Теории восприятия цвета. Восприятие цвета. Теории цветового зрения (Юнга - Гельмгольца, Г. Теория ЮнгаГельмгольца
Скачать 16.26 Kb.
|
Теория Юнга—Гельмгольца Зрительное ощущение возникает вследствие некоторого фотохимического процесса, выражающегося в распаде трех гипотетических светочувствительных веществ, каждое из которых обладает своим спектром поглощения. Гельмгольц допускает существование в зрительном аппарате трех типов нервных волокон. Отдельные возбуждения этих волокон дают ощущения максимально насыщенных красного, зеленого и фиолетового цветов. Обычно свет действует не на одно, а на все три нервных волокна. В случае палочкового зрения возникает фотохимический процесс выцветания зрительного пурпура. В случае колбочкового зрения предполагается, что возникает аналогичный процесс, хотя экспериментально существование трех светочувствительных веществ еще не установлено. Каждый монохроматический цвет возбуждает два или большей частью три цветочувствительных вещества. Чем сильнее возбуждение одного из цветочувствительных веществ по отношению к воз-буждению двух других цветочувствительных веществ, тем сильнее насыщенность цвета. Чем слабее различие по интенсивности между всеми тремя возбуждениями, тем менее насыщенным является цвет. При уменьшении интенсивности всех трех возбуждений уменьшается светлота цвета. При каждом изменении в соотношениях интенсивности возбуждения цветочувствительных веществ возникает новое качество ощущения. Благодаря этому при наличии всего трех основных возбуждений человеческий глаз различает несколько сот тысяч цветов, отличающихся по цветному тону, светлоте и насыщенности. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих веществ не возбуждается вовсе. Теория Геринга В 1870 году немецкий физиолог Эвальд Геринг предложил гипотезу которая предполагает наличие трёх типов противоположных пар процессов реакции на чёрный и белый, жёлтый и синий, красный и зелёный цвета. Было замечено, что некоторые «разные» цвета образуют при смешении промежуточные, например, зелёный и синий, жёлтый и красный. Другие пары промежуточных цветов образовать не могут, зато дают новые цвета, например, красный и зелёный.. Геринг пришел к выводу, что таких пар цветов три: красный и зелёный, жёлтый и синий, белый и чёрный. Использование четырёх цветов при синтезе цвета дает больше возможностей, чем использование трёх. Модель Геринга хорошо объяснила например «отрицательные» последовательные образы (что не могут сделать трёхкомпонентные теории). Если на хорошо освещённый лист бумаги положить красный кружок и зафиксировать на нем взгляд на 10 - 15 секунд, а за тем перевести его на белый участок бумаги, возникнет последовательный образ кружка. Цвет его будет зелёным. Если кружок зелёный, цвет последовательного образа будет красным; если синий - жёлтым, если жёлтый — синим. Ответы на один из цветов оппонентного канала являются антагонистическими к каждому цвету трёх пар цветов (см. рис.2). Выводы по этому эксперименту грубо ошибочны. Оппонентным для красного является не зелёный, а голубой цвет, а для зелёного не красный, а пурпурный. Вероятной причиной такого толкования может быть недуг исследователя, который называют дальтонизмом третьего рода Теория Гурвича-Джеймсона Более современный подход к идее оппонентных процессов, обеспечивающих цветовосприятие, изложен в работах Гурвича и Джеймсона. Разделяя идеи трехкомпонентной теории цветовосприятия, они исходили из того, что в сетчатке существуют рецепторы (колбочки) трех типов и что каждому из них соответствует свой пигмент, чувствительной к свету с определенной длиной волны. Однако они пошли дальше Геринга, предположив, что эти рецепторы связаны с тремя парами нейронных оппонентных процессов, протекающих на более высоких уровнях зрительной системы. Как и Геринг, они исходили из существования сине-желтого, красно-зеленого и черно-белого процессов, полагая, что функция последнего скорее заключается в передаче ощущения от интенсивности света, а не цветового тона. В каждой паре нейронных процессов один психологический эффект противоположен другому (т. е. синий антагонистичен желтому, а зеленый — красному). Например, красно-зеленый оппонентный процесс протекает так, что реакции на зеленый и красный свет — диаметрально противоположны. Следовательно, в соответствии с представлениями Гурвича и Джеймсона, информация о длине волны сначала обрабатывается в сетчатке рецепторами трех разных типов — колбочками, после чего поступает на более высокий уровень зрительной системы, где и протекают три оппонентных процесса. Важно отметить, что, по Гурвичу и Джеймсону, кодирование цвета представляет собой двухстадийный процесс — антагонистические, или оппонентные, свойства являются результатом стимуляции трихроматических рецепторов |