курсовая тгп кирьянова. теории происхождения государства
Скачать 65.3 Kb.
|
1 2 Одной из распространенных концепций, изучающей те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство является продуктом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Спенсер сравнивал естественный отбор в природе и общественную жизнь. Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович, полагает, что государство является результатом насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие - это первооснова любого государства28. Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство как результат непримиримости классовых противоречий29. Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса30. В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Учение о государстве и значении революции было последовательно изложено В.И. Лениным в его работе «Государство и революция». В первую очередь, следует сказать об огромной роли данной работы Ленина в развитии идеологии партии большевиков. На основе основных положений К. Маркса и Ф. Энгельса Ленин развивает теорию о государстве и революции, представляя революцию как средств достижения целей, поставленных пролетариатом. В государстве Ленин в первую очередь акцентировал внимание на его классовой сущности, рассматривал предпосылки его появления, охарактеризовал роль государства в классовом обществе в качестве орудия диктатуры эксплуататорских классов. Как отмечал Ленин, несмотря на разнообразие форм современного буржуазного государства, их суть сводится к реализации диктатуры буржуазии. В.И. Ленин считал, что пролетариату посредством революции нужно будет уничтожить старое буржуазное государство, создать государство нового, высшего типа, которое будет основано на диктатуре пролетариата. В.И. Ленин принципиально отвергает идею о том, что капиталистическое общество может преобразовываться и совершенствоваться постепенно, без революции. Будущее буржуазных учреждений Ленин видел в их превращении в орудие пролетариата. Лениным вслед за Марксом и Энгельсом были выделены две фазы коммунистического общества, он показал, что переход от одной фазы к другой требует строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства. Отмирание государства Ленин связывает с построением коммунизма, с преодолением противоположности между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, с процессом слияния наций. Итак, государство Ленин называет продуктом непримиримости классовых противоречий. То есть, Ленин выражает свое несогласие с тем, что государство должно полностью контролировать все сферы общественной жизни, что государство является абсолютным благом, гарантом народного процветания. А революция имеет определяющее значение в том, чтобы устранить эту несовершенную государственную систему, основанную на принуждении, силе, репрессиях: «Если государство есть продукт непримиримости классовых противоречий, если оно есть сила, стоящая над обществом и «все более и более отчуждающая себя от общества», то явно, что освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан и в котором это «отчуждение» воплощено»31. Государство в учении Ленина – это абсолютно надчеловеческая система, основанная на силе армии и полиции, занимающаяся с помощью репрессивного аппарата бесчеловечной эксплуатацией. Обращаясь к истории, Ленин подчеркивает, что были времена, когда государства не существовало. А именно, речь идет о первобытнообщинном строе. И только в ходе эволюции человеческой цивилизации произошло выделение класса эксплуататоров и собственников, что привело к разделению общества на классы, враждующие между собой. Антагонизм между классом эксплуататоров и эксплуатируемых привел к глубоким внутренним противоречиям. Для разрешения противоречий в обществе и подавления эксплуатируемых масс господствующие классы создали организацию подавления – государство. Таким образом, как пишет В. И. Ленин в своей работе «Государство и революция»: «государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает то, что классовые противоречия непримиримы»32. Таким образом, Ленину удалось в полной мере дать обоснование марксистского тезиса о том, что государство имеет классовое происхождение. Как считал Ленин, классово-антагонистическое общество не знает надклассового государства. Если общество является классово-антагонистическим, то все представители такого общества имеют разные интересы. Так как государство – это есть инструмент собственников и эксплуататоров, то, значит, любое государство – это организация, выражающая волю господствующего класса, но не всего общества. Государство Ленин называет «машиной» для угнетения одного класса другим. Всенародность – это черта, которой государственная машина лишена абсолютно и полностью. Лениным вслед за Марксом была абсолютизирована идея классовой борьбы. Ленин был убежден в том, что солидарность классов является невозможной. Исходя из этого принципа, государство не может быть справедливым и гуманным, государство всегда подавляет один класс в пользу интересов другого. Законы материальной жизни общества Ленин считал подлинным злом для человечества. Ленин также высказал мысль о том, что буржуазное государство обречено на полную гибель. Ленин отвергал мысль о возможности построения справедливого общественного устройства в буржуазном государстве, обеспечения прав и свобод человека, социальных гарантий благополучной жизни. Итак, Ленин отождествлял империализм с умирающим капитализмом, социальная революция же призвана не только уничтожить государство, но и империализм. Революции отводилась решающая роль в утверждении диктатуры пролетариата. В теории недооценивается роль иных факторов в формировании государства, а также преувеличена роль классов в образовании государства. Тем не менее, в этой теории хорошо показана роль социально-экономических факторов в формировании государства. Причины возникновения государства и права объясняются и в так называемой психологической теории, ярким представителем которой являлся Л. Петражицкий. В частности, причиной появления государства и права, согласно данной концепции, являются те или иные свойства психики людей, их биопсихологические инстинкты. Данная теория исходит из того, что для психики индивида изначально свойственна потребность