Влияние культуры казачества на развитие личности подростка. дипломная сиволобова2. Содержание введение глава i. Теоретические основы влияния психологических особенностей казачества на развитие личности подростка
Скачать 92.91 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЗАЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА….………………………………….6 1.1. Общая характеристика казачьей культуры……………………...…6 1.2. Влияние психологических особенностей казачества на развитие личности подростка………………………………………………………..…….15 Выводы по первой главе………………………………………….………23 ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЗАЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА……………………………………24 2.1. Анализ исследования влияния психологии казачества на развитие личности подростка………………………………………...……………………24 2.2.Развитие нравственных качеств в условиях проведения регионального фестиваля традиционной казачьей культуры…………..…….32 Выводы по второй главе………………………………………….………42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...……………………..…………………44 БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………..…..47 ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Главной задачей современного общества является воспитание подрастающего поколения, которое будет готово принять ответственность за судьбу страны и ее безопасность. На сегодняшний день это является особенно важным в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи современного общества. Для того чтобы предотвратить рост децелерации (отсутствие цели в жизни) у молодого поколения необходимо принимать адекватные решения для данной ситуации, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания подростков, которым в ближайшем будущем предстоит принять на себя ответственность за судьбу России. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народной педагогической традиции, как исторически проверенном опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Россию сложно и, наверно, невозможно представить без казачества. На протяжении многих веков оно надежно и всерьёз укреплялось на новых местах и защищало передовые рубежи государства. Географию распространения казачества можно проследить, перечислив земли, на которых обосновался этот вольнолюбивый народ: Сибирь, Дальний Восток, Забайкалье, Средняя Азия, Кавказ, Камчатка и Чукотка, берега Тихого океана, Черного и Каспийского морей. Сложно найти аналоги в мировой истории такому боевому, вольнолюбивому, подвижному люду, всегда готовому к труду и борьбе в самых трудных условиях пограничной жизни народу. Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества выражается в личностной направленности воспитания, в приоритете нравственных и моральных установок, воспитании патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности. Наиболее подходящим возрастом для усвоения норм и ценностей культуры казачества является подростковый возраст, потому что школьники 10-13 лет уже способны адекватно воспринимать данную культуру, и у них ещё нет устоявшейся ценностно-ориентированной линии поведения. На детей подросткового возраста ещё можно повлиять и приобщить их к богатому жизненному опыту казачества как культуры. В данном возрасте у школьников формируется абстрактное мышление- что является положительным моментом в вопросе целостного восприятия казачества. Важно, чтобы богатый жизненный опыт, который несёт культура казачества, был верно передан подрастающему поколению. Соответственно задачей старших (родителей, педагогов) является выбор наиболее эффективных форм деятельности по приобщению детей подросткового возраста к культуре казачества. Объект исследования: учащиеся 7 класса- подростки. Предмет исследования: влияние психологических особенностей казачества на развитие личности подростка. Цель исследования: произвести анализ влияния психологических особенностей казачества на развитие личности подростка. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить условия и особенности казачества. 2. Рассмотреть психологические особенности восприятия казачьей культуры в подростковом возрасте. 3. Провести исследование влияния психологии казачества на развитие личности подростка. 4. Провести работу над развитием нравственных качеств в условиях проведения регионального фестиваля традиционной казачьей культуры «Золотой щит- казачий Спас». Методы исследования: Теоретический метод- анализ специальной литературы по проблеме исследования. Эмпирический метод- анкетный опрос. База исследования: МКОУ Кумылженская средняя школа №2. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении влияния психологических особенностей казачества на развитие личности подростка. Результаты проведённого в дипломном проекте исследования можно включить в лекционный материал дисциплины «Психология». Они помогут студентам глубже изучить особенности влияния психологии казачества на развитии личности подростка. Работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЗАЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 1.1. Общая характеристика казачьей культуры Современные ученые пришли к единому мнению, что в истории формирования казачества много спорного и не совсем понятного. Кто такие казаки, откуда их исторические корни, что скрывает этимология слова казак - таких вопросов много. Еще больше ответов - спорных, противоречивых. Большинство из них, с точки зрения теории и истории педагогики, не всегда существенны. Самое главное, что казачество создало по-своему уникальное сообщество, отличающиеся от других народов, сословий, социальных групп. В.Г. Белинский был одним из первых отечественных общественных деятелей, который увидел в казачестве самобытную цивилизацию. Он понимал казачество как «общество, оставленное из пришельцев разных стран, из удалых голов, бежавших кто от нищеты, кто от родительского проклятия, кто от меча закона, и между тем общество, имеющее один общий характер, твердо сплоченное и связанное каким-то крепким цементом». [21] Последний председатель Донского войскового круга В. А. Харламов считал, что казаки не относились ни к какому государству, никому не подчинялись и ни от кого не зависели, а сами себя они называли «казаками», в переводе с татарского это означает «вольный человек». [5] С абсолютной уверенностью в своей правоте В.А. Харламов настаивает на том, что казаки владели землей по праву владения-захвата и справедливо считали, что она им не пожалована Московскими царями и Российскими императорами, а завоевана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами. Мужчины все были вооружены, женщины и девушки также владели огнестрельным и холодным орудием. С точки зрения народной педагогики не столь важна мера правоты подобных высказываний, потому что сам факт самомнения народа, его самосознания, все это не утрачивает своего значения. Кроме того, многообразие мнений различных авторов, позволяет полнее воссоздать образ казачества, значимого для современного педагогического знания и опыта. В художественной литературе и публицистике казачество описывалось как военно-трудовое сословие. В большом количестве произведений описывался быт, культура и военные подвиги казачества. Геополитическая ситуация расселения казаков и образ жизни их предков ориентируют современное казачество на консолидацию по этнокультурному признаку с акцентированием на деятельность служилого сословия (военная служба) и земледелие [1]. Историк конца XIX в. Ф. Пономарев писал: «Казак – воин, наездник и вместе с тем должен был сделаться хорошим поселянином. Только в силу исторического своего образования и крайней необходимости мог он соединить в себе два такие противоположные начала, как война и земледелие. Близость предприимчивого неприятеля и беспрерывные столкновения с ним должны были сделать казака храбрым, смышленым и ловким, словом, удвоить их природные качества, а необходимость поддерживать себя и семью заставила казака крепко держаться источника своего благосостояния – земледелия и бдительно охранять свою безопасность и труд» [2, с. 26]. Именно эти два вида деятельности составляли образ жизни казака. Н.И. Бондарь на примере кубанского казачества предложил типичную для казачества в целом модель повседневности, которая состоит из двух достаточно самостоятельных «миров»: военного и гражданского, во многом взаимосвязанных и взаимно перекрывающих друг друга [3]. Военная сторона жизни казачьей организации была определяющей с момента формирования казачества. А долгое существование казачьих сообществ на началах безбрачия как мужских братств, предопределило ее ведущее положение в истории казачества. Основной организационной структурой, и в период самостоятельного существования казачеств, и после включения в состав государства, являлось Войско. «Военный мир» обладал своими организационными структурами, выработал свою систему управления (круг), свою нормативную культуру, свою символику. Он так же имел свою экономическую базу и набор различных видов хозяйственной деятельности, приобрел особый военный опыт и систему выживания в экстремальных условиях [4]. Важной особенностью казачьей культуры стал культ военной доблести. Казачья служба продолжалась почти всю жизнь. В казачьем обществе шел особый процесс социализации личности, то есть развитие человека активного, полноценного члена общества. В ходе развития осуществлялось подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им накопленных традиций. Основным институтом было станичное общество. Будущее мальчиков, рожденных в казачьей среде, было предопределено – служба. Существовал обряд, символизирующий посвящение мальчика в казаки. Только что родившегося мальчика в казачьих семьях сначала крестили, а затем в 5-6 месяцев сажали на коня и отец вел коня под уздцы по станице [5]. К главным, определяющим суть казачества, идеям относится отождествление мужчины и воина. Колыбельные песни терских казаков нарисовали идеал казака – мужчины-воина, «богатыря», который может отличиться, завоевать почет и уважение на поле брани, тогда как у земледельческих групп утвердился образ мужчины-пахаря: ребенок «одной ногой в колыбели, а другой – на пахоте». И даже в идеале женщины-казачки сочетались женщина-труженица и женщина- мать, которая всегда ждет дома мужа и сына [6]. Казачья система ценностей через воспитание способствовала формированию своеобразного в духовном плане воина-защитника. Е.