Главная страница

Менеджемент. Теория принятия решений преподаватель доцент кафедры ису, к т. н. Бушуева Марина Евгеньевна биматричные игры


Скачать 1.66 Mb.
НазваниеТеория принятия решений преподаватель доцент кафедры ису, к т. н. Бушуева Марина Евгеньевна биматричные игры
АнкорМенеджемент
Дата22.04.2023
Размер1.66 Mb.
Формат файлаppt
Имя файла762688.ppt
ТипДокументы
#1081331

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ


Преподаватель:
доцент кафедры ИСУ, к.т.н.
Бушуева Марина Евгеньевна

БИМАТРИЧНЫЕ ИГРЫ


Предыдущие рассмотрения касались игр двух лиц, в которых интересы игроков были прямо противоположны. Однако ситуации, в которых интересы игроков хотя и не совпадают, но уже необязательно являются противоположными, встречаются значительно чаще.
Игрок А. Стратегии А1, …, Аm , Игрок В. Стратегии В1, …, Вn






B1


..


Bn




A1


b11


..


b1n


B=


A2


b21


..


b2n




:


:


:




Am


bm1


..


bmn






B1


..


Bn




A1


a11


..


a1n


A=


A2


a21


..


a2n




:


:


:




Am


am1


..


amn


А – платежная матрица игрока А,
В – платежная матрица игрока В,

ПРИМЕРЫ БИМАТРИЧНЫХ ИГР


Небольшая фирма А намерена сбывать товар на один из двух рынков, контролируемых другой более крупной фирмой В. Для этого А готова предпринять на одном из рынков некоторые приготовления, направленные на рекламу. В может воспрепятствовать этому, предприняв предупредительные меры. Не встречая противоречия, А захватывает рынок. При наличии препятствий – терпит поражение.
Уточнения: проникновение на первый рынок более выгодно и потребует больше средств для А. При этом победа А на первом рынке принесет ей больше средств, чем на втором, но а поражение будет более сокрушительным.


ПРИМЕР 1: БОРЬБА ЗА РЫНКИ


А1, А2 - выбор рынков игроком A


В1, В2 – выбор рынков игроком B






B1


B2


A=


A1


-10


2




A2


1


-1






B1


B2


B=


A1


5


-2




A2


-1


1

ПРИМЕР 2: ДИЛЕММА УЗНИКОВ


Два узника А и В находятся в предварительном заключении по подозрению в совершении преступления. При отсутствии улик их осуждение зависит от того, будут ли они говорить или лгать. Если оба будут молчать, то наказание – лишь срок предварительного заключения. Если сознаются, то получат срок, учитывающий признание как смягчающее обстоятельство: потери -6. Если заговорит один из узников, а другой будет молчать, то тот, который заговорит – на свободу. Его потери 0, а хранящий молчание получит -9.


М


Г


 А =


М


-1


-9


Г


0


-6


 В =


М


Г


М


-1


0


Г


-9


-6

СМЕШАННАЯ СТРАТЕГИЯ


Во всех приведенных примерах интересы игроков не совпадают. То надо построить такое комплексное решение, которое удовлетворяло бы обоих игроков, т.е. надо найти такую равновесную ситуацию, явное отклонение от которой уменьшало бы выигрыш каждого игрока.


Смешанная стратегия в биматричных играх также определяет средний выигрыш игроков А и В, но тут нет дискриминации игрока В


- выигрыш игрока А


- выигрыш игрока В

Биматричные игры 2х2. Ситуация равновесия


Рассмотрим ситуацию, когда у каждого две стратегии:


 p


b11


b12


B =


 1-p


b21


b22


q


(1-q)


Запишем средний выигрыш исходя из формул:


 p


a11


a12


A =


 1-p


a21


a22


q


(1-q)


ОСНОВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: будем говорить. Что пара чисел (р*,q*), где р*,q* - вероятности от 0 до 1, определяют равновесную ситуацию для всех р и q, если одновременно выполняются следующие неравенства:


НА (р,q*) ≤ НА (р*,q*)


НВ (р*,q) ≤ НВ (р*,q*)


ТЕОРЕМА НЭША: Всякая биматричная игра имеет хотя бы одну равновесную ситуацию (точку равновесия) в смешанных стратегиях


Выполнение неравенств (1) равносильно выполнению следующих неравенств:


НА(0,q*) ≤ НА(р*,q*) НВ(р*,0) ≤ НВ(р*,q*)
НА(1,q*) ≤ НА(р*,q*) НВ(р*,1) ≤ НВ(р*,q*)


(1)


Запишем средние выигрыши игроков А и В в более удобной форме:


НА(p,q) = (a11-a12-a21-+a22)pq + (a12 – a22)p + (a21-a22)q + a22


НB(p,q) = (b11-b12-b21+b22)pq + (b12 – b22)p + (b21-b22)q + b22


Рассмотрим НА (p,q), полагая р = 0, потом р = 1:


НА(0,q) = (a21-a22)q + a22
HA(1,q) = (a11- a12 - a21+a22)q + (a21- a22)q + a12


Рассмотрим разности:


НА(p,q) - HA (1,q) = (a11-a12-a21+a22)pq + (a12 - a22)p - (a11- a12-
- a21+a22)q + а22 – а12
НА(p,q) - HA (0,q) =   (a11- a12- a21+ a22)pq + (a12 – a22)p

Вводятся следующие обозначения:


Вводятся следующие обозначения:


С = a11- a12- a21+ a22
α = а22- а12


НА(p,q) - HA (1,q) = (р-1)(Сq-α)
НА(p,q) - HA (0,q) = p(Cq-α)


Тогда


В случае, когда пара (р,q) определяет точку равновесия, все эти разности ≥ 0.


(р-1)(Сq-α) ≥ 0
p(Cq-α) ≥ 0


Для игрока A

Для игрока B


Для игрока B


Рассмотрим НB , пологая q = 0, потом q = 1


НB (p,0) = (b12-b22)p + b22
HB (p,1) = (b11-b12-b21+ b22)p + (b12-b22)p + b21


Рассмотрим разности:


НB(p,q) - HB (p,1) и НB(p,q) - HB (p,0)


Вводятся следующие обозначения:


D = b11-b12-b21+b22
β = b22-b21


Для игрока B


(q-1)(Dp-β) ≥ 0
q(Dp-β) ≥ 0

ВЫВОД


Для того, чтобы в биматричной игре




a11


a12


A =


a21


a22




b11


b12


B =


b21


b22


пара (р,q) определяла равновесную ситуацию, необходимо и достаточно выполнение следующих неравенств


