Главная страница
Навигация по странице:

  • «персонаж»

  • Роковая или демоническая, женщина

  • Валентины Яковлевны Коровиной

  • Татьяны Федоровны Курдюмовой

  • Владимиа Георгиевича Маранцмана

  • «тургеневская девушка» в 8 классе

  • 11 классе

  • «Идиот» Ф. М. Достоевский – по программе 10 класс внеклассное чтение

  • «Вешние воды» И. С. Тургенев – 10 класс по программе Лебедева

  • Разноуровневое обучение.

  • Проектные методы обучения.

  • Исследовательские методы обучения.

  • Технология обучения в сотрудничестве.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • «ТУРГЕНЕВСКИЕ ДЕВУШКИ»

  • Аполлона Александровича Григорьева

  • Николаю Степановиче Гумилеву

  • Личностно – ориентированное

  • Термины. типичным понимают некий признак или явление, которые являются ярко выраженными, явными, регулярно повторяющимися, наиболее распространенными, характерными, обычными, естественными. Типическое


    Скачать 28.01 Kb.
    Названиетипичным понимают некий признак или явление, которые являются ярко выраженными, явными, регулярно повторяющимися, наиболее распространенными, характерными, обычными, естественными. Типическое
    Дата25.08.2022
    Размер28.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТермины.docx
    ТипДокументы
    #653053

    Под «типичным» понимают некий признак или явление, которые являются ярко выраженными, явными, регулярно повторяющимися, наиболее распространенными, характерными, обычными, естественными.

    Типическое в литературном искусстве – это отражение явлений, характеров, взятых в совокупности характерных для них способностей и свойств и воспроизведенных в индивидуальной форме; типическое подразумевает обнаружение усиленных, гиперболических, общих качеств художественной познаваемой реальности и их воплощение в частном, индивидуальном.

    Типизация – это процесс художественного обобщения явлений жизни (характеров, обстоятельств, действий, событий), в которых раскрываются наиболее значимые и социально существенные характеристики действительности, закономерности развития личности и общества. Кроме этого, под типизацией также понимается синтез различных черт, которые писатель наблюдал во всевозможных реальных людях, известных ему.

    Своеобразным результатом типизации являются литературные типы.

    Литературный тип – художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности

    Мы считаем, что для полного понимания сущности теоретико-литературного понятия «литературный тип» нужно разграничить его с такими терминами, как «художественный образ», «персонаж», «характер».

    «Художественный образ» – подразумевает под собой «обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме: картина человеческой жизни, созданная при помощи творческой фантазии художника». Художественный образ – это не всегда образ человека на страницах литературного произведения. Это может быть, например, образ природы, Родины, дома, народа, войны и т.д.

    Персонаж – изображенное в художественном произведении любое действующее лицо, которое может быть главным, второстепенным, эпизодическим, внесценическим. Автор, создавая литературного героя, может наделить его тем или иным характером. Под этим понятием в литературоведении понимается совокупность уникальных черт и индивидуальных особенностей персонажа, «внутренний психологический разрез личности, ее природная натура и свойства». Следует понимать, что не у каждого героя литературного произведения автор считает нужным и важным раскрыть характер, как правило, второстепенные и эпизодические персонажи лишены детальной обрисовки внутреннего мира.

    Итак, понятие «персонаж» намного шире, чем понятие «литературный тип». Каждое художественное произведение имеет в своем составе систему персонажей, но не каждое действующее лицо будет относиться к какому-то литературному типу. Также следует отметить, что тип и характер – понятия нетождественные. В подлинно художественных произведениях тип обязательно является характером, но не каждый характер является типом. Герои, обладающие одинаковым или схожим набором качеств, например, самоотверженностью, великодушием, широтой натуры как Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказание» и Матрена из рассказа «Матренин двор», не обязательно будут соответствовать одному литературному типу.

