Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ

  • Социология личности П.Лаврова. Петр Лавровый Лавров

  • практическое задание по социологии. Теория психологии народов и поведения толпы (масс,элиты)


    Скачать 23.9 Kb.
    НазваниеТеория психологии народов и поведения толпы (масс,элиты)
    Дата14.03.2023
    Размер23.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическое задание по социологии.docx
    ТипДокументы
    #988286

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра Менеджмент

    Форма обучения: заочная

    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ



















    МОСКВА 202

    1. Теория психологии народов и поведения толпы (масс,элиты).

    Теория психологии народов имеет очевидный психологи­ческий и социальный смысл. В рамках философской традиции Германии отчетливо проступает стремление искать духовные элементы бытия не только в природе человека, но и мира в це­лом. Неудивительно поэтому, что именно в Германии форми­руются идеи о "духе истории", "духе культуры", "духе цивилиза­ции", "духе времени", "духе нации" и т.д. Одним из вариантов такого "одушевления" общества стала попытка говорить не толь­ко о психологии личности, но и о коллективном носителе пси­хического, т.е. о психологии народа.

    Основоположниками этой теории являются немецкие ис­следователи М. Лацарус (1824-1903) и X. Штейнталь (1823-1899), которые в ряде статей, опубликованных в основанном ими жур­нале "Психология народов и языкознание" (1859-1890), развива­ли идею о народе как главной силе истории и о "духе целого" как особом выражении коллективной психологии или коллек­тивном сознании, реализующихся в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях, традициях и обрядах. Индивидуальное созна­ние полностью увязывалось с этим коллективным духом, высту­пая в качестве его элементарной ячейки. Придавая духовности всеобщую историческую значимость, основоположники теории не сомневались в том, что существуют и особые законы ее раз­вития, поэтому осмысление этих законов определялось в каче­стве главной задачи науки (философии, истории, социологии и психологии).

    Свое классическое воплощение идея коллективного разу­ма получила в десятитомном труде В. Вундта (1832-1920) "Психология народов", который на большом фактическом материале стремился доказать справедливость исходной идеи, правда, заме­нив абстрактный термин "дух целого" на программу конкретного изучения обыденного сознания. В его интерпретации прослежи­вается определенный скепсис по поводу общих законов развития духа и проступает очевидное стремление эмпирического исследо­вания конкретных проявлений коллективного разума (в сказках, легендах, мифах, в языковых оборотах и т.д.), что и придает дан­ной теории своеобразный социологический оттенок.

    Более социологична в этом плане теория группового пове­дения, или поведения толпы, французского исследователя Г. Ле-бона (1841-1931), изложенная в его работах "Психология народов и масс", "Эволюция цивилизации", "Психология социализма".

    Исходным тезисом его теории является положение о том, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчи­вым, как его анатомические и расовые особенности. Этот строй выражается в его верованиях, мифах, обрядах, искусстве, в ха­рактерных типах поведения и действует как скрытая, никем не осознаваемая сила.

    Далее автор стремится определить место толпы (массы) в историческом процессе и развивает тезис о возрастающем влия­нии масс в современном обществе, которое трансформируется в общество, определяемое им как "массовое".

    Особое значение в его теории приобретает учение о соот­ношении индивидуального и коллективного. С точки зрения Г. Лебона, коллектив (группа, масса, толпа), имея свои отличи­тельные признаки, полностью нивелирует человека, заражает его массовым психозом.

    Отмечая бессознательный и избыточно эмоциональный ха­рактер поведения людей в толпе, Г. Лебон утверждал, что это поведение обусловливается действием закона "духовного единства толпы". Этим же законом в значительной степени детерминиру­ется и превращение индивида в некий безвольный автомат с по­давленными рациональными началами, избыточной эмоциональ­ностью, легкой внушаемостью, нетерпимостью, потерей чувства ответственности, заряженностыо какой-либо простой идеей, ут­ратой нравственных критериев поведения и т.д.

    Согласно концепции Г. Лебона, "толпы" в значительной степени отличаются друг от друга, но все они могут быть сведены к двум основным типам: "разрозненная толпа" (различные виды случайных объединений людей: зеваки, митингующие, пассажи­ры) и "однородная толпа" (секты, касты, классы, сословия и т.п.).

    Первый тип представляет собой совершенно неорганизо­ванное объединение людей, которое может вести себя либо спо­койно, либо впадать в состояние массового психоза (паника, буйное выражение эмоций и т.д.).

    Второй тип отличается своей организованностью. Здесь мо­гут быть свои организационные структуры и системы управления (клубы, общества, движения, партии, профсоюзы и т.д.) и свои формальные или неформальные лидеры (руководители, вожди, предводители). Но во всех случаях толпа (масса) подавляет, ни­велирует личность.

    Особое место в концепции Г. Лебона отводится элитным слоям общества (аристократии), деятельностью которых объясня­ются все достижения цивилизации.

    На этой основе делается ряд политических выводов о вред­ности социального равенства и демократических основ управле­ния, о пагубности социальных революций и социалистических общественных преобразований, что ставило Г. Лебона в ряд са­мых рьяных и ненавистных противников социализма.