к повиновению, подчинению «выдающимся личностям»33. А вот сторонники социально-психологического направления полагают, что человек является существом общественным, а не биопсихологическим. И именно на этом они основываются при разработке своей концепции происхождения государства и права34. Широкое распространение получила теория «правового государства», согласно которой необходимо ограничить деятельность государства, его органов исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, который принимает парламент35. Теория специализации была предложена профессором Кашаниной. Она полагает, что ее теория носит универсальный характер. Основная идея теории заключается в том, что закон специализации является всеобщим законом развития всего мира. Специализация – это есть удел биологической среды. В частности, именно благодаря специализации в живом организме появляются различные клетки, различные органы. Закон специализации действует и в социальной среде. Например, когда производящая экономика набирает достаточные темпы, производственный труд становится специализированным. Специализация в сфере экономики является первым видом кардинальной специализации труда или экономической специализации. Здесь выделяются три стадии разделения труда, а именно, речь идет об отделении скотоводства от земледелия, выделении ремесла, появлении торговли. Однако в современном мире специализация является достаточно обширной. Наряду с такими отраслями, как сельское хозяйство, промышленность, торговля, появились сферы финансов, здравоохранения, образования туризма и т.п. Самые первые виды экономической специализации стали источником мощного толчка для развития общества, государственной системы. Это происходило за счет того, что новые виды производства осваивались, а значит, повышался интеллектуальный уровень, происходило накопление избыточного общественного продукта. Соответственно, отношения в обществе становились как более и более сложными. Кризисная теория была предложена профессором А. Венгеровым. Эта теория гласит, что государство является результатом неолитической революции, когда человечество переходит от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход, как считает Венгеров, обусловлен экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тыс. лет назад. За счет глобального изменения климата на Земле, вымирания мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны само существование человечества оказалось под угрозой. Переход к производящей экономике дало возможность преодолеть экологический кризис, человечеством была перестроена вся социальная и хозяйственная организация. Это привело к таким явлениям, как расслоение общества, появление классов, возникновение государства. Государство выполнило задачу обеспечения процесса функционирования производящей экономики36. Дуалистическая теория (ее авторами являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин) тоже связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Однако она рассматривает два пути появления государства - восточный (азиатский) и западный (европейский). При этом восточный путь возникновения государства рассматривается в качестве универсального, поскольку считается, что по данной модели выстраивались азиатские, африканские и американские государства. Западный путь является уникальным, поскольку по нему развивались только европейские государства. Восточный путь возникновения государства основан на том, что формирование его осуществляется на базе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зонах поливного земледелия (а именно там возникали первые государства) существовала потребность в том, чтобы строить сложные ирригационные сооружения. А значит, была необходимость в централизованном управлении и создании специального аппарата, т.е. органов, должностных лиц, которые бы занимались данным управлением. Органы общественного управления и соответствующие должности создавались для того, чтобы выполнять и иные функции (например, чтобы управлять резервными фондами, отправлять культы и т.д.)37. Можно сделать вывод о том, что более современные теории происхождения государства являются более адаптированными под современные реалии государственной жизни. Эти теории учитывают тот солидный правовой, исторический, политический базис, который был создан предшествующими поколениями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проблема происхождения государства является очень древней, к ней обращались мыслители разных эпох. Уже античными мыслителями рассматривались предпосылки, причины образования государства. Причем, проблема происхождения государства ими рассматривалась в сочетании с поисками модели справедливого государства. Специфика теорий происхождения государства зависит от социальных и политических реалий эпохи. Например, сугубо консервативные теории происхождения государства появляются в связи с феодально-аристократической реакцией на события Великой французской революции. А вот у материалистической теории присутствует ярко выраженная социалистическая направленность. Историческая обстановка обусловила также и тот факт, что появились социалистическое политическо-правовые концепции. Формирование естественно-правовой теории началось в эпоху античности, наиболее ярко многие идеи, последовательно развитые представителями школы естественного права в эпоху Нового времени, были отражены Платоном и Аристотелем. Теологическая теория происхождения государства поистине уникальна вследствие своей древности. Основой теологической теории являются принципы патриархальной теории происхождения государства, которая восходит к философской концепции Аристотеля. К числу современных теорий происхождения государства относятся кризисная, дуалистическая, теория специализации. Эти теории ставят себе задачу рационально объяснить причины появления государства. Эти теории объединяет попытка рассмотрения появления государства как эволюционного процесса. И все же, несмотря на наличие большого количества теорий происхождения государства, данная проблема в теории государства и права остается дискуссионной. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Августин Аврелий // Католическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://www.ecat.francis.ru/index.html Аристотель. Афинская полития. [Электронный ресурс] URL: http://lib.rus.ec/b/104434 Асмус В.