Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «Человек в коммуникативном пространстве»

  • ФИО студента Антонюк Александр Александрович Направление подготовки

  • Группа РСО-Б-1-Д-2021-1 Москва 2021

  • Практическая_работа_1_ЧВКПР. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине Человек в коммуникативном пространстве


    Скачать 29.43 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине Человек в коммуникативном пространстве
    Дата08.01.2022
    Размер29.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая_работа_1_ЧВКПР.docx
    ТипДокументы
    #325870






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

    по дисциплине «Человек в коммуникативном пространстве»
    Значение коммуникации в современном обществе у Ю. Хабермаса.

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Антонюк Александр Александрович

    Направление подготовки

    Реклама и связи с общественностью

    Группа

    РСО-Б-1-Д-2021-1


    Москва 2021


    Юрген Хабермас - немецкий философ, крупнейший представитель Франкфуртской школы.

    С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, в 1980-1983 – директор этого института.

    С 1964 по 1971 – профессор философии и социологии Франкфуртского университета.

    С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге).

    Проблемам социальной коммуникации Ю.Хабермас посвятил специальное сочинение «Теория коммуникативного действия».

    Теория социальной коммуникации Ю. Хабермаса”

    По Хабермасу, коммуникативные действия – это такие социальные действия, целью которых является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

    В своих работах Хабермас противопоставляет инструментальное действие коммуникативному.

    Под коммуникативным действием Хабермас понимает взаимодействие, по крайней мере, двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. В коммуникативном действии, как и прежде, акцентируется нацеленность "актеров", действующих лиц, прежде всего и именно на взаимопонимание, поиски консенсуса, преодоление разногласий.

    В более поздних работах Хабермас выделяет следующие типы действия:

    Теологическое действие (деятель (aktor) целенаправленно достигает свою цель или влияет на возникновение того или иного желательного для него явления, при этом он выбирает в сложившейся ситуации действия определенные средства достижения своей цели.)

    Стратегическое действие (деятель, выбирая между альтернативными сценариями действия, принимает во внимание и ориентируется на ожидания как минимум одного другого субъекта)

    Нормативное действие (поведение субъекта как члена социальной группы, которая задает цели и способы его действия в соответствии с определенными ценностями и нормами, разделяемыми в рамках данной группы)

    Драматургическое действие (субъекты, как участники определенной интеракции (взаимодействия), составляют друг для друга "публику", которой они представляют себя)

    Коммуникационное действие

    Коммуникационное действие характеризует взаимодействие двух "говорящих" дееспособных субъектов.

    Хабермас подчеркивает роль языка, как главного средства общения и взаимодействия, для коммуникативного действия. Взаимодействующие в ходе коммуникации лица ищут "общий язык", общее понимание ситуации, в которой протекает общение, затем они, скоординировав свои усилия, достигают своих целей.

    Большое внимание также уделяется понятию интерпретации, которое определяет ту фазу взаимодействия, когда деятели ищут так называемый "общий язык", то есть каждый из них определенным образом интерпретирует ситуацию, в которой протекает действие. Индивид интерпретирует ситуацию на основе предпосылок. Когда индивиды общаются, система смыслов, сформированная индивидуальными предпосылками, либо совпадают, либо нет. Выделение общих смыслов является важным условием коммуникативного акта и культуры общения.

    Индивиды по Хабермасу, существуют в трех пересекающихся мирах: Объективный мир, где имеют место деловые отношения;

    Социальный мир – мир нормативных и оценочных отношений;

    Субъективный мир, который образуют человеческие чувства, переживания, надежды, размышления и т. п.

    Языковое оформление индивидуального отношения в первом случае ориентировано на истину, во втором случае - на норму, а в третьем случае - на правду.

    Хабермас различает инструментальную и коммуникативную рациональности, аспекты которой позволили философу уточнить типологию действия. Он выделяет четыре типа: стратегическое, норморегулирующее, экспрессивное (драматургическое) и коммуникативное действие. Стратегическое действие включает в себя инструментальное и «собственно стратегическое» действие. Оно выдвигает в центр социального взаимодействия людей, и наблюдает на них с точки зрения эффективности действия, процессов решения и рационального выбора. Инструментальное действие (основывается на эмпирическом знании) выдвигает прагматические критерии на первый план, а социальные контекст и координаты выносит за скобки. Коммуникативное действие направлено, прежде всего, на взаимопонимание, поиски консенсуса, преодоление разногласий и предполагает наличие представления о благе для достижения понимания. Понятие «благо» может быть обосновано с помощью рационализированной интерпретации социума и собственных ожиданий. Гарантиями взаимопонимания и взаимосогласования является «ответственность коммуникативной свободы», присущая человеку. Гармоничное соединение свободы и общественного блага, согласно мыслителю, способствует достижению рационального общественного согласия.

    Хабермас истолковывает процесс рационализации как результат не целерационального, а коммуникативного действия. Легитимация через действие может произойти исходя из принципа свободного согласования, рационального консенсуса, а также из основного принципа коммуникативного действия - понимания. Разум, демонстрирующий свою состоятельность, способность обосновывать необходимость некоторых действий обладает практическим смыслом.

    Флуктуации, систематические искажения, возмущения социальной среды, удерживающие общество от идеальной коммуникации, возможно преодолеть по Хабермасу при условии осознания всесокрушающей логики коммуникативной рациональности. Консенсус, в идеальном случае, собирает себя сам, подминая под себя стройные когорты разногласий.

    Основываясь на рациональной аргументации Ю. Хабермаса, можно наметить пути развития современного информационного общества. Коммуникация является одной из основных подсистем жизни социума. Она - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации, формирующих общий взгляд на вещи и действия с ними. Коммуникация структурирует и упорядочивает социальное бытие, представляя диалог субъектов мысли и диалог субъектов действия. Она пронизывает всю жизнь людей, обеспечивая выживание человеческой популяции и их контакт в поисках и осуществлении смысла жизни; объединяет прошлое, настоящее и будущее; воплощает и создает взаимоотношения между отдельными людьми, социальными группами, народами и т.д.; позволяет выявить перспективные тенденции развития морали человека и социума. Для того чтобы человек не стал предметом информационной манипуляции, необходима ориентация на определенные нормы морали, ценности, жизненные смыслы и т.д. Новое понимание социальной реальности, на наш взгляд, невозможно вне и отдельно от коммуникации.


    написать администратору сайта