Главная страница

Нравственные основания биоэтики. Термин этика (от древнегреческого ethika, ethos нрав, обычай, образ жизни) был введен в практику философии Аристотелем (384322 гг до н э.) для обозначения науки о нравственности


Скачать 17.09 Kb.
НазваниеТермин этика (от древнегреческого ethika, ethos нрав, обычай, образ жизни) был введен в практику философии Аристотелем (384322 гг до н э.) для обозначения науки о нравственности
АнкорНравственные основания биоэтики
Дата28.09.2022
Размер17.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНравственные основания биоэтики.docx
ТипДокументы
#703250

По определению, биоэтика – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

Термин «этика» (от древнегреческого ethika, ethos – нрав, обычай, образ жизни) был введен в практику философии Аристотелем (384–322 гг. до н. э.) для обозначения науки о нравственности. Позже появился и термин «мораль» (от лат. mores, эквивалент др. греч. ethos), впервые использованный древнеримским политиком и философом Цицероном (106–43 гг. до н.э.). По своему значению русское слово «нравственность» аналогично понятиям «этика» и «мораль». В настоящее время все три термина часто рассматривают как синонимы. В философии им обычно придается различный смысл: мораль – свод одобряемых обществом норм поведения, которые всегда должны стремиться к добру и избегать зла; нравственность – реализация моральных установок на уровне отдельной личности; этика – наука о морали, нравственности, о добре и зле, о человеческом долге. Центральным понятием является мораль, которая объединяет людей, делает их едиными и дает возможность существовать совместно. Этика как наука исследует вопрос о природе и сущности морали.

Категории «добро» и «зло» относят к базовым понятиям этики, нередко называя науку этику учением о добре и зле. Правильно раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» и дать им определение очень сложно. Л. Н. Толстой писал: «Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет все остальное». При описании «добра» обычно говорят о чем-то позитивном, необходимом для жизни и благоденствия человека и общества. Зло противоположно добру – это все, что направлено на ухудшение жизни людей. Зло деструктивно, разрушительно. Оно не всегда связано с деятельностью людей, например, стихийные бедствия. Необходимо выделить собственно моральное зло – это зло, совершаемое сознательно и по доброй воле. Религиозные трактовки существенно отличаются от светских нерелигиозных понятий. Например, различное отношение к смерти. В обычном светском понимании смерть – это величайшее зло. Прикладываются огромные усилия, чтобы продлить жизнь, реальностью являются мечты о бессмертии. В религиозном сознании вся правильная жизнь, освещенная светом добра, естественно заканчивается смертью, ведущей к единению с Богом, поэтому противиться этому – значит творить зло.

Введение в круг нравственности всего живого мира требует иных трактовок добра и зла, можно просто расширить моральные рамки так, чтобы они распространялись и на весь живой мир. Такой подход уже существует, и если придерживаться его, то снимается проблема формулировок понятий добра и зла. Предложен он был великим гуманистом Альбертом Швейцером в разработанной им универсальной этике – этике «благоговения перед жизнью». А. Швейцер дает очень простые абсолютные формулы добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни; зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Любое насилие над жизнью, ущемляющее ее интересы, должно считаться аморальным действием и вызывать муки совести. Эти определения добра и зла благодаря своей простоте, ясности и универсальности все чаще используются в этике.

Категория «справедливость» – очень важное и в то же время сложное и неоднозначное понятие. О справедливости и критериях справедливости люди стали задумываться с древних времен, когда необходимо было распределить ограниченные ресурсы в группе или между группами людей. История показывает, что человечество не выработало абсолютно объективный критерий справедливости. Философ Вл. С. Соловьев, один из авторов теории «всеединства», писал: «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим». Справедливость должна соседствовать с милосердием и сочувствием. «Сострадание – это основа справедливости», – говорил А. Шопенгауэр.

Под категорией «долг» этика понимает необходимость выполнять свои нравственные обязательства во имя интересов общества и других людей. Это осознание ответственности перед другими людьми, а в конечном итоге – перед всем человечеством. Человеческий долг не ограничивается только обществом и другими личностями. Это может быть долг перед дикой природой и животными, которых человек использует. С позиций долга универсальную этику А. Швейцера можно охарактеризовать как долг бескорыстного, неизбирательного благоговения по отношению ко всем живым существам.

