Главная страница
Навигация по странице:

  • Политическая культура

  • естественного права

  • возрожденного естественного права

  • ответы на билеты по ТГП. Теория государства и права в системе гуманитарных наук


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеТеория государства и права в системе гуманитарных наук
    Анкорответы на билеты по ТГП.doc
    Дата22.04.2017
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на билеты по ТГП.doc
    ТипДокументы
    #5068
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница6 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Политическая системаэто совокупность взаимодействую­щих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначе­нием этого многомерного образования является обеспечение це­лостности, единства действий людей в политике.

    В литературе отмечается, что политическая система представ­ляет собой диалектическое единство четырех сторон:

    1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

    2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, не­которые нормы морали и т.д.);

    3) функциональной (методы политической деятельности, со­ставляющие основу политического режима);

    4) идеологической (политическое сознание, прежде всего гос­подствующая в данном обществе идеология).

    Поддерживая такой подход к представлению о составе поли­тической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, поли­тической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.

    1. Политические и правовые нормысложившиеся или уста­новленные правила поведения, способы регуляции политических от­ношений, существующие и действующие в виде конституций, ко­дексов, уставов, программ партий, политических традиций и про­цедур. Политические нормы и возникающие на их основе отно­шения называются политическими институтами.

    2. Политическая структурасовокупность политических, госу­дарственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторо­ну отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть связано к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к полити­ческим партиям); 2) учреждения, организации, которые характе­ризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и созда­ются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

    Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, и только такие, которые берут на себя выполнение ее специфи­ческих функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

    3. Политическая деятельностьразнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразо­вание и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

    4. Политическое сознание и политическая культура. Под поли­тическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений ду­ховности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношении. В политическом сознании выделяются два уровня орга­низации: концептуальный— политические теории, доктри­ны, программы, учения; обыденный — несистематизирован­ные представления о политике, традициях, нормах поведения.

    Политическая культураэто система ценностей, политичес­ких идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отноше­ний. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.
    46. Происхождение права.

    Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во мно­гом аналогичны причинам, породившим государство. Одна­ко между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами госу­дарства. Вековые, проверенные многими поколениями обы­чаи расценивались как данные свыше, правильные и спра­ведливые и нередко назывались "право", "правда". Наибо­лее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

    Цари (правители) ранних государств, продолжая обще­социальные традиции обычного права, в своих законах пы­тались поддерживать начала социальной справедливости:

    ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли спра­ведливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, рефор­мах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциаль­ных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

    Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов. Обычаи пере­стали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципи­ально новых регуляторах общественных отношений.

    В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулирован­ные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Из­меняются процедура и порядок обеспечения реализации пра­вовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государ­ства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, жен­щины.

    Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль тра­диций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В ев­ропейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

    47. Общая характеристика социальных норм первобытного общества.

    Социальные нормы, как отмечалось, были направле­ны на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существова­ния и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого существования было закрепление той или иной территории, на которой они перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо другая, как правило, родствен­ная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей терри­торией (например, пересыхали источники), то ей представлялась возмож­ность жить и на территории другой группы.

    В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем — идеализированное существо — покровитель отдельного члена группы или

    Всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологи­ческого регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой».

    Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкрет­ных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного коли­чества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищение.

    Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

    Можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и позитивное обязывание (в зачаточной форме).

    Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Например, недопустимость браков между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о биологическом, а следо­вательно и социальном вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний уже на самых древних этапах своего существования. Эти запреты инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп. Вместе с тем следует предостеречь от гиперболизации запретов инцестов как основной предпосылки происхождения права — такие взгляды неожиданно появились в работах некоторых отечественных философов и были затем подхвачены (а как же — новый взгляд!) в работах и ряда теоретиков права.

    Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно чело­вечество действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч лет назад. Но право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111 тыс.до н.э.

    Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в ранне­классовых обществах, прямо предписывающие инцесты — например, в государстве инков (инка вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих правилах-исключениях реализовывалась идея сосредоточения и сохране­ния государственной власти в руках одного семейства.

    Дозволения (или разрешения) также определяли поведение чело­века или объединений людей в присваивающей экономике, указывая^ на­пример, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сро­ки их сбора, а также их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т. д.

    Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках; отдавать для распределения среди членов общины и для подар­ков членам других общин туши больших животных; распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку; участвовать в кол­лективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.

    Запрещалось нарушать разделение функций в общине между муж­чинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телес­ные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли

    заниматься лишь специальные лица — колдуны); запрещалось похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воров­ство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности; соблазнение чужих жен и т. п.

    Позитивное обязывание имело своей целью организовать необхо­димое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения, например лодок.

    Однако все эти способы регулирования не были направлены на из­менение природных условий, на выделение человека из природы, а обес­печивали лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для удовлетворения по­требностей человека.

    Социальные нормы присваивающей экономи­ки находили свое выражения в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных формах.
    48. Право в системе социального регулирования.

    В самом общем плане социальное регулирование пони­мается как имманентный обществу и определяющий соци­альный порядок процесс.

    Конкретный социальный порядок устанавливается в ре­зультате действия множества самых разнообразных факто­ров. В их числе выделяют следующие.

    1. Так называемые стихийные регуляторы как непос­редственное проявление естественных законов природы общества. Факторы стихийного регулирования носят есте­ственный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономичес­кого порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей массовые сезонные заболевания, демографические процес­сы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к порядку общество и государство стре­мятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда.

