Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Ф. Бекон различает четыре вида идола или призраков. Определите, что не относится к идолам, признакам

  • 13. «Я мыслю, следовательно, существую». Кто автор изречения

  • 43. Что не относится к формам рационального познания

  • 51. Античный мудрец Зенон пытался теоретически осмыслить движение. Как назывались его доказательства

  • 90. Какое направление средневековой арабо-мусульманской философии предлагает мистический путь постижения Бога

  • 96. Кто автор труда «Канон врачебной науки»

  • 110. Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий

  • 133. Что является принципиальным в процессе познания

  • 137. Что такое сознание

  • 162. Философия стала «служанкой богословия». Какому периоду истории философии соответствует эта характеристика

  • тест на психология. Тесты итогового контроля по философии с ответами


    Скачать 189 Kb.
    НазваниеТесты итогового контроля по философии с ответами
    Анкортест на психология
    Дата27.05.2020
    Размер189 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3727_philosofy_test_ (1).doc
    ТипТесты
    #125864

    testent.ru Page 27.05.2020

    Тесты итогового контроля по философии с ответами

    1. Идеи какого направления в философии получили четкое выражение в деятельности «Венского кружка»?

    A) *неопозитивизм

    B) философия жизни

    C) экзистенциализм

    D) персонализм

    E) постмодернизм

    2. Представителем философии эпохи Возрождения является:

    A) *Н. Кузанский

    B) Эпикур

    C) П. Абеляр

    D) Р. Декарт

    E) Б. Спиноза

    3. Идея антропоцентризма принадлежит эпохе

    A) *Возрождения

    B) Просвещения

    C) Средневековья

    D) Античности

    E) Нового времени

    4. Что являлось центральной проблемой в философии Н. Кузанского:

    A) *ученое незнание

    B) рациональное познание

    C) теория двойственной истины

    D) учение о монадах

    E) учение о «врожденных идеях»

    5. Философ Нового времени, который ввел термин «монада» как духовную единицу бытия:

    A) *Лейбниц

    B) Бэкон

    C) Локк

    D) Гоббс

    E) Декарт

    6. О характере изменений мира в целом учит:

    A) *диалектика

    B) биология

    C) химия

    D) астрономия

    E) история

    7. Принцип «двойственной истины» заключает в себе:

    A) *разделение научной и религиозной истин

    B) представление об относительности истины

    C) представление о Боге как источнике знания

    D) представление о том, что любое суждение может быть истинным и ложным

    E) признание равноправными двух начал: духа и материи


    8. Ф. Бекон различает четыре вида идола или призраков. Определите, что не относится к идолам, признакам?

    A) *Идолы Вселенной

    B) Идолы пещеры

    C) Идолы площади

    D) Идолы рода

    E) Идолы театра
    9. О врожденных идеях было изложено в философии рационализма 17 в.

    A) *Декартом

    B) Лейбницем

    C) Спинозой

    D) Бэконом

    E) Гоббсом

    10. Понятие субстанции характерно для философии:

    A) *Р. Декарта

    B) М. Хайдеггера


    C) А. Камю

    D) П. Абеляра

    E) Мо-цзы

    11. Основным методом получения истинных фактов считал дедукцию:

    A) *Р. Декарт

    B) Мальбранш

    C) Ф. Бэкон

    D) Б. Паскаль

    E) Дж. Локк

    12. Проблему онтологии Р. Декарт решает:

    A) *дуалистически

    B) монистически

    C) плюралистически

    D) архаически

    E) скептически


    13. «Я мыслю, следовательно, существую». Кто автор изречения?

    A) *Р. Декарт

    B) Г. Гегель

    C) Аль – Фараби

    D) Аль – Кинди

    E) Платон

    14. Учение о единой субстанции разработал:

    A) *Б. Спиноза

    B) Т. Гоббс

    C) Дж. Бекон

    D) Дж. Локк

    E) Д. Юм

    15. Основным методом получения истинных фактов в “Новом Органоне” считал индукцию:

    A) *Ф. Бэкон

    B) Б. Паскаль

    C) Р. Декарт

    D) Дж. Локк

    E) П. Гассенди

    16. «Оно», «Я» и «сверх-Я» - понятия:

    A) *фрейдизма

    B) феноменологии

    C) структурализма

    D) позитивизма

    E) экзистенциализма

    17. В философии Нового времени было два следующих направления:

    A) *эмпиризм-рационализм

    B) номинализм-реализм

    C) агностицизм-идеализм

    D) правильного ответа нет

    E) абсурдизм – нигилизм

    18. Понятие “монады” относится к философии:

    A) *Г. Лейбница

    B) Эпикура

    C) Ф. Аквинского

    D) Ф. Бэкона

    E) П. Гассенди

    19. Ф. Бэкон был представителем направления:

    A) *эмпиризма

    B) рационализма

    C) номинализма

    D) иррационализма

    E) волюнтаризма

    20. Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена проблемам:

    A) *гносеологии

    B) аксиологии

    C) политики

    D) бытия

    E) общества

    21. Фейербах относится к представителям:

