Дополнительный материал для подготовки к зачету по дисциплине. Теории возникновения государства
Скачать 171.5 Kb.
|
Дополнительный материал для подготовки к зачету по дисциплине «Право» Тема: Теории возникновения государства Первые государства появились в истории человечества на Древнем Востоке: в Египте и Месопотамии, в Индии и в Китае. И только в середине первого тысячелетия до нашей эры таковые стали создаваться на территории Европы в Древней Греции и Древнем Риме. С VII века нашей эры варвары, попавшие в Европу в ходе великого переселения народов, начали создавать новые государства. Однако понятие государство появилось намного позже – только в XVI веке и было введено в философский оборот Николой Макиавелли, который первым применил для его определения термин «stato». До этого времени для обозначения государства использовались категории полис, республика, королевство, княжество, герцогство и так далее, – каждая из которых имела строгую привязку к совокупности ряда условий, характеризовавших лишь их самих. Полис (от гр. polis – город-государство) представлял собой тип общественного и государственного устройства в Древней Греции, опиравшийся на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей – граждан полиса. Он состоял из города и прилегающих к нему территорий. Полисное устройство государство воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Важной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Республику (от лат. res publika – общее дело) Цицерон трактовал как дело, достояние народа, понимая под народом «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Понятия «княжество», «королевство», «герцогство» стали производными от наименования должностей и титулов лиц, возглавлявших аппарат управления в момент создания государства или в процессе его становления. Термин «stato» оказался шире, более абстрактен и в то же время намного точнее, чем полис или республика, королевство или княжество, страна или общество, лицо или орган, осуществлявший высшую власть и так далее. Производные от итальянского слова stato вошли во многие европейские языки (английское state, французское etat, немецкое Staat, испанское estado и др.). Прежде чем дать определение понятию «государство», которое является основным в современной теории государства и права, необходимо представить спектр теорий происхождения государства, что необходимо для формирования лучшего понимания сути его современной трактовки. В истории государства можно выделить следующие концепции происхождения государства: патриархальную и теологическую, естественно–правовую (в том числе и теорию народного суверенитета) и органическую, материалистическую и психологическую, патримониальную и ирригационную теории. По времени возникновения теологическая теория происхождения и сущности государства не далеко не самая первая. Основана она не на каких-либо объективных условиях, а на вере, и получила распространение вместе с институционализацией христианства, превращением его в государственную религию и христианизацией осевших в Европе варваров. Авторами ее были Аврелий Августин (353-430) и Фома Аквинский (1225—1274). Согласно теологической концепции (которую еще называют теорией «двух мечей» или «Солнца и Луны») церковь была «посредником» между Богом и государственной властью. В своем учении о государстве Августин выразил мысль о том, что политические и государственные порядки коренятся в греховной природе человека, которая предопределена замыслом Бога-Творца, который наделяет человека свободной волей, т. е. способностью жить по-человечески, а, не исходя из Божественного веления. В соответствии с этим Августин выделяет два государства: «Божий Град» (Церковь) и «Град Земной» (государство). Он отстаивает идею примата «Христианского государства» над «Земным градом». Августин проповедует идею единства человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой двух царств (градов) — Божьего и земного. Дуализм Бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим достойным поведением заслужили у Бога спасение и милосердие. В земном граде, напротив, остаются самолюбивые, алчные, эгоисты, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно после прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к граду Божьему — смирение и покорность перед Богом и церковью. Целью «Града Божьего» являются право, общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Государство, являясь, напротив, созданием человеческим имеет две цели. Во-первых, поддерживать земной, временный порядок. Поддержание социального порядка осуществляется с помощью насилия и принуждения. По этой причине, по мнению Августина, такое государство, в котором отсутствует справедливость, является ничем иным, как «разбойничьей шайкой». Во-вторых, оказывать полное содействие Граду Божьему в направлении мира земного к миру небесному и в сохранении единства образа, мыслей и веры. Компетенция государства и церкви разграничивалась таким образом, что основатели церкви имели два меча, один из которых они вложили в ножны и оставили при себе, так как не пристало церкви самой использовать меч. Государству же они передали второй меч для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделялся церковью правом повелевать людьми и являться слугой церкви. Между тем сосуществование церкви и государства основывалось на гармонии и мире, а также не предполагали тотального контроля церкви над деятельностью государства. Однако в XIII веке Фома Аквинский предложил «усовершенствованную» теорию «двух мечей», согласно которой церковь должна была полностью доминировать над государством, и государство должно во всем повиноваться ей, а также помогать в уничтожении еретиков, являвшихся, по мнению богослова, врагами не только церкви, но и самих основ государственной власти. Все же история человечества показывает, что причины возникновения государства имеют не морально-нравственное, а социально-экономическое происхождение, хотя отрицать определенную роль первого условия полностью нельзя. Это объясняется тем, что процесс стабильного развития институтов государства нередко зависит от морального состояния общества. Кроме того, оно всегда содействует осуществлению различного рода интересов, например: религиозных, национальных и культурных. Одной из наиболее старых и обоснованных теорий происхождения государства является патриархальная теория. Ее представителями были Аристотель, Р. Фильмер и другие. Согласно их учениям государство, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к общению. Оно приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуются государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, «обнимающей собой все другие образования и формы общения». Однако со временем к середине XVII века английский философ Р. Фильмер несколько расширил эту теорию. Так он считал, что расположение семьи и государства практически на противоположных стадиях эволюции, у них больше общего, чем различного. Так власть государя – есть продолжение ничем и ни в чем неограниченной власти отца (патриарха) в семье. Поэтому поскольку признаётся изначально божественное происхождение власти «патриарха», то подданным следует подчиняться государю как родному отцу. Всякое сопротивление его власти недопустимо, так как лишь отеческая забота главы государства (царя, короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и в семье, отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети. Следующая, естественно-правовая или договорная теория происхождения государства возникла еще в эпоху античности, а в логически наиболее завершенном виде получила распространение в XVII—XVIII веках в трудах европейских просветителей. Она существует в двух вариантах: договорная (естественно-правовая) теория и теория народного суверенитета. Авторами первой были Платон, Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Дж. Гоббс (1588–1679) и Дж. Локк (1632–1704), Ш. Монтескье (1689–1755) и Ф. Вольтер (1694–1778), Ф. Прокопович (1681–1736) и В.Н. Татищев (1686–1750).; вторая же концепция была разработана Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). По мнению представителей договорной теории, государство возникает как результат договора людей между собой или людьми с некой структурой (одним человеком, группой лиц). В догосударственном, или «естественном состоянии», существование людей имело разные формы. Так Гроций, например, утверждал, что в «естественном состоянии» у них не было ни государства, ни частной собственности; а Т. Гоббс считал, что в то время люди находились в постоянном состоянии войны между собой. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, желание обезопасить себя от бесконечных междоусобных распрей, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства. В силу этого договора они передают часть своей свободы, своей власти государству. Жившие же порой изолированно или просто обособленно до создания государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за невыполнение последних. Так государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и так далее. Граждане же обязаны соблюдать законы, платить налоги и прочее, в свою очередь они имеют право на защиту своей свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Однако последнее утверждение не относится к концепции Т. Гоббса, который утверждал, что, передав главе государства все права и свободы, народ теряет возможность изменить условия договора и, тем более, свергнуть монарха. Не менее интересна и основательна теория насилия, которая получила логическое оформление в XIX веке в трудах Л. Гумпловича (1838–1909), Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938). Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. В результате насилия, завоевания и порабощения одних племен и народов другими победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные – «класс рабочих и служащих». По мнению представителей данной доктрины, государство – это «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие же и подчинение властвующим подвластным является основой возникновения экономического господства. Закономерным результатом войн было то, что племена перерождались в касты, сословия или классы. Следовательно, государство является не итогом внутреннего развития общества, а навязанной некой вторгшейся извне силой. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. История человечества подтверждает то, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). Однако, с другой стороны, нельзя забывать и то, что степень использования насилия в этом процессе была различна. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим условиям. Следующая органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Г. Спенсера (1820-1903) и ряд его последователи. Именно в это время наука испытывала на себе мощное влияние идеи Ч. Дарвина о естественного отборе и его теории появления человека. С точки зрения Спенсера, государство является организмом, части которого связаны таким же образом, как части любого живого существа. Другими словами, государство – продукт социальной эволюции, которая выступает лишь в виде некоей разновидности биологической эволюции. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (проявлениях естественного отбора) возникают государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Основателями материалистической теории происхождения государства были К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). В.И. Ленин (1870–1924). Они объясняли возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами. Крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства и ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов. В обществе сначала наметилось, а затем, по мере разделения труда, быстро усилилось имущественное расслоение. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд других членов общины. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное. Появилась частная собственность, важнейшим последствием чего оказалось выделение публичной власти, уже не совпадавшей с обществом и не выражавшей интересы всех его членов. Общество постепенно разделилось на многочисленные социальные прослойки, из которых сформировались классы. Властная роль перешла к богатым людям, превратившимся в категорию управляющих. Они постепенно пришли к мысли о том, что для защиты собственных экономических интересов им нужно создать некую новую политическую структуру, которой и оказалось государство, ставшее политической организацией или формой, внешне напоминающей гражданское общество, но на самом деле служащей интересам тех, кому принадлежат средства производства. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также для обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. И последней теорией происхождения государства, на которую необходимо также обратить внимание, является психологическая теория. Среди наиболее известных ее представителей можно назвать Л.И. Петражицкого (1867–1931), П.А. Сорокина (1889-1968) и других. Причины происхождения государства, по их мнению, заключались в том, что каждому человеку присущи особые свойства человеческой психики: потребностью одних людей во власти над другими и стремление последних к подчинению, подражательству. Некоторые люди обладают способностями, которые первобытный человек обычный приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и другим, так называемой племенной элите. Их магическая сила и психическая энергия (например, способность сделать охоту удачной, победить болезни, предугадывать события и т.п.) создает условия для зависимости сознания простых членов общин от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает государственная власть. Государство возникает также и для того, чтобы держать в жестком подчинении третью категорию людей, которые всегда не согласны с властью и проявляют те или иные агрессивные стремления. Государство, другими словами, необходимо не только для удовлетворения потребностей большей части одних в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, но и для подавления агрессивных влечений других. Отсюда и психологическая природа государства, которая имеет в своей основе закономерности человеческого сознания. Так, по мнению представителей данной теории, государство является продуктом разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Рассматривая теории происхождения государства, не трудно заметить, что из них только теологическая не имеет серьезного научного обоснования, тогда как остальные концепции в той или иной степени учитывают те процессы, которые происходили в ходе исторического развития человечества и становления институтов государства и права. Однако, по отдельности они не имели такого значения, каким наделяли их философы права. Лишь только в совокупности социально-экономические и психологические предпосылки могут привести к созданию государства, одним из неотъемлемых признаков которого является наличие аппарата принуждения, представляющего собой применение в случае необходимости насилия со стороны тех, кому принадлежит государственная власть, против жителей этого государства в целях сохранения его целостности и соблюдения правопорядка. Патримониальная и ирригационная теория – см. учебные пособия в ЭБС! Форма государства Тема: Нормативно-правовой акт: содержание, признаки, виды. Среди форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы. Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них реализуется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия. Нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными органами, являются: законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти. Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида: законы и подзаконные акты. Основание их классификации - юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем: 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы. Например, Конституция РФ в пп.1,2 ст.105 устанавливает: федеральные законы принимаются Государственной думой РФ, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации РФ. 2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен. Например, п.1 ст.15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое Действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти. Например, Конституционный суд может признать закон, принятый парламентом неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган. По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В свою очередь, первая категория включает в себя основной (конституцию) и обыкновенные (текущие и кодифицированные) законы; а вторая группа, соответственно, общие, местные и ведомственные подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Основные законы – это конституции – единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция обладает рядом характерных признаков: а) Конституция в отличие от других законодательных актов имеет основополагающий характер. Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом государстве, учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции. Она закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы государственной власти и управления. Именно поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций. б) Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. в) Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство Конституции в отличие от высшей юридической силы утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам Конституции. г) Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью. Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного, года. В то же время различного рода кодексы, уставы, положения, принимаемые высшими органами государственной власти, представляют собой так называемые кодифицированные законы. Кодифицированный закон (лат. codex – книга) – это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство в рамках какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной, и так далее) и имеющий строгую логическую структуру. По характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные кодексы. Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Все иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Структура кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и специальной части, которые соотносятся между собой как общее и частное. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса; а в особенной части – излагается перечень конкретных ситуаций, регулируемых нормами права. Так, например, в общей части УК РФ даны определения таких категорий, как уголовный закон, преступление, наказание, а также принципы уголовной ответственности. В специальной, или особенной, же части перечисляется список преступлений с различных сферах общественных отношений: преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против военный службы, против мира и безопасности человека. Подзаконный акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он конкретизируеть основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. Все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты: 1.Общие подзаконные акты. Их действие распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. В президентской республике нормативные указы президента обладают высшей юридической силой в системе подзаконных актов страны. На основе и во исполнение указов президента принимаются постановления правительства, которые более детально (в сравнении с указами) регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением. 2. Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в городах, селах и т.д. В отличие от общих подзаконных актов действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например, решение правительства Москвы распространяется только на территорию Москвы. 3 Ведомственные подзаконные акты представляют собой разновидность правовых актов общего действия, которые, однако, распространяются лишь на ограниченную (специальную) сферу общественных отношений (банковские, транспортные, правоохранительные). Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания. Так, согласно действующей #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное Собрание (двухпалатный парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты. Конституция определяет компетенцию различных государственных органов и, следовательно, круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Например, в соответствии со #M12293 4 9004937 1265885411 7616150 77 350840758 2697443001 2483551668 4294967292 303551256ст.114 Конституции Российской Федерации#S очерчивается общий круг вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществление управления федеральной собственностью; принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия, возложенные на него #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации» (#M12293 3 9004937 1265885411 7616150 77 350840758 2697443001 2483551668 4294967292 303551256п.«ж» ч.1 ст.114#S). В #M12291 9004937Конституции#S особо оговаривается, что порядок деятельности Правительства, а значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов устанавливаются федеральным конституционным законом (#M12293 2 9004937 1265885411 7616150 77 350840758 2697443001 2483551668 4294967292 303551256ч.2 ст.114#S). Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями. Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях: Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу. Например, в СССР имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер. Во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие санкции, благодаря которым в случае необходимости каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта. Например, согласно действовавшему в СССР законодательству профсоюзы в лице их высших органов имели право на издание актов юридического характера по вопросам социального страхования, санаторного обслуживания и по некоторым другим. Необходимость издания такого рода актов была вызвана стремлением привлечь общественные организации к правотворческому процессу для активного участия в государственной и общественно-политической жизни. Нормативно-правовые акты как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Эти преимущества, во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Нормативно-правовые акты как форма (источник) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют. И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых - предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается после его исполнения (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления. Аналогичным образом обстоит дело в сфере применения норм не только уголовного права, но и других отраслей права. Скажем, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права. Одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S Федеральное Собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие индивидуальный характер. #M12293 1 9004937 1265885411 7615834 77 4294967270 4251889294 1096539580 2483551668 2813148557Статьи 102#S (ч.2) и #M12293 0 9004937 1265885411 7615835 77 4294967270 4251889294 2032942021 3305756163 2813148557103#S (ч.2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают каждая в отдельности по вопросам, отнесенным Конституцией к их ведению, постановления. Совет Федерации, в частности, принимает постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента Российской Федерации, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Государственная Дума, согласно #M12291 9004937Конституции#S, принимает постановления о даче согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, о доверии Правительству, назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, объявлении амнистии и др. Нормативно-правовые акты следует отличать также и от актов разъяснения или толкования правовых норм. Различие заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты устанавливают либо изменяют содержание правовых норм, то акты разъяснения или толкования направлены прежде всего на разъяснение смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а также пределов действия ранее установленных норм. Уважаемые студенты! Не забывайте о задании, которое необходимо выполнить к зачету по теме «Нормативно- правовые акты : порядок принятия, опубликования и вступления в силу». |