Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления учения о праве.

  • Понятие и основные признаки права.

  • Тгп. тгп экз. Теория государства и права как наука и учебная


    Скачать 101.5 Kb.
    НазваниеТеория государства и права как наука и учебная
    Дата18.09.2022
    Размер101.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп экз.docx
    ТипЗакон
    #683295
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Правовое государство: понятие, признаки.

    Правовое государство — это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

    Иначе, правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

    Суть идеи правового государства:

    • установление верховенства права;

    • ограничение власти (силы) государства правом;

    • обеспечение прав и свобод человека.

    Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

    Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

    Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

    Основные признаки правового государства:

    • Верховенство закона.

    • Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

    • Равенство всех перед законом.

    • Разделение властей.

    • Независимость суда.

    Некоторые ученые выделяют также:

    • Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.

    • Приоритет международного права

    Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

    Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

    Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст. 22 и др.).

    Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

    В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

    Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции многих государств.

    В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

    Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов, которые могут включать:

    • верховенство парламента в законодательной сфере;

    • демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны;

    • невмешательство государства в работу средств массовой информации;

    • законность методов деятельности органов контрразведки;

    • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

    Разумеется, для всех соответствующих действий органов исполнительной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

    1. Основные направления учения о праве.

    Вопросы происхождения и сущности права издавна волновали философов, политиков, правоведов.

    Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня - одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

    Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права.

    Теория естественного права имеет глубокие источники в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима. Дальнейшее свое развитие она получила в эпоху средневековья, а наибольший расцвет и современное звучание в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Суть этого подхода к правопониманию заключается в оценке права с позиций справедливости, где подлинным "естественным" правом могут считаться только такие нормы законодателя, которые соответствуют "естественной природе" - природе человека, вещей, мироздания.

    Основные положения естественного права:

    1. Теоретическое и практическое различение права и закона. Наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует высшее, настоящее - "естественное" право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу, на сопротивление угнетению, собственности и т.д.). Право — это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, присущий человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон. Право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от производного, несовершенного, недостаточного, а иногда даже неприемлемого закона тем, что право всегда истинно, разумно, естественно, действительно, человечно и т.д.

    2. Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия "естественным" человеческим, общественным, природным и т.д. нормам: все, что противоречит в позитивном праве "естественному" праву, не может считаться правом.

    3. Право и мораль тесно взаимосвязаны: сам термин "правовое" означает содержательное соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает правотворческой и правоприменительной определяющей права.

    4. Источник прав человека находится в самой человеческой природе. Юридические права человек приобретает от рождения, и эти права не могут как "дароваться" человеку государством, так и отчуждаться в пользу последнего.

    Данная доктрина сыграла большую роль в критике феодализма как системы, не соответствующей "природе человека", послужив теоретической базой для буржуазных революций XVII-XVIII вв.

    Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже известных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях феодализма. Представители исторической школы рассматривали право, как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.

    Право, с точки зрения представителей исторической школы, есть продукт народного духа, народного правового убеждения Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных правил, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи.

    Консерватизм и ограниченность данной школы проявляется в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицая возможность законодательным путем изменить реально существующее право.

    Социологическая школа права. Для нее характерно, как и для естественно-правовой доктрины, разграничение права и закона. Однако суть этого разграничения иная. Право здесь - не идеалы, ценности, высший разум, божественная воля, как в праве естественном, а эмпирические факты поведения субъектов правоотношений - физических и юридических лиц. Нормы "живого права" должны как-то выделяться из конкретного поведения. Эту функцию - формулирование права - осуществляют согласно данному подходу, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они отыскивают нормы "реального права" и на их основе выносят решение, не будучи жестко связаны государственными предписаниями. В этом случае судья выступает не только правоприменителем, но и субъектом правотворчества, делая фактическое - юридическим на основе конкретной целесообразности.

    Нормативистское понимание права - самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения.

    В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя ей подчиняется.

    И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.

    Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике, которая была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Он, например, не задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не задумывался, откуда берется исходная норма права, так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.

    В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в отказе его сторонников исследовать сущность, содержание права, в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего - от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

    В психологической теории (Л. Петражиций, А. Росс и др.) право трактуется, главным образом, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное - установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное - лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

    Однако, правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение по существу растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права как сложного явления социальной жизни, недооценивая право, как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

    Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. Для марксистского типа права характерны следующие положения.

    1. Сущность и развитие права обусловлено, в конечном счете, материальными условиями жизни общества, прежде всего - типом производственных отношений, определяемым, в свою очередь, господствующими формами собственности на средства производства.

    2. Право, как и государство, по своей социальной природе явление классовое. Это означает, что оно возможно только в классовом обществе; появляется с делением общества на классы; выражает, в конечном счете, интересы экономически и политически господствующего класса (например: в капиталистическом обществе - буржуазии, в социалистическом обществе - рабочего класса и всех трудящихся).

    3. Право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает, однако, относительной самостоятельностью как феномен общественного сознания и национальной культуры, оказывая активное обратное воздействие на все сферы общества, в том числе экономическую.

    4. Со сменой типа производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, меняется и классовая сущность права, т.е. оно начинает отражать интересы прежде всего того класса, который получает политическую и экономическую власть.

    5. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации право утратит свой политический характер и постепенно отомрет вместе с государством. Человеческие отношения будут регулироваться неполитическими социальными нормами, отражающими гармоничные и неантагонистические интересы членов общества.

    1. Понятие и основные признаки права.

    Право — это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности.

    Признаки права — это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:

    • право устанавливается или санкционируется гос-вом и выражает гос. волю.

    • нормативность. право состоит из нормативных установок, правил поведения.

    • социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, гос. должностей и т.д.

    • системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему.

    • формальная определенность, правовые предписания существуют в определенных формах, называемых "источниками права".

    • процедурность, право имеет спец. процедуры своего создания, применения, защиты.

    • общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания.

    • право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Плохие мысли не вызовут правовых последствий, пока не выразятся в действии.

    • право охраняется и обеспечивается гос-вом.

    Объективные свойства, которые объективно присущи праву(П):

    1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому свойству П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц.

    2. П - общеобязательный регулятор общественных отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общества.

    3. Системность: П — это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому свойству П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны.

    4. Формальная определенность — это свойство появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому свойству П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юридические права и обязанности, меры ответственности и т.д.

    5. Волевой характер: Принудительность (обеспеченность) – это свойство возникает у П благодаря тому, что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому свойству П способно утвердить в обществе тот порядок, который необходим обществу или Г.
    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта