курсовая работа профильная отредактированная. Теоретические основы изучения военной прозы в современной литературе. 4
Скачать 85.63 Kb.
|
Выводы по главе 2.Автор “Патологий” выстраивает историческую линию, подчеркивает преемственность многих сотен поколений воинов, которые перед боем испытывали в разные эпохи примерно одинаковые чувства и эмоции: “Сколько сотен лет лежали так ребятишки на боку, слушая тяжелое уханье собственного сердца, помня о том, что завтра бой, и в этих словах заключались все детские, беспорядочные, смешные воспоминания, старые хвостатые мягкие игрушки с висящими на длинных нитях, оторванными в забавах конечностями, майские утра, лай собаки, родительские руки, блаженство дышать и думать… Даша… – и все это как бульдозером задавливало, задавливает, вминает во тьму то, что завтра” [6;66]. Степень пережитого на войне кошмара оставляет такой заметный след в человеке и на его внешнем облике, что пацаны-спецназовцы вываливаются из “почивальни” “грязные, сырые, черные, бессонные, безумные, похожие, будто братья” [6;127]. Война меняет человека изнутри и снаружи, она отнимает силы, корежит сознание и даже о ладонях бойцов Прилепин пишет, что огни стали “разодранными, рваными, с изуродованными линиями жизни и судьбы” [6;132]. Заключение Творчество Захара Прилепина — явление самобытное. Темы его произведений представляют собой некие «простые истины», понятные каждому человеку: семья, любовь, достоинство, мир. Но формы, в которую автор облекает свои идеи, всегда необычны и сложны, а крайняя противоречивость в характерах и судьбах главных героев заставляет читателей задуматься: так ли все просто на самом деле, как кажется? По нашему мнению, роман «Патологии» является ярким показателем творческих возможностей писателя. Мы выявили в произведении Захара Прилепина актуальную проблему – самоощущения человека на войне в романе, а именно в военной прозе современной литературы. Центральное значение обретает ситуация внутреннего конфликта, актуализирующая принципиально иные, по сравнению с предшествующей литературной традицией, идейно-тематические аспекты: экзистенциальное переживание страшного опыта, сопряженное с процессом морально-нравственной деформации личности, пробуждением в человеке затаенных звериных инстинктов, связанных как с естественным стремлением к самосохранению, так и с противоестественной жаждой крови. В романе Захара Прилепина именно это расценивается как «патология» души человека. Метафизическое ощущение сиротства на «ненужной» войне оборачивается отчуждением и равнодушием, неизбывной виной, а смех и деланое бесстрашие становятся защитной реакцией на происходящее. Неприятие насильственной смерти и жестокости предстает как единственный возможный путь к нравственному возрождению. Как ни странно, книга Прилепина — это роман воспитания и надежды. Роста, ученичества и смирения. Смирения с тем, что уже произошло. Таким образом, можно говорить о совершенно новых тенденциях в раскрытии темы Кавказа и военной темы как ее составляющей. Согласно точке зрения северодвинского критика А. Рудалева, « можно говорить о таком феномене, как новая военная проза, номинально связанная с навязчивой тенью всей новейшей истории страны – чеченской кампанией». Эта новая военная проза еще недостаточно представлена, но заявка сделана громко и грамотно, чем и объясняется успех произведений Захара Прилепина. И, в конце концов, боль войны не утихла и не утихнет никогда. Необходимо продолжать поиски захоронений, облагораживать памятники, а также братские могилы. Беречь память о героях и жертвах войны. На уроках истории и литературы объяснять учащимся историческую значимость военных действий, говорить правдиво, не приукрашая. Развивать патриотизм, чтобы с младшей скамьи было в крови заложено почитание невинно убиенных мирных жителей, женщин и детей, а также без вести пропавших солдат и всего военного командования и офицерского состава. Необходимо «тонкими ростками пшеницы» воспитывать у детей толерантное и демократическое отношение к чеченскому народу, не разжигая вражду между странами и поколениями. А наоборот подготавливать к сплочению и объединению русского и чеченского народа с другими народами. Если вдруг наступит беда, у нее не будет ни национальности, ни цвета кожи, ни речевого диалекта, поэтому все народы должны объединяться против разрушающей силы войны, политических конфликтов и человеческой несправедливости. Список использованной литературы Бабченко А. Алхан-Юрт/Новый мир, 2002 №2, С. 12-51 Аристов Д. Концепция героического прозе Захара Прилепина ( роман «Патологии»)/ Гуманитарные науки, 2012 №2, С. 26-36 Баркина М. Мотивика войны в романе «Патологии» https://cyberleninka.ru/article/v/motivika-voyny-v-romane-patologii-zahara-prilepina Ермаков О. Афганские рассказы/Знамя, 1989 №10, С.83-128 Карасев А. Чеченские рассказы/ Дружба народов. 2005 №4, С.54-66 Маркова Т. Русская военная проза/ Филол.класс, 2015 №1 С.12-16 Прилепин З. Патологии: роман. – М.;АСТ: Астрель, 2011, С. 348 Прилепин З. Официальный сайт писателя. http://daily.afisha.ru/archive/zahar-prilepin Пустовая, В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель. О молодой «военной» прозе / В. Пустовая // Новый мир.-2005, №5 Рылова К. Человек на войне/ Вестник бурятского университета/ 2006-№5 Юферова А. Мотив качелей в прозе Захара Прилепина/ Вестник ННГУ, 2011 №4 1 Маркова Т. Русская военная проза/ Филол.класс, 2015 №1 С.12-16 2 Пустовая, В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель. О молодой «военной» прозе / В. Пустовая // Новый мир.-2005, №5 3 Ермаков О. Афганские рассказы/Знамя, 1989 №10, С.83-128 4 Пустовая, В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель. О молодой «военной» прозе / В. Пустовая // Новый мир.-2005, №5 5 Бабченко А. Алхан-Юрт/Новый мир, 2002 №2, С. 12-51 6 Прилепин З. Патологии: роман. – М.;АСТ: Астрель, 2011, С. 348 7 Прилепин З. Патологии: роман. – М.;АСТ: Астрель, 2011, С. 348 8 Прилепин З. Патологии: роман. – М.;АСТ: Астрель, 2011, С. 348 9 Прилепин З. Патологии: роман. – М.;АСТ: Астрель, 2011, С. 348 10 Баркина М. Мотивика войны в романе «Патологии» https://cyberleninka.ru/article/v/motivika-voyny-v-romane-patologii-zahara-prilepina |