Главная страница

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. Теория и методология исторической науки


Скачать 88.25 Kb.
НазваниеТеория и методология исторической науки
АнкорТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.docx
Дата22.10.2017
Размер88.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.docx
ТипДокументы
#9676
страница1 из 3
  1   2   3

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Методы изучения истории (метод – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания):

  • сравнительный – заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени и выявлении сходства и различия между ними;

  • системный – заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений объектов;

  • типологический – позволяет классифицировать исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков;

  • ретроспективный (историко-генетический) – позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений.

  • идеографический – состоит в описании исторических событий и явлений;

  • синхронный – заключается в изучении различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявлении сходства и различий между ними;

  • проблемно-хронологический – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени.

Методологические подходы исторического познания (методология - учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания):

  • субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;

  • географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье);

  • рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;

  • теологический подход – рассматривает исторического процесса как результата деятельности мирового духа;

  • эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории человеческого общества Э. Тейлор);

марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, а решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальныхблаг(основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс,в России - Г.В. Плеханов);

  • цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).


Историография отечественной истории:

  • В.Н. Татищев (1686-1750) – создал первый обобщающий обзор русской истории до смутной эпохи XVII в. (5-томная «История Российская с самых древнейших времен»);

  • М.В. Ломоносов (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположник антинорманской теории происхождения Древнерусского государства;

  • Н.М. Карамзин (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории». Главный труд – 12-томная «История государства Российского»;

  • С.М. Соловьев (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен» (до событий 1775 г.);

  • В.О. Ключевский (1841-1911) – популяризатор истории, автор «Курса русской истории»;

  • М.Н. Покровский (1868-1932) – родоначальник марксистской концепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (IX-XII ВВ.)

Происхождение и расселение восточных славян

Праславянепредки славян, принадлежали киндоевропейскойязыковойгруппе, в составе которой переселились в Центральную и Восточную Европу (между Дунаем, Одером и Днепром). Впервые упоминаются под именем венедов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий – I–II вв.). В V-VII вв. праславянские племена расходятся в западном, юго-западном и восточном направлениях, в результате формируются три ветви славян: западные, южные и восточные (анты). Расселение восточнославянских племен описывается в общерусском летописном своде «Повести временных лет», составленном монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (XII в.).

Возникновение государственности у восточных славян

В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до Северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Постепенно у них складывались союзы племён: поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, волыняне, уличи и др.

Основные занятия: земледелие (подсечно-огневая система в лесах и залежная в степях, позже пашенная) и скотоводство. Промыслы – охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Торговля – особенно внешняя с Византией и странами Востока (путь «из варяг в греки») – мехами, медом, воском, моржовой костью, рабами. Торговля способствовала развитию по берегам крупных рек славянских городов и расцвету ремесел.

Социальныеотношения: в VI-VII вв. у восточных славян идет процесс разложения общинно-родового строя – возникаетимущественное неравенство, зарождается частная собственность, родовую сменяетсоседская община (у славян община называлась вервью).Управление осуществляется на принципах военной демократии – народное собрание (вече) остается важнейшим органом управления, но необходимость отпора внешним врагам и многочисленные военные походы приводят к укреплению власти князя и выделению дружины (в т.ч. боярства - старших (ближних) дружинников и советников князя), усиливается власть старейшин.

Религия: славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Наиболее почитаемы были: Род и роженицы - божества плодородия;ЯрилоиКупала- боги весны и лета;Дажьбог - бог Солнца; Стрибог- бог ветра; Перун- бог грома и молнии, покровитель войны и дружины; Сварог - бог неба, покровитель ремесленников; Велес - бог скота, покровитель скотоводов; Мокошь- богиня женского рукоделия. Языческий культ отправлялся в капищах, где помещались идолы и совершались жертвоприношения.

Вывод: в VI – середине IX вв. изменения, происходившие у восточных славян в экономических, социальных и политических отношениях, создали предпосылки для возникновения Древнерусского государства.

В «Повести временных лет» есть две легенды о возникновении славянской государственности:

  • в Киеве (славянские князья - Кий, Щек, Хорив и Лыбедь);

  • в Новгороде (призвание в 862 г. варяга Рюрика (862-879)).

