Термины по ОРЦ. Термины Геополитика
Скачать 29.32 Kb.
|
Термины: 1. Геополитика - (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии. Различают традиционную геополитику, новую геополитику (геоэкономику) и новейшую геополитику (геофилософию). Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства. Новая геополитика (геоэкономика), в отличие от традиционной геополитики, делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях. 2. Национализм – идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. 3. Шовинизм – термин, который традиционно используется для обозначения крайней предвзятости по отношению к какому-либо делу или убеждения, несмотря на более разумные или альтернативные точки зрения. Изначально, данный термин применялся в отношении политических взглядов или убеждений, но со временем, его также начали использовать в сочетании с другими идеями. 4. Государство – политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия. 5. Суверенитет – верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. 6. Однополярный мир – геополитическая модель доминирования США в мире после поражения СССР в «холодной войне». 7. Многополярный мир – каждая локальная цивилизация обладает абсолютным суверенитетом во внутренних делах, а также перед лицом других цивилизаций. 8. Биполярный мир – термин политической науки, обозначающий двухполюсную структуру мировых политических сил. 9. Русофобия – неприязнь или откровенная ненависть ко всему русскому: к менталитету нации, ее культуре, языку, государственности — вид ксенофобии (неприятия иностранцев и всего иностранного), присутствующей в общественном сознании и информационной пропаганде 10. Микромодель мира – это представление отдельных подробностей явления или концентрация внимания на некоторых частях построения мира и его процесса. 11. Миросистемный подход – это совокупность исторических, экономических, социально-философских исследований и практик, ориентированных на проблематику изучения истории человечества и формирования современного социального порядка как глобальной интегрированной иерархической системы. В рамках миросистемного подхода отрицается статус России как уникальной и самобытной цивилизации, отстаиваются положения о ее несамостоятельности и полной зависимости от Запада. 12. Гегемония – политическое, экономическое, военное первенство, превосходство, контроль одного государства над другим. 13. Глобализация – современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. 14. Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. 15. Цивилизация – (от лат. civilis — гражданский, государственный) — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. 16. Цивилизационная идентичность – термин, указывающий на принадлежность индивида, этноса или государства к определенной цивилизации. 17. Идеология «здорового» консерватизма – предполагает использование всего лучшего, нового перспективного для обеспечения поступательного развития, учитывает происходящие цивилизационные и технологические перемены, а также осознающий здравый анализ накопленного опыта: социального, экономического, политического. 18. Идентификация – процесс самоопределения индивида (или определения другого) в социальном пространстве, в социальных группах и сообществах, а также в системе их взаимодействий. 19. Гражданская солидарность – осознание гражданами России общей государственной и культурно-исторической общности вне зависимости от языковой, религиозной и этнической принадлежности на основе уважения прав и свобод человека и гражданина. 20. Понятие «знака» Э. Гоффмана – это любой признак человека, который используется им в ситуации взаимодействия для подчеркивания некоторых своих качеств, своего отличия от других. Он выделяет три вида идентичности: 1) социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) личная идентичность - здесь речь идет об индивидуальных признаках человека: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека (например, отпечатки пальцев), во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни; 3) Я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия. 21. Политика – одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства и обществ. институты реализуют свои цели и интересы. 22. Политический режим – совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. 23. Самоидентификация – это оценка собственных способностей, свойств личности, психических, физических и нравственных особенностей. 24. Ксенофобия – навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное отношение к ним на бытовом или ином уровне. 25. Цивилизационный код — исторически сложившаяся система коммуникаций (отношений), обеспечивающая целостность и защиту от внешних Вызовов Большого многомерного пространства цивилизации. 26. Социокультурный подход – направление, сложившееся в области методологии гуманитарного знания. Оно исходит из представления о том, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурологического анализа. 27. Кризис – резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис); перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом; 28. Этническое возрождение – начиная с 60-70 г.г. XX ст. в мировом масштабе стали замечать процессы, которые характеризовались стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей бытовой культуры и психического склада, осознанием миллионами людей своей принадлежности к определенному этносу, развитием национального самосознания и этнической идентичности. 29. Этнос (народ – греч.) – исторически сложившаяся на определенной территории эндогамная общность людей, обладающая устойчивыми особенностями культуры и язык, самосознанием своего единства и отличия от других этносов, символизированном самосознании. 30. Этноним (от греч. έθνος — племя, народ и όνυμα — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и тому подобное.) 31. Нация (англ. nation) – исторически сложившийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, возникающая на основе общности экономических связей, территории, языка, особенностей культуры и быта, психологического склада и самосознания. 32. Раса – определение группы людей, которая выделяется на основе как исторически возникших и наследственно обусловленных биологических особенностей, так и на основе социально конструируемого восприятия, возникшего в ходе европейской колонизации мира и европоцентристских научных концепций. 33. Этнофобия – это неблагоприятная иррациональная оценочная реакция индивида в отношении иных этнических групп, их представителей и ситуаций непосредственного и опосредованного межэтнического взаимодействия. 34. Традиция – (от лат. traditio – передача, предание), социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. 35. Современность – как понятие философии культуры и политической теории обозначает проблемную ситуацию, в которой оказываются общества вследствие подрыва и распада того строя высших ценностей, которые ранее легитимировали их порядки, обеспечивали осмысленность общей “картины мира” у членов этих обществ и воспринимались ими в качестве высшей и объективной “онтологической” реальности (представляемой мифологически, религиозно, в виде универсальных моральных “законов природы” или иначе). 36. Конфликт цивилизаций – это мегакультурный аксиологический конфликт современности, переводящий межцивилизационные противостояния в мировоззренческую, идейную плоскость. В данном конфликте цивилизация выступает как кристаллизованная культура, как совокупность прошедших историческую селекцию фундаментальных жизнеопределяющих идей, принципов и идеалов, того императивного идентификационного нарратива, с которым соотносит себя каждый цивилизационный субъект. 37.Фундаментализм – собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Одним из вариантов данного течения является фундаментализм религиозный. 38.Радикализм – социально-политические идеи и действия, направленные на решительные изменение существующих институтов. 39.Мультикультурализм – политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее. 40.Реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. 41.Перестройка – название, закрепившееся за внутренней и внешней политикой, которая проводилась в СССР в сер. 1980-х гг. – 1991 М. С. Горбачёвым и его сторонниками с целью преодолеть кризисные явления. 42.Революция– (от позднелат. revolutio — поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в философии и т. д.). 43.Секта – религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. 44.Конфессия – особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. 45.Духовная культура – это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. 46.Консерватизм – идейное течение, настаивающее на постепенности изменения общества с учетом устоявшихся, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций. 47.Анархизм – учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. 48.Вестернизация – это процесс взаимодействия двух сторон; вестернизация предполагает заимствования элементов и образцов западных обществ; вестернизация есть совокупность определенных средств внедрения западных стандартов и она представляет собой процесс негативного воздействия на сознание нации, угрожающий утратой самобытности вестернизируемой цивилизации. 49.Политическая культура – часть культуры в целом, совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. 50.Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, напр., модернизация оборудования. 51.Эмигрант – человек, переселившийся в другую страну по причинам политического, экономического или другого характера. 52.Война - вооруженный конфликт между двумя или более сторонами, обычно преследующий политические цели. Смысл термина заключается в том, что при столкновении интересов) обычно территориальных) крупных политических образований – государств или империй – используется сила. "Войной" называют также не обязательно силовые конфликты (конфликты между классами и т.д.). Существует множество определений войн в зависимости от масштабов и средств из ведения: гражданская, партизанская, ограниченная, тотальная, междоусобная, межплеменная, холодная, расовая, торговая, освободительная, пропагандистская и т.д.. 53.Мондиализм – это движение, выражающее солидарность популяций на Земле, нацеленное на установление надгосударственных законов и федеративной структуры на всей планете, при уважении разнообразия культур и личностей. 54.Российская цивилизация – это общность духовно-нравственных и материальных форм существования российского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание. 55.Политическая автономия – право самостоятельного осуществления гос. власти, предоставляемой конституцией к.-л. из территориальных или национальных общностей. 56.