слухом, а душа — эмоциональным), т.е. особый вид акустический чувствительности, именуемый эмоциональным слухом.

    А. А Борисова выявила, что индивидуальный опыт людей влияет в более точной дифференциации переживаний, также на знак и модальность предъявляемой эмоции. Легче всего определялось состояние радости, затем восхищения; хуже всего — состояние любопытства. Так же было выявлено тенденция лучшего распознавания именно положительных эмоциональных состояний. [2]

    И.А Автушенко в своей статье делит эмоциональный слух на активную также пассивную форму. Умение грамотно определить эмоцию — данное является пассивной формой ЭС, пассивная же форма делится на:

    -пассивно-тембровый - это способность точного определения эмоционального значения фразы по особенностям тембра звука;

    -пассивно-мелодический - способность точного определения эмоционального значения фразы по динамике звуковысотных изменений, т.е. по мелодическим особенностям ее звучания;

    -пассивно-темпоритмический - способность к определению эмоционального значения фразы по особенностям ее темпоритмической организации.

    Пассивная форма рассчитывается в процентном соотношении.

    Умение высказывать эмоции голосом либо с поддержкой мелодического инструмента обусловливается активным ЭС, которая делится на:

    -активно-речевой - это способность к точному воспроизведению эмоционального значения речевых фраз путем их повторения;

    -активно-вокальный - способность к точному воспроизведению эмоционального значения вокальных фраз (т.е. спетых певцом) путем их пения;

    -активно-инструментальный - способность к точному воспроизведению эмоционального значения заданных музыкальных фрагментов путем их проигрывания на музыкальном инструменте.

    А активный ЭС оценивается методом экспертно-аудиторских оценок, когда исследуемый повторяет своим голосом звучание установленных ему эмоционально окрашенных фрагментов речи. После обусловливается корректность воссоздания им эмоционального значения указанных голосовых фраз или фрагментов.

    Григорий Викторович Гершуни в своих работах представлял особый интерес к исследованию слуха как науки, также доказал о необходимости изучении слуха как части сложнейшей системы биоакустической коммуникации. Также есть ряд работ, посвященных объяснению термина эмоциональный слух, как способность к извлечению из речевого сигнала информации эмоционального характера, подобно тому как под термином речевой слух подразумевается способность к выделению вербальной лингвистической информации, где речь идет о восприятии и классификации человеком по ряду признаков голосовых сигналов обезьян, в большей степени, о способности людей правильно идентифицировать эмоциональное состояние, в котором находилось животное при издавании данных звуков: тревога, угроза, ярость, приветствие, страх и т. п. Где был отмечено наличие сходств выражении эмоции голосом человеком и животным, что подтверждает наличие эволюционно-древнего происхождения эмоциональновыразительной функции речи по отношению к вербальной коммуникации. И даже после появления вербальной коммуникации, невербальная не утратила доминирующую роль. Роль эмоционального слуха: способность к извлечению из речевого сигнала информации эмоционального характера, т.к к эмоционально-выразительной функции речи относится ее рецептивная часть - слуховое восприятие. [4]

    И. А. Переверзева продемонстрировала в своих исследования тот факт, при котором выявляется то, что наблюдающему сложнее определить чувства у лиц с предрасположеностью к негативным эмоциональным переживаниям, так как им характерно утаивать представление собственных чувств. Автор приходит к заключению о том, что чем больше индивид предрасположен осуществлять контроль выражение собственных чувств, тем сложнее их определить иному человеку. Так как индивид, предрасположенный к позитивным эмоциональным переживаниям, в меньшей мере осуществляет контроль за личные чувства, постольку они проще и распознаются наблюдателем. [5]

    В своих исследованиях Пашина А.Х говорит о том, что на данном этапе в психологической практике обширно применяются тесты, к примеру, Люшера и Роршаха, для того чтобы согласно цветовому предпочтению или характеру интерпретации формы пятен возможно обнаружить определенные характерные черты эмоционального поведения человека. Аналогично возможно допустить, то что согласно качественным данным четкого опознавания эмоций, окрашивающих речь говорящего, можно рассуждать об содержательном плане эмоциональной области не только говорящего, однако также воспринимающего разговор. Расценивая вид эмоционального переживания говорящего, слушатель в то же время характеризирует и свою эмоциональную сферу. Для того чтобы продемонстрировать, то что состав эмоционального слуха человека на самом деле отображает качественные свойства его эмоциональной области, Пашина А.Х сравнила количественные также качественные характеристики эмоционального слуха, полученные в четырех подборках испытуемых, которые заранее отличались друг от друга в плане их эмоционального становления. В ходе исследования А.Х Пашина выявила то, что особенности восприятия эмоционального переживания человека по невербальным характеристикам поведения (мимике, жестам и т.д) зависит успешность опознавания от эмпатии, уровни тревожности и то какой эмоциональный фон доминирует у испытуемого в начале эксперимента. Так же, автором было отмечено что субъективный опыт, как конституциональное образование, включающее весь набор эмоции, который может распознать по голосу другого, является определяющим качественные и количественные параметры эмоционального слуха, и на характеристики ЭС влияет уровень функциональной тревожности и эмпатия. [6]

    Из всего вышеперечисленного можно определить структуру ЭС: тревожность, эмоциональный фон и эмпатия (т.е. способность к сопереживанию).