В XVIII в. формируется 2 основные теории, объясняющие возникновение государства Киевская Русь. Норманнская теория (немецкиеученые - Байер, Миллер, Шлёцер): появление Древнерусского государства - результат призвания варягов, вмешательства извне. В противовес возникла антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев):отрицает сам факт призвания, достоверность легенды; возникновение государственности началось до прихода варягов в результате естественного развития восточных славян. Современные историки полагают, что формирование государства – результат естественного процесса, происходившего у славян, но не отрицается и влияние Рюрика, который был призван на Русь и стал основателем первой правящей династии.

Киевская Русь при первых князьях.

Олег (879-912) - преемник Рюрика (и, вероятно, его родственник):

- в 882 г. в результате похода из Новгорода на Киев и убийства Аскольда и Дира, занял киевский престол. Объединение Олегом Новгорода и Киева считается началом формирования единого Древнерусского государства;

  • подчинил окрестные племена (древляне, северяне, радимичи) и обложил их данью (полюдье);

  • укрепил границы с кочевниками (хазары);

- в 907 г. в результате похода на Царьград (Константинополь) был заключен выгодный договор с Византией, давший Руси большую дань и право беспошлинной торговли;

- в 911 г. - первый письменный договор Киевской Руси с Византией, расширивший договор 907 г.

Игорь(912-945)- сын Рюрика (преемник Олега):

  • подчинил племена уличей и тиверцев;

  • походы на Византию 941 г. и 944 г были неудачными, хотя греки откупились и заключили новый договор (менее выгодный, чем договор Олега);

В 945 г. Игорь убит древлянами при попытке повторно собрать с них дань.

Ольга (945-964) - жена Игоря, мать Святослава:

  • отомстив древлянам за убийство мужа, упорядочила сбор дани – заменила полюдье повозом: установила места сбора дани - погосты и её размеры - уроки;

  • для улучшения отношений с Византией предприняла визит в Константинополь и приняла личноекрещение.

Святослав (964-972) - сын Игоря и Ольги:

  • во главе дружины совершил походы против Дунайской Болгарии (967) и Византии (970-971);

  • разгромил Хазарский каганат;

  • подчинил племена вятичей;

Возвращаясь в Киев после похода на Византию (972), Святослав был убит печенегами.

Владимир Святославович и принятие христианства на Руси.

Младший сын Святослава Владимир (980-1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка и захватил власть в Киеве. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византийского (православного) образца.

Причины принятия христианства:

  • языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли;

  • расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного);

  • монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства;

  • поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма);

  • новая более гуманная мораль.

В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес), Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды.

Значение принятия христианства:

  • усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси;

  • укрепление княжеской власти;

  • влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания;

  • сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность;

  • распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях;

  • расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией.

Принятие христианства не уничтожило пережитки языческой культуры: христианские праздники соотносились с языческими праздниками аграрного культа и этапами сельскохозяйственных работ; некоторые святые сохранили связь с языческими богами (Илья Пророк – Перун Громовержец; Власий (Василий) – покровитель скота языческий Велес; Параскева Пятница – богиня земли и плодородия Мокошь).

Также Владимир значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси:

- воевал с поляками, за Червенскую Русь (ныне - Западная Украина);

  • покорил ятвягов и радимичей;

  • построил на южной границе (для защиты от печенегов) ряд крепостей и земляную насыпь.

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко.

Княжение Ярослава Мудрого.

После смерти Владимира развернулась борьба за «киевский княжеский стол» (1015-1019). Благодаря поддержке новгородцев и варягов победу над свом братом Святополком (Окаянным) одержал Ярослав (1019-1054).ПравлениеЯрослава, прозванногоМудрым,сталовременем расцвета Киевской Руси.

Внешняя политика:

  • окончательная победа над печенегами (1036);

  • заключен мирный договор с Византией;

  • походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля;

  • заключены династические браки с Францией, Венгрией, Норвегией.

