Анализ стихотворения А.А.Фета Ты отстрадала. Анализ ты отстрадала. Ты отстрадала, я еще страдаю
Скачать 21.14 Kb.
|
Анализ стихотворения Ты отстрадала, я еще страдаю... Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять. А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.- Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей! Очей тех нет - и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие! Предварительный этап: - эмоциональную наполненность стихотворения (эмоц. богатство заключается во взаимодействии взаимодействия радостных и трагических нот, чувство окрылённости лирического героя и ощущения безысходности); - интонационное звучание стихотворения (строки пронизаны мотивом раскаяния, сомнения, любови и невозможности вернуть былое) - общее впечатление: что в стихотворении, какой именно образ наиболее выразителен (Образ «родных очей» вызывает ассоциации с возлюбленной лирического героя. Этот образ остался в воспоминаниях и в сердце на долгие годы. Несмотря на ту неизбежность страданий, которые он продолжает переживать, эти «очи» он вспоминает с трепетом, нежностью, любовью. Образ цветов, ночных лучей, гроба) 3. Установите - время создания стихотворения (Стихотворение «Ты отстрадала, я еще страдаю» было написано А. Фетом 4 ноября в 1878 году и посвящено памяти возлюбленной поэта – Марии Кузьминичны Лазич. Поэт канонизирует образ возлюбленной, принявшей мученическую смерть. Возлюбленная в лирике Фета – это образ-воспоминание. Марию не вернуть, но в стихах она оживает, вновь и вновь пробуждая в поэте глубокое, сильное чувство. Фет остался верен ей навсегда) -его место в творческом наследии автора (ранее/позднее)(Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). - принадлежность к литературному направлению и связь с биографией поэта, общественными и политическими событиями эпохи (если это возможно). В 1873 году ему были возвращены родовая фамилия и дворянство. «По высочайшему указу 26 дек. 1873 года была наконец утверждена за Афанасием Афанасьевичем отцовская фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами.» (Н. Н. Страхов, оттуда же). Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет. В 1877 году Фет продал Степановку и купил старинное имение Воробьевку в Курской губернии — барский дом на берегу реки Тускарь, у дома — вековой парк в 18 десятин, за рекой — село с пашнями, 270 десятин леса в трёх верстах от дома С конца 70-ых годов Фет начал писать стихи в количестве не меньшем, если не большем, чем в молодую свою пору. В 1883 году выпускает сборник стихотворений «Вечерние огни». Позже опубликовывает еще три сборника (1885, 1888 и 1891)под этим же названием. Заглавие сборника говорит нам о закате жизни Фета ,но, стихотворения этого сборника достигают высшего расцвета. Основной этап анализа: 1) определение темы (преданность и любовь к своей возлюбленной с чувством раскаяния) 2)развитие темы (работы с композицией) Произведение состоит из трех строф, каждую из которых можно считать самостоятельной смысловой частью. Уровни темы: 1) идейно-образный (содержательный): идеи и эмоции + образы и мотивы 1) Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять В первой строфе говорится о настоящем положении и состоянии лирического героя. Он страдает и «дышит сомнением» - вся его жизнь, на данным момент, заключена в этих чувствах. И мысли, которые повергают героя в сомнение, настолько тяжелы и страшны, что он «трепещет» и «сердцем избегает» размышлять о том, точный ответ на что никогда не найдет. 2)Вторая строфа стихотворения – его самая светлая часть. Она представляет собой воспоминания героя о лучших моментах его любви: А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.- Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей! Поэтические образы весны и ночи – излюбленные у Фета. Они очень таинственны, позволяют человеку раствориться в своей стихии и благоговейно ожидать чуда. Благодаря образу цветов А. А. Фет учит нас чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Она естественна и неисчерпаема. Образ ночи представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны "двойного бытия", родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей. 3) Однако счастье было недолгим: Очей тех нет - и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие! Блеск очей скоро потух – а вместе с ним потухли все мечты и чаяния, вместе с ним потух и сам герой. У лир.героя одно желание – поскорее сойти в могилу («Скорей, скорей в твое небытие!») Больше того, он говорит, что завидует своей возлюбленной, которой уже не нужно больше жить в мире «тупости и злобы», которая обрела покой в небытии. 2) стилистический: лексика, т.е. слова различной стилистической окраски + тропы + синтаксис 1) Стихотворение начинается со слов «ты отстрадала», что подчеркивает, то, что все мысли лирического героя устремлены к судьбе возлюбленной, Но, в этих словах звучит и оправдание лир.героя перед любимой, попытка снять с себя вину – ведь он продолжает страдать, в то время как его возлюбленная уже перестала мучиться. С помощью изобразительно-выразительных средств, использованных поэтом, читателю легче понять состояние героя. Прежде всего, это метафоры: «сомнением суждено дышать», «сердцем избегаю». 2) Эти воспоминания, можно предположить, были самыми счастливыми в жизни героя. Обилие восклицательных предложений в четверостишии помогают понять это. Строфа насыщена метафорами и символами. Так, «рассвет» стал для героя воплощением не только утра дня, но и утра жизни, которая, с появлением любви, озарилась надеждами, радостью счастьем. Все в мире воспринималось героем через «язык любви, цветов, ночных лучей». И причиной тому были глаза возлюбленной, которые говорили лучше любых слов, которые были такими теплыми, родными, волшебными… В душе героя «цвел всевидящий май». 3) Последняя строфа также насыщена метафорами: «не страшны гробы», «завидно безмолвие», «скорей в твое небытие», «не судя ни тупости, ни злобы». 3) фонический, звуковой: явления стиха – ритм (размер), рифма, строфа + звукопись: аллитерации, ассонансы (как звучит стихотворение?). 1) Размер: пятистопный ямб с пиррихиями. Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге
Передать состояние героя помогает и звуковой ряд первой строфы – обилие свистящих и шипящих согласных создают атмосферу угнетенности, страдания и муки. 3)Кроме того, фонетический строй заключительной части произведения наполнен резкими, «колкими» звуками – сонорными и звонкими. Это, с одной стороны, создает торжественно-пафосное финальное звучание, с другой стороны – помогает выразить скорбь и боль лирического героя. 3) Приём «чтения» по частям речи: Из этих слов складывается художественный мир произведения: – из существительных – его предметный (и понятийный) состав (сомнением, сердцем, рассвет, язык любви, цветов, лучей, маю, Очей,гробы, небытие и тд) – из прилагательных – его чувственная (и эмоциональная) окраска (ночных, всевидящему, родном таких и тд) – из глаголов – состояния и действия, в нем происходящие (отстрадала, страдаю, дышать, трепещу, избегаю, помню, вспоминаю, цвести и тд) |