Конспект по СКК. Конспект Теории межкультурной коммуникации. Теория высоко и низко контекстуальных культур Э. Холла
Скачать 28.29 Kb.
|
Теория высоко- и низко- контекстуальных культур Э. Холла Э.Холл - все культуры в безличном отношении используют скрытые правила, которые надо учитывать. Есть культуры с высоким контекстом и низким контекстом. Страны с высоким контекстом предполагают близкое общение с членами семьи. Особенности: акцент ставится на культуре народа страны изучаемого языка. К странам с высоким контекстом культур относятся: Франция, Россия, Испания, Италия, Ближний Восток, Япония. И есть группа культур, где представители не смешивают личное и профессиональное: Германия, Швейцария, США, Скандинавия, Северные европейские страны. У них большая часть информации содержится в словах, а не в контексте. Для представителей немецкой культуры важны письменные документы. Высококонтекстуальные культуры отличают: скрытая манера речи многозначительные паузы невербальное общение излишняя избыточность информации для общения отсутствие открытого выражения недовольства Для низкоконтекстуальных культур характерна: прямая манера речи незначительная доля невербального общения четкая, но ясная оценка всех обсуждаемых тем открытое выражение недовольства Каждой культуре присуща своя система использования времени. Их можно разделить на монохромные - за один отрезок времени есть только один вид деятельности и полихромные - несколько. Теория ценностных ориентаций культуры Ф. Клакхона и Ф. Стродбека Теория систем ценностей - теория базовых человеческих ценностей в кросс-культурной психологии, которая на основе математических методов исследования утверждает, что люди разделяют общие биологические особенности и технические характеристики, которые формируют основу для развития культуры. Основные положения По словам исследователей, ценности играют главную роль в системе интеграции личности и социокультурной системы, обеспечивая необходимое соответствие между ними. Теория системы ценностей строится на следующих трех постулатах: Существует лишь ограниченное количество общечеловеческих проблем, решением которых вынуждены заниматься люди всех времен и народов. Решение каждой проблемы возможно только на основе небольшого набора вариантов. Каждое общество отдаёт предпочтение своему варианту решения, определяя этим культурно-специфичную иерархию ценностей, несмотря на то что сумма всех потенциально возможных решений доступна каждой культуре. Ценностные ориентации Ценностные ориентации - это результат решения в различных культурах одних и тех же проблем. Сущность природы человека Говоря о человеческой сущности, Ф. Клакхон и Ф. Стродбек полагают, что существуют хорошие и злые по своей натуре люди, которым нельзя доверять. Посередине – люди, и хорошие и плохие одновременно. Ученые также говорят о том, что это деление носит условный характер, так как люди способны изменяться в ту или иную сторону. Отношение к природе Выделяют три основных типа отношений человека и природы: Гармония с природой - отсутствие противостояния между природой и человека; Покорение природы - подразумевает подчинение природных сил, их направленности на службу человеку; Господство природы - присуща вера в то, что природа не может быть взята под контроль человека. Отношение ко времени Представители различных культур по-разному относятся ко времени, имеют различную временную ориентацию: Страны, ориентированные на прошлое, ищут решение проблем в накопленном ранее опыте. Общество, ориентированное на настоящее, интересует немедленный результат совершаемых действий и принятых решений. Страны, ориентированные на будущее, пытаются оценить последствия принимаемых сегодня решений в долгосрочной перспективе. Во многих странах люди склонны считать время ограниченным ресурсом, например, в США, Германии. Представители восточных культур, например, в таких странах, как Китай, Индия, Япония, считают время неограниченным, бесконечным и неисчерпаемым. Отношение к жизни и деятельности Существуют страны, где ярко выражена потребность людей заниматься активной деятельностью, целеустремленность, прагматический подход, желание достичь результатов. Другие страны ориентированы на жизнь как таковую, во всех ее проявлениях. Люди отличаются эмоциональностью, непринужденностью, открытым проявлением чувств. В ряде стран определяющим является соблюдение баланса между личной жизнью и профессиональной деятельностью. Это стремление находит отражение в умеренности, ограничении, контроле со стороны общества. Отношения между людьми В некоторых странах, например, в США, Великобритании, Германии, поощряется индивидуализм как одна из черт национальной культуры. Считается, что он обеспечивает независимость личности, самостоятельность, ответственность за свои поступки. В восточных странах важным считается коллективизм, сотрудничество, ориентация на групповые ценности. При этом отношения могут строиться на основе группового взаимодействия и групповой ответственности, как, например, в Японии. При коллективизме возможны также случаи, когда особое значение придается иерархии и структуре власти, что характерно для России. Различия в человеческих отношениях «индивидуализм-коллективизм» проявляются в организации в поведении сотрудников, критериях отбора персонала, лидерстве, соотношении формального и неформального, методах разработки и принятия управленческих решений. Система культурных измерений Г. Хофстеде Герт Хофстеде — голландский социопсихолог и антрополог, занимающийся изучением взаимодействия между культурами. Одним из его наиболее значительных достижений является разработка теории измерений культур, предоставляющей систематическую основу для оценки различий между нациями и культурами. Теория основана