(р-1)(Сq-α) ≥ 0
p(Cq-α) ≥ 0


(q-1)(Dp-β) ≥ 0
q(Dp-β) ≥ 0


С = a11-a12-a21+ a22 , α = а22- а12


D = b11-b12-b21+ b22 , β = b22- b21

ПРИМЕР 1: БОРЬБА ЗА РЫНКИ






B1


B2


A=


A1


-10


2




A2


1


-1






B1


B2


B=


A1


5


-2




A2


-1


1


С = a11-a12-a21+ a22 = -10 - 2 – 1 - 1= -14, α = а22- а12 = -1 – 2 = -3


D = b11-b12-b21+ b22 = 5 + 2 +1 + 1 = 9, β = b22- b21 = 1+1 = 2


(р-1)(-14q +3) ≥ 0
p(-14q +3) ≥ 0


Получаем


(q-1)(9p-2) ≥ 0
q(9p-2) ≥ 0

(р-1)(-14q +3) ≥ 0 p(-14q +3) ≥ 0


Рассмотрим ситуацию для игрока A


1. p=1 -14q +3 ≥ 0 , q  3/14


2. p=0 - (-14q +3) ≥ 0 , q ≥ 3/14


3. 0 < p < 1 -14q +3 = 0 , q = 3/14


Рассмотрим ситуацию для игрока B


(q-1)(9p-2) ≥ 0
q(9p-2) ≥ 0


1. q=1, p ≥ 2/9


2. q=0, p  2/9


3. 0 < q < 1 p = 2/9

РЕШЕНИЕ


НА(p,q) = (a11-a12-a21-a22)pq + (a12 – a22)p + (a21-a22)q + a22


НB(p,q) = (b11-b12-b21-b22)pq + (b12 – b22)p + (b21-b22)q + b22


НB(2/9, 3/14) = 1/3


НА(2/9, 3/14) = -4/7


ПРИМЕР 2: ДИЛЕММА УЗНИКОВ


B1


B2


 А =


A1


-1


-9


A2


0


-6


 В =


B1


B2


A1


-1


0


A2


-9


-6


С = a11-a12-a21+ a22 = 2, α = а22- а12 = 3


D = b11-b12-b21+ b22 = 2, β= b22- b21 = 3


1. p=1, q ≥ 3/2


2. p=0, q  3/2


3. 0 < p < 1, q = 3/2


1. q=1, p ≥ 3/2


2. q=0, p  3/2


3. 0 < q < 1 p = 3/2


Единственная равновесная ситуация — (0,0). Это ситуация, в ко­торой каждый из игроков выбирает вторую чистую стратегию — сознаться — и его потери составляют 6.
Отклонение от ситуации равнове­сия одного из игроков не дает ему никаких преимуществ. Однако при одновременном отклонении обоих каждый из них может полу­чить больший выигрыш, нежели в равновесной ситуации. Например, в ситуации (1,1), когда оба игрока выбирают первую чистую страте­гию — молчать, каждый из них теряет лишь 1. По условию задачи сговор (создание коалиции) между игроками недопустим.

ЗАДАЧА 1. СЕМЕЙНЫЙ СПОР


Два партнера договариваются о проведении одного из двух действий, (1) и (2) , каждое из которых требует их совместного участия.
В случае осуществления первого из этих двух действий выигрыш первого партнера (игрок А) будет вдвое выше выигрыша второго партнера (игрок В). Напротив, в случае осуществления второго из этих двух действий выигрыш игрока А будет вдвое меньше выигры­ша игрока В. Если же партнеры выполнят различные действия, то выигрыш каждого из них будет равен нулю.






B1


B2


A=


A1


2


0




A2


0


1






B1


B2


B=


A1


1


0




A2


0


2

(р-1)(3q - 1) ≥ 0 p(3q - 1) ≥ 0


С = a11-a12-a21+ a22 = 3, α = а22- а12 = 1


D = b11-b12-b21+ b22 = 3, β= b22- b21 = 2


(q-1)(3p-2) ≥ 0
q(3p-2) ≥ 0


1. p=1, q ≥ 1/3


2. p=0, q  1/3


3. 0 < p < 1, q = 1/3


1. q=1, p ≥ 2/3


2. q=0, p  2/3


3. 0 < q < 1 p = 2/3


q 1
1/3 0 2/3 1 p


НА(1, 1) = 2


1.


НB(1, 1) = 1


2.


НА(0, 0) = 1


НB(0, 0) = 2


3.


НB(2/3, 1/3) = 2/3


НА(2/3, 1/3) = 2/3

ЗАДАЧА 2. СПОР АЛЬТРУИСТА И ЗГОИСТА


Однажды решили поспорить альтруист и эгоист. Для этого они называют одновременно либо своё имя, либо имя противника. Если альтруист – игрок А – называет своё имя, то с него снимают 10 очков за эгоизм, если же он называет имя противника, ему добавляют 20 очков за великодушие. Если эгоист – игрок В – называет своё имя, ему прибавляют 20 очков за эгоизм, если чужое – с него снимают 10 очков за мысли о противнике. Если же игроки называют одновременно одно и то же имя – им обоим прибавляют по 40 очков за синхронность. Как вести себя альтруисту и эгоисту, чтобы заработать как можно больше очков?






свое


чужое


A =


свое


-10


30




чужое


60


20






свое


чужое


B =


свое


20


30




чужое


60


-10

(р-1)(-80q +10) ≥ 0 p(-80q +10) ≥ 0


С = a11-a12-a21+ a22 = -80, α = а22- а12 = -10


D = b11-b12-b21+ b22 = -80, β= b22- b21 = -70


(q-1)(-80p +70) ≥ 0
q(-80p +70) ≥ 0


1. p=0, q ≥ 1/8


2. p=1, q  1/8


3. 0 < p < 1, q = 1/8


1. q=0, p ≥ 7/8


2. q=1, p  7/8


3. 0 < q < 1 p = 7/8


q 1
1/8 0 7/8 1 p


НА(0, 1) = 60


1.


НB(0, 1) = 60


2.


НА(1, 0) = 30


НB(1, 0) = 30


3.


НB (7/8,1/8) = 25


НА(7/8,1/8) = 25



написать администратору сайта