Главная страница

табл. Теоретики, хронол. Р. Роды и жанры литературы, искусства


Скачать 26.11 Kb.
НазваниеТеоретики, хронол. Р. Роды и жанры литературы, искусства
Дата05.09.2022
Размер26.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатабл.docx
ТипДокументы
#662687

Худ. Направ.

Фил. Осн.

Теоретики, хронол. Р.

Роды и жанры литературы, искусства

Основные эст. Пр.

Примеры из лит. текстов

Символизм ( от греч. Знак, примета)

Идея двоемирия, первичности, нематериального мира (Платон)

Идеи Ницше – разочарование в прошлых идеях, размытие нравст. Начал

Идеи Шопенгаура – основа мира иррациональная, бессознательная мировая воля

Учение о единой мировой душе.

Декададантские настроения: одиночество человека перед враждебным миром и неопознанностью глубин собственной психик

1970-1890гг.

Манифесты: Ш. Бодлер « Цветы зла» (1857)

Ж. Мореас « Манифест символистов» (1886)

А. Рембо «Озарение»

Теоретики: Ш. Бодлер, М. Метерлинч, А. Рембо, С. Малларне

Живопись: М. Дени «Портрет Марты Дени», «Зеленый берег моря».

О. Редон «Улыбающийся паук»

Музыка: К. Дебюси «Послеобеденный отдых фавна»

А. Скребин «Прометей»

Литературы:

М. Метерлинк «Слепые»

П. Верлен «Сатурнические поэмы», Ш. Бодлер «Цветы зла»

1) Прекрасное – это то, что нельзя выразить

2) Теория символы – выражение идей и познание мира возможно при помощи символы

3)Синтез искусств – достижение единства всех форм длительности человека в едином худож. Стиле.

4)Интуитизм – познание мира через аналогии, интуицию

5) Мифологизм – обращение к мифам для поиска аналогии

6) Теория Ассоциаций – множественность значений слова.

7) Музыкальность – звучание слова важнее смысла, необходимость освободить слово от предметности.

8) Принцип индивидуализма- поэт-медиум, который соединяет разные миры, выступает пророком

1) А. рембо «Гласные» (1871)

В стих-ии раскрываются невыразимые образы, которые вызваны ассоциациями: «дивные крйги морей зеленоватых, луг, пестрый от зверья, покой морщин измятых. Алхимией на лбах задумчивых людей».
2) М. метерлинк «Слепые» (1890)Пьеса наполнена большим кол-вом символов.Например, В произведении в цонце младенец заплкал: очевидно, увидел смерть. Однако этот образ может символизировать и новую веру, которая родилась. «Царству старых, видимо, приходит конец».

3)М. Метерлинк пьеса «Синяя птица» (1905)

Первая символическая деталь с которой мы сталкиваемся – свет. «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающйся свет Лампа на столе зажигается сама собой». Здесь ярко выражена теория символы. Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете»

Неоромантизм

Влияние идей ф. ницше, а. шопенгаура,с. кьеркюра (идея сверчеловека).

Происходит движение от иносказательности, размытости к упрощению языка, к новой предметности.

Переосмысление принципов романтизма – тяготение к мистике, фантастике. Культ индивидуализма, отрицание обыденности

90-е годы 19 века- начала 20 века.

Теорет. Положения неоромантизма изложил Э. Ростан в « Речи при вступлении во франц. Академию».

Музыка:Н.Н. Метнер, С.В. Рахманинов

Театр:Неоромантимзм выступал полемично с натуралист. Тенденциями. Пьесы Э. Ростана, С. Бенелли

Живопись:

М.Фундуп - боснийский зудожник

Литература: Д. Конрад «Изгнанник», Д. Лондон «Морской волк», Р. Киплинг « Книга джунглей!

  1. Героические, приключенческие мотивы, культ сильной личности

  2. идеал в единстве обыденного и возвышенного, мечты и действительности

  3. оптимизм, утверждение безграничности человеч. Возможностей

  4. экзотические пейзажи

  5. Движение от размытости, бытоописательства, натурализма к предметности, упращению языка

  6. Поиск идеала в самой реальности, «открытие» героя в самом обычном человеке

  7. Включение в текст легенд, преданий

  8. Характерен максимализм, непринятие действительности, напряж. сюжет

  1. Р. Киплинг сказка «братья маугли». В произведении рисуется жкзот. Обстановка – джунгли. Ьезграничность сил, стойкость воплощены в главном герое. « Он рос вместе с волчатами, хотя, понятно, они сделались взрослыми волками, когда он еще оставался ребенком. Отец Волк учил его ремеслу и говорил обо всем, что находится и происходит в джунгях»

  2. А. Грин «Алые паруса «(1823). Действия произведения разворачиваются в вымышл. Стране – Гренландии. Изображены тончайшие психолог. Состояния героев. « Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно.

  3. Р. Стивенсон роман «остров сокровищ « (1823). Характерен авантюр. Сижет, экзот. Обстановка, череда приключений, в которую втянут юный герой, сочетание дина мично развив. Событий с драматич. Коллизиями. «этот островок называет остров Скелети. Раньше тут всегда останавливались пираты»

эстетизм

Влияние традиций пансацев: отрыв от реальности, возвышение искусства, поиск красоты в форме.

Реакция на чрезмерное морализаторство и соц. Детерменизс в икторианской эпохи.

Имморализм ницше: сознательный отказ от законов нравственности, стремление стать « по ту сторону добра и зла»

Втор. Пол. 19 в. 1868-1901

Теоретики: У. Патер, О. уайльд

Манифесты: У Патер «Очерки по истории ренессанса» (1813), О.уальд «Кисть, перо и отрава»

Драматургия: о. уальд «Соломея»

Литра: СКОТТ ЕСТЕРФИНД «УРОДИНА». О. уальд роман «Портерт дориана грея», «Счастливый принц», повесть «Кентервильское привидение»

Живопись: Дж. Уилстер, графика О. бердели, а.Дж. Мур «сад»

  1. Идея искусства для искусства

  2. Поиск идеала красоты в отрыве от действительности (искусство – антитеза жизни)

  3. Стремление улучшить реальность посредством ее эстетизации. Красота – единственная сущность искусства.

  4. Использование уветописи, звукописи, деталей. Декоративность

  5. Признание красоты как абсолютной ценности, утверждение целью наслаждаться ею.

  6. Исскуство свободно от моральных устоев (отвержение этической функции)

  7. Не искусство подражает действительности,а действительность искусству

  1. о.уальд «молодой король (1888)

Главная мысль»прекрасным снаружи может быть только тот, кто прекрасен внутри" .»деокративность. «Он стоял в королевском облачении и врата изукрашенного драг. Камнями алтаря отверзлись, и из хрустальных граней полился таинств., дивный свет».

  1. О. уальд «портрет дориана грея» (1890).

  2. Идея «Искусство выше жизни заключена в сценах знакомства красавца дориана с актрисой Сибилой Весте. Дрпиан полюбил сибилу за то, что она могла талантливо перевоплощаться в различные образы. Грей любит в актрисе шекспировских героинь, он не может любить реальную женщину, он любит только «образ искусства». «Здесь я нашел ее, богиню, среди простых смертных. Когда она играет, забываешь все на свете. Это неотесанное отродье, люди с грубыми лицами и вульгарными манерами совершенно преображаются, когда она на сцене».

3. С. вестерфильд «Уродина» (2005)

Признание красоты абсолютной ценностью жизни. «Но самое главное – на земле царит справедливость. Потому что больше нет некрасивых людей…, ну не считая подростков. Все, кому исполнилось шестнадцать – безумно, головокружительно красивы благодаря достижениям хирургии»

Натурализм от греч. - природа

Опирается на философ. Позицию позитивизма О. Канта: общество как развивающицся организм.

Теория эфолицию ч. дарвина (поступки обусловлены физиологией)

Трактат ипполита Пэна «философия скусства» (1996): искусство формируется под влияниес расы, средты, момента

Вторая половина 19 века – начало 20 века

Манифесты: э.золя «экспериментальный роман» (188), «Романисти-натуралисты» (1881), «Натурализм в театре»
В середине 70х годов вокруг главного теоретика э.золя, который разработал теорию направления, сложилась натуралистическая школа (э. гокуа, г.мопасан и другие)

Живопись: л. лермит «выдача жалованья жнецам» (1882). Д.найт «окликая паромщика» (1870). К. менье «три женщины шахтера» (1885)
Театр: формирование «свободных театров» (1880 – 90): -лондонский независимый театр (д. грейна). – парижский свободный театр ( а антуауна)

Литра: э.золя «человек-зверь»(1890), «жерминаль» (1885),Г. Г.. гаумптан «перед восходом солнца» (1889).

  1. Принцип протоколирования действительности

  2. Стремление к объективизму, точному изображению окруж. Действительности (нравс. Безличность автора)

  3. Отказ от типизации, обобщений.

  4. Литературный текст – «документ», а основой эстетический критерий – полнота, осущест. В нем познавательного акта.

  5. ПОЯВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ГЕРОЯ

  6. Подчеркнута роль наследственности и детерменизма

  7. Изображение жизни низших слоев общества

Э. золя роман «жерминаль (1883)

В произведении автор совершает попытку показать психологию коллектива. изображается жизнь простых рабочих людей – шахтеров. Жизнь зависит от среды. «Уже не стоны ли голодных разносит мартовский ветер по этой головй равнине: Как он разбушевался! Как злобно воет, словно грозит, что скоро всему конец: не будет работы, и наступит голод, и много-много людей умрет.
8э. золя роман «западня» (1877). Автор стремится к объективизму, точному изображению окруж. Среды (запахи, грязь) «войдя в подворотню гостиницы «Гостепреимство», Жервеза заплакала. Это была темная, узкая подворотня с проложенной вдоль стены канавой для грязной воды. Зловонье, ударившее жервизе в нос, заставило ее вспомнить две недели, проведенные здесь с Лантье, две недели тяжких решений и ссор.
Э.золя роман «нана» (1880). Данное произведение является ярким примером наследственности . нана – дочь поколеченного рабочего и спившейся прачки. «мама была прачкой, отец пил запоями умер от этого. Вот.»

Импрессионизм от франц. - впечатление

Культ индивидуальности.

Влияние позитивизма: обращение художников к реальной действительности.

Наследие романтического мировосприятия.

В широком смысле: 1860 – конец 19 века.

Узко: 1874-1886 (первая выставка импрессионистов).

Теоретик – эдуард мане.

Представители: к. моне., б. моризо, о. ренуар, а. сисией и др.

Главный постулат «видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство» (дневник братьев гонкур»

Живопись: к. моне «впечатление». Э. мане «завтрак на траве»

Музыка: К. дебюси «послеполуденный отдых фавна» Э. сати «Сильвия»
Скульптура: о. роден «мыслитель»

Литра: э. золя «дамское счастье», п. верлен «романсы без слов»

  1. Освобождение от условностей, утверждение красоты повсед. Жизни

  2. Прекрасное –фрагмент жизни с точки зрения субъективного восприятия.

  3. Стремление сохранить силу «первого впечатления»

  4. Изображение в динамике, передача текучести формы.

  5. Изображается повсед. Жизнь – досуг, отдых

  6. Принцип субьективизма, индвиивдуализма

  7. Натура – реальная действительность

  8. Зыбкость очертаний, ассиметрия, разумкнутость композиции

  9. Отказ от черного цвета, палитра светлая, пастельная

  10. Жскизность изображения

  11. Нет графичности, плавные переходы

  12. Описания приобретают особое значение – становится важным средством психол. Характеристики

  13. Отказ от принципа типизации

  14. Незавершенность, незаконченность

  1. Ги де мопассан новелла «лунный свет» (1882). Утверждение краоты повседневной жизни «он остановился и окинул взглядом все равнину, озаренную мягким светом, тонувшую в сереряной мгле безмятежной ночи»

  2. Э. золя роман «нана (18230. В произведении описание передает текучесть формы, разумкнотость композиции, зыбкость очертаний.

