Типологическая близость повести-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» к роману-притчи Пауло Коэльо «Алхимик». МАН русс. лит.. Типологическая близость повестипритчи Антуана де СентЭкзюпери Маленький принц к романупритчи Пауло Коэльо Алхимик Автор Учениця 9б класу Кілійського нвк зош IIII ступеней 3ліцей
Скачать 1.07 Mb.
|
Раздел II. Почему притча? Элементы притчи в произведениях Что такое притча? Сталкиваясь с этим термином ранее, у меня сложилась ассоциация с житейскими поучительными историями, обычно с религиозным мотивом. Существует целый сборник библейских притч, в которых осуждаются человеческие пороки и которые поучают нас придерживаться 10 заповедей Божьих. Но возникает вопрос: почему А. де Сент-Экзюпери и П. Коэльо выбирают для произведений «Маленький принц» и «Алхимик» именно этот жанр в литературе? Давайте заглянем в словарь. Притча (англ. preach – проповедь) – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, содержащий религиозное или моральное поучение (премудрость). В некоторых словарях можно найти еще такое объяснение: это эпический жанр в литературе ХІХ-ХХ веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заостренностью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. Кроме А. де Сент-Экзюпери и П. Коэльо, к жанру притчи обращались еще такие писатели как Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др. Теперь становится понятно, почему наши писатели обращаются именно к этому жанру. Это нужно было для того, чтобы заострить внимание читателя на те мысли и идеи, которые хотели донести до них. Если бы они этого не делали, то, возможно, их произведения не стали бы мировыми бестселлерами. Они бы не были так интересны читателю, воспринимались как просто написанный роман или повесть, не имеющий определенного подтекста. Ведь главная задача Экзюпери и Коэльо в этих книгах – научить человека самым главным нравственным ценностям и передать мудрость от своих же жизненных опытов. Притча очень похожа на басню. Но их отличие в том, что в притче имеется широта обобщения, значимость заключенной в ней идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. Этот жанр часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. По моему мнению, еще одной причиной, по которой Экзюпери и Коэльо обратились к притче, является простота изложения. В форме притчи, яркого рассказа с сюжетом и моралью, запомнить жизненные уроки очень легко. Ведь, как я уже говорила ранее, задача наших писателей – донести свои идеи и мысли о жизни до читателя. И чтобы читателю было легче понять смысл их произведений, они используют элементы притчи. Давайте определим, в каких именно моментах мы встречаем эти элементы в повести «Маленький принц» и романе «Алхимик». Начнем мы с повести-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Почему он выбрал жанр притчи? Притча становится реализатором размышлений писателя над сущностью человеческого бытия, помогает выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастическим вымыслом сказки всегда скрываются реальные человеческие отношения. Сказка-притча написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не совсем утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. В повести нет конкретно-исторического содержания, что свойственно притче: не указывается точное место и время действия. Это лишнее для притчи. Если бы такие факты присутствовали, то это уже не притча. Тогда сама повесть утратит свой смысл. Ведь с теми жизненными ситуациями и теми вопросами, которые возникают в повести, может столкнуться любой человек в любой период жизни, не важно, ребенок это или взрослый человек. Как упоминалось ранее, притче присущ аллегорический, то есть иносказательный характер. В повести «Маленький принц» весь сюжет пронизан этими аллегорическими мотивами или символами, и их вполне можно понять и объяснить. Вот пара примеров. Маленький принц живет на самой маленькой планете, на которой есть три вулкана, Роза и баобабы, которые могут разорвать этот маленький мир. Принц каждый день ухаживает за своей планетой, следит, чтобы не прорастали ростки баобаб, а росли только хорошие растения. Это можно сравнить с мыслями: хорошими и плохими. Но потом он устает от капризов своей Розы и уходит в поисках нового дома, новой планеты. На пути Маленького принца встречаются самые разные миры-планеты. Он встречает короля, честолюбца, пьяницу, дельца, фонарщика и географа. Они, как и принц, живут на собственных планетах. Все они показались мальчику странными и неинтересными. В моем понимании, эти планеты – это внутренний мир жителей, а сами жители – это люди из реальной жизни с их человеческими пороками: честолюбием, властью, унынием, соблазнами и бессмысленными занятиями. Возможно, такие люди встречались Экзюпери в реальной жизни. Где тут элементы притчи? Поучительный смысл. Автор нам указывает, какие люди могут нам попадаться на пути, и таких людей надо избегать, да и самим такими не становиться. «Образы почти всех обитателей соседних планет, воплощающие человеческие пороки в их обнаженной сути, доведены до гротеска», - подметили Н. Вайсман и Р. Гарват. И сам образ Маленького принца – это сам Сент-Экзюпери, его внутреннее детское «Я», которое, встречая свое взрослое «Я», открывает другой взгляд на жизнь. Что касается романа-притчи П. Коэльо «Алхимик», тут разобраться не так просто. В основу притчи был положен принцип параболы: повествование словно отдалялось от данного временном пространстве и, двигаясь по кривой, возвращалась назад, оставив явления художественного осмысления в философско-эстетическом аспекте. Произведениям постмодернизма была присуща «мутация» жанров, времени, иногда и пространства, сочетание истин, порой полярно противоположных, многих людей, наций, культур, религий, философий. Потому «Алхимик» просто разрывался между жанрами. Сколько не были выделены элементы повествования, приключенческого романа, мемуаров, апокрифов, алхимических и философских трактатов, библейских текстов, очерка, мифа – все равно произведение определяли как роман-притчу. Описывая путь главного героя «Алхимика» и его духовное обогащение на его пути, Коэльо использовал символический язык, что описала человека, его жизнь и мечты. Отметим, что символический язык присущ жанру притча. По сюжету «Алхимик» - это произведение о поисках и обретения истины. Он имел кольцевую композицию. Испанский пастух Сантьяго, как библейский блудный сын, путешествовал по миру, чтобы убедиться, что обещанный ему клад лежал на том месте, откуда и начались его странствия. «Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять, что клад зарыт у твоего собственного дома», - пишет по этому поводу Коэльо. Итак, почему произведение «Алхимик» мы называем притчей? Во-первых, в нем нет определенного времени или даты. Все повествование – это весь жизненный путь пастуха Сантьяго к своей заветной цели. Во-вторых, в романе присутствуют собственно притчи – небольшие истории с поучительным характером. Некоторые из них имеют религиозный мотив. Эти притчи дополняют роман, помогая лучше понимать саму суть, которую хотел донести до нас Коэльо. В-третьих, произведение повествуется легко и понятно, на простом языке. И все для того, чтобы читатель понял суть написанного. В-четвертых, это духовные наставления Алхимика, царя Мелхиседека и тех людей, которые встречаются на пути Сантьяго. Именно от них главный герой узнает, осмысляет и учится всему, что ему говорили эти персонажи. Как мы знаем, притча несет поучительный характер, то есть премудрость. Главная мудрость в «Алхимике» - это следовать своей мечте, своей заветной цели; зная свой жизненный путь, пройти его с достоинством, а также не забывать о любви. Любовь дает силы на веру и надежду, что заