Конспект урока_Описание кабинета Лермонтова_6_кл. Тип урока урок подготовки к написанию сочинения. Тема урока Соединение в тексте разных типовых фрагментов. Цель совершенствовать навык составления письменных текстов
Скачать 240.8 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку Дата: 25. 04. 2023 Тип урока: урок подготовки к написанию сочинения. Тема урока: Соединение в тексте разных типовых фрагментов. Цель: совершенствовать навык составления письменных текстов. Оборудование: учебник. Ход работы Организационный момент. Проверка д/з Вступительная беседа о теме сочинения. Сегодня вам предстоит написать сочинение в жанре экскурсионной речи. Как вы думаете, какой будет тема вашего сочинения? (Описание кабинета М. Лермонтова) А основная мысль? (воссозданный интерьер кабинета М. Ю. Лермонтова дает нам возможность прочувствовать, в какой атмосфере трудился поэт). Помните, ваша задача не только написать сочинение, но и подумать, как предметы обстановки помогают нам понять характер хозяина кабинета, какие чувства мы испытываем, посетив кабинет - творческую лабораторию великого поэта. Например, обратите внимание на стол в кабинете Пушкина и стол Лермонтова. У Александра Сергеевича практически нет свободного места, стол заставлен различными вещами, о чем это говорит? У Михаила Юрьевича, наоборот, все разложено по местам, книги находятся под стеклом, о чем этот говорит? Определение типа и стиля сочинения. Тип – описание места и предмета, стиль – художественный. Повторение изученного материала. При описании кабинета мы акцентируем внимание на экспонатах, поэтому сначала указываем на их расположение, затем перечисляем их отличительные особенности. Памятка «Какой должна быть экскурсионная речь»: 1. Речь должна быть в меру эмоциональной, содержать интересную информацию. 2. Нужно избегать повторов слов, одинаковых сочетаний слов. 3. Нужно избегать пустословия. 4. Избегайте слов сорняков. Сбор рабочего материала. История кабинета: В романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» есть строки: «Все залы схожи между собою, как все улыбки и все приветствия. Один только кабинет иногда может разоблачить домашние тайны, но кабинет также непроницаем для посторонних посетителей, как сердце». Зимой 1836 года в Тарханах, под звуки метели, Лермонтов переживал состояние «вдохновенного труда». Он написал здесь драму «Два брата», стихотворение «Умирающий гладиатор», во многом автобиографическую поэму «Сашка», начал писать «Тамбовскую казначейшу». На письменном столе книги, рукописи, его фарфоровая чернильница, изображающая фантастическое существо с головой львицы и туловищем совы, привезенная, по преданию, им из Петербурга «как новинка», и его печатка-ножичек с вензелем владельца ML. Среди этих вещей и «шкатулка орехового дерева с бронзом», и записная раскрытая книжка на столе, подаренная Лермонтову князем В.Ф. Одоевским, знаменитым в то время писателем и музыкантом. На книге В.Ф. Одоевский оставил надпись: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю исписанную.<…> 1841 г., апреля 13-е». В эту книгу Лермонтов успел вписать только 16 стихотворений, среди которых: «Пророк», «Сон», «Выхожу один я на дорогу». Над столом портреты его любимых писателей: Байрон, Пушкин, Жуковский, Крылов, Вальтер Скотт. В простенках между окнами ― старинное зеркало в ореховой раме, находившееся в доме и при жизни поэта. Рядом с книжным шкафом ― копии акварельных портретов работы Лермонтова. Это люди, которых он любил. Себя поэт изобразил в форме Нижегородского драгунского полка. Зимой 1836 г. Лермонтов приехал в Тарханы с тяжелым сердцем: его любимая, «подруга юных дней» Варенька Лопухина, вышла замуж за другого. Об этой любви А.П. Шан-Гирей вспоминал: "Будучи студентом, он (Лермонтов) был страстно влюблен <…> в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А. Лопухину, это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная.<…> Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей». Лермонтов нарисовал три акварельных портрета Варвары Александровны и по возвращении из первой кавказской ссылки подарил ей свой автопортрет в бурке. Его рисунки остались в альбомах многих его современников. В этой комнате можно увидеть вещи, которые когда-то принадлежали петербургской знакомой юного поэта Анны Хомутовой ― это бальная сумочка Анны Григорьевны и ковер из ее гостиной. А Тарханская зима 1836 г. с ее морозами, доходящими до 30 градусов, огромными сугробами и метелями «почти всякий день» стала предшественницей великой славы поэта, вложив в нее и свою лепту. Уезжая из Тархан, 22-летний Лермонтов еще не знал, что вскоре его имя прогремит на всю Россию в связи со стихотворением «Смерть поэта». За четыре последних года жизни он переживет две ссылки, постоянные переводы из полка в полк, будет участвовать в сражениях на Кавказе. Учитель показывает ученикам более полную версию кабинета: План сочинения: 1. Вступление. 2. Основная часть: а) общий вид комнаты; б) предметы в центре комнаты (стол, стул); в) вещи в стороне (стулья); г) вещи на стенах (картины, подсвечники). 3. Заключение. Вступление - С чего можно начать сочинение? О чем уместно говорить во вступлении? (О М. Ю. Лермонтове и его вкладе в русскую литературу, о том, как труден труд поэта и как важно место, где он работает…) Вариант вступления: «Кабинет М. Ю. Лермонтова в Тарханах – удивительное место, куда приходит множество посетителей. Кабинет – это сердце дома, творческая лаборатория поэта. Здесь были написаны многие его произведения». - Обратите внимание на текстовые синонимы, используемые в тексте (Лермонтов – поэт – он). Как еще можно назвать писателя в сочинении? (Хозяин кабинета (дома), творец) - Как связаны предложения в тексте вступления? (Параллельной связью) -Какой логический «мостик» можно сделать от вступления к основной части сочинения? (Вопрос «Как же выглядит эта комната?») Основная часть -Необходимо выбрать «точку отсчета», предмет, с которого логично начать описание кабинета. Конечно, это письменный стол. Представьте, что вы экскурсовод, рассказывающий о кабинете, первое, что видите вы и ваши посетители – это искусно отделанный стол, на котором каждая вещь имеет свое место. Работа проводится следующим образом: заполняется таблица, в которую вносятся названия предметов интерьера, учащиеся самостоятельно определяют их пространственное расположение по отношению друг к другу и подбирают глаголы-сказуемые, избегая повторов. В результате таблица может выглядеть так:
Заключение -Как можно подвести итог? Чем необходимо, на ваш взгляд, завершить работу? Вариант заключения: В кабинете собраны вещи, особенно дорогие для писателя и необходимые ему в работе. Здесь много семейных реликвий, подарков. Все предметы хранят память о великом русском поэте… Запись в тетрадь конструкций, которые помогут завершить сочинение: Находясь в кабинете М. Ю. Лермонтова, понимаешь… Побывав в кабинете великого писателя, я почувствовал… Познакомясь с обстановкой кабинета, я подумал о… Словарная работа. На стене висят не картины, а именно портреты. Настенный подсвечник по-другому называется бра. Книги хранятся в стеклянных футлярах. На столе в стеклянном футляре находится статуэтка, на высокой подставке – бюст. Написание сочинения. |