    Следующая современная интерактивная технология – «мозговой штурм». Использование данной образовательной технологии при проблемном изучении образов героинь способствует формированию важнейших компетенций, среди которых «воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно». Мозговой штурм, или мозговая атака, в образовательном процессе подразумевает метод коллективного решения проблемы или поставленных задач, при котором участники дискуссии генерируют максимальное количество идей и способов решения, высказывают свое видение и мнение, после чего происходит критика и анализ предложений с выявлением оптимального лучшего варианта.

    Роковая или демоническая, женщина в системе русского литературоведения – это героиня красоты невероятной силы, гордая, своенравная, влюбляющая в себя с первого взгляда, подчиняющая волю другого человека себе, обезоруживающая, непохожая на других и часто вызывающая осуждение в обществе и зависть у других женщин.

    Пример:

    Натасья Филипповна Барашкова из романа Ф. М. Достоевского.

    Катерина Львовна Измайлова из повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

    Данный вид аналитической работы на уроках литературы можно реализовать через использования групповой формы работы, которая предполагает разделение учащихся на различные группы для решения задач, которые встают перед школьниками в ходе проведения занятия. Для того чтобы разделить учащихся на группы учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника, интеллектуальные и творческие способности для решения различных учебных проблем. Количество учащихся в группах должно варьироваться от 3 до 6 человек, ведь именно данный факт влияет на продуктивность работы учащихся. Основное правило, которое необходимо помнить при определении состава группы – чем больше количество учащихся в группе, тем меньше работоспособность и эффективность.

    Традиционно формы групповой работы на уроке делятся на три вида:

    1. Лабораторная работа на уроке.

    Анализ стихотворений, отдельных сцен в художественных произведениях, наблюдение, выявление тех или иных закономерностей в творчестве писателя или поэта.

    2. Проблемно-целевой семинар.

    Возникает какая-либо проблема («Образ женщины в современной литературе» и др.), которая решается после наработок по теме отдельными группами. Подготовка к семинару предполагает более длительное время, чем к лабораторной работе.

    3. Работа в группах по определенной теме во внеурочное время.

    В «тургеневской девушке» писатель изобразил свой нравственный идеал. Мягкость, чистота, скромность, тонкая душевная организация умело сочетаются в тургеневской барышне со страстностью, порывистостью души, решительностью и готовностью действовать, жертвовать ради любви. Автор проводит своих героинь через испытание любовью как обязательный компонент раскрытия образа. Живя не разумом, а чувствами, тургеневские девушки обжигаются пламенем любви, разочаровываются в своих избранниках, которых наделили героическими качествами.

    Диалоговые технологии представляют собой формирование личностно-ориентированного обучения, которое отличается от вопросно-ответной формы организации урока, так как диалог направлен на необходимость актуализации тех функций обучающихся, которые были накоплены им в результате критического восприятия и отражения творческого решения проблемы.

    Диалоговые технологии – это педагогические технологии, направленные на обеспечение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе через построение занятия по правилам эффективного общения и применение информационных ресурсов, приводящая к развитию информационно-коммуникационной компетентности личности.

    Диалог на уроке литературы представляет собой уникальный способ обучения, ведь именно благодаря данному виду технологии учитель может соединиться с мыслями учащихся. Диалог формирует личность каждого ученика, ведь в такой среде школьники не чувствуют себя скованно, наоборот, им комфортно, так как они находятся в дружеской обстановке, которая помогает обогащать друг друга новыми знаниями и идеями, кроме этого диалог сможет раскрыть творческие способности учащихся.

    Праведник – это «человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии»; «человек, ни в чем не погрешающий против нравственности, морали».

    Литературный тип женских образов, именуемых «старухами-праведницами» характеризуется следующими отличительными особенностями: верующие в Бога, терпеливые, гуманные, милосердные, добрые, трудолюбивые, бескорыстные.