Полити́ческаяинтегра́ция— процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне]. 57.Республика – форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная республика. Буржуазная республика. Советская республика. 58.Дестабилизация – 1) нарушение привычного образа жизни, равномерности и постоянства каких-л. процессов, величин, свойств и т.п.; 2) действие, направленное против порядка и устойчивого состояния (напр., в обществе, стране). 59.Регион – определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации. 60.Федерация – это договорное и конституционно закреплённое и оформленное объединение (союз) юридически относительно самостоятельных государственно-региональных образований (республик, штатов, земель и др.), образующее единое государство на принципах правового верховенства и суверенитета единого государства (федерации) на всей его территории, разделения полномочий и предметов ведения между федерацией в лице её органов государственной власти и образующими федерацию её субъектами в лице их органов государственной власти, взаимодействия (соучастия) федерации в целом и её субъектов, гарантированном участии субъектов в деятельности общефедерального парламента (законодательного органа власти) и возможности федерации в крайне необходимых случаях осуществлять вмешательство для достижения единых общефедеративных целей и интересов во внутренние дела отдельных субъектов, единого гражданства с равенством прав, свобод и обязанностей граждан на всей территории Федерации, свободы объединения и равноправия субъектов.. 61.Региональная идентичность – это объективное состояние, которое основывается на рефлексивном чувстве личной самотождественности и целостности, непрерывности во времени и пространстве; состояние, предполагающее гармоничное сочетание индивидуальной самости и включенности индивида в региональный социум. 62.Массовое сознание — тип общественного сознания, совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств, эмоций и т. п., разделяемых большими социальными общностями: народами, классами и т. п. В массовом сознании органически сливаются психологические образования и идеологические представления и взгляды. 63. Этноцентрическая идентичность — акцентирование личности на собственную этничность, ее безусловное некритическое предпочтение, восприятие жизни других народов сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. Этноцентризм всегда подразумевает противопоставление каким-либо — то определенным, то неопределенным — «они». В этом случае проводится четкое различие между понятиями «мы» и «они», причем установки, обычаи и поведение, характеризующие «нас», некритически рассматриваются как безусловно высшие по отношению к «их» этническим характеристикам. 64.Этнодоминирующая идентичность — тип идентичности, при котором этничность является наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, политической, профессиональной и др.). При этом типе идентичности этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно основывается на представлениях об абсолютизации «этнического», о превосходстве своего этноса и, как следствие этого, сопровождается дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами. 65.Этнический фанатизм — такой тип идентичности, при котором проявляется готовность идти на любые жертвы и действия во имя этнических интересов и целей. Причем эти интересы и цели часто понимаются иррационально или абсолютизируются. Люди буквально «теряют головы», у них замутнен разум. Этот тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности. 66.Этническая индифферентность — тип идентичности, характеризующий людей, практически равнодушных к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют не только этническая идентичность других, но даже их собственная этническая принадлежность. 67.Этнонигилизм — обычно проявляется в форме космополитизма и представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Люди, придерживающиеся этнонигилизма, демонстрируют свою независимость от всего, связанного с этническим феноменом, представляемым ими даже как нечто вредное. Такие люди считают себя «прогрессивными» и принадлежащими человечеству, а не отдельному этносу. Отсюда отрицание всякой этничности, признание этнической идентичности архаичным, ненужным. 68. Амбивалентная этничность — слабо выраженная этническая идентичность, или «двойная» идентичность. Этот тип этнической идентичности распространен в этнически смешанной семье и среди иммигрантов. Для таких людей этническая идентичность — «внутренний референдум». 69.Культура межнационального общения – совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. К.м.о. является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом. 70. Специальная военная операция – военные мероприятия, проводимые специально назначенными, организованными, подготовленными и оснащенными силами, применяющими методы и способы боевых действий, не характерные для обычных сил. Такие мероприятия проводятся с применением всех видов военных действий и на всех уровнях, самостоятельно или в координации с действиями обычных сил, для достижения политических, военных, психологических и экономических целей. Военно-политические соображения могут требовать использования скрытых, тайных или негласных методов и принятия некоторой степени физического или политического риска, не связанного с обычными операциями. |