Трепанация черепа. Трепонация черепа Доклад 1к1с. Терапевтические трепанации черепа
Скачать 38 Kb.
|
Лера: Со времен глубокой древности представители разных народов практиковали трепанацию - грубое хирургическое вмешательство, при котором в черепе живого человека проделывают отверстие. Эта операция осуществлялась посредством сверления, разреза или выскабливания острым инструментом. На сегодняшний день в ходе археологических раскопок по всему миру из-под земли извлечено множество черепов со следами трепанации. Странно, но ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, зачем наши предки проводили эту операцию. Терапевтические трепанации черепа. Самое раннее письменное упоминание о трепанации содержится в сочинении Гиппократа «О ранах головы», в котором подробно описаны швы и кости черепа, их свойства в разных местах, шесть главных видов травм и показания к трепанации. Научный в современном понимании интерес к трепанациям древности возник только во второй половине XIX в., когда совершались громкие археологические открытия. Уже в 1877 г. французский антрополог Поль Брока составил классификацию древних операций на своде черепа человека, которая и в наши дни сохранила свое значение. Он предположил, что трепанация черепа производилась иногда на живых людях — чтобы излечить их от некоторых болезней вроде истерии, эпилепсии, нервных конвульсий — «болезней, причина коих принималась существующею в голове и приписывалась особому духу, там поселявшемуся. Искусственное отверстие, проделываемое в черепе, имело целью дать выход этому духу и тем способствовать освобождению субъекта от болезни. По мысли П. Брока, люди, страдавшие нервными расстройствами и оперированные при жизни, считались одаренными особыми свойствами, поскольку череп воспринимался как вместилище духа. Полина: Первоначально приоритет в изучении трепанирования принадлежал врачам и антропологам. Но в какой-то момент после накопления большого количества фактов стало ясно, что трепанации в древнем мире - не только медицинский феномен и что понять его в полной мере без привлечения данных самых разных гуманитарных наук невозможно. Судя по корпусу сведений, содержащихся в книгах Гиппократа «О враче» и «О ранах головы», трепанация черепа считалась одной из обычных операций. Древнегреческий хирург располагал всеми необходимыми для этого приспособлениями. Инструменты должны были быть удобны по своей величине, весу и тонкости. Для операции на черепе использовались трепан с пилообразными зубцами, венечный и перфоративный буравящий трепан. О том, как они приводились в действие, Гиппократ не говорит. Скорее всего, для этого использовалась веревка или лук. Упоминаются распаторий, или скребец, зонды. Символические трепанации черепа. Символическими трепанациями принято называть последствия несквозных манипуляций на своде черепа. Этот термин в 50-е гг. XX в. венгерский ученый Лайон Бартуш ввел для описания специфических поверхностных повреждений, наблюдавшихся на многих черепах Х в. Однако к символическим трепанациям могут быть отнесены и другие, значительно более древние попытки представителей различных археологических культур слегка нарушить целостность свода черепа, травмировать костную поверхность в строго определенном месте, создать некий геометрический узор на внешней стороне мозговой капсулы. Терапевтическая мотивация подобных действий не исключена, хотя и довольно сомнительна. Стремление изменить свою внешность, проявляющееся, например, в искусственном деформировании головы могло стать причиной символических трепанаций. Можно говорить и о важной ритуальной составляющей поверхностного "трепанирования" как возможного испытания и символа перехода из одной социальной категории в другую. Антрополог Е. Влчек — первый ученый, который обратил внимание на присутствие поверхностных повреждений на нескольких мужских черепах. Он предположил, что эти шрамы связаны с определенными этнографическими традициями племени. Влчек высказал мысль, что специфические травмы мальчики получили в противоборстве при прохождении инициационных испытаний. Однако одинаковое, геометрически точное расположение шрамов чуть справа от центра лобной кости и в верхней части свода у нескольких человек, скорее, говорит не о насильственном характере травм, а о преднамеренном нанесении рубцов настрого определенные участки головы. Знаки на черепе — свидетельства прохождения ритуалов и наиболее древние случаи символической трепанации. Возрастные особенности отмеченных ритуальными знаками мужчин позволяют установить сроки прохождения испытания —около 18 лет. Таким образом, древнейшая форма символического трепанирования может быть отражением возрастной инициации или знаком принадлежности к мужскому союзу воинов и охотников. Лера: Ритуальные трепанации. Говоря о ритуальных вскрытиях черепа, обратимся к такому необычному явлению, как изготовление амулетов из человеческих костей. Возможно, крупные фрагменты костей черепа извлекались не только после смерти человека. Это означает, что подобные «амулеты» могли использоваться в качестве «протезов» во время операций, делавшихся живым людям. Впрочем, это не исключает возможного использования фрагментов черепа в неолите как оберегов или в магически-декоративных целях. Предназначение амулетов — защищать от болезней, причем, возможно, от тех, которыми страдал обладатель черепа. Еще высказывалось предположение, что создание амулетов связано с культом луны и солнца. Иногда костные пластинки добывали из черепов людей, которые были благополучно трепанированы при жизни. Любопытны находки амулетов с частично зажившими краями. Тщательно просверленные амулеты, сделанные из костей черепа, носили люди кельтского круга, населявшие Южную Германию. Эти круглые пластинки, как правило, продырявлены трижды или число отверстий кратно трем. Их часто находят в кухонных ямах на поселениях или в условиях, позволяющих сделать предположение о существовании обычая человеческих жертвоприношений. |