    2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с во­лей и сознанием людей.

    3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

    Указанные факторы могут играть в обществе как ста­билизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилиза­ция, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регу­лирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако, если в ка­честве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факто­ры могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упо­рядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

    Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма". Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процес­са, отношения, системы и т.д.), конституируемое его при­родой, — естественная норма. Во-вторых, норма — это ру­ководящее начало, правило поведения, связанное с сознани­ем и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества, — социальная норма.

    Реально действующие в жизни людей нормы нельзя од­нозначно отнести к естественным или социальным. Так, ес­тественные нормы могут быть переведены в систему техни­ческих правил (правила работы с техническими или природ­ными объектами), стать основанием социального нормиро­вания (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформиро­вать характер объекта, его качественное состояние.

    3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

    4. Правила поведения, содержание которых определя­ется не столько естественной нормативностью, сколько це­лями и задачами, стоящими перед обществом, или потреб­ностями конкретной его сферы. Это некоторые юридичес­кие процессуальные нормы, ритуалы и т.п.

    При обсуждении роли права в системе социального нор­мативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квали­фицировать как социальные нормы. Они не просто суще­ствуют и действуют в обществе, а регулируют обществен­ные отношения, поведение людей, нормируют жизнь обще­ства.

    Социальным нормам присущи следующие признаки.

    1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в об­ществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во време­ни, обладают многократностью действия и обращены к нео­пределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

    2. Данные нормы возникают в связи с волевой, созна­тельной деятельностью людей. Одни социальные нормы со­здаются в процессе целевой деятельности, другие возника­ют в многократно повторяющихся актах поведения, не от­деляются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, зак­репляющихся в общественном сознании и т.д.

    3. Названные нормы регламентируют формы социально­го взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирова­ние общественных отношений, поведения в обществе.

    4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, от­ражают процессы его развития, влияют на их темпы и ха­рактер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

    5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

    Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие привила рег­ламентации формы их социального взаимодействия, возни­кающие в процессе исторического развития и функциони­рования общества, соответствующие типу культуры и ха­рактеру его организации.

    Из приведенного определения видно, что в юридичес­кой литературе социальные нормы преимущественно рас­сматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане, их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

    Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.

    Оценочная. Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

    Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства.

    Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной яв­ляется их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

    По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др.

    По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

    49. Понятие и признаки права.

    В современной юридической науке термин "право" ис­пользуется в нескольких значениях.

    Во-первых, правом называют социально-правовые при­тязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обуслов­лены природой человека и общества и считаются естествен­ными правами.

    Во-вторых, под правом понимается система юридичес­ких норм. Это — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдель­ных лиц. В-третьих, названным термином обозначают официаль­но признанные возможности, которыми располагает физи­ческое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

    В-четвертых, термин "право" используется для обозна­чения системы всех правовых явлений, включая естествен­ное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как анг­лосаксонское право, романо-германское право, нацио­нальные правовые системы и т.д.

    В каком смысле употребляется термин "право" в каж­дом случае, следует решать исходя из контекста, что обыч­но не вызывает затруднений.

    Надо помнить также, что термин "право" употребляет­ся и в неюридическом смысле. Существуют моральные пра­ва, права членов общественных объединений, партий, со­юзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

    В юридической науке выработано множество опреде­лений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об опреде­лении сущности права.

    Право имеет закономерные связи с экономикой, поли­тикой, нравственностью и особенно глубокие связи с госу­дарством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.

    Следует различать признаки и свойства права. Призна­ки характеризуют право как понятие, свойства как ре­альное явление.

    Правоэто обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения.

    Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, ко­торые характеризуют его как специфическую систему ре­гулирования общественных отношений.

    Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулиро­вания — нравственностью, обычаями и т.д.

    Права, которыми располагает каждый человек или юри­дическое лицо, не произвольны, они отмерены и определе­ны в соответствии с действующими нормами. В действительности имеет место противоположная за­висимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

    Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.

    Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

    Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сто­рона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдель­ных лиц и организаций.

    Обеспеченность возможностью государственного при­нуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственно­сти, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, име­ющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначаль­но выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: стабильность, строгую определенность и обес­печенность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к "сущему", как бы становится частью суще­ствующего. Право, таким образом, раздвигает границы ста­бильности, определенности, а следовательно, и рамки сво­боды в сфере социальной жизни.

    Государственное принуждение реализуется в двух на­правлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъек­тивного права и преследует цель принудить правонаруши­теля к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причи­ненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом слу­чаях виновный привлекается к юридической ответственнос­ти и подвергается наказанию (лишение свободы, конфиска­ция имущества, штраф и т.п.).

    Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойствен­на и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нор­мативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулиру­ются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государ­ством, а другими организациями (общественными, религи­озными). Государство, в отличие от них, придает праву об­щеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

    Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному тол­кованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рас­смотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкциони­рует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и од­нозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

    Системность. Право представляет собой сложное сис­темное образование. В настоящее время в свете новых под­ходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное пра­во, состоящее из социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуаль­ные возможности, возникающие на основе норм позитивно­го права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.
    50. Естественное и позитивное право.

    Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъем­лемые права человека.

    Возникновение естественно-правовой теории связано с разви­тием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVIII вв.

    Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

    Согласно теории возрожденного естественного права (совре­менная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отно­шению к высшему, естественному праву, вытекающему из чело­веческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установ­ленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общече­ловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

    В рамках теории возрожденного естественного права выделя­ются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта