Главная страница

Карл Маркс Презентация. Карл Маркс. Теория Карла Маркса в международных отношениях


Скачать 0.6 Mb.
НазваниеТеория Карла Маркса в международных отношениях
АнкорКарл Маркс Презентация
Дата05.06.2022
Размер0.6 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаКарл Маркс.pptx
ТипДокументы
#571591

Теория Карла Маркса в международных отношениях

Парадигма марксизма (радикализм) в теории международных отношений связана со значительно более поздними традициями, чем другие теории. Она ведет свое начало от «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса (1848 г.) и включает в себя версии классического марксизма-ленинизма, неомарксизма и постклассического марксизма, которым присущ ряд общих положений.
  • Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на международную политику имели некоторое сходство с воззрениями немецких классических философов. Так же как и И. Кант, основоположники марксизма считали возможным достижение вечного мира, но путь к нему лежал, по их мнению, не через моральное совершенствование, а через классовую борьбу и пролетарскую революцию. Уничтожение частной собственности и классов должно было стать условием распространения простых нравственных норм, характерных для отношений между частными лицами, на отношения между народами. Но пока эта цель не достигнута, К. Маркс и Ф. Энгельс вслед за Г. Гегелем считали войны и конфликты между государствами неизбежными и неустранимыми.
  • Марксистское понимание проблем мировой политики и международных отношений базировалось на идеях экономического детерминизма. Сама мировая политика с точки зрения марксизма могла появиться только после формирования мирового рынка. Буржуазия отдельных стран посредством контроля над этим рынком превращается в космополитическую силу, становится господствующим классом в мировом масштабе. Одновременно и социальный антипод буржуазии -пролетариат - превращается в некую интернациональную общность, не имеющую собственного отечества, но имеющую общие классовые интересы во всех странах. Пролетарская революция, призванная положить конец господству капитала, приобретает, таким образом, всемирный характер. Мировая революция призвана покончить не только с социальными, но и с национальными антагонизмами, превратить все человечество в единую общность, не знающую ни классовых различий, ни государственных границ. Классовая борьба, по мнению классиков марксизма, является движущей силой политического процесса не только на уровне отдельных стран, но и в сфере международных отношений.

Марксизм в СССР

  • В. Ленин в целом придерживался тех же взглядов на международ­ную политику, что и основоположники марксизма, но дополнил их новыми положениями.
  • Прежде всего это касалось его теории импе­риализма. В соответствии с постулатами этой теории для последней стадии капитализма характерно господство монополий и финансо­вой олигархии внутри отдельных стран, усиление внешней экспан­сии, стремление к территориальному переделу мира. В. Ленин счи­тал, что империалистическая политика имеет сугубо экономическую природу и неизбежно ведет к мировым политическим кризисам, войнам и революциям. Поддерживая марксистскую доктрину ми­ровой революции, В. Ленин внес в нее некоторые коррективы. Но, как К. Маркс и Ф. Энгельс, он игнорировал проблемы национально­государственных интересов. Эта позиция отчетливо проявилась по­сле прихода большевиков к власти, когда их внешняя (в значительной степени и внутренняя) политика осуществлялась в расчете на скорую победу мировой революции. Вследствие этого ни В. Ленин, ни его со­ратники не были особенно озабочены государственными интересами самой России, рассматривая ее лишь как плацдарм мировой револю­ции. Впоследствии внешняя политика советского государства приоб­рела более прагматический характер, но окончательно избавиться от идеологизированного подхода к международным отношениям руко­водители СССР не смогли вплоть до середины 1980-х годов. Попытка уйти от такого подхода, предпринятая под флагом «нового политиче­ского мышления», обернулась для внешней политики СССР, а затем и России гигантской катастрофой.

Неомарксизм

  • При осмыслении того места, которое занимает в современной международно-политической науке неомарксизм, следует учитывать следующие моменты. Во-первых, то, что объединяет его с традиционной марксистской парадигмой, и то, что его отличает от нее. Во-вторых, следует принимать во внимание, что неомарксизм, в отличие от канонического марксизма, представляет собой чрезвычайно разнородное течение: обстоятельство, которое требует рассмотрения не только его общих (парадигмальных) черт, но и особенностей взглядов наиболее крупных представителей. В-третьих, несмотря на то, что отдельные представители неомарксизма являются крупными учеными, пользующимися авторитетом в научном сообществе, в целом он как идейное течение, как одна из парадигм международно-политической науки остается относительно маргинальным. Подчеркнем, однако, относительность такой маргинальности: если в странах Запада авторитетом пользуются только отдельные представители рассматриваемого направления, то в развивающихся странах, на постсоветском пространстве и (хотя и в меньшей степени) в странах Восточной Европы неомарксизм в целом занимает более прочные позиции