    1. Социология личности П.Лаврова.

    Петр Лавровый Лавров (1823-1900) — представитель субъективного направления в социологии — рассматривал историю как процесс, происходящий на основании реализации человеческих потребностей: основных (биосоциальных — питания, безопасности, нервного возбуждения), временных (государственно-правовых и религиозных форм объединения), потребности развития («историческая жизнь»). Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности. Содержательную сущность исторического процесса составляет борьба просвещенного и мыслящего меньшинства за социальный прогресс. В своем основном социологическом произведении «Исторические письма» он разработал основы субъективного метода в социологии.

    Социологическому исследованию, по мнению Лаврова, подлежат:

    • проточеловеческие сообщества, в которых выработалось индивидуальное сознание;

    • существующие формы человеческого общежития;

    • общественные идеалы как основа солидарности и справедливого общества;

    • практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы.

    По Лаврову, ведущей силой, органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм. В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. По его мнению, историческая жизнь человечества начинается с появлением критически мыслящих личностей, прогресс начинается с личности, умеющей критически мыслить и сострадающей угнетенным. Таким образом, общество проходит следующие фазы прогрессивного развития: появление критически мыслящих и способных к состраданию одиночек; единичные организованные групповые выступления в защиту обездоленных; образование политических партий, ставящих перед собой задачу изменить существующий строй.

    Движущей силой социального развития и политической борьбы Лавров называл интеллигенцию, поскольку считал, что именно ее представители способны к критическому мышлению.

    С 1880-х гг., отойдя от крайностей субъективной социологии, Лавров начинает рассматривать личность и как члена «коллективного организма». В связи с этим меняется его трактовка социального прогресса, понимаемого не только как результат деятельности критически мыслящей личности, но и как «усиление и расширение общественной солидарности», достижение которой во всех сферах общественной жизни — экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности — «единственная возможная цель прогресса».


    1. Эрих Фромм и его радикальный гуманизм.

    Свою концепцию Фромм назвал радикальным гуманизмом. Перечень идейных источников, на которых основывается эта концепция, весьма интересен. В него входят теории З. Фрейда, К. Маркса и И.-Я. Бахофена, а также израильские пророки и Будда. Идея Фромма состоит в том, что практически любое учение — как религиозное, так и светское — содержит авторитарную и гуманистическую составляющие. При этом если учение находится у власти, то начинает преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая. Фромм считает, что реальная граница проходит не между разными учениями, а между этими двумя тенденциями во всех учениях. Он иллюстрировал эту мысль, зачитывая разным людям отрывки из "Экономическо-философских рукописей 1844 года" К.Маркса и выслушивая версии собеседников об авторстве этих отрывков. Назывались как Фома Аквинский, так и современные теологи, а популяризатор дзен-буддизма на Западе Дайсэцу Судзуки говорил, что это дзен.

    Название "радикальный гуманизм" говорит само за себя, — этот подход отрицает любые надчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие) цели для человека.

    Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека никаким высшим силам. В этом состоит негативная свобода, свобода от. Но у свободы есть также позитивный аспект — свобода для. Одна только голая свобода от невыносима для человека, — утверждает Фромм в книге "Бегство от свободы". Поэтому личность, не сумев развиться до позитивной свободы и получив свободу негативную, спасается от нее, убегая в объятия новой зависимости.

    Исследуя тоталитарные режимы (главным образом — на примере нацистской Германии), Фромм видит в них механизм бегства от свободы в виде подчинения человеком своей воли внешнему авторитету — партии, державе, "закону и порядку" как самоценности. Это в равной мере относится и к массам, и к вождям, — Гитлер считал себя орудием Судьбы, Нации и Природы; Сталин руководствовался интересами Государства (a la Макиавелли). Характерологический тип, господствующий в этих обществах (социальный характер) Фромм называет авторитарным ("садо-мазохистским").

    В демократических режимах XX века Фромм также наблюдает бегство от свободы, но его механизм несколько иной. Здесь личность не подчиняет себя внешней силе, а полностью интегрируется в нее. Человек как бы облекает себя в красочную упаковку, чтобы повыгоднее "продаться" на "рынке личностей" — при устройстве на работу, завязывании деловых знакомств и т. п. Этот тип характера Фромм называл конформистским (в других работах — рыночным).

    Не на социальном, а на личностном плане вариантом бегства от свободы является наркомания, и с тем же разрушительным эффектом.

    Нетрудно заметить, что в своей концепции Фромм широко использует различные полярности: "гуманистический — авторитарный", "свобода — бегство от свободы", "продуктивный — непродуктивный (деструктивный)", "бытие — обладание", "биофилия — некрофилия". За всем этим стоит одна и та же многогранная реальность, поворачивающаяся к нам разными сторонами. Эти полярности философ рассматривает как динамическое единство: чем сильнее наша установка на бытие, тем слабее — на обладание, и наоборот. Человек может, работая над собой, усиливать продуктивную составляющую своего характера. Возможен и обратный процесс — деградация — при попустительстве по отношению к себе.


    написать администратору сайта