огэ рус. Теоретический материал для подготовки к огэ задание 1. Изложение. Задание 2. Синтаксический анализ
Скачать 263.37 Kb.
|
Правописание суффиксов имён существительных
https://youtu.be/hythiirBaeA подробно об этом задании рассказываю здесь Личные окончания глаголов Чтобы определить личное окончание глаголов, надо знать: Спряжение Лицо Число
Чтобы определить спряжение, ставим глагол в инфинитив (задаем вопрос: Что делать? Что сделать?). К 1 спряжению относятся глаголы на –ать, -ять, -еть, -уть, -чь и глаголы брить, стелить. Ко 2 спряжению относятся глаголы на –ить и глаголы: слышать, выдеть и обидеть, гнать держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть. Суффиксы причастий Если перед вами причастие, вам нужно вставить суффикс.
При образовании причастий настоящего времени, нужно знать спряжение того глагола, от которого это причастие образовано. При образовании причастий прошедшего времени, обращаем внимание на суффикс инфинитива глагола. При образовании действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом причастия остается тот суффикс, который стоит в инфинитиве того глагола, от которого это причастие образовано. освоИвший – освоИть. При образовании страдательных причастий прошедшего времени, нужно обращать внимание на что именно оканчивается глагол, то есть смотреть, какая именно буква находится в суффиксе инфинитива глагола. Если глагол имеет в суффиксе инфинитива И, то эта буква при образовании причастия меняется на Е. подстрелЕнный – подстрелИть. Если же в инфинитиве буква А, Я, Е, У, то она же остается в причастии. подслушАнный – подслушАть. Подробно об этом задании рассказываю здесь https://youtu.be/PobFcSeuO6g Не с различными частями речи. Чтобы правильно выполнить это задание, сначала нужно определить часть речи. Не с глаголами – раздельно. Не с деепричастиями – раздельно. Не с числительными – раздельно. Не с краткими причастиями – раздельно. Не с сущ., прилагательными полными, полными прич., наречиями на о-е – по схеме. 1.употребляется ли слово без не? Если нет, слитно. Если да, задаем след. вопрос. 2.есть ли противопоставление с А? Если да – раздельно. Если нет – след. вопрос. 3.есть ли частицы отнюдь не, вовсе не, ничуть не, далеко не, нисколько не? Если да – раздельно. Если нет – след. вопрос. 4.есть ли зависимое слово? (этот вопрос задаем только для причастия) Если да – раздельно. Если нет или оно выражено наречиями степени – очень, совершенно, крайне, почти, абсолютно, совсем (=очень), то слитно. Не с краткими прилагательными. Нужно смотреть, есть ли полная форма. Если нет, раздельно. Если да, то по схеме выше. Не с неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями. Раздельно, если между частицей и словом есть предлог. Не у кого. Слитно, если предлога нет. Некого. Со сравнительной степенью прилагательного – раздельно. Со словами «больший, меньший, худший, лучший» - раздельно. С глаголами, которые имеют сочетание НЕДО. 1.употребляется ли без не? Если нет, слитно. Если да, след. вопрос. 2.можно ли заменить НЕДО на ПЕРЕ, при этом изменив значение на противоположное. Если да, слитно. Если нет, раздельно. Подробно об этом задании здесь https://youtu.be/gtKAU8LMh_Q
В прилагательных (от сущ.) В причастиях
Подробнее о задании 5 вы можете посмотреть здесь https://youtu.be/yUFGP4JZwh0 и здесь https://youtu.be/0EH4kdGki04 Задание 6. Анализ текста. Вам нужно найти, какие высказывания соответствуют содержанию текста. Задание 7. Средства выразительности. Задание подразумевает знание средств выразительности. Помним, что средства выразительности всегда употреблены в переносном значении. Собственно, переносное значение в предложениях вы и ищите. Если в предложении нет переносного значения, то вы его исключаете. Если переносное значение нашли, то смотрите, каким средством выразительности оно является. Эпитет — образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело... далече... мимо (С. Есенин); Случайно на ноже карманном Найти пылинку дальних стран — И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман (А. Блок). Эпитеты, выраженные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горячая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат неожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А. Чехов), заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветастая радость (В. Шукшин). Одними из самых выразительных эпитетов являются оксюмороны: «Горячий снег» (Ю. Бондарев), «Живой труп» (Л. Толстой), грустная радость (С. Есенин). Оксюморон — художественный прием соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Eсть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любивший фальшью Истины и правдой лжи (М. Цветаева). Сравнение — уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как колокол, месяц — язык... (С. Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них — сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи (А. Блок). Те же союзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде придаточного предложения: Pакружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может передаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «творительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагательным в сравнительной степени с зависимым существительным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов). Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней... (М. Горький); Барка жизни встала на большой мели (А. Блок); пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют иногда скрытым сравнением. Иногда весь текст или значительный текстовый фрагмент представляет собой развернутую метафору. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Телега жизни» развертывается метафора «путь человека от рождения до смерти — это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг». Олицетворение — разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: к ней прилегла в опочивальне ее сиделка — тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак); Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога (А. Блок). Подробнее рассматриваю здесь https://youtu.be/hNb_Bbeto_s и здесь https://youtu.be/EXtFtJsrTp4 Задание 8. Лексический анализ Вам нужно найти в тексте синонимы, антонимы или слово по лексическому значению. Синонимы – это слова, близкие по значению. Алый, красный. Антонимы – слова, противоположные по значению. Черный – белый. Нужно помнить о том, что бывают еще и контекстные антонимы, и синонимы, которые являются таковыми только в тексте. Задание 9. Сочинение |