    A) *материализма

    B) идеализма

    C) агностицизма

    D) скептицизма

    E) рационализма

    22. Работа Канта «Критика практического разума» посвящена проблемам:

    A) *морали

    B) гносеологии

    C) политики

    D) бытия

    E) практики

    23. «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» – два основных направления своей философии выразил

    A) *И. Кант

    B) Ф. Шеллинг

    C) Г. Гегель

    D) Л. Фейербах

    E) И. Фихте

    24. По мнению Фейербаха:

    A) *Человек создал Бога

    B) Бог создал человека

    C) Демиург является автором мироздания

    D) Бог создал природу

    E) Человек человеку волк

    25. «Философия жизни» относится:

    A) *неклассической философии

    B) классической философии

    C) рациональной философии

    D) немецкой классической философии

    E) философии Просвещения

    26. Понятие «вещь в себе» принадлежит философии:

    A) *И. Канта

    B) Г. Гегеля

    C) И. Фихте

    D) Ф. Шеллинга

    E) Сократа

    27. Понятие императив означает:

    A) *закон

    B) принцип

    C) политика

    D) счастье

    E) противоречие
    28. По мнению Фейербаха исходным пунктом философии является:

    A) *человек

    B) бог

    C) политика

    D) познание

    E) апейрон

    29. Кому принадлежали слова: «… поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и ни когда лишь как средство»?

    A) *И. Канту

    B) Сократу

    C) Конфуцию

    D) Ж. Ж. Руссо

    E) К. Ясперсу

    30. С точки зрения философии Канта сущность вещи познать:

    A) *нельзя

    B) можно

    C) он вообще не касается этой проблемы

    D) он не дает конкретного ответа на этот вопрос

    E) сущность отсутствует

    31. К законам диалектики относится:

    A) *Закон отрицания отрицания

    B) Закон естественного отбора

    C) Закон достаточного основания

    D) Закон исключённого третьего

    E) Закон ускорения истории

    32. Автор работы «Феноменология духа»:

    A) *Г. Гегель

    B) Б. Спиноза

    C) Г. Лейбниц

    D) И. Кант

    E) Сократ

    33. Специальный раздел философии, который занимается проблемой человека, называется:

    A) *антропологией

    B) праксиологией

    C) эристикой

    D) гносеологией

    E) археология

    34. Представитель экзистенциализма:

    A) *К. Ясперс

    B) Т. Кун

    C) Л. Фейербах

    D) М. Вебер

    E) И. Хейзинга

    35. Экзистенция – категория философии.

    A) *Экзистенциализма

    B) Неопозитивизма

    C) Неотомизма

    D) Фрейдизма

    E) Персонализма

    36. Отрицание действенного присутствия Бога в мире после сотворения мира:

    A) *деизм

    B) пантеизм

    C) панентеизм

    D) атеизм

    E) теизм

    37. Фундаментальная идея психоанализа – идея:

    A) *бессознательного

    B) понимания

    C) бытия

    D) абсурда

    E) власти

    38. Представитель «Философии жизни»:

    A) *Г. Зиммель

    B) А. Камю

    C) М. Хайдеггер

    D) К. Ясперс

    E) Р. Барт

    39. Проблема человека является центральной в философии 20 века:

    A) *экзистенциализма

    B) сциентизма

    C) позитивизма

    D) неотомизма

    E) прагматизма

    40. Понятие «пограничной ситуации» характерно для философии:

    A) *экзистенциализма

    B) немецкой классической философии

    C) марксизма

    D) герменевтики

    E) средневековья

    41. Представителем критического рационализма является:

    A) *К. Поппер

    B) Г. Гадамер

    C) Ж. -П. Сартр

    D) Э. Фромм

    E) Л. Витгенштейн

    42. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя – эта точка зрения характерна для:

    A) *экзистенциализма

    B) позитивизма

    C) неотомизма

    D) персонализма

    E) герменевтики


    43. Что не относится к формам рационального познания?

    A) *Воля

    B) Понятия

    C) Суждения

    D) Индуктивные умозаключения

    E) Дедуктивные умозаключения

    44. Назовите философское понятие, которое отражает процесс осмысления собственных духовных процессов, раздумья над приемами своей мысли и их социальной значимостью.

    A) *Рефлексия (принцип человеческого сознания)

    B) Трансцендентальная апперцепция

    C) Майевтика

    D) Эмпириокритицизм

    E) Имманентность

    45. Понятие «верификации» принадлежит философии:

    A) *неопозитивизма

    B) психоанализма

    C) герменевтики

    D) томизма

    E) постмодернизма
    46. Понятие «экзистенция» переводится как:

    A) *существование

    B) свобода

    C) равенство

    D) порядок

    E) сущность
    47. С философской точки зрения человек есть существо:

    A) *биосоциальное

    B) социальное

    C) биологическое

    D) религиозное

    E) играющее
    48. Одним из объектов исследования структурализма является:

    A) *знаковые системы

    B) политические теории

    C) проблемы ценностей

    D) экономические проблемы

    E) бытие
    49. Представителем «герменевтики» является:

    A) *Гадамер

    B) Ницше

    C) Шопенгауэр

    D) Фейерабенд

    E) И. Лакатос
    50. Представителем постмодернизма является:

    A) *Ж. Делёз

    B) А. Камю

    C) Ж. П. Сартр

    D) Г. Марсель

    E) А. Безант

    51. Античный мудрец Зенон пытался теоретически осмыслить движение. Как назывались его доказательства?