П. Савельев считал, что «воинские достоинства казаков также отличительны, как и всего русского народа, но наследственный навык к войне может быть и врожденное дарование к ней, умножает и поощряет их способности. Между простыми казаками встречались люди рыцарского духа, исполненные чувства чести» [7]. Особое положение казачества на границах государства, необходимость защищать самостоятельность и свободу предопределили высокое положение в системе ценностей таких личных качеств, как мужество, отвага, смелость, физическая сила и ловкость [8]. Война для казака, как и для человека традиционного общества, – неустранимый момент бытия, испытание, необходимое для устойчивой самоидентификации [9]. Гражданский «мир» формировался позднее, чем военный, и занимал по отношению к нему подчиненное место. Гражданский «мир» обладал своими культурно-компонентными особенностями: полным циклом обрядов жизненного и годового круга, иным составом одежды, пищи, характерными только для него занятиями, фольклором и т.д. Основными функциями «другого мира» являлись: экономическая, социализации и физического воспроизводства как гражданской, так и военной общины. Гражданский мир состоял из следующих ценностей: трудолюбие, честность, справедливость, доброта, щедрость и гостеприимство [10]. В традиционной системе ценностей приняты твердые нравственные устои в области семейно-брачных отношений и трезвый образ жизни [11]. В семейной и общественной жизни казачества важным было уважительное отношение к людям старшего возраста. [12]. Стержневое положение «мира военного» и ориентация на него прочно закрепились в обыденном сознании казачества и продолжают доминировать в идеологии современного казачьего движения. Вместе с тем, исторический опыт показывает, что соотношение этих двух миров в сторону «мира гражданского» изменилось уже во второй половине XIX в. После окончания Кавказской войны и перемещения государственных границ далее на юг казачеству Юга России необходимо было пересмотреть приоритеты в их веками сложившемся образе жизни. Л.М. Мельников, оценивая ситуацию в конце XIX в., писал: «…Теперь, когда народились поколения, выросшие после замирения Кавказа, из которых одни пережили только одну войну (1877–1878 гг.), а другие, к счастью, не видели ни одной и выросли вне условий боевой жизни: когда главное внимание и помыслы казака сосредоточены не на войне, а на хозяйственной деятельности, – естественно, должны были ослабнуть и чисто военные инстинкты и привычки… Специально казачий «дух» есть дух военного человека, беспрестанно воюющего. Раз необходимость в войне миновала и освобождающаяся энергия нашла себе приложение в мирном поле борьбы с природой, естественно, должна была наступить серьезная перемена в психике населения: став в условия существования, приблизительно одинаковые с теми, в коих находятся иногородние, казаки независимо от собственной воли и сознания должны были усвоить и многое из психологии иногородних» [14]. Таким образом, в истории казачества начался более новый, сложный период перестройки и адаптации к новым условиям жизни. Данный период проходил для казачества достаточно болезненно. Происходило экономическое обнищание казачьих станиц, а к концу XIX в. возник вопрос о реставрации «старинного казачьего духа». Л.М. Мельников без ссылки на источник привел выдержку из документа: «В среде населения (казачьего) вообще, а в среде молодежи в особенности, быстро развиваются и крепнут такие наклонности, понятия и воззрения, которые в недавнем прошлом или совсем были неизвестны, или составляли редкое, исключительное явление, нетерпимое в обществе. Леность, праздность, беспечность в отношении исправного выхода на службу и исполнения других обязанностей, грубость, неуважение к родителям и старшим, презрение к требованиям, завещанным отцами, и даже прямое нарушение дисциплины – сделались явлением заурядным… В недалеком будущем войсковое население может оказаться совершенно неспособным и в нравственном, и в материальном отношениях выполнять свое назначение» [15]. В истории казачества, на наш взгляд, отразилась свойственная в целом российской истории борьба «между жертвенной, дисциплинирующей государственностью и индивидуализирующимся, анархическим инстинктом» [16]. Отсюда и характерная особенность менталитета казачества – его бинарность. Внутренняя поляризованность