Внутренняя политика:

  • покровительство просвещению и книгопечатанию;

  • поддерживал развитие русской церкви, способствовал строительству храмов и монастырей;

  • в 1051 г. при поддержке князя митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион;

  • установил «очередной порядок» престолонаследия (от брата к брату и далее - к старшему племяннику);

  • положил начало созданию первого древнерусского свода законов – «Русской правды».

«Русская Правда»:старейший древнерусский письменный свод законов, создавался на протяжении XI - XII вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый в 1016 г. («Правда Ярослава»), а продолжили его сыновья («Правда Ярославичей»). «Русская Правда» делится на «Краткую Правду» (XI в.) и «Пространную Правду» (XII в.). В ней нашло свое отражение устройство древнерусского общества:

  • в привилегированный класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), дружина князя. Уже имелись немногочисленные княжеские и боярские вотчины - наследственные земельные владения, в которых работали зависимые люди;

  • большинство населения Киевской Руси составляли сельские и городские свободные общинники (люди), имевшие право участия в вече;

  • земледельцев-общинников, зависимых непосредственно от князя, называли смердами;

  • категориями зависимого населения были: закупы –люди, отрабатывающие долг (купу), но располагающие собственным хозяйством (отработав долг, они становились свободными); рядовичи – люди, заключившие договор (ряд) и работавшие на господина на определенных условиях.

  • патриархальными рабами были холопы(среди них особое место занимали княжеские слуги - тиуны, огнищане, ключники и т.д.) и челядь (рабы-чужеземцы, захваченные в результате походов).

В «Русской Правде» впервые кровная месть была заменена денежным штрафомвирой. Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека (если только он не княжеский слуга), что свидетельствовало о закреплении общественного неравенства.

При сыновьях и внуках Ярослава Мудрого Киевское государство постепенно утратило свое единство, съезд князей в Любече(1097) утвердил принцип «каждый держит отчину свою», т.е. закрепил отказ от «очередного порядка» («лествичное право») наследования и стал началом перехода к политической раздробленности. Последние попытки сохранить единство Киевской Руси предпринял внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах(1113-1125) и его сын Мстислав Великий(1125-1132). Но после смерти Мстислава Великого в 1132 г. распри начались уже среди потомков Мономаха, и Русь распалась на ряд княжеств и земель.

Культура Киевской Руси:

Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха). Начинается летописание (древнейший летописный свод – «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). В архитектуре развиваются традиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типа храма). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска(роспись по сырой штукатурке), мозаика(изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов), иконопись(на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерьи Спас Нерукотворный; книжная миниатюра.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ.

Политическая (феодальная) раздробленность - закономерный этап развития древнерусской государственности. В 30-40-е гг. XII в. удельные князья перестали признавать власть киевского князя. Русь распалась на отдельные княжества и земли. Сильнейшими среди них были: Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская земли.

Причины раздробленности:

  • развитие княжеского, а затем боярского землевладения, дружина «осела на землю»;

  • укрепление власти крупных феодалов (князей) на местах, их независимость от Киева;

  • князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей;

  • значительный рост производительных сил страны, способность отдельных княжеств и городов обеспечить себя всем необходимым;

- господство натурального хозяйства, упадок пути «из варяг в греки»;

  • неудобство и сложность «очередного порядка престолонаследия», установленного Ярославом Мудрым;

  • ослабление внешней угрозы.

Владимиро-Суздальское княжество:

Особенности и условия развития:

  • соседство славянских племен кривичей и вятичей и финно-угорских племен мери, муромы и веси;

  • выгодное географическое положение (плодородные почвы и приток населения из Южной Руси);

  • отсутствие внешней угрозы (отделено от Приднестровья лесами и расстоянием от половцев);

  • торговый путь по Волге;

  • значительное количество городов;

  • сильная княжеская власть, т.к. преобладало пришлое население, не было вечевых традиций.