    A) *апории

    B) теории

    C) модусы

    D) атрибуты

    E) идеи

    52. По Аристотелю, материя- это:

    A) *потенциальная предпосылка или возможность существования вещи

    B) Логос

    C) душа любой вещи

    D) космический разум

    E) Бог

    53. Античный философ, автор тезиса «Человек есть мера всех вещей»:

    A) *Протагор

    B) Аристотель

    C) Сократ

    D) Платон

    E) Горгий

    54. Основоположник атомизма:

    A) *Демокрит

    B) Аристотель

    C) Анаксагор

    D) Платон

    E) Юм

    55. В Древней Греции искусство вести беседу - одна из форм:

    A) *Диалектики

    B) Дуализма

    C) Воображения

    D) Знания

    E) Метафизики

    56. Природа платоновской идеи:

    A) *Не материальна, но умопостигаема

    B) Не материальна и неумопостигаема

    C) Относится к враждебным понятиям

    D) Материальна, умопостигаема

    E) Материальна, но не умопостигаема

    57. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины в Древней Греции считалось:

    A) *Высшей ценностью, идеалом свободного человека

    B) Основанием для порицания

    C) Бесполезной тратой времени

    D) Главным недостатком философии

    E) Признаком беспечности

    58. Кто из перечисленных древнегреческих философов принадлежал к элейской школе:

    A) *Зенон

    B) Гераклит

    C) Сократ

    D) Демокрит

    E) Эпикур

    59. По Аристотелю:

    A) *Материя пассивна, форма активна

    B) Материя активна, форма пассивна

    C) Материя бесконечна, форма конечна

    D) Материя и форма конечны

    E) Материя и форма бесконечны

    60. Укажите имя философа, не являющегося представителем античности:

    A) *Спиноза

    B) Фалес

    C) Анаксимен

    D) Анаксимандр

    E) Гераклит

    61. Выдающийся римский оратор и политик, соединивший греческую и римскую культуры, латинский гений, распространивший греческую мысль по всему миру:

    A) *Цицерон

    B) Плотин

    C) Сенека

    D) Боэций

    E) Марк Аврелий

    62. Понятие «Ли» означает:

    A) *Следование церемониям

    B) Любовь

    C) Следование естественному закону

    D) Следование велению сердца

    E) Воспитание

    63. Изречение «Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека – траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» характерно для философской школы:

    A) *Конфуцианства

    B) Легизма

    C) Даосизма

    D) Инь-Ян

    E) Имен

    64. «У-вэй» - основной принцип школы:

    A) *Даосизма

    B) Инь-Ян

    C) Конфуцианства

    D) Моизма

    E) Легизма

    65. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:

    A) *отца и сына

    B) матери и детей

    C) тренера и тренируемого

    D) мужа и жены

    E) офицера и солдата

    66. Основатель даосизма:

    A) *Лао-цзы

    B) Сюнь-цзы

    C) Мен-цзы

    D) Кун-Фу-цзы

    E) Вен-цзы

    67. Книги «Китайской образованности» в своем составе насчитывают:

    A) *5 книг

    B) 2 книги

    C) 3 книги

    D) 7книг

    E) 4книги

    68. Основателем джайнистского учения считается:

    A) *Махавира Вардхамана

    B) Будда

    C) Конфуций

    D) Чарвака

    E) Лао-цзы

    69. Священные тексты Древней Индии:

    A) *Веды

    B) Библия

    C) Евангелие

    D) Коран

    E) Руны

    70. «Жизнь человека – страдание, выход – в достижении нирваны» относятся к философской системе:

    A) *Буддизм

    B) Даосизм

    C) Джайнизм

    D) Чарвака

    E) Вайшешика

    71. Центральной идеей джайнизма является:

    A) *Принцип а-химсы (непричинение зла)

    B) Познание всего сущего

    C) Аскетизм

    D) Стремление к счастью

    E) Обращение к богу

    72. Древнеиндийская система материализма:

    A) *чарвака

    B) йога

    C) вайшешика

    D) ньяя

    E) даосизм

    73. Первая заповедь буддизма гласит:

    A) *Жизнь есть страдание

    B) Жизнь есть любовь к человеку

    C) Жизнь есть искание истины

    D) Жизнь есть наслаждение

    E) Жизнь вечна и неизменна

    74. К ортодоксальным школам-даршан относятся:

    A) *ньяя

    B) буддизм

    C) джайнизм

    D) локаята

    E) конфуцианство

    75. Будда в переводе означает:

    A) *просветленный

    B) праведный

    C) разумный

    D) умиротворенный

    E) бессмертный

    76. Закон сансары означает:

    A) *закон круговорота перерождений

    B) закон воздаяния

    C) закон первичности общечеловеческих ценностей

    D) закон естественного роста потребностей

    E) закон диалектики

    77. Настоящее имя Будды:

    A) *Сиддхартха Гаутама

    B) Лао-цзы

    C) Чарвака

    D) Анаксагор

    E) Джина

    78. Термин «патристика» означает:

    A) *учение «отцов церкви»

    B) символ веры

    C) средневековая философия

    D) оправдание Бога

    E) учение П. Абеляра

    79. О чем шел спор между реалистами и номиналистами:

    A) *О природе общих понятий (универсалий)

    B) О Боге

    C) Об обществе

    D) О природе человека

    E) О возможности познания

    80. Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе:

    A) *Теодицея

    B) Теология

    C) Телеология

    D) Теогония

    E) Теософия

    81. «Золотой век схоластики» приходится на:

    A) *13 век

    B) 11 век

    C) 14 век

    D) 6 век

    E) 2 век

    82. Дискуссия между реалистами и номиналистами происходила в :

    A) *средневековой философии

    B) античной философии

    C) философии Нового времени

    D) Философии Просвещения

    E) философии эпохи Реформации

    83. Креационизм объясняет возникновение жизни :

    A) *творением Бога

    B) эманацией идеи

    C) проявлением воли к жизни

    D) самоорганизацией материи

    E) появлением из космоса

    84. Человек в средневековой философии рассматривался как :

    A) *Образ и подобие Бога

    B) Дитя природы

    C) Низшее создание в иерархии творений

    D) Существо самодостаточное

    E) Часть Космоса

    85. Догмат – это установление, истинность которого принимается:

    A) *Без доказательства

    B) Через доказательство

    C) Через наблюдение

    D) Через эксперимент

    E) Эмпирически

    86. Представителем периода схоластики является:

    A) *Фома Аквинский

    B) Аврелий Августин

    C) Цицерон

    D) Зенон Китийского

    E) Диоген Синопский


    87. Что такое пантеизм?

    A) *всебожие – признание присутствия Бога во всей природе

    B) признание первичности материи по отношению к сознанию

    C) центром всего мироздания является бог

    D) признание того, что разум-главное орудие познания

    E) признание первичности духовного начала

    88. Христианство как религия выросла из недр:

    A) *иудаизма

    B) брахманизма

    C) конфуцианства

    D) тотемизма

    E) ислама

    89. Главный философский труд Августина называется:

    A) *«Исповедь»

    B) «Об уме»

    C) «Исследования о человеческом разуме»

    D) «О бессмертии человеческой души»

    E) «О природе»


    90. Какое направление средневековой арабо-мусульманской философии предлагает мистический путь постижения Бога?

    A) *Суфизм

    B) Аверроизм

    C) Восточный перипатетизм

    D) Философия ортодоксального ислама

    E) Калам

    91. Смысл теории «двойственной истины», согласно Ибн-Рушду, заключается в :

    A) *Признании самостоятельными истины веры и философского умозаключения

    B) Стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от опеки религии

    C) Существовании двух истин: одна для себя, а другая – для остальных

    D) Признании истинными положения, которые приводят к конкретному практическому результату и истины, доказанной логическим путем

    E) Признании истины, достигнутой на чувственном уровне самостоятельной в отличие от истины, достигнутой на рациональном уровне

    92. Средневековая Европа знала Аристотеля в изложении:

    A) *Аль-Фараби

    B) Аль-Бируни

    C) Августина

    D) Ибн-Рушда

    E) Аль-Газали

    93. В средневековой арабо-язычной мысли термин «фалсафа» означает:

    A) *рациональный способ постижения мира

    B) мистический способ постижения Бога

    C) догматы веры

    D) мусульманское право

    E) мусульманское богословие

    94. Важнейшая традиция, воспринятая Аль-Фараби из античной философии:

    A) *Перипатетизм

    B) Гилозоизм

    C) Скептицизм

    D) Идеализм

    E) Мистицизм

    95. Первый представитель восточного аристотелизма:

    A) *Аль-Кинди

    B) Аль-Фараби

    C) Аль-Бируни

    D) Ибн-Рушд

    E) Ибн Сина


    96. Кто автор труда «Канон врачебной науки»?

    A) *Ибн-Сина

    B) Аль-Фараби

    C) Аль-Бируни

    D) Ибн-Рушд

    E) Аль-Газали

    97. Средневековая мусульманская философия имеет свое начало в

    A) *Аравии

    B) Испании

    C) Африке

    D) Италии

    E) Израиле

    98. Основу неотомизма составляет философия :

    A) *Фомы Аквинского

    B) Аврелия Августина

    C) Пьера Абеляра

    D) Тертуллиана

    E) Аристотеля

    99. Мусульманство связано с идеей:

    A) *строгого монотеизма

    B) политеизма

    C) плюрализма

    D) дуализма

    E) атеизма

    100. В философии суфизма основная проблема есть отношение человека к:

    A) *Богу

    B) самому себе

    C) человеку

    D) обществу

    E) природе

    101. Предмет философии:

    A) *система «Мир- человек»

    B) система «Начальник-подчиненный»

    C) система «Культура- человек»

    D) система «Механизмы- элементы»

    E) система «Культура- мировоззрение»

    102. Категория - :

    A) *это общее понятие, отражающее общие взаимосвязи природы, общества и познания, идеальные формы практической деятельности;

    B) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и общества;

    C) это общие понятия, отражающие взаимосвязи общества, познания;

    D) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и познания;

    E) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и человека.

    103. Основатель даосизма:

    A) *Лао-цзы

    B) Мо-цзы

    C) Сюнь-цзы

    D) Мэн-цзы

    E) Конфуций

    104. Субстратом всех физических процессов являются:

    A) *элементарные частицы:

    B) молекулы;

    C) макротела;

    D) звезды;

    E) галактики.

    105. Фундаментальный принцип диалектического мышления – единство диалектики:

    A) *логики и теории познания;

    B) и методологии;

    C) и умения говорить;

    D) и искусства спора;

    E) эпистемологии и методологии.

    106. Диалектика сущности и явления такова:

    A) *явление существенно, сущность- является;

    B) явление и сущность тождественны;

    C) явление и сущность независимы друг от друга;

    D) явление выше сущности;

    E) сущность выше явления.

    107. Выберите определение материи, являющееся философским:

    A) *материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

    B) материя – вещество, поле и вакуум;

    C) материя – это молекулы и атомы;

    D) материя – это все то, что обладает массой, энергией;

    E) материя – это просто звук голоса.

    108. Выделите группу категорий, выражающих содержание закона единства и борьбы противоположностей:

    A) *различие, противоположность, противоречие;

    B) субстанция, причинность, взаимодействие;

    C) отрицание, отрицание отрицания, снятие;

    D) качество, количество, мера;

    E) возможность, действительность, вероятность.

    109. «Пространство и время – это формы нашего восприятия» - суждение:

    A) *субъективного идеализма;

    B) объективного идеализма;

    C) метафизического материализма:

    D) диалектического материализма;

    E) дуализма.


    110. Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий?

    A) *диалектике;

    B) синергетике;

    C) метафизике;

    D) софистике;

    E) эклектике.

    111. В процессе развития закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:

    A) *механизм;

    B) направленность;

    C) обратимость;

    D) источник;

    E) цикличность.

    112. Категории диалектики:

    A) *сущность и явление;

    B) атомарность, валентность;

    C) круговорот;

    D) пространство;

    E) эклектика.

    113. Под структурностью материи понимается:

    A) *внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого;

    B) ее абсолютная однородность;

    C) отсутствие внутренней организации;

    D) наличие каких-то элементов;

    E) внутренняя пустота.

    114. Найдите неправильный тезис:

    A) *Развитие есть линейный процесс, совершающийся на неизменной основе;

    B) Развитие есть скачкообразный диалектический процесс

    C) В мире все течет, все изменяется

    D) Прогресс- это развитие сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему

    E) Принцип развития является необходимым методологическим принципом современного гуманитарного звания.

    115. К уровням организации неживых систем можно отнести:

    A) *литосферу

    B) клетку

    C) социальную систему

    D) биоценоз

    E) популяция

    116. Классическое определение материи с позиции диалектического материализма дано в работе:

    A) *«Материализм и эмпириокритицизм»

    B) «Диалектика природы»

    C) «Бытие и время»

    D) «Шаг назад, два вперед»

    E) « О движение небесных сфер»

    117. Понятие движения является:

    A) *абсолютным

    B) относительным

    C) сравнимым

    D) положительным

    E) отрицательным

    118. К параметрам пространства относится:

    A) *высота

    B) угол

    C) масса

    D) градус

    E) давление

    119. Желание возродить идеалы и ценности античности характерно для эпохи:

    A) *Возрождения

    B) феодализма

    C) Просвещения

    D) средневековья

    E) Нового времени

    120. Идея диалектики впервые была обозначена в философии:

    A) *Гераклита

    B) Платона

    C) Сократа

    D) Аристотеля

    E) Эпикура

    121. Теоретическое оформление диалектики было сделано:

    A) *Гегелем

    B) Марксом

    C) Спенсером

    D) Юмом

    E) Кантом

    122. К законам диалектики относится:

    A) *закон перехода количественных изменений в качественные

    B) закон естественного отбора

    C) закон достаточного основания

    D) закон исключенного третьего

    E) закон непротиворечия

    123. Принцип всеобщей связи принадлежит:

    A) *диалектике

    B) дуализму

    C) скептицизму

    D) монизму

    E) плюрализму

    124. Философия, исповедующая знание в его функции полезности, называется:

    A) *прагматизмом

    B) марксизмом

    C) неотомизмом

    D) неоэмпиризмом

    E) персонализмом

    125. Отражение как философское понятие означает:

    A) *любые изменения объекта в результате воздействия на него другого объекта

    B) всякое взаимодействие объекта

    C) абсолютная копия отражаемого объекта

    D) воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта

    E) зеркальное отражение одного объекта в другом

    126. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Такая точка зрения принадлежит:

    A) *марксизму

    B) прагматизму

    C) экзистенциализму

    D) феноменологии

    E) интуитивизму

    127. Ступени познания-:

    A) *чувственное и рациональное

    B) обыденное и научное

    C) теоретическое и прагматическое

    D) рассудок и ощущение

    E) наблюдение и опыт

    128. К рациональному познанию относятся следующие формы-:

    A) *понятие, суждение, умозаключение

    B) ощущение, восприятие

    C) чувства, эмоции, рассудок

    D) «я», «оно», сверх я»

    E) фантазии, вымысел, догадка

    129. Выбрать определение истины, предложенное математиком Пуанкаре и в историю науки, оно вошло как конвенционалистская концепция истины:

    A) *истина- результат соглашения ученых

    B) истина- соответствие знаний действительности

    C) истина – непротиворечивое знание

    D) истина- результат

    E) истиной считается та теория, которая подтверждается на практике и приносит пользу

    130. Два уровня научного познания:

    A) *теоретический и эмпирический

    B) физический и метафизический

    C) материалистический и идеалистический

    D) субъективный и объективный

    E) обыденный и практический

    131. Каков наиболее фундаментальный критерий истины с позиции диалектического материализма:

    A) *практика

    B) общепризнанность

    C) красота

    D) полезность

    E) отчетливость и ясность

    132. Утверждение, что все в мире относительно и только относительно, является:

    A) *релятивизмом

    B) субъективизмом

    C) агностицизмом

    D) скептицизмом

    E) ничем из перечисленного


    133. Что является принципиальным в процессе познания?

    A) *необходимо наличие субъекта и объекта познания

    B) наличие предмета познания

    C) наличие средств познания

    D) наличие способности к познанию

    E) наличие абсолютного самосознания

    134. Метод, основанный на переходе от общего знания к частному

    A) *дедукция

    B) синтез

    C) индукция

    D) социометрия

    E) анализ

    135. Неявное осознание людьми общественного бытия без специальной познавательной деятельности:

    A) *обыденное сознание

    B) идеология

    C) теоретическое сознание

    D) философия

    E) наука

    136. Методология это:

    A) *учение о научном методе познания

    B) усовершенствование, обновление

    C) теория о происхождении Вселенной

    D) полное отрицание общепринятых норм

    E) учение о человеке


    137. Что такое сознание?

    A) *субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности

    B) психическое вообще

    C) сфера мышления

    D) божественный дар осознания себя и окружающей действительности

    E) сфера чувственности

    138. Существует несколько определений отражения. Какое из них является философским:

    A) *отражение есть любая реакция на любое воздействие

    B) отражение есть зеркальное отражение

    C) отражение есть след

    D) отражение есть снимок

    E) отражение есть отпечаток

    139. Психический образ:

    A) *идеален

    B) материален

    C) визуален

    D) социален

    E) эмоционален

    140. Искусство, мораль, религия, политика –это:

    A) *формы общественного сознания

    B) формы массового сознания

    C) формы повседневного сознания

    D) формы практического сознания

    E) формы духовного опыта

    141. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

    A) *науке

    B) нации

    C) экономике

    D) государству

    E) религии

    142. Первая основная функция морали:

    A) *регулятивная

    B) Просветительская

    C) читать нотации

    D) воспитательная

    E) организаторская

    143. Полагая, что ценность- это норма, проблему ценностей в социологию ввел:

    A) *Вебер

    B) Конт

    C) Сорокин

    D) Риккерт

    E) Дьюи

    144. Учение о красоте, о прерасном в философии называется:

    A) *эстетика

    B) гносеология

    C) социальная философия

    D) этика

    E) онтология

    145. Духовные ценности:

    A) *Имеют и практический и неутилитарный характер

    B) Носят мистический характер

    C) Обладают неутилитарным характером

    D) Носят практический характер

    E) Носят игровой характер

    146. Права человека- это одна из:

    A) *Общечеловеческих ценностей

    B) Ценностей общения

    C) Материальных ценностей

    D) Ценностей стиля жизни

    E) Междисциплинарные ценности

    147. В переводе с латинского языка слово «мораль» означает:

    A) *Нравственный

    B) разумный

    C) чувственный

    D) психический

    E) безнравственный

    148. Ценностные отношения- это:

    A) *Отношения между людьми по поводу существующих в обществе систем ценностей

    B) Отношения между людьми и ценностями

    C) Принятая в данном обществе иерархия ценностей

    D) Отношения между ценностями

    E) Взаимодейтсвие между приборами

    149. Предметом этики является:

    A) *мораль как явление общественной жизни;

    B) конкретная материальная вещь;

    C) поведение конкретного человека;

    D) образ жизни людей;

    E) особенности неформальных групп.

    150. Производственно-потребительские ценности – это:

    A) *элемент материальных ценностей;

    B) самостоятельный вид ценностей;

    C) элемент социальных ценностей;

    D) то же, что и материальные ценности;

    E) техническая система.

    151. Сущность мифологического взгляда на мир состоит:

    A) *в нерасчлененности, слитности, целостности миропонимания;

    B) в признании субстанционального начала в мире;

    C) в вере во всемогущество единого Бога;

    D) в противопоставлении человека и природы;

    E) в разделении мира на низшие и высшие сферы существования

    152. Философии не свойственна функция:

    A) *технологическая;

    B) познавательная;

    C) мировоззренческая;

    D) просветительская;

    E) интеграция культуры.

    153. Переход противоположностей друг в друга – это принцип:

    A) *даосизма;

    B) конфуцианства;

    C) легизма;

    D) буддизма;

    E) джайнизма.

    154. Причина человеческих страданий по буддизму:

    A) *в жажде желаний;

    B) в поклонении небу;

    C) в стремлении к нирване;

    D) в поклонении к духам предков;

    E) в любви к человеку.

    155. Формулу тождества бытия и мышления вывел древнегреческий философ:

    A) *Парменид;

    B) Пифагор;

    C) Гераклит;

    D) Сократ;

    E) Платон.

    156. Автором философского учения о «материи» и «форме» был:

    A) *Аристотель;

    B) Сократ;

    C) Гераклит;

    D) Демокрит;

    E) Платон.

    157. Философские взгляды Гераклита Эфесского, Зенон Элейского … роднит:

    A) *стихийная диалектика;

    B) стихийная ученость;

    C) стихи;

    D) стихийный материализм;

    E) стихийный идеализм.

    158. Последователей философии Аристотеля называют:

    A) *перипатетиками;

    B) скептиками;

    C) схоластиками;

    D) реалистами;

    E) номиналистами.

    159. Учение о Граде земном и Граде небесном создал:

    A) *А. Августин;

    B) Ямвлих;

    C) Ф. Аквинский;

    D) Плотин;

    E) Демосфен.

    160. Теоцентрическим мировоззрением можно назвать мировоззрение:

    A) *эпохи Средневековья;

    B) эпохи Античности (Древней Греции);

    C) эпохи Возрождения;

    D) эпохи Научной революции;

    E) эпохи Просвещения.

    161. Патристика – это:

    A) *совокупность теолого-философских взглядов христианских мыслителей.

    B) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу;

    C) принцип принятия за основу всего сущего одного начала;

    D) философская позиция, в соответствии с которой любое

    материальное тело обладает душой;

    E) эстетическое учение;


    162. Философия стала «служанкой богословия». Какому периоду истории философии соответствует эта характеристика?

    A) *эпохе Средних веков.

    B) эпохе Возрождения;

    C) новому времени;

    D) эпохе Просвещения;

    E) античности;

    163. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса – это:

    A) *переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию

    мира;

    B) борьба против антропоцентризма;

    C) стремление к мирному существованию;

    D) возвращение к космоцентрическому мировоззрению;

    E) обскурантизм.

    164. Основатель гелиоцентрической системы мира:

    A) *Н. Коперник;

    B) Птолемей;

    C) Архимед;

    D) Лаплас;

    E) Г. Галилей.

    165. Пантеизм – это учение о единстве:

    A) *бога и природы;

    B) идеи и материи;

    C) разума и воли;

    D) знания и веры;

    E) время и пространства.

    166. Признание двух независимых субстанций – мыслящей и протяженной – принадлежит:

    A) *Р. Декарту;

    B) Ф. Бэкону;

    C) Т. Гоббсу;

    D) Б. Спинозе;

    E) Дж. Локку.

    167. Основоположник новоевропейского рационализма:

    A) *Р. Декарт;

    B) Т. Гоббс;

    C) И. Кант;

    D) Дж. Локк;

    E) Г. Лейбниц.

    168. Препятствия на пути познания, порождающиеся употреблением неправильных слов, распространенных чаще всего на рынках, в общественных местах, Бэкон называл:

    A) *идолами площади;

    B) идолами пещеры;

    C) идолами театра;

    D) идолами рода;

    E) плюрализмом.

    169. Логическая форма умозаключения, лежащая в основании эмпиризма, называется:

    A) *индукцией;

    B) дедукцией;

    C) анализом;

    D) синтезом;

    E) аналогией.

    170. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:

    A) *общественная польза и улучшение жизни людей;

    B) достижение славы и власти;

    C) развитие че6ловеческого духа и знаний о мире;

    D) достижение абсолютной истины;

    E) разрешение учёных споров.

    171. Философия Нового времени опиралась на авторитет:

    A) *науки;

    B) человека;

    C) общества;

    D) церкви;

    E) государства.

    172. Всякое знание начинается, по Канту:

    A) *чувств;

    B) истины;

    C) эмоций;

    D) разума;

    E) опыта.

    173. По Ф. Бэкону, эмпирия- это:

    A) *опыт, опирающийся на эксперимент;

    B) изолированное чувственное восприятие;

    C) форма, присущая самой вещи;

    D) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании;

    E) символический знак.

    174. По учению Спинозы существует только одна субстанция – это:

    A) *природа-Бог;

    B) материя;

    C) апейрон;

    D) атом;

    E) электрон.

    175. Основатели диалектико-материалистической философии – это:

    A) *К. Маркс и Ф. Энгельс;

    B) Левкипп и Демокрит;

    C) Ф. Бэкон и Р. Декарт;

    D) Г. В. Плеханов и В. И. Ленин;

    E) П. Гольбах и К. Гельвеций.

    176. Основным критерием марксистской типологии общества является:

    A) *уровень развития производительных сил общества;

    B) специфические правовые и законодательные формы;

    C) географическое положение;

    D) уровень технического и научного развития общества;

    E) уровень развития духовной культуры.

    177. Энгельс упрекал материалистическую философию Нового времени из-за наличия в ее чертах:

    A) *механистичности;

    B) волюнтаризма;

    C) рационализма;

    D) гилозоизма;

    E) диалектичности.

    178. Основным этапом развития средневековой философии является:

    A) *схоластика;

    B) софистика;

    C) диалектика

    D) метафизика

    E) стоя

    179. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту:

    A) *теологическая, метафизическая, позитивная;

    B) религиозная, этическая, метафизическая;

    C) эстетическая, этическая, метафизическая;

    D) религиозная, научная, позитивная;

    E) мифологическая, философская, религиозная.

    180. Автором формационной концепции членения исторического процесса является:

    A) *К. Маркс;

    B) К. Ясперс;

    C) О. Шпенглер;

    D) П. Сорокин;

    E) Г. Гегель.

    181. Вставить в цитату Маркса, недостающее слово:

    «Производственные отношения составляют реальный …. . , над

    которым возвышается юридическая и политическая надстройка»:

    A) *базис;

    B) способ производства;

    C) процесс;

    D) комплекс;

    E) вещественный элемент.

    182. Выберите верное определение, отражающее философию марксизма:

    A) *народ – творец истории;

    B) личность – творец истории;

    C) индивидуум – творец истории;

    D) мировой дух – творец истории;

    E) бог – творец истории.

    183. «Мировая Воля» в философии А. Шопенгауэра:

    A) *бессознательна;

    B) сверхсознательна;

    C) интуитивна;

    D) божественна;

    E) чувственна.

    184. Философско-научное рассмотрение Вселенной:

    A) *космология

    B) эсхатология

    C) астрология

    D) геология

    E) астрономия

    185. Центральное понятие русского славянофильства:

    A) *Соборность

    B) Теоретический разум

    C) Всеединство

    D) Благодать

    E) Абсолютный дух

    186. В философии В. С. Соловьева центральной категорией является всеединство:

    A) *диалектическое

    B) историческое

    C) отрицательное

    D) природное

    E) положительное

    187. "Соборность" - это:

    A) *Духовное единение

    B) Духовный опыт

    C) Сельская община

    D) Абсолютизация индивидуального начала

    E) Подчинение божественной воле

    188. Соловьев, Флоренский представители:

    A) *религиозной философии;

    B) западников;

    C) славянофилов;

    D) софистов;

    E) интуитивистов.

    189. Что абсолютизировал Маркс в своей теории общественных формаций:

    A) *приоритет базиса над настройкой

    B) приоритет банковского капитала

    C) роль политики

    D) роль рабочего класса

    E) роль труда

    190. Этот жырау был одержим поисками земли обетованной – жер-уйек и критиковал хана Джангира. Его имя:

    A) *Асан-кайгы;

    B) Шал-акын;

    C) Коркыт-ата;

    D) Бухар-жырау;

    E) Доспамбет-жырау.

    191. Родоначальник немецкой классической философии:

    A) *Кант

    B) Гегель

    C) Фихте

    D) Маркс

    E) Фейербах

    192. «Человек – животное символическое» - это определение человека:

    A) *Эрнста Кассирера;

    B) Фридриха Ницше;

    C) Макса Шелера;

    D) Арнольда Гелена;

    E) Хельмута Плеснера.

    193Что означает понятие «метафизика» в системе античного мышления:

    A) *учение о первопричинах бытия

    B) основной элемент мироздания

    C) чувственное восприятие

    D) наука о правильном непротиворечивом мышлении

    E) мудрость

    194. Автором этики благоговения перед жизнью является:

    A) *Альберт Швейцер;

    B) Освальд Шпенглер;

    C) Бертран Рассел;

    D) Людвиг Витгенштейн;

    E) Эрих Фромм.

    195. Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме

    называется:

    A) *верификация;

    B) консолидация;

    C) специализация;

    D) фальсификация;

    E) экстериоризация.

    196. Критерием научной рациональности теории по К. Попперу является:

    A) *принципиальная опровергаемость;

    B) связь с практикой;

    C) логическая соотнесенность с предшествующими знаниями;

    D) полезность;

    E) непротиворечивость.

    197. Новое искусство ХХ века стало «бесчеловечным», отвлеченным, холодным и ироничным, - так считал автор работы «Дегуманизация искусства»:

    A) *Ортега-и-Гассет;

    B) Шпенглер;

    C) Ницше;

    D) Фромм;

    E) Маркс.

    198. Чувственно-наглядный образ, сохраняемый в памяти и воспроизводимый в сознании:

    A) *представление

    B) восприятие

    C) ощущение;

    D) суждение

    E) понятие

    199. Способом существования материи в марксистско-ленинской философии является:

    A) *движение;

    B) время;

    C) пространство;

    D) взаимообусловленность;

    E) причинность.

    200. Выберите концепцию пространства и времени, являющейся сейчас общепринятой, исходя из достижений науки:

    A) *реляционная;

    B) субстанциональная;

    C) квантовая;

    D) энергетическая;

    E) трансцендентальная.


    написать администратору сайта