Главная страница

очно-заочная_Мирошина ВВ_№ 1 задание к семинару. Теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих


Скачать 89.89 Kb.
НазваниеТеоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих
Дата29.11.2022
Размер89.89 Kb.
Формат файлаodt
Имя файлаочно-заочная_Мирошина ВВ_№ 1 задание к семинару.odt
ТипДокументы
#818081
страница2 из 2
1   2
Познай самого себя» — надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Сократический метод со всем арсеналом своих приемов (ирония, майевтика, индукция) имел своей целью, сверхзадачей заставить человека заглянуть в себя. При этом Сократ не навязывал готового знания собеседнику, а пытался вместе с ним построить его. Другим девизом Сократа было: «Я знаю, что я ничего не знаю». Ирония расчищает душу. С помощью индукции, которую, по Аристотелю, Сократ начинает применять первым, он строит нечто общее — понятие, что объединяет изменчивые вещи в один род. Он искал устойчивые нравственные нормы, на которые мог опереться человек для совершенствования своей души. Сократ ставит вопросы о благе, мужестве, мудрости, справедливости. В вопросе о смерти или бессмертии души Сократ придерживается взглядов орфиков. Душа бессмертна, тело могила души, умирает тело начинает жить душа. Сократ был философом жизни в подлинном смысле: он жил и умер так, как учил.

Платон - великий древнегреческий философ, был гениальнейшим из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца Сократа. Основа философии Платона – учение об идеях – имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина. Платон основал в Афинах философскую школу. Он устроил её к северо-западу от города, в Академии роще, посвященной мифическому герою Академу и богине Афине. Школа Платона была общедоступной. Лекции философа могли слушать все желающие, вне зависимости от возраста, благосостояния и общественного положения. Академия пользовалась у афинян большой популярностью, хотя мало смысливший в сложных философских вопросах народ часто расходился, когда Платон начинал беседы о слишком тонких материях. У Платона был великий ученик – Аристотель. И при жизни великого философа, и после смерти его личность была окружена всеобщим уважением. По Греции ходили яркие рассказы о скромности, уме, самообладании и прочих высоких душевных качествах Платона. Главная часть философско-литературного наследия Платона - его знаменитые диалоги.

Аристотель – греческий философ и ученый-энциклопедист, основатель Перипатетической школы. В 367–347 – в Академии Платона, сначала как слушатель, затем как преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. Проблема относительной хронологии сочинений Аристотеля тесно переплетена с проблемой эволюции его философских взглядов. Аристотель был ортодоксальным платоником, признававшим

«отдельность» идей. Только после смерти Платона, пережив мировоззренческий кризис, он подверг критике теорию идей и затем до конца жизни эволюционировал в сторону естественнонаучного эмпиризма. В целом свойственный Аристотелю систематизм и энциклопедический охват действительности сочетаются в то же время с противоречивой неясностью в решении ряда кардинальных проблем его философии. Сюда относятся: ожесточенная полемика против реальности платоновских эйдосов и признание нематериальных, вечных эйдосов (видов) природных существ; соотношение между внекосмическим перводвигателем и «естественными» движениями элементов и др. Созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон, равно как самый стиль научного мышления (история вопроса, «постановка проблемы», «аргументы за и против», «решение» и т.д.) несет на себе печать Аристотеля.

Субстанция - это понятие традиционной философской мысли для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития. Субстанция неизменна и устойчива, в отличие от перманентно меняющихся свойств и неустойчивых состояний, — она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

I. Задание на размышление.

Сравните три высказывания и поясните смысловые отличия:

  • «Навходящихвтежесамыерекипротекаютводинразодни,вдругойраздругие воды» (Клеанф);

  • «Втужесамуюрекудваждывходим иневходим» (Сенека);

  • «Нельзядваждывступитьвтужесамуюреку» (Плутарх).

В этих высказываниях образ вечно текущей реки символизирует меняющийся мир, обновляющееся бытие. На примере запоминающегося образа реки мы понимаем, что природа вещей подвижна, а сущность бытия активна. Мир процесс, поток вещей. Сама жизнь движение и активность. События не повторяются. Буквально, если войти второй раз в реку, то это уже будет другая река, ведь течение уже унесло ту воду, что была в прошлый раз, и принесло новую.

Прокомментируйте высказывания некоторых древнегреческих философов:

  • «Мыничегодоподлиннонеслышиминевидим» (Ксенофан);

В высказывании прослеживается мысль о том, что информация, которую получает человек, нельзя считать заведомо истинной. Полученные знания и сведенья должны ставятся под сомнение, и быть подкреплены фактами. В то время как сам человек не должен слепо верить всему тому, что слышал, или видел.

  • «Познайсамогосебя», «Яискалсамогосебя» (Гераклит).

Автор считает, что людям не достаточно знать лишь небольшой узкий набор стереотипов, нужно выходить за рамки обычных понятий. Невозможно построить целостную и непротиворечивую картину мира из тех представлений, которые накоплены и используются в обществе. Именно поэтому, понимая, что человек не знает себя, не знает своих основ и убеждений, Гераклит призывает познавать себя.

1   2


написать администратору сайта