Ф. Античная философия. [Электронный ресурс] URL http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/index.htm Баязитова Г.И., Митюрева Д.С. Идея патриархальной власти во французской и английской политико-правовой мысли Нового времени.//Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. - № 2. С. 61-66. Баязитова Г.И. К вопросу о божественном и естественном законах в политической философии Жана Бодена и Томаса Гоббса // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 10. Серия «Философия». С. 106-109. Баязитова Г.И., Митюрева Д.С. В преддверии рождения государства: язык, право и философия в политической теории Жана Бодена. - Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2012. - 240 с. Бузескул В.П. Афинская Полития // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikisource.org/wiki/ Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2014. – 528 с. Дидикин А.Б. Современные теории естественного права и классическая традиция.// Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2014. - № 2. С. 418-424. Каутский К. Этика и материалистическое понимание истории. Опыт исследования. [Электронный ресурс] URL: http://politazbuka.ru/biblioteka/marksizm/550-kautsky-karl-etika-i-materialisticheskoe-ponimanie-istorii-opyt-issledovaniya.html Ленин В.И. Государство и революция. [Электронный ресурс] URL: http://www.magister.msk.ru/library/lenin/lenin007.htm Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. [Электронный ресурс] URL: http://revolucia.ru/imperzm.htm Лосев А.Ф. История античной эстетики. [Электронный ресурс] URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_pred.php Марченко М.Н., Дерябина, Е.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 2015. – 336 с. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2015. – 448 с. Петров И.В. Теологическая теория происхождения государства и права и разнообразие ее воплощений.// Международный журнал экспериментального образования. – 2015. - № 5. С. 128-130. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. [Электронный ресурс] URL: http://uchebnikfree.com/vsemirnaya-istoriya/variantyi-periodizatsii-istorii.html Платон. Государство. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов.– М., 2010. – 568 с. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. – М., 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/1727719/ Спиркин А.Г. Философия. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М., 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/1117681/ 1 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история.// http://uchebnikfree.com/vsemirnaya-istoriya/variantyi-periodizatsii-istorii.html 2 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история.// http://uchebnikfree.com/vsemirnaya-istoriya/variantyi-periodizatsii-istorii.html 3 Спиркин А.Г. Философия. Режим доступа: http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml 4 Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М., 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/1117681/ 5 Платон. Государство. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt 6 См.: Каутский К. Этика и материалистическое понимание истории. Опыт исследования. URL http://politazbuka.ru/biblioteka/marksizm/550-kautsky-karl-etika-i-materialisticheskoe-ponimanie-istorii-opyt-issledovaniya.html 7 Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 35-36. 8 Баязитова Г.И. К вопросу о божественном и естественном законах в политической философии Жана Бодена и Томаса Гоббса // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 10. Серия «Философия». С. 106-109. Баязитова Г.И., Митюрева Д.С. В преддверии рождения государства: язык, право и философия в политической теории Жана Бодена. - Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2012. - 240 с. 9 Там же. 10Платон. Государство. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt 11 Там же. 12 Платон. Государство. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt 13 Лосев А.Ф. История античной эстетики. URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_pred.php 14Бузескул В.П. Афинская Полития // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.// http://ru.wikisource.org/wiki/ 15 Там же. 16 Аристотель. Афинская полития. URL http://lib.rus.ec/b/104434 17 Асмус В.Ф. Античная философия. URL http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/index.htm 18 Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. – М., 2015. С. 101. 19 Баязитова Г.И., Митюрева Д.С. Идея патриархальной власти во французской и английской политико-правовой мысли Нового времени.//Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. - № 2. С. 62-63. 20 Там же. 21 Там же. 22 См.: Августин Аврелий // Католическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://www.ecat.francis.ru/index.html 23 Там же. 24 Петров И.В. Теологическая теория происхождения государства и права и разнообразие ее воплощений.// Международный журнал экспериментального образования. – 2015. - № 5. С. 130 25 Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 101. 26 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2014. С. 27-28. 27 Дидикин А.Б. Современные теории естественного права и классическая традиция.// Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2014. - № 2. С. 419 28 Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. – М., 2015. http://www.twirpx.com/file/1727719/ 29 Там же. 30 Там же. 31 Ленин В.И. Государство и революция. URL http://www.magister.msk.ru/library/lenin/lenin007.htm 32 Та же. 33 Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 36-37. 34Каутский К. Этика и материалистическое понимание истории. Опыт исследования. URL http://politazbuka.ru/biblioteka/marksizm/550-kautsky-karl-etika-i-materialisticheskoe-ponimanie-istorii-opyt-issledovaniya.html 35 Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. – М., 2015. http://www.twirpx.com/file/1727719/ 36 См.: Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]./А.Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2014. 37 Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. – М., 2015. http://www.twirpx.com/file/1727719/ 1 2 |