История неомарксизма

  • Хотя неомарксизм оформляется в 1950-1960-е гг., одним из его наиболее ранних представителей был итальянский коммунист, основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии А. Грамши. Будучи арестован фашистами в 1926 г., он в тюрьме написал свой огромный труд «Тюремные тетради». Опубликованы они были впервые в Италии в 1948-1951 гг., в 1975 г. вышло четырехтомное научно-критическое издание с комментариями. С тех пор переиздания на всех языках, кроме русского, следуют одно за другим, а исследовательская литература, посвященная этому труду, необозрима — тысячи книг и статей. На русском языке вышла примерно четверть «Тюремных тетрадей», а в 1970-е гг. на имя Грамши идеологи КПСС наложили полный запрет. Поводом (совершенно надуманным) для изъятия Грамши из оборота служили его якобы глубокие расхождения с Лениным.
Грамши создал новую теорию государства и революции — для современного общества (в развитие ленинской теории, созданной для условий крестьянской России). Однако оказалось, что, работая ради победы коммунизма, Грамши сделал множество открытий общенаучного значения. Если открыть крупную западную научную базу данных на слово «Грамши» (например, огромную американскую базу данных «Диссертации»), то просто поражаешься, какой широкий диапазон общественных явлений изучается сегодня с помощью теорий Грамши. Как отмечает отечественный ученый С.Г. Кара-Мурза, если 20-30 лет тому назад прагматическое западное обществоведение считало обязательным использовать для анализа всех важных общественных процессов методологию классического марксизма (конечно, наряду с другими), то сегодня считается необходимым «прокатать» проблему в понятиях и методологии Грамши6.
  • Грамши создал новую теорию государства и революции — для современного общества (в развитие ленинской теории, созданной для условий крестьянской России). Однако оказалось, что, работая ради победы коммунизма, Грамши сделал множество открытий общенаучного значения. Если открыть крупную западную научную базу данных на слово «Грамши» (например, огромную американскую базу данных «Диссертации»), то просто поражаешься, какой широкий диапазон общественных явлений изучается сегодня с помощью теорий Грамши. Как отмечает отечественный ученый С.Г. Кара-Мурза, если 20-30 лет тому назад прагматическое западное обществоведение считало обязательным использовать для анализа всех важных общественных процессов методологию классического марксизма (конечно, наряду с другими), то сегодня считается необходимым «прокатать» проблему в понятиях и методологии Грамши6.
  • Один из ключевых разделов труда Грамши — учение о гегемонии. Это — часть общей теории революции как слома государства и перехода к новому социально-политическому порядку

Современный неомарксизм

  • Современные неомарксисты (среди которых следует назвать И. Валлерстайна, Р. Кокса, С. Амина, М. Рогальски, Й. Галтунга) представляют международные отношения в виде глобальной системы
  • многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями современного неомарксизма выступают «мир-система» и «мир-экономика». Определяющее место в их взаимодействии принадлежит «мир-экономике». Данное понятие отражает не столько сумму экономических отношений в мире, сколько систему взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные из них. Неомарксисты подвергают логику международной экспансии современной капиталистической «мир-системы» критике за уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов, связанное с этим сокращение социальных расходов, демонтаж политики полной занятости, изменение фискальных систем в пользу наиболее богатых. Они утверждают, что первым из главных следствий этого является рост неравенства между членами международной системы. Это лишает ее «периферийных» акторов (слаборазвитые государства и регионы) реальных шансов ликвидировать разрыв между ними и «центральными» акторами (государства при этом нередко уподобляются социальным классам: «государства-классы»). В среде последних, в свою очередь, происходят сложные процессы перераспределения влияния и кристаллизации «несимметричной взаимозависимости» в пользу США
Основные черты современной мир-экономики: всемирная организация производства, рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве, интернационализация капитала и рынков продуктов при одновременной сегментации рынков труда, уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и связанная с этим глобальная тенденция «финансизации» (термин С.Амина), выражающаяся в высоких процентных ставках, «плавающих» обменных курсах, свободе спекулятивных трансфертов, повсеместной приватизации. Господствующей идеологией, призванной обосновать управление указанными процессами в пользу мирового капитала, является радикальный неолиберализм («гиперлиберализм» — в терминологии Р.Кокса), рассматривающий роль государства прежде всего с позиций помощи глобальным рыночным силам и осуждающий всякие разговоры о перераспределении богатств в пользу бедных регионов как «протекционистское вмешательство». Хотя в современном мире существуют противоположные тенденции, в частности диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, сопровождающаяся поиском новых путей развития. Радикально-либеральная идеология внушает людям, что альтернативы вестернизационной глобализации нет, что в основе наблюдающихся на мировой арене безжалостной конкуренции, эгоизма, дерегламентации взаимодействий и обменов лежат неумолимые экономические законы. Логику мировой экспансии современного капитализма неомарксисты подвергают резкой критике, указывая, что выход из довольно опасной экономической и политической ситуации, в которой мир оказался в последнее время, может быть найден лишь на путях разрыва с указанной логикой, отказа все новых стран от того, чтобы подчинить ей свое развитие
  • Основные черты современной мир-экономики: всемирная организация производства, рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве, интернационализация капитала и рынков продуктов при одновременной сегментации рынков труда, уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и связанная с этим глобальная тенденция «финансизации» (термин С.Амина), выражающаяся в высоких процентных ставках, «плавающих» обменных курсах, свободе спекулятивных трансфертов, повсеместной приватизации. Господствующей идеологией, призванной обосновать управление указанными процессами в пользу мирового капитала, является радикальный неолиберализм («гиперлиберализм» — в терминологии Р.Кокса), рассматривающий роль государства прежде всего с позиций помощи глобальным рыночным силам и осуждающий всякие разговоры о перераспределении богатств в пользу бедных регионов как «протекционистское вмешательство». Хотя в современном мире существуют противоположные тенденции, в частности диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, сопровождающаяся поиском новых путей развития. Радикально-либеральная идеология внушает людям, что альтернативы вестернизационной глобализации нет, что в основе наблюдающихся на мировой арене безжалостной конкуренции, эгоизма, дерегламентации взаимодействий и обменов лежат неумолимые экономические законы. Логику мировой экспансии современного капитализма неомарксисты подвергают резкой критике, указывая, что выход из довольно опасной экономической и политической ситуации, в которой мир оказался в последнее время, может быть найден лишь на путях разрыва с указанной логикой, отказа все новых стран от того, чтобы подчинить ей свое развитие


написать администратору сайта