«вокруг нее постоянно было множества цветов и ценных безделушек, и чем дороже стоил ее минутный каприз, тем больше доставлял он ей удовольствия. Но все в ее руках превращалось в прах, ломалось, блекло, пачкалось от одного только прикосновения ее беленьких пальчиклов.


  1. Ги де мопассан новелла "пышк«" (!880). в данном произведении описание природы приобретает особое значение – является средством психологической характеристики (зимний пейзаж – воплощение в героях потерянности, застывшего состояния) « Земля уже с некоторого времени ыла скованна морозом, а в понедельник около трех часов дня с севера надвинулись тяжелые тучи и принесли снег, который шел не перставая весь вечер.

Реализм от латин. действительный, вещественный

Опирается на идеи гуманизма эпохи возрождения: первостепенная ценность – челов. Жизнь. Каждый человек имеет право на счастье.

Реалисты продолжают разделять просветительские идеалы: критика, сатирическое изображение действительности, надежда на изменения к лучшему. Идея всестороне развитой дичности.
Идеи позитивизма: приоритет научного знания перед искусством (задача искусства – исследование жизни). Писатель должен стремиться к объективности.
Влияние социологических теорий рубежа веков (жанр антиутопии)

1870 – 1910

Бернард шоу «квинтессенция ибсенизма» (1891)

Г. курбе «манифест реализма» (1855)
Томасс манн «тонио крегер»

Живопись: г. курбе «похороны в Орнане». А. РОНИНА «ОЖИДАНИЕ В ВЕНЕЦИИ», Ж. Дюгре « возвращение с полей»
Литра: э. золя цикл «Ругон маккара». Мопассан «зведения Телье», «пышка».
Драматургия: Ибсен «Кукольный дом».

Б. шоу «Пигмалион»

Р. Ролан «волки»
Театр: теоретик: р роллан. Стремление воссоздать на сцене конкретную историч. обстановку

  1. В центре внимания жизнь обычных людей. Повседневная жизнь наполнена драматизма

  2. Влияние русской традиции (тургенев, толстой, достоевсикй), русская литра привлекает широким эпическим размахом и тонким психологизмом.

  3. Углбление психологизма. Душевные противоречия занимают больше места, чем сюжет

  4. Элементы фантастики служат средством обобщения сложных социальных процесслв

  5. Новый жанр – антиутопия

  6. Герои – типичные представители конкретной эпохи, определенного соц. Круга (историзм)

  7. Стремение к устранению авторской оцнеки, внимание к вещественной характеристике худож. Мира

  8. Часто в центре повествования – судьба художника, сквозной становится тема искусства

Г. ибсен «кукольный дом» (1879)

Гером – обычны люди, изображена повсед. Жизнь. Внимание к вещественной характеристике :» уютная комната, обаставленная со вкусом, но недорогой мебелью. В глубине, в средней стене, две двери: одна справа ведет в переднюю, другая, слева, в кабинет Хельнера. Между этими дверями пианино»
Г. Гарден «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (1891). В романе описаны события простой жизни героини, трагмзм, драматизм явлений. «Осознай Тэсс значение этой встречи, она могла бы спросит ь, почему обречена была она в тот день привлечь жадный взгляд дурного человека, а не того, кто быд благороден и добродетелен настолько, насколько может быть благороден и добродетелен человек».
Р. Роллан «Жан – кристоф» (194)

Вданном романе герой – представитель конкретной историч. Эпохи.

« В жизни каждого человека наступает пора, когда надо дерзнуть быть несправедливым, уметь покончить со всякими восхищениям, и все отмести: и ложь и правду – все, что ты сам не признал правдой




















написать администратору сайта