на идее о том, что ценность может быть распределена по шести измерениям культуры. Индекс дистанцированности от власти «Это степень, с которой наделенные относительно меньшей властью члены организаций и институтов ожидают и допускают неравномерность распределения власти.» Это измерение не характеризует уровень распределения власти в данной культуре, а анализирует его восприятие обществом. Низкий индекс дистанцированности от власти означает, что культура ожидает и принимает демократические отношения с властью, а члены общества рассматриваются как равные. Высокий индекс дистанцированности от власти означает, что наделенные меньшей властью члены общества принимают свое место и осознают существование формальных иерархических структур. Индивидуализм и коллективизм «Степень, с которой члены общества склонны образовывать группы». Это измерение не имеет отношения к политике и касается больше групп, чем отдельных лиц. Культуры, для которых свойственен индивидуализм, придают большее значение достижению личных целей. В обществах, для которых характерен коллективизм, общественные цели и благосостояние ставятся выше личных. Индекс избегания неопределенности «Толерантность общества к неопределенности и отклонениям». Это измерение характеризует реакцию общества на незнакомые ситуации, непредвиденные события и давление перемен. Культуры, для которых этот индекс высок, менее терпимы к изменениям и стремятся избегать беспокойства, которое несет в себе неизвестность, путем установления строгих правил, нормативов и/или законов. Общества с низким индексом более открыты к изменениям и используют меньше правил и законов, а их обычаи имеют менее строгий характер. «Мужской» и «женский» тип «Распределение эмоциональных ролей между полами». Это измерение характеризует уровень важности традиционно мужских ценностей, таких как напористость, амбиции, стремление к власти и материализм, и традиционно женских ценностей, таких как человеческие отношения, для культуры. Культуры с более выраженным «мужским» типом обычно характеризуются более четкими различиями между полами и склонны к соперничеству и достижению целей. Меньший индекс в этом измерении означает, что для культуры характерны менее существенные различия между полами и более высокая ценность взаимоотношений. Краткосрочная и долгосрочная ориентация на будущее Это измерение описывает временной горизонт общества. Культуры, ориентированные на краткосрочный период, ценят традиционные методы, уделяют много времени развитию отношений и в целом рассматривают время как замкнутый круг. Это означает, что будущее и прошлое для них связано между собой, и то, что не может быть сделано сегодня, может быть сделано завтра. Противоположностью такого подхода является долгосрочная ориентация на будущее, при которой время рассматривается как вектор, а люди склонны смотреть в будущее больше, чем интересоваться настоящим или вспоминать прошлое. Такое общество ориентировано на достижение целей и высоко ценит результаты. Потворство своим желаниям и сдержанность Это измерение характеризует способность культуры удовлетворять сиюминутные потребности и личные желания членов общества. В обществах, где сдержанность является ценностью, преобладают строгие социальные правила и нормы, в рамках которых удовлетворения личных желаний сдерживаются и не поощряются. Хофстеде подчеркивает, что измерения культур являются лишь основой, помогающей оценить конкретную культуру для облегчения принятия решений. Предложенные измерения не могут предсказать поведения отдельных лиц и не учитывают личных особенностей каждого человека. Теория культурной грамотности Э. Хирша Необходимым условием эффективной межкультурной коммуникации является достаточный уровень культурной грамотности, который предусматривает понимание фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для данной культуры. Рассмотрению проблемы формирования культурной грамотности посвящена теория американского культуролога Э. Хирша. Главной целью этой теории является формирование необходимых навыков и знаний носителей английского языка для адекватной коммуникации с носителями других языков и культур. По мнению создателя теории, для успешного владения языком необходимо глубокое знание различных культурных символов соответствующей национальной культуры. Для успешной коммуникации с представителями других культур каждый человек должен владеть необходимым культурным минимумом знаний своих партнеров по коммуникации. Культурная грамотность — наиболее динамичный компонент межкультурной компетенции, требующий постоянного пополнения текущей культурной информации. Компетенция не существует вне коммуникации. Именно в конкретных коммуникативных ситуациях выявляется уровень языковой и иных видов компетенции. Коммуникант не осознает своей некомпетентности в тех сферах общения, которые для него закрыты. В межкультурной коммуникации соединяются различные виды компетенции: языковая культурная коммуникативная В зависимости от значения и роли того или иного вида компетенции в конкретных ситуациях общения Хирш выделяет следующие уровни межкультурной компетенции: необходимый для выживания; достаточный для вхождения в чужую культуру; обеспечивающий полноценное существование в новой культуре — ее «присвоение»; позволяющий в полной мере реализовать идентичность языковой личности. Для адекватного межкультурного понимания и эффективного взаимодействия необходима пропорциональная зависимость между уровнями языковой, коммуникативной и культурной компетенции. В случае асимметрии велика вероятность непонимания, поскольку от человека, владеющего языком, ждут соответствующего уровня культурной грамотности и обращаются к нему как к обладающему достаточным объемом культурологической информации. |