ОтВладимира МономахаСуздальскаяземля досталась его сынуЮрию Долгорукому(1125-1157),который в 1155 г. стал киевским князем. В его правление в летописях впервые упоминается Москва(1147). Сын Юрия Андрей Боголюбский(1157-1174)перенес столицу из Суздаля во Владимир. Его опорой были дружина и новые социальные слои. Он захватил и разорил Киев (1169), и фактически перенес столицу во Владимир. Был убит своей челядью в резиденции Боголюбово, что свидетельствовало об усилении борьбы между князем и боярами. С его именем связано появление на Руси иконы Владимирской Божьей Матери, ставшей покровительницей и защитницей земли Русской. После смерти Андрея, не имевшего сыновей, началась междоусобица. В ней победил брат Андрея Всеволод Большое Гнездо(имел 8 сыновей), опиравшийся на город Владимир (правил в 1176-1212). Всеволод принял титул Великого князя Владимирского. Это период наивысшего расцвета княжества, его влияния на все остальные земли.

Галицко-Волынское княжество:

Особенности и условия развития:

  • сильные и агрессивные соседи на западе (венгры, поляки) и юге (половцы);

  • благоприятный климат и плодороднейшие почвы;

  • раннее развитие пашенного земледелия;

  • обширные боярские вотчины и сильное боярство, с которым князья вынуждены вести борьбу;

  • важные торговые пути в Польшу и Венгрию.

Своя княжеская династия появилась на Волыни в первой половинеXII в. - линия старших Мономаховичей. Тогда же от Киева обособилось Галицкое княжество, усиление которого произошло в правление Ярослава Осмомысла(1152-1187). В1199г.ГалицкоеиВолынскоекняжестваобъединилисьпод властью Романа Мстиславовича Волынского (1199-1205). После его гибели в княжестве начались усобицы, в которых активно участвовали венгры, поляки, черниговские и смоленские князья. В 1238 г. старший сын Романа Мстиславовича Даниил утвердил за собой Владимир Волынский и Галич, а в 1245 г. (битва у г. Ярослава) завершил борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси.

Новгородская боярская республика (Новгородская земля):

Особенности и условия развития:

  • неблагоприятные условия для земледелия, необходимость закупать хлеб;

  • обширные леса, много зверя и рыбы;

  • пересечение важнейших торговых путей;

  • удаленность от кочевников;

  • соседство славянских (ильменьские словене, кривичи) и финно-угорских (меря, весь, чудь, водь) племен;

  • отсутствие единой княжеской династии, приглашение и изгнание князей;

  • господство боярской верхушки, основанное на крупном землевладении и торговле;

  • республиканский характер политического устройства;

  • решающая роль бояр (т.к., не княжеские дружинники, а потомки местной докняжеской родовой знати) в управлении.

Новгород отличался от других русских земель своей системой управления:

  • вече(народное собрание): принимало важнейшие решения и законы, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князя (с 1136 г.);

  • князь: имел представительские функции, военный предводитель и третейский судья, но не правитель, ограничен в правах (не мог приобретать вотчины и даже посещать вече);

- посадник ыбирался из бояр):председательствовал на вече, управлял городским хозяйством, вместе с князем возглавлял войско;

  • тысяцкий: ведалфинансовыми вопросами, сбором налогов, разбором жалоб по торговым делам;

  • епископ(«владыка», с 1165 г. - архиепископ): возглавлял новгородскую церковь, выбирался жребием из кандидатов, предложенных на вече, пожизненно имел особую казну и владычный полк; своей печатью скреплял международные соглашения;

- рекой Волхов Новгород был разделен на две стороны: Софийскую (Кремль) и Торговую (торг, вече), которые делились на концы (районы), а те, в свою очередь на улицы со своими кончанскими и уличанскими вече;

  • за пределами города Новгородская земля делилась на пятины, управляющиеся из Новгорода.

Последствия феодальной раздробленности:

  • рост городов (каждый удельный князь благоустраивал и укреплял свою столицу);

  • развитие ремесла, рост торговли;

  • развитие сельского хозяйства (появление двух- и трехполья);

  • расцвет и разнообразие древнерусской культуры;

  • ослабление центральной власти (в т.ч. в удельных княжествах);

  • упадок военного могущества и ослабление русских границ.

Культура периода раздробленности:

С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простыми и гармоничными формы, использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка. Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые воротаиУспенский соборвоВладимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа.

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XIII – XVII вв.)

Борьба Русских земель с иноземными захватчиками в XIII в.

К середине XIII в. русские земли оказались в зависимости от монголо-татарских ханов. Установлению монголо-татарского ига предшествовали следующие события:
  •   1   2   3


написать администратору сайта