Главная страница
Навигация по странице:

  • НАЗВАНИЕ ДАТА ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСНОВНАЯ СУТЬ КОНВЕНЦИИ

  • Теологическая (религиозная, божественная)

  • Марксистская (материальная, экономическая) теория

  • Ирригационная (гидравлическая, водная) теория

  • Теории происхождения государства и права Группа 2п13 фио студента Гаджиев Рамазан Задание


    Скачать 26.82 Kb.
    НазваниеТеории происхождения государства и права Группа 2п13 фио студента Гаджиев Рамазан Задание
    Дата29.09.2022
    Размер26.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаeb42f01fdd01f7da764b488d5511ffd5 (1).docx
    ТипДокументы
    #706165

    Теории происхождения государства и права

    Группа: 2-П-13

    ФИО студента Гаджиев Рамазан

    Задание: заполните таблицу по образцу. Укажите все известные вам теории происхождения государства и права.

    НАЗВАНИЕ

    ДАТА

    ПРЕДСТАВИТЕЛИ

    ОСНОВНАЯ СУТЬ КОНВЕНЦИИ

    ПЛЮСЫ,

    ДОСТОИНСТВА

    МИНУСЫ,

    НЕДОСТАТКИ

    ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

    Теологическая (религиозная, божественная)

    Теория господствовала в средние века (XIII век). В настоящее время распространена в Европе и на других континентах, в ряде исламских государств (Саудовская Аравия, Иран). Носит официальный характер

    Фома Аквинский;

    Аврелий Августин;

    Жак Маритен.

    Государство возникло по воле Бога. Следовательно государство его институты, власть вечны и святы, их возникновение не зависит от воли человека. Государство – это то, что предложил людям Бог, его воля и создание. Это канон, фундамент теологической теории.

    Монорелигия и государство появляются одновременно;

    Теория направлена на укрепление порядка в обществе;

    Объясняет теократические государства – первые виды общественных объединений;

    Является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;

    Представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.

    Нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;

    Все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;

    Отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.

    Данная форма объединения людей существовала не всегда, но точной даты перехода к государственному образованию не существует. Прежде чем перейти к подобной форме устройства жизни люди прошли долгие годы формирования институтов и документирования права.

    Договорная теория

    Концепции договорного происхождения государства возникли и активно развивались в XVII-XVIII вв. , утверждая, что государство – это результат общественного договора, заключенного между людьми, проживающими на одной территории

    Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Ф.М. Вольтер, Д. Дидро, Б. Спиноза, А.Н. Радищев

    Согласно договору о создании государства люди передают часть своих прав государству и берут на себя обязательство подчиняться государственной власти, соблюдать законы и пр. У государства и его граждан возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за их невыполнение. Так, государство имеет право издавать законы, взимать налоги, наказывать преступников, но обязано защищать свою территорию, жизнь и собственность своих граждан. В свою очередь, граждане имеют право на защиту своей жизни, свободы и собственности, но обязаны соблюдать законы государства, платить налоги.

    Необходимость объединения людей для заключения соглашения

    Замена эгоистичных побуждений одного индивида на коллективное и целенаправленное стремление к общему благу всего народа

    Закреплённость за всеми членами общества прав и свобод и их неотчуждаемость

    Некоторые авторы также закрепляли за народом важное право свержения правителя, который нарушает условия договора

    Учет представителями договорной теории психологической составляющей, то есть эмоций человека, например, страха и инстинкта самосохранения

    Подчинение основ государственного устройства моральным идеалам

    Отсутствие ссылок на религиозные установки и авторитеты, как это было в предшествующие эпохи

    Признание так называемых естественных прав человека и демократический характер теории, которая опровергала устои феодального государства и говорила о недопустимости неравенства людей перед законом

    Опора на общественную практику

    В рамках этой концепции первобытное общество идеализируется или представляется в схематичном виде, когда на каком-то этапе своего развития оно задумывается о создании неких властных институтов

    Договорная теория не отвечает на вопросы, где и когда заключается подобное соглашение, как определяются его участники, кто может его засвидетельствовать

    Теория никак не объясняет того, как десятки и сотни тысяч людей могли бы договариваться между собой по таким принципиальным вопросам

    Для возникновения государства необходимо несколько объективных предпосылок, экономических и материальных, а объяснить столь сложный процесс наличием одного только договора невозможно

    Для осознанного образования государства нужно, чтобы у субъектов, заключающих такое соглашение или хартию, были представление о такой абстрактной вещи, как государственность

    Поскольку договор составляется раньше, чем само государство, он может не иметь юридической силы

    Однако слабым звеном остается умозрительность этой концепции, недооценка военных и экономических причин передачи власти от народа к правительству. Кроме того, представления о древней истории здесь являются несколько схематичными. В настоящее время существуют и другие концепции возникновения государства. Долгое время господствующей считалась материалистическая теория, но у нее есть немало конкурентов, и в каждой из этих концепций имеют достоинства и недостатки.

