Главная страница

Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности


Скачать 1.71 Mb.
НазваниеТеоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
Дата05.11.2021
Размер1.71 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файла166882.rtf
ТипГлава
#264215
страница2 из 2
1   2
Глава 2. Разработка программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
2.1 Анализ изучения зависимости подростка от компьютера
После изучения особенностей развития личности подростка, сущности компьютера и компьютерной зависимости, особенностей досуга в условиях внеучебной деятельности мы решили рассмотреть влияние компьютера на личность подростка. Для этого проведено исследование, направленное на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютером.

Практическая часть работы состоит из основных этапов:

  • формирование соответствующих выдвинутому предположению задач исследования;

  • определение условий исследования, количество выборок и особенностей испытуемых, необходимых для проведения исследования;

  • выбор и обоснование средств исследования (подходов, методов, методик).

В данном исследовании необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать досуг подростков;

  • выявить подростков увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми;

  • исследовать уровень увлеченности компьютером, компьютерными играми, общением on-line;

  • дать интерпретацию результатов исследования.

В работе использован метод анкетирования обучающихся образовательных учреждений города Кирова.

Анкета составлена автором. [Приложение 1]

В исследовании приняли участие 100 обучающихся Кировского государственного техникума промышленности и автомобильного сервиса в возрасте от 16 до 20 лет. [Приложение 2]

Компьютерные технологии занимают одну из главных сфер жизни подростка, наряду с общением с друзьями. То есть небольшое количество подростков имеют определенное хобби, досуг современной молодежи очень скуден. Подростки стараются тратить на компьютер и общение с друзьями одинаковое количество времени, но чем меньше подросток общается со своими друзьями, тем больше значимости принимает для него компьютер. Общение с виртуальными друзьями, которые примут молодого человека таким, каким он захочет выглядеть повышает время нахождения подростка в этом виртуальном окружении (все ответившие «более 6 часов» на вопрос «Сколько времени Вы тратите на работу за компьютером (кроме Интернета и комп. игр)?» ответили «2-3 часа» на вопрос «Сколько времени Вы тратите в день на общение с друзьями вживую (кроме школы, техникума)?»; 1/3 опрошенных тратит на общение on-line (чаты, соц.сети) в день 4-6 часов). [Диаграмма 1]
Диаграмма 1


Если раньше "человек играющий" отдавал любимому занятию обеденный перерыв или оставлял около часа после окончания учебного дня, то сейчас он предается ему во время учебы и вместо учебы, так около половины опрошенных тратят на компьютерные игры в день 2-3 часа. [Диаграмма 2]
Диаграмма 2


Компьютер - игрушка и средство общения. Профессиональной или учебной работе на компьютере молодые люди начинают уделять все меньше времени.[ Диаграмма 3]
Диаграмма 3


Подростки считают, что компьютер в их жизни ничего не значит и есть много вещей, которые более значимы для них. [Таблица 1]
Таблица 1

«Какую роль для вас играет компьютер? ».

Варианты ответов

Частоты

Проценты

Есть много вещей, которые для меня много значат не меньше

61

61

Никакой роли он для меня не играет

30

30

Компьютер для меня все или почти все

8

8

Свой вариант ответа

1

1

Итого:

100

100


Компьютер может полностью поглотить подростка, и тогда для него даже учеба утрачивает свою важность. [Диаграмма 4]
Д иаграмма 4

Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр. [Таблица 2]
Таблица 2

«Какие чувства вызывают у Вас компьютерные игры?»

Варианты ответа

Частоты

Проценты от опрошенных

Проценты от ответивших

Интерес

72

52,2

73,5

Азарт

46

33,3

46,9

Сопереживание героям игр

13

9,4

13,3

Свой вариант ответа

7

5,1

7,1

Итого:

138

100

140,8


Стратегии, симуляторы и shuter (стрелялки) – игры, которые полностью поглощают подростка. Там, в компьютерном мире, который наяву представляет собой лишь кучку электронов на магнитном диске, подросток - капитан звездолета, всемогущий маг или герой вроде терминатора в заколдованной броне, имеющий несколько жизней и наделенный оружием невероятной убойной силы, его боятся монстры, колдуны, призраки... [Диаграмма 5]
Диаграмма 5


Иногда подросток, окунаясь в мир нереального, может не заметить времени, которое он мог бы потратить на близких и друзей, учебу или интересное занятие, хобби. [Диаграмма 6]
Диаграмма 6


В обыденной жизни, жизни без компьютера молодые люди вполне могут вести спокойный образ жизни, хотя легкая нервозность и депрессия могут также присутствовать. [Таблица 3]
Таблица 3

«Что Вы ощущаете, находясь вне сети?»

Варианты ответа

Частоты

Проценты от опрошенных

Процент от ответивших

Спокойствие

57

50,4

58,2

Свой вариант ответа

18

15,9

18,4

Нервозность

13

11,5

13,3

Умиротворенность

11

9,7

11,2

Депрессию

10

8,8

10,2

Подавленность

4

3,5

4,1

Итого:

113

100

115,3


Можно сделать вывод, что компьютерные технологии занимают одну из главных сфер жизни подростка, наряду с общением с друзьями, что негативно влияет на учебу, дружбу, здоровье, эмоциональный фон подростка. Подросток стремится скрыть себя реального в компьютерных играх и чатах, где герои всегда побеждают и доходят до своей цели, а сверстники никогда не увидят твоей застенчивости или полноты тела. Что может быть скорректировано их участием в социальных психологических тренингах общения, дискуссиях, конкурсах и беседах.
2.2 Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом на психику подростков.