    Таким образом, эмоциональный слух считается средством, которое сформировывает у человека наиболее чуткое чтение чувств, эмпатическое умонастроение. Данные доказывают исследования, проведенные и Морозовым В. П., в процессе каковых была подтверждена связь уровня формирования эмоционального слуха и уровня эмпатии. Также было отмечено, что коммуникация, изначально построенная на эмпатии, подразумевает глубокое понимание человека, также соприкосновение с его эмоционально-чувственным миром.

    При высоком уровне эмпатии характерны такие черты как мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для людей с низким уровнем эмпатии — замкнутость, недоброжелательность и т.д.[14]. Коммуникация, изначально построенная на эмпатии, подразумевает более глубокое понимание человека, соприкосновение с его эмоционально-чувственным миром. Термин «эмпатия» был введен в психологию Эдвардом Титченером, «эмпатия» («empathy») с греческого «empatheia» (em – «в», pathos – «страсть, сильное чувство, страдание»). [12]. В.Д. Шадрикова и И.В. Кузнецова дают следующую трактовку данному понятию: «Эмпатийным является тот человек, который способен ставить себя на место другого, и умеющий сопереживать. Важным умением является, как более точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов и т. д. Состояние эмпатийности выражается в том, как ты сможешь воспринимать внутренний мир другого человека, в способности понимать его и относиться к нему бережно». [13]

    Если рассматривать эмпатию как познавательный процесс, то тут следует указать на такие феномены как понимание другого с помощью чувств, ощущения себя в объектах познания, понимание внутреннего мира окружающих и т.д. Эмпатический процесс происходит в пространстве внутренного мира человека, сопровождающаяся такими процессами как вчувствование, сопереживание и совместного проживания данных чувств. Выделяются два вида реакции переживания чувств: викарные (прямое сопереживание чувствам объекта эмпатии – является истинной эмпатии) и реактивные (рассматриваются как качества результата викарных реакций).

    Выделяют два вида эмпатий: «когнитивную» и «эмоциональную». «Когнитивная эмпатия» подразумевает под собой те эмпатические процессы, которые направленны на понимание, при условии неизмененности собственного состояния, то что относится к разделению чувств, т.е к умению сопереживать относится к «эмоциональной эмпатии» или аффективной. В ходе развития теории по эмоциональному интеллекту, эмпатия перестала быть когнитивным явлением (то есть способность интеллектуально постигать то, что переживает другой человек, в комплекс эмпатических способностей). Впервые термин «эмоциональный интеллект» был использован П. Саловеем и Дж. Мейером, дав определение «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». Что связывает его с определением эмпатия: отслеживание и распознавание чувства другого человека. Эмоциональный интеллект состоит из способностей трёх уровней:

    -идентификация и выражение эмоций;

    -регуляция эмоций;

    -использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

    Человек владеющий низким уровнем эмоционального интеллекта не может контролировать свои эмоции, чаще у него проблемы с выстраиванием отношении с окружающими, а если ещё и низкий уровень эмпатийности совершая какое-либо преступление, человек не чувствует боль другого человека. При высоком уровне эмоционального интеллекта человек, в первую очередь, реагирует на причины, а после адекватно реагирует. Эмпатия как понимание, а эмоциональный интеллект как инструмент для совершения дальнейших действии.

    У детей эмоциональный слух формируется в дошкольном возрасте, так как это является частью когнитивного развития. При норме у ребенка развиваются представления об эмоциональных модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть, вина), и умение выражать и умение сопереживать эмоциональное состояние. Мимика, жесты, позы, речь и др. являются предметом опознавания наблюдаемой эмоции. С возрастом расширяется эмоциональный ряд эмоциональных переживаний. Около 3 – 4 лет проявляются социальные чувства, которые побуждают в след за собой совершения нравственных поступков. Далее свое развитие получает эстетические чувства, в ходе развития творческой деятельности ребенка. Со временем у детей дошкольного возраста осваиваются такие формы выражения эмоций как экспрессивные, которые включают в себя интонацию, мимику и пантомимику. Данные освоенные выразительные средства помогают дошкольнику основательнее понять переживания другого человека. В предшествующих стадиях онтогенеза главным ориентиром для него считалась оценка взрослого, в таком случае сейчас он способен ощущать удовольствие, предугадав благоприятный итог собственной работы также отличного настроя окружающих. Важным этапом является взаимодействие со сверстниками в игре, которые могут вызывать сильные эмоции. Дальше в становлении формировании эмоции становятся события из литературных произведении или события, происходящие с вымышленными героями, в младшем дошкольном возрасте наблюдается сопереживание вымышленным героям. То есть, художественные образы способствуют у ребёнка воспринимать и сопереживать чувствам другого человека. С трёх до четырёх лет идет интенсивное формирование словесной речи. Речь становится богатой за счет интонации. Совершенствуется эмоциональная регуляция поведения, за счет появления эмпатии, также способности отстраниться от личных эмоциональных переживании и переход к пониманию эмоции других. Им становится доступно за счет дифференциации (отделением) себя и партнёра как самостоятельных объектов общения и переживания, которое совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. К пяти годам формируется уже способность осознавать и контролировать собственные эмоциональные состояния и реакции.