казачьей культуры предопределена наличием военного и гражданского «мира». Хозяйством казаки в основном занимались до полудня, а после чего к вечеру собирались на майдан к становой избе погутарить. Сидя в мужском кружке, они вязали силки для ловли птицы и зверя и слушали рассказы пожилых ветеранов о былых походах и подвигах. Еще они устраивали развлечения-забавы, старшие играли в шахматы, шашки. Молодёжь и подростки играли в кости и бабки. Бабки (айданчики) устанавливались на расстоянии и броско биты сбивались – сбивший айданчик забирал его себе. Эта забава хорошо развивала меткость, казачата и взрослые казаки могли броском камня убить птицу и зайцев. Казачество представляет собой особый социальный пласт со своими особенными чертами в способах его жизнедеятельности, с особым семейным укладом и культурными традициями, строго регламентированными внутрисемейными и внутриродовыми отношениями. Семейно-бытовые праздники, обряды, традиции отражали быт и занятия казаков, их исторически сложившееся особое привилегированное положение, осознание своей важности в ратных делах и защите государственной власти. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Для казака семья во все времена является средоточием нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования и опоры. Фактической хозяйкой в доме была бабушка. Она вставала до зари и давала зачин делам на весь день, руководила всеми домашними делами. Под её присмотром оставались дети, когда отец и мать работали в поле. Семья и община служат организующим началом в духовной жизни казачества. Семья не только выполняет основные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и прочее), но является коллективом. Семейный союз в казачьем населении пользуется большим уважением. Почтительность к родителям и старшим родственникам − характерная черта этого союза. Мужчина и женщина почти полностью равноправны. Постоянное участие казаков в войнах приводило к тому, что женщинаказачка брала на себя всю ответственность за семью, землю, хозяйство. Казачка в отсутствие мужа, который часто отвыкает от полевых работ, своею деятельностью, своею опытностью в хозяйственных делах заставляет мужа невольно уважать себя и завоевывает себе значение, равное с ним, а часто и больше. Главой семьи всегда остается отец, а в случае его смерти главенство переходит к матери. В семье жены помогают мужьям, дети – родителям. Анализируя традиции воспитания мальчиков и девочек в казачьей семье, можно выделить как общее, так и особенное. Психологически детей готовили к нелегкой жизни, тем самым закаляя их характер и волю. В казачьем обществе ценились лучшие волевые качества, такие как ответственность за слова и поступки, трудолюбие, смекалка, бесстрашие, готовность постоять за себя и свою семью. Как для воспитания мальчиков, так и для воспитания девочек в психологическом плане важно, чтобы в семье были позитивные взаимоотношения. Это значит, что ни одной из сторон не будет причинен 42 вред, должна быть забота об интересах друг друга между родителями и детьми. Важно соблюдать семейные традиции воспитания, так как они положительно влияют на психику ребенка, он чувствует себя частью единого целого – своей семьи. Дети гордятся своей семьей, получают оптимистичный настрой во взгляде на жизнь. Все положительные качества личности, которые удается воспитать в ребенке, помогают ему адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающими. Таким образом, можно сказать, что методы психологического воздействия в казачьей семье дают большие возможности в воспитании нравственности, доброты, трудолюбия, патриотизма, терпимости. Воспитание нравственных потребностей является одной из главных задач родителей. Национальные традиции казачества связаны со многими сторонами 24 мировоззрения и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный опыт и знания, человеческая мудрость, выражается характер и душа народа. Наследие любого народа обширно, оно веками копилось, люди вкладывали в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты. И ни одно поколение людей не может решать задачу воспитания подрастающего поколения без учета и использования всего этого положительного и ценного, что накоплено предыдущими поколениями. А жизненный опыт предыдущих поколений, как правило, концентрируется в обычаях, традициях, привычках и навыках. Бесспорной для казаков всех времен и регионов остается непреходящая роль семьи в воспитании достойной смены. Семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия казачества. Она была основным фактором в приобщении подрастающего поколения к народной культуре. Приведенные в работе примеры присущи не только казачеству. Подобные принципы воспитания есть и у бурят, и у горских народов. Институт семьи традиционно занимает главное место в воспитании подрастающего поколения. То, что получает ребенок в детстве, сохраняется в течение всей