Понятие долга связано с другим моральным понятием – совестью. Слово «совесть» часто используется в обыденной жизни. Можно слышать: «Это совестливый человек, а тот – бессовестный» или: «У него отсутствует совесть». Следовательно, мы отличаем людей «с совестью» от людей «без совести». Согласно религиозным представлениям, совесть – это голос Бога в человеке. Совесть – это психологический механизм самооценки, сравнивающий свое поведение через призму высших нравственных ценностей с теми идеалами, которым человек хотел бы следовать. Возникает вопрос, а может ли быть у человека чистая совесть? Этика говорит, что наличие чистой совести, как правило, свидетельствует о низкой чувствительности совести или ее отсутствии. Примечательно, что А. Швейцер, великий гуманист, писал, что «чистая совесть – это выдумка дьявола».

Категория «свобода» рассматривается как главная ценность, основание для всех других ценностей. Человек – существо общественное и реализует свою свободу в определенных условиях: природных, культурных, социальных. Свобода – это свобода выбора, возможность поступать в соответствии со своими желаниями, убеждениями, идеалами. Нравственный человек, идущий по пути добра, ориентируется на чисто человеческие моральные ценности. Поэтому в этике под свободой понимают свободный выбор формы утверждения добра, поиск наиболее оптимального способа в зависимости от ситуации.

Категория морали «ответственность» связана со свободой выбора. Необходимо предвидеть последствия наших решений. Этика говорит, что у каждого должно быть чувство ответственности по отношению к другим и по отношению к себе. Ответственность может быть не только по отношению к человеку и обществу, но и по отношению ко всему живому миру. Широко известно высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет», – так определил всю этику А. Швейцер. Современные христианские богословы и философы приводят убедительные доводы, что согласно святому писанию Бог, создав Мир, назначил человека духовным наставником всех живых тварей, определив ему роль управляющего живым царством и соответственно возложив на него ответственность за все живое. Согласно теории «всеединства» Творец (Абсолют) поставил во главе созданного им Тварного мира человека и на человеке лежит ответственность за судьбу этого мира.

Человеку свойственно «чувство собственного достоинства». Это эмоциональное переживание своей ценности как представителя человеческого рода и стремление поддерживать это чувство, несмотря на обстоятельства. Осознавая себя, человек гордится своей чисто человеческой сутью и собой как личностью. Он желает, чтобы и другие люди относились к нему как к личности. Особо достойными считаются люди высокой духовности, которым присущи нравственные добродетели, такие как доброта к человеку и всему живому миру, справедливость, честность, милосердие, умение сострадать.

Категория морального сознания «смысл жизни». Это одно из ключевых и в то же время самых трудных понятий. Часто можно услышать, что смысл жизни – в самой жизни. Николай Бердяев (1874–1948) сказал: «Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни. Но поиск этого смысла и составляет смысл жизни».

В философии русского космизма еще в начале ΧΧ в. эта идея о смысле жизни была определяющей: человек как высшая ступень эволюции живого мира не должен уничтожать природу, а должен своей созидающей деятельностью делать все для утверждения жизни на планете Земля.

Категория морали «счастье» тесно связана с понятием «смысл жизни». Человек не может быть счастливым, если у него отсутствует смысл жизни. В то же время не все люди, имеющие смысл жизни, становятся счастливыми. Что же такое счастье? Как его определить? В этике существуют несколько определений категории «счастье». Обобщая, можно сказать так: счастье – это сильное позитивное эмоциональное переживание полноты бытия, состояния удовлетворенности своей жизнью. Здесь на первый план выходит субъективное восприятие своего внутреннего состояния, состояния сознания. Иногда говорят проще: счастье – это удовлетворенность своей жизнью, жизнь в согласии с самим собой. Так что прав был Аристотель, примерно 2 500 лет назад утверждавший, что дружба предпочтительнее богатства, а справедливость предпочтительнее силы. И еще: для того чтобы быть счастливым, надо быть добродетельным.

Заключение:

Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы. Биоэтика является системным ответом на так называемые «проблемные ситуации» этико-правового характера, объективно возникающие под влиянием научно-технического прогресса в экологии, биологии и медицине, в частности -- в современной клинической практике. Важную роль играет изменение социально-экономических факторов, глобализация, смешение культурно-религиозных традиций.


написать администратору сайта