    Программа под редакцией Валентины Яковлевны Коровиной за 10 класс не предусматривает часов на рассмотрение романа Ф. М. Достоевского «Идиот», однако в учебнике для обучающихся в главе, посвященной писателю XIX века, есть небольшая ознакомительная статья о данном романе, его особенностях, замысле автора, системе персонажей.

    Учебно-методический комплекс под редакцией Татьяны Федоровны Курдюмовой включает в себя материалы для базового уровня изучения литературы (102 часа) и углубленного (170 часов). На базовом уровне для изучения страниц жизни и творчества Ф. М. Достоевского предусмотрено 13 часов, однако не заявлено учебного времени на обращение к роману «Идиот». Углубленный уровень предполагает 20 часов на изучение своеобразия литературного наследия Достоевского, в том числе и обращение к интересующему нас роману. Содержание и основные виды учебной деятельности, заявленные в программе Т. Ф. Курдюмовой, включают следующие компоненты: «Роман «Идиот». Комментированное чтение текста. Обсуждение нравственной проблематики романа: столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Анализ образа главного героя князя Мышкина и причин трагической судьбы героя. Настасья Филипповна и ее судьба».

    Программа по литературе за 10 класс под редакцией Владимиа Георгиевича Маранцмана также предполагает подготовку по двум уровням – базовому и профильному. В рамках первого уровня предусмотрено 9 часов на изучение темы «Федор Михайлович Достоевский», но исключается обращение к роману «Идиот», профильный уровень выделяет 16 часов на рассмотрение жизни и творчество мастера слова XIX века, из них – 3 часа на анализ своеобразия романа «Идиот»:

    Урок 1. Роман «Идиот» – испытание идеи добра.

    Урок 2. Князь Мышкин и семейство Епанчиных.

    Урок 3. Князь Мышкин и Рогожин в борьбе за Настасью Филипповну.

    В школьном курсе литературного образования обучающиеся знакомятся с сущностью понятия «тургеневская девушка» в 8 классе при изучении повести «Ася». Данная героиня не стоит первой в плеяде женских характеров И. С. Тургенева, но, как замечают исследователи, ее образ один из самых интереснейших и лучших в галерее тургеневских девушек.

    В старшем звене не предусмотрено изучение произведений писателя XIX века, в которых встречался бы интересуемый нас литературный тип. Тем не менее, мы считаем, что обращение и в рамках наследия И. С. Тургенева, и в рамках истории русской литературы XIX века к образу «тургеневских девушек» является очень важным как для понимания мировоззрения писателя и специфики его творчества, так и для погружения в пограничную эпоху 1840-1860-х годов.

    Таким образом, мы считаем возможным рассмотрение литературного типа «тургеневская девушка» в старших классах на примере романов «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудин» либо в условиях профильного уровня подготовки, либо в формате уроков внеклассного чтения или факультативного занятия.

    Рассмотрение в школьном курсе литературы творчества данных писателей в старшем звене предусмотрено в 11 классе под редакцией Сергея Ивановича Зинина (базовый уровень), анализ литературного типа «старух-праведниц» возможен в сравнительно-сопоставительном аспекте через реализацию диалоговой технологии.

    К типу роковых женщин исследователи единогласно относят Настасью Филипповну из романа Ф. М. Достоевского «Идиот», Маргариту из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» из-за ее по-настоящему демонического поведения, Элен Курагину из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» с ее идеальной мраморной красотой, Катерину Измайлову из повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» с ее преступной любовью.

    Представительницами женщины-героини являются героини пьес А. Н. Островского – Катерина Кабанова («Гроза») и Лариса Огудалова («Бесприданница»), а также главная героиня романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» – Вера Павловна.

    Тип традиционной женщины представлен во многих образах русской литературы, среди них: Соня Мармеладова (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»), Мария (В. А. Закруткин «Матерь человеческая»), Матрена (А. И. Солженицын «Матренин двор»), Тамара Ивановна (В. Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана») и многие другие.