    Отсюда следует, что эмоциональный слух нацелен никак не только лишь на понимание значения речи, однако также и на изучение личности говорящего. Поэтому очень важно чтобы у ребенка с раннего детства развивали способность эмоционально воспринимать речь, с целью повышения уровня коммуникации. Для этого процесса очень важен факт развитости эмоциональной лексики, т.к в данном случае большая вероятность того, что правильно будет оценен и грамотней будет расшифрована невербальная часть, которая заложена в речевом контексте. [1].

    Вывод: необходимо резюмировать вышесказанное, выделив основные пункты, которые показывают значимость эмоционального слуха как средства способного улучшить коммуникативные навыки человека. Во-первых, в процессе изучений существовала взаимозависимость эмоционального слуха и эмпатии, представляющей важной возможностью, которая показывает человеческую природу. Во-вторых, за счет восприятия эмоциональной информации в речи слова коммуникативного напарника прекращают служить лишь как источник формального текста, впредь они считаются основой, передающим психологическое состояние и личностное отношение к чему-либо. В-третьих, точное толкование невербальных эмоциональных предпосылок считается задатком осмысления, исключающего выдумывание и смысловое изменение при восприятии слов собеседника, здесь речь идет о понятии эмоциональный интеллект как идентификация эмоции. В-четвертых, сформированный эмоциональный слух сможет помочь обнаруживать расхождение и разногласия между словами сообщающего также тем эмоциональным оттенком, с каким они были произнесены. В большинстве случаев, значение слов также эмоциональный компонент, с каким индивид их сообщает, схожи, то есть никак не противоречат друг другу. Но бывают и случаются ситуации, в каковых сообщающий стремится утаить собственное подлинное отношение к предмету беседы, при чем данное может осуществляться даже на бессознательном уровне. Невзирая на существенный интерес многих ученых системно эмоциональный слух никак не исследован, концепция ее, также и теория невербальной экстралингвистической коммуникации в целом не разработана. Но в целом формирование вербальный восприимчивости возможно только лишь только в общем формировании речевого и эмоционального слуха.

    Список литературы

    1. Морозов, В. П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В. П. Морозов; под редакцией А. Л. Журавлева. — Москва: Институт психологии РАН, 2019. — 528 с. — ISBN 978–5-9270–0187–3.

    2. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи //Вопр. псих. 1989. № 1

    3. Автушенко И.А. Речь актера и эмоциональный слух. /Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

    4. Гершуни, Г.В. и др. Физиология сенсорных систем / В.Г. Гершуни, Молчанов А.П., Радионова Е.А., Ратникова Г.И., Бару А.В., Чистович Л.А., Кожевников В.А. – Л.: Наука Ленинградское отделение, 1972. –Ч. 2. Раздел 2. Слух.

    5. Переверзева И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией / И.А. Переверзева // Вопросы психологии. 1989. №1

    6. А.Х Пашина/ Экспериментальные исследования о структуре эмоционального слуха. Психологический журнал. Том 13 №3 1992г.

    7. Изард К. Психология эмоций, СПб., 2000.

    8. М.С Андрианов. «Невербальная коммуникация: психология и право»: Институт Общегуманитарных Исследований; Москва; 2007

    9. Краткий психологический словарь [Текст] : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. – М. : Политиздат, 1985. – 39 с.

    10. Орлов, Ю. М. Эмоции и чувства [Текст] / Ю. М. Орлов. – М. : Просвещение, 1996. – 287 с.

    11. Морозов, В. П. Эмоциональный слух: Экспериментально-психологические исследования / В. П. Морозов // Психологический журнал, 2013. — Т. 34. — № 1. — С. 45–62.

    12. Титченер, Э. Учебник психологии. Ч. 1–2; пер. с англ. и предисл. прив.-доц. А. П. Болтунова. – М.: Изд-во товарищества «Миръ», 1914. –250 с.

    13. Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности //Справочник заместителя директора школы. – 2012. – №. 8. – С. 58-69.

    14. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., «Когито-центр», 2005.


    написать администратору сайта