Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемам социальной коммуникации Ю.Хабермас посвятил специальное сочинение «Теория коммуникативного действия». Теория социальной коммуникации Ю. Хабермаса

  • По Хабермасу, коммуникативные действия – это такие социальные действия, целью которых является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

  • В своих работах Хабермас противопоставляет инструментальное действие коммуникативному.

  • В более поздних работах хабермас выделяет следующие типы действия

  • Коммуникационное действие Коммуникационное действие характеризует взаимодействие двух "говорящих" дееспособных субъектов.

  • Индивиды по хабермасу, существуют в трех пересекающихся мирах

  • Спасибо за внимание!

  • Теория социальной коммуникации ю. Хабермаса Выполнила студентка группы фжм12 Аверина Мария


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеТеория социальной коммуникации ю. Хабермаса Выполнила студентка группы фжм12 Аверина Мария
    Дата08.01.2022
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла466588.pptx
    ТипДокументы
    #325888
    Теория социальной коммуникации ю. Хабермаса
    Выполнила студентка группы ФЖМ-12 Аверина Мария
    Юрген Хабермас
    Юрген Хабермас - немецкий философ, крупнейший представитель Франкфуртской школы.
    • С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, в 1980-1983 – директор этого института.
    • С 1964 по 1971 – профессор философии и социологии Франкфуртского университета.
    • С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге).
    • Проблемам социальной коммуникации Ю.Хабермас посвятил специальное сочинение «Теория коммуникативного действия».
    Теория социальной коммуникации Ю. Хабермаса
    По Хабермасу, коммуникативные действия – это такие социальные действия, целью которых является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.
    В своих работах Хабермас противопоставляет инструментальное действие коммуникативному.
    Под коммуникативным действием Хабермас понимает взаимодействие, по крайней мере, двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. В коммуникативном действии, как и прежде, акцентируется нацеленность "актеров", действующих лиц, прежде всего и именно на взаимопонимание, поиски консенсуса, преодоление разногласий.  В более поздних работах хабермас выделяет следующие типы действия:
    • Теологическое действие (деятель (aktor) целенаправленно достигает свою цель или влияет на возникновение того или иного желательного для него явления, при этом он выбирает в сложившейся ситуации действия определенные средства достижения своей цели.)
    • Стратегическое действие (деятель, выбирая между альтернативными сценариями действия, принимает во внимание и ориентируется на ожидания как минимум одного другого субъекта)
    • Нормативное действие (поведение субъекта как члена социальной группы, которая задает цели и способы его действия в соответствии с определенными ценностями и нормами, разделяемыми в рамках данной группы)
    • Драматургическое действие (субъекты, как участники определенной интеракции (взаимодействия), составляют друг для друга "публику", которой они представляют себя)
    • Коммуникационное действие
    Коммуникационное действие
    Коммуникационное действие характеризует взаимодействие двух "говорящих" дееспособных субъектов.
    Хабермас подчеркивает роль языка, как главного средства общения и взаимодействия, для коммуникативного действия. Взаимодействующие в ходе коммуникации лица ищут "общий язык", общее понимание ситуации, в которой протекает общение, затем они, скоординировав свои усилия, достигают своих целей. Большое внимание также уделяется понятию интерпретации, которое определяет ту фазу взаимодействия, когда деятели ищут так называемый "общий язык", то есть каждый из них определенным образом интерпретирует ситуацию, в которой протекает действие. Индивид интерпретирует ситуацию на основе предпосылок. Когда индивиды общаются, система смыслов, сформированная индивидуальными предпосылками, либо совпадают, либо нет. Выделение общих смыслов является важным условием коммуникативного акта и культуры общения. Индивиды по хабермасу, существуют в трех пересекающихся мирах:
    • Объективный мир, где имеют место деловые отношения;
    • Социальный мир – мир нормативных и оценочных отношений;
    • Субъективный мир, который образуют человеческие чувства, переживания, надежды, размышления и т. п.
    • Языковое оформление индивидуального отношения в первом случае ориентировано на истину, во втором случае - на норму, а в третьем случае - на правду.
    Спасибо за внимание!


    написать администратору сайта