последующей жизни. Значимость семьи как института воспитания объясняется тем, что в ней дети находятся в течение достаточно длительного времени, формирование личности ребенка происходит в семье. Семья представляет собой особый коллектив, играющий в формировании личности ребенка важную, долговременную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, производит наблюдения, учится вести себя в различных жизненных ситуациях. Поэтому важно, чтобы все, чему учат детей в семье, было не только в виде словесных наставлений, но и имело подкрепление на практике. Для благоприятного психологического климата в семье необходимо поддерживать доверительные отношения, на их основе строить семейную систему воспитания. Связь поколений весьма благотворна, так как красота речи, поступков, отношений между людьми не рождаются на пустом месте, они наследуются, развиваются, совершенствуются. Особенно это значимо сейчас, так как наблюдается некоторая потеря исторической памяти. Мы живем в уникальном крае с уникальным разнообразием культур и традиций. 1.2. Психологические особенности восприятия казачьей культуры в подростковом возрасте Влияние культуры на развитие личности, на ее всестороннее формирование трудно переоценить. Объектом нашего исследования являются дети подросткового возраста, потому что именно в среднем школьном возрасте формируются основные главные качества личности такие как, патриотизм, уважение к старшим, любовь к природе, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и т.д. Именно в среднем школьном возрасте у детей формируются основные жизненные ценности, а казачество, пропагандируя любовь к Родине, здоровый образ жизни, образ истинно верующего человека, направляет ребёнка в правильное русло [20]. Подростковый возраст оптимален для приобщения к культуре казачества ещё по причине того, что это культура военного сословия, и чтобы усвоить жизненные нормы и ценности, заложенные в ней, от ребёнка необходима готовность к адекватному усвоению этой культуры. Младший школьный возраст к этому может быть не готов, а в старшем школьном возрасте наоборот, у детей может быть уже сформирован свой набор ценностных качеств и приоритетов, на которые будет сложно повлиять. Подростки приобретают набор личностных установок и ценностей, а ценности имеют абстрактный характер, что является положительным моментом для восприятия культуры казачества, потому что в этом возрасте формируется абстрактное мышление. Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст является этапом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет, т. е. период между детством и юностью. Данный период является кризисным, в связи с активным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными и половым созреванием. [16]. Обучение и воспитание в средней школе значительно отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). Если говорить о внешних признаках социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Главные отличия кроются во внутреннем содержании. Дети среднего дошкольного возраста объективно не могут включиться во взрослую жизнь, но сильно стремятся к ней и претендуют на равные права со взрослыми, соответственно возникает чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Данная субъективная сторона взрослости, считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста [25]. В таком возрасте взрослый человек для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В учителях дети начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, и даже разумную требовательность. В это время подростки начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т.д. [19]. У подростка также происходит формирование «Я-концепции» - системы внутренне согласованных представлений о себе. При этом процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным аффективным переживанием. Следует уделить пристальное внимание эмоциональному компоненту самооценки подростка. Развитие самооценки зависит от анализа своих переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Подростки, поглощаясь в изучение своего внутреннего мира как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны и неповторимы [16]. Средний школьный возраст является периодом перехода от детства к юности, периодом так называемого «полуребенка-полувзрослого». У подростка данный переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми ребенок руководствуется в своем поведении, еще не особо устойчивы, их легко могут разрушать мнения ровесников, противоречия жизни. Поэтому решающая роль принадлежит правильно организованному воспитанию. Формирование личности подростка зависит от нравственного опыта, который он приобретает. Для определения готовности подростков к приобщению к культуре казачества следует обратиться к психолого-педагогическим особенностям их восприятия. Восприятие – процесс психического отражения предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Развитие восприятия у детей подростков не происходит само собой. Ведущей здесь является роль педагога, роль взрослого в этом процессе, которые могут специально организовать деятельность подростков по восприятию тех или иных объектов, учат находить существенные признаки свойства предметов и явлений. Результаты психологических исследований показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Подростки, овладевающие этим методом, имеют более глубокое восприятие, количество ошибок у них значительно уменьшается. В процессе учебной деятельности восприятие подростков само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. В среднем школьном возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней связи частей и сторон, подросток учится интерпретировать воспринимаемое, объяснять его. Подросток становится все более наблюдательным, созерцающим мир со стороны, умственно испытующим его как сложное явление. Его опять занимает процесс, но не процесс собственных действий, а процесс, который происходит во внешнем мире [18]. В данном возрасте подростки уже практически полностью овладевают техникой восприятия, они уже умеют смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У детей, обучающихся в среднем звене, восприятие приобретает целенаправленный, управляемый, сознательный характер. Такой уровень восприятия подростков позволяет им понять необходимость изучения культуры казачества. Именно от того, как будет воспринята первичная информация, зависит интерес к последующему усвоению материала, к приобщению. В связи с этим начальный этап знакомства с казачеством необходимо строить в интересной и доступной для восприятия подростка форме. У подростков внимание является преимущественно произвольным, т.е. дети среднего звена школы могут заставить себя сосредоточиться на интересной и трудной работе ради результата, который ожидает их в будущем. Педагоги и психологи, работающие с подростками, обязательно должны учитывать, что даже интересная лекция, интересный материал самыми внимательными подростками непрерывно воспринимается не больше 7-8 минут, после этого обязательно наступает кратковременное переключение внимания [20]. Внимание подростка во многом зависит от интереса к получаемой информации и от способа подачи данного материала. В связи с этим, процесс приобщения подростков к культуре казачества будет эффективен, если строить его по следующим принципам: интересный материал; различные формы подачи материала (тематические беседы, казачьи игры, казачий фольклор, экскурсии и т.д.). Главная особенность мыслительной деятельности детей среднего школьного возраста - это способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. У подростков развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях.[19]. В подростковом возрасте идёт активный процесс формирования научных понятий. У подростков значительно усиливается стремление добиться понимания того, что надо запомнить и воспроизводить, так как в этом возрасте активно развивается абстрактное мышление, процесс приобщения к культурным традициям будет проходить значительно быстрее, чем раньше. В силу того, что культурные традиции состоят из ритуалов, обрядов, игр и т.д. носят абстрактный смысл, подростки способны быстро воспринять эти смыслы, вычленить главное и понять тот смысл и опыт, который заложен предками. Для эффективной работы по приобщению к культуре казачества важно понимать, что память подростка становится регулируемой, т.е. нужное ребенок среднего школьного возраста может осознанно запомнить и воспроизвести. Поэтому, мы можем активно вовлекать детей подростков именно в процесс воспроизведения усвоенных культурных традиций (песни, обряды, игры и т.д.). С помощью воображения мы создаем новые образы путём переработки предшествующего опыта. У многих подростков наблюдается снижение активности данной функции. Если у человека уменьшается способность фантазировать, то соответственно обедняется личность, снижаются возможности творческой деятельности, пропадает интерес к искусству [18]. В связи с этим в данный период необходимо поддерживать этот интерес, используя всё многообразие жанров казачьего фольклора. Художественное восприятие - вид эстетической деятельности, который выражается в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическими переживаниями. Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваивались как средства художественной выразительности, то в подростковом возрасте идет освоение различных видов художественных языков. В данной ситуации перед подростком должно быть развернуто все многообразие видов и жанров искусства. Важным моментом художественного развития является здесь формирование способности воспринимать многослойную структуру художественного произведения, выходить на понимание авторской позиции [18]. Музыка способна отражать эмоциональный мир человека, необычайная сила воздействия музыки пробуждает высокие чувства, создаёт особое настроение. Через музыкальное произведение можно выразить не только эмоции, но и мысли человека, его отношение к миру. В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. И все эти особенности отражаются в казачьих песнях. Основными элементами культуры казачества являются: обряд, ритуал, танец и т.д., но каждый из этих элементов основан именно на казачьей песни. Казачья песня является яркой составляющей всего фольклора казаков и поэтому для понимания культуры этого народа необходимо правильно воспринять эту составляющую [16]. Казачьи песни являются частью общерусского песенного фольклорного наследия, но в основе их лежит мировоззрение, которое сильно отличимо от «обычного» («неказачьего» - скажем «крестьянского») мировоззрения. В казачьих песнях, более чем в каких-либо других песнях, отражается не реальный мир, а мир идеальный «казачий», «правильный», «справедливый [13]. Развивающееся в подростковом возрасте восприятие, основанное на сравнении, поможет ребёнку ощутить специфичность особого казачьего миропонимания, о котором поется в песнях. В песенной традиции казаков центральным жанром является протяжная песня, это является особенностью стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора. Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен происходит через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. В неразделённости чувств и переживаний казака с окружающим его миром природы, рождаются особенные поэтические образы, такие, как прямое обращение к явлениям этого мира и становятся исходной точкой эмоционального переживания: «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Не шуми ты, мати-зелёная дубравушка», «Ой, ты, степь широкая». Самое важное, что поэтическое олицетворение, порождённое этой неразделённостью душевного мира героя с миром природы, сформировало самобытную поэтическую символику: образы ясного сокола, горькой калины, кукушечки, белой лебёдушки, молодой рябинушки – все это является неповторимой нравственной и эстетической атмосферой казачьих песен, носящая в себя наиболее устойчивые черты национального характера [11]. Для понимания ярко наполненного образами-символами казачьего песенного фольклора, необходимо обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, которое бы способствовало верному пониманию той жизненной информации, которая заложена в песнях. Желание подростков самоутвердиться через участие в творческой деятельности является положительным моментом для эффективной работы по приобщению детей к культуре казачества. Так как культура казачества состоит из большого разнообразия жанров - песни, танцы и искусство владения шашкой и т.д., следовательно, каждый подросток сможет найти для себя что-то интересное. В данный период творческая деятельность выходит на первый план. Реализация художественных и творческих способностей через различные культурно-досуговые формы позволит подросткам успешно усвоить самобытную культуру казачества. Таким образом, подростковый возраст считается наиболее благоприятным для восприятия специфичной культуры казачества. Важно, чтобы выбранные формы культурно- досуговой деятельности по приобщению подростков к культуре казачества отвечали психолого-педагогическим особенностям развития детей данного возраста. Выводы по первой главе На основе изученного материала можно сделать вывод, что к главным, определяющим суть казачества, идеям относится отождествление мужчины и воина. Казачья система ценностей через воспитание способствовала формированию своеобразного в духовном плане воина-защитника. Гражданский «мир» формировался позднее, чем военный, и занимал по отношению к нему подчиненное место. Гражданский мир состоял из следующих ценностей: трудолюбие, честность, справедливость, доброта, щедрость и гостеприимство. В традиционной системе ценностей приняты твердые нравственные устои в области семейно-брачных отношений и трезвый образ жизни. В семейной и общественной жизни казачества важным было уважительное отношение к людям старшего возраста. Семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия казачества. Она была основным фактором в приобщении подрастающего поколения к народной культуре. Влияние культуры на развитие личности, на ее всестороннее формирование трудно переоценить. Объектом нашего исследования являются дети подросткового возраста, потому что именно в среднем школьном возрасте формируются основные главные качества личности такие как, патриотизм, уважение к старшим, любовь к природе, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни. Подростковый возраст считается наиболее благоприятным для восприятия специфичной культуры казачества. Важно, чтобы выбранные формы культурно- досуговой деятельности по приобщению подростков к культуре казачества отвечали психолого-педагогическим особенностям развития детей данного возраста. |