    Психологическая теория

    конца XIX-начала ХХ в.

    Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Э. Фромм

    Психологические концепции происхождения и сущности государства связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики и соответствующим поведением в коллективе. Люди от рождения по своей природе делятся на организаторов и исполнителей, на управляющих и управляемых. Более того, лидеры обладают немаловажной харизмой, что имеет значительное воздействие на людей. По мере развития первобытнообщинного общества организаторы и управленцы (вожди, шаманы, воины) создают государственную машину с целью осуществления своих властолюбивых намерений. Им необходимо для этого с помощью государства также подчинять большинство населения и пресекать действия недовольных. Поэтому государство – это продукт разрешения психологических противоречий между активными и пассивными членами общества.

    В рамках социологической теории учитываются процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Они изучаются с использованием конкретных методов социологического познания.

    В концепции приоритетными считаются общественные отношения. Другими словами, содержание превалирует над юридической формой.

    Социологический подход имеет большое практическое значение для исследователей и законодателей. Для формирования правильного представления о правовой доктрине, оценки эффективности норм необходимо изучать положения в жизни, при непосредственной их реализации.

    При использовании психологического подхода возникает риск размывания самого понятия «право». Если в этом качестве рассматривать реализацию норм, то теряются четкие признаки неправомерного и правомерного поведения, поскольку исполнение положений может быть и законным, и незаконным.

    Согласно психологической теории возникновения государства и права, основными субъектами нормотворчества выступают администраторы и судьи. При таком подходе формируются благоприятные условия для злоупотребления полномочиями этими лицами.

    Подобный подход не имеет прочной нормативной базы. В этой связи, юридические споры решаются в основном в пользу политически и экономически сильных субъектов.

    Несмотря на ряд недостатков, психологическая теория государства стала одной из самых популярных концепций становления государства.

    Марксистская (материальная, экономическая) теория

    Именно эта теория длительное время определяла отечественные взгляды на происхождение государства и права. Марксистские концепции происхождения государства разрабатывались в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.

    К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ульянов-Ленин

    В основе этой теории лежат книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) и лекция В.И. Ленина «О государстве» (1919 г.). Следует отметить, что, в свою очередь, основой написания книги Ф. Энгельса стали труды американского этнографа, историка и археолога Л.-Г. Моргана, опубликованные в его книге «Древнее общество» (1877 г.).

    Материальные условия общества сыграли значительную роль.

    Изменение форм деятельности в области труда и ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства.

    Переход от потребляющей к производящей экономике создает разделение людей по существенному признаку.

    Основной недостаток теории — однобокость. Представители не учитывали психологический, нравственный и этнический факторы. Именно поэтому им не удалось объяснить причины и этапы становления государственных образований.
    Е. Дюринг имел претензии к теории, ссылаясь на психологический фактор. Он писал о психологии человека и его тяге к войне. Энгельс игнорировал этот фактор, ссылаясь исключительно на экономику, как главную движущую силу истории.
    С. С. Алексеев и В. М. Корельский не спорили, что классовая борьба повлияла на возникновение государства. Однако полагали, что возникновение классов не может служить единственной причиной его появления. Ученые ссылались на примеры появления государства в доклассовом обществе и считали, что на процесс образования государства влияют и другие факторы.

    Философия исторического процесса Маркс мистифицировал историю. Показал, что историю движут не желания и стремления отдельных личностей, а вполне конкретные объективные процессы, в основе которых лежит экономическое развитие.

    Патриархальная теория

    III век до нашей эры

    Конфуций, Аристотель, Фильмер, Н. Михайловский.

    Теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха – как власть отца над членами его семьи. Так китайский философ Конфуций считал, что государство – это большая семья, а власть государя – продолжение ничем и никем неограниченной власти отца в семье. Конфуций обосновал теорию «сыновей почтительности», согласно которой подданные императора – его послушные и покорные дети.

    Установка объективной взаимосвязи между государственным и семейным строем.

    Обеспечение общественной безопасности, порядка благодаря подчинению единой воле главы государства – отца.

    Сохранение веры народа в целостность, устойчивость мира.

    Определение главных функций, обязанностей и роли главы государства в соответствии с нравственными нормами.

    Глава государства не может быть отождествлен с главой семьи, поскольку он является основателем государства, но не народа (тогда как отец является основоположником семейного рода).

    Власть монарха под собой имеет иную основу, чем у отца отдельной семьи и носит публичный характер. Глава государства осуществляет управление формально и опосредованно, по принципу принуждения в условиях наличия официального аппарата власти, законодательных, нормативно-правовых актов. Глава семьи является лидером неформальными и взаимодействует напрямую на основе семейных ценностей.

    Монарх фактически не связан родственными узами с большей долей населения, т.е. не является непосредственной главой семьи каждого.

    В то же время люди народа также объективно не могут быть родственниками, несмотря на сформировавшуюся общность.

    Формирование государства вряд ли может быть обосновано процессом расширения семьи, так как зарождение семейного и государственного института происходило практически одновременно.

    Чаще всего монархом назначается человек со стороны, из иного государства, которые не имеет родственных уз с народом.

    научной мысли патриархальная теория появления государства не нашла однозначной оценки среди специалистов, все же ее положения нашли дальнейшее развитие в идее государственного патернализма.

    Теория насилия

    IX–X вв

    Евгений Дюринг; Людвиг Гумплович; Карл Каутский

    Основой происхождения государства считает акт насилия: это, как правило, завоевание одного народа другим, одного племени другим. Для управления завоеванными необходим разветвленный аппарат насилия и подчинения, т.е. государство. Государство должно распространить всю свою власть на экономическую и духовную сферы жизнедеятельности порабощенного народа.

    Пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;

    госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;

    насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.

    Если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;

    сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;

    если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.

    Данная теория не является универсальной и может рассматриваться лишь в качестве одной из возможных причин появления государственности наряду с другими факторами.

    Органическая теория

    XIX век

    Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, А.Э. Вормс, Г. Прейс.

    Согласно органической концепции происхождения государства общество – живой организм, а государство – часть этого организма, его мозг, выполняющий четко заданные функции. Э. Дюркгейм и Г. Спенсер в своих трудах (середина XIX в.) говорили, что государство – продукт социальной эволюции, которая является производной биологической эволюции. Закон естественного отбора, основанный Ч. Дарвином для живых организмов, действует и в обществе. Поэтому выживают те социальные системы и соответствующие им политические институты, которые наиболее адекватно приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям среды. Так происходит формирование новых форм политического правления, государственного устройства, политических режимов; одна форма правления заменяется другой, более современной.

    Восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма.

    Признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

    Оригинальность теории.

    Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества.

    Сильное влияние дарвинизма.

    Отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

    Понятия общества и людей в целом, а значит есть вероятность того, что может начаться насилие на почве потери понятия общества и моральных ценностей. Но меня радует восприятие государства в данной теории и восприятие экономики в целом

    Ирригационная (гидравлическая, водная) теория

    XX в

    К.-А. Виттфогель

    Немецкий ученый К.-А. Виттфогель, который возникновение государства связывал с необходимостью возведения гигантских ирригационных сооружений в аграрных областях древних государств. Данные процессы действительно происходили в Мессопотамии, Египте, Индии, Китае. И очевидной является связь этого процесса с формированием немалочисленного «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. Это - класс управленцев, чиновников, занимающихся вопросами строительства, функционирования и защиты созданных водных систем.

    Однако, считается, что именно наличие государства позволяло организовать проведение масштабных и скоординированных ирригационных работ, рассматриваемых Виттфогелем. Более того, подобные работы проводились, как известно, лишь в отдельных районах Земли. А многие государства развивались благодаря иным формам производственной и трудовой деятельности, например металлургии.

    В качестве положительного аспекта можно назвать теоретическую возможность данной гипотезы. Она основана на известных исторических фактах. Первые государства возникали в речных долинах и использовали ирригационную систему для выращивания культур. Наиболее известными древними государствами являются Шумер, Вавилон, Древние Египет и Китай.

    Отрицательной стороной является и выяснение первопричины. При рассмотрении теории возникает вопрос о том, что произошло раньше: образование государства с потребностью в ведении земледелия или же идея ирригационной системы, вследствие которой возникла необходимость в государстве.

    Создаётся государства на «гидравлических» территориях, а от души поспорить с К. Марксом и В.И. Лениным. Мнения обоих кажутся ему ошибочными. Одну из основополагающих работ Владимира Ильича немецкий историк откровенно называет «мошеннической».



    написать администратору сайта