После изучения влияния компьютерных игр на развитие личности подростка и выявления негативных последствий увлеченности компьютером, компьютерными играми, общением on-line, было решено составить программу профилактики компьютерной зависимости в условиях внеучебной деятельности.[Таблица 4]

Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.

Задачи программы:

  1. Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);

  2. Проинформировать подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;

  3. Проинформировать подростков о различных видах досуга.

Предлагаемая программа предназначена для подростков в возрасте 14 – 17 лет, а также для их родителей.

Программа состоит из двух направлений работы:

  1. Работа с подростками в возрасте 14 – 17 лет;

  2. Работа с родителями подростков.

Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильмов, участие в конкурсах. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

Предлагаемая программа профилактики рассчитана на шесть месяцев обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в месяц с родителями учащихся и по два раза в месяц с учащимися. Время занятий от 30 минут до 2 часов, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей.

Результатами проделанной работы должны стать:

  • Информированность подростков и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;

  • Увеличение интереса подростков к различным сферам досуговой деятельности;

  • Уменьшение процента детей, увлеченных компьютерными играми;

  • Осознание подростками и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.



Заключение
Подростковый возраст – период «бури и натиска», протекающий кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой.

В силу специфики возраста подростки открыты всему новому, активно все впитывают, перерабатывают, приспосабливают к своим потребностям и интересам. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Логично предположить, что с увеличением числа увлекающихся играми людей растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети.

Компьютерная зависимость – это форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – идеальный выход.

В исследовании затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения подростков к новым информационным технологиям: это место компьютера в структуре досуга подростка; значимость Интернета как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени подростка.

Можно сделать вывод, что компьютерные технологии занимают одну из главных сфер жизни подростка, наряду с общением с друзьями. Что негативно влияет на учебу, дружбу, здоровье, эмоциональный фон подростка. Подросток стремиться скрыть себя реального в компьютерных играх и чатах, где герои всегда побеждают и доходят до своей цели, а сверстники никогда не увидят твоей застенчивости или полноты тела. Компьютерный мир – это мир, в котором ты можешь умирать и оживать бесконечное количество раз.

Подросток должен понять, что виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр и общения в Интернете, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

В связи с актуальностью данной проблемы мы предлагаем воспитательную программу профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в общеобразовательной школе. Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга. Предлагаемая программа предназначена для подростков в возрасте 14 – 17 лет, а также их родителей. И предусматривает проведение бесед с подростками и их родителями, дискуссий, демонстрацию фильмов, участие в конкурсах, проведение круглого стола. Программа профилактики рассчитана на шесть месяцев обучения в средней общеобразовательной школе.
Список литературы


  1. Азарова, Р. И. Досуг современной молодежи [Текст] / Р.И. Азарова // Внешкольник. – 2003. - № 10

  2. Борытко, Н. М. Досуг в пространстве воспитания [Текст] / Н.М. Борытко // Внешкольник. – 2002. -№ 6

  3. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование [Текст] / Г.В. Бурменская – М.,1991.

  4. Войскунский, А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде [Электронный ресурс] / А. Е. Войскунский // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. – М.: Экопсицентр РОСС. - 2000. - http://www.psychology.ru/internet/ecology/01.stm

  5. Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитанияшкольников во внеучебной деятельности: Дис. канд. пед наук. – Оренбург, 2000.– 168 с.

  6. Кон, И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей [Текст]/ И.С. Кон – М.: Просвещение, 1994. – С. 192.

  7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  8. Курганский, С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников [Текст] / С.М. Курганский //Завуч начальной школы. – 2004. – № 6

  9. Крылова, Н. Б. Школа без детей [Текст] / Н.Б. Крылова – М., 2002

  10. Мельникова М. Каковы причины компьютерной зависимости у детей и подростков? [Электронный ресурс] / М. Мельникова // http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22951/

  11. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Н.И. Никитина, М.Р. Глухова – М., 2005

  12. Новосельцев, В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? [Текст]/ В. И. Новосельцев //Директор школы. – 2003. - № 9

  13. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] // Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –С. 480.

  14. Польшакова, Е. Ф. Досуг надо организовывать [Текст] / Е.Ф. Польшакова // Физкультура в школе. – 2002. - № 5

  15. Психологический словарь. [Текст] // Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – С. 440.

  16. Психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]

// http://mirslovarei.com

  1. Райс, Ф. Психология подросткового возраста [Текст]/ Ф. Райс – СПб.: Питер. - 2000.

  2. Розин, В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры [Текст] /В.М. Розин //Школьные технологии. – 2000. - № 5

  3. Сальцева С.В. Теорияи практика профессионального самоопределения школьников в учрежденияхдополнительного образования. Дисс…. д-ра пед. наук. – М., 1996. –343 с.

  4. Собкин, В.С., Евстигнеева, Ю.М Виртуальная атака [Текст] / В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева // Первое сентября. - 2002. – 2 февраля – с.2.

  5. Туревская, Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская – М.: Политиздат, 1998.

  6. Цымбаленко, С. Б. Российские подростки в информационном мире [Текст]/ С.Б. Цымбаленко // ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3

  7. Яманова, Т. Новый вид наркомании / Т. Яманова //Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.
1   2


написать администратору сайта