    «Идиот» Ф. М. Достоевский – по программе 10 класс внеклассное чтение

    «Идиот» Ф. И. Достоевский – по программе Кудрюмовой изучается обзорно

    «Вешние воды» И. С. Тургенев – 10 класс по программе Лебедева

    «Матренин двор» А. И. Солженицын – 9 класс по программе Коровиной

    Современные технологии:

    Проблемное обучение. Технология проблемного обучения предусматривает такую подачу учебного материала, при которой педагог не дает учащимся весь материал в готовом виде, а знакомит детей лишь с его частью, основной. Последующее изучение строится таким образом, что педагог ставит перед детьми научные и учебные задачи, в ходе которых они учатся самостоятельно находить учебный материал, получают опыт решения практических задач. Таким образом, происходит не просто получение научной информации, а творческое развитие детей, получение ими необходимых навыков и умений.

    Разноуровневое обучение. Данная технология позволяет педагогу организовать учебный процесс таким образом, что он может уделить должное внимание и слабому ученику, и позволить реализовать свои желания продвигаться вперед более сильным ученикам. Таким образом, «сильные» учащиеся имеют возможность утвердиться в своих силах, а «слабые» получают поддержку от педагога.

    Проектные методы обучения. Согласно проектной технологии обучения, учащимся предоставляется возможность более осознанно подойти к выбору своей будущей профессии, развивать индивидуальные творческие способности и удовлетворять потребности в развитии.

    Исследовательские методы обучения. Технология исследовательского обучения направлена на предоставление возможности учащимся самостоятельно пополнять и расширять свои знания, осуществлять поиск интересной и познавательной информации в удобном виде и формате, находить способы решения творческих задач и т.д. То есть данная технология способствует расширению кругозора учащихся, выбора индивидуальной траектории и темпа развития.

    Игровые технологии. Данные технологии предусматривают включение в воспитательно-образовательной процесс различного рода игр. Эффективность игровых технологий обусловлена тем, что все дети, вне зависимости от возраста, любят играть. В процессе игры дети легко и непринужденно могут получить необходимые учебные знания, умения и навыки практической деятельности.

    Технология обучения в сотрудничестве. Данная технология трактуется как совместная развивающая деятельность детей и взрослых. Суть технологии заключается в том, что педагог идет не «от учебного предмета к ребенку», а, напротив, «от ребенка к учебному предмету». То есть преподавание учебного предмета осуществляется исходя из возможностей и потребностей ребенка.

    Информационно-коммуникационные технологии. Неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет.

    Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

    Аналитическая работа – работа, связанная с изучением, преобразованием и осмысливанием разнообразной информации с целью глубокого и целостного понимания поведения изучаемого объекта и среды его функционирования.

    Есть такое выражение, как «ТУРГЕНЕВСКИЕ ДЕВУШКИ» и у литературного критика, Николая Александровича Добролюбова, в его статьях «Темное царство» и «Луч света в темном царстве».

    Встречается такое понятие, как «тургеневские девушки» и в статьях литературного критика Аполлона Александровича Григорьева, который вел литературные кружки в Москве, Петербурге и Омске.

    Может вот стоит еще упомянуть об Иннокентии Федоровиче Анненском, русском драматурге, поэте и литературном критике. Можно считать и его причастным к введению в обиход такого понятия как «тургеневские девушки». В своей статье «Символы красоты у русских писателей», он подробно рассматривает манеру Тургенева характеризовать женщину и неоднократно упоминает понятие «тургеневские девушки».

    Но чаще всего, авторство введения в обиходную речь понятия «тургеневские девушки» приписывают известному русскому поэту и прозаику, литературному критику, Николаю Степановиче Гумилеву, из-за его стихотворения «Девушке».

    Личностно-ориентированное воспитание – это воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью.

    Личностно – ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Модель личностно-ориентированного обучения направлена на создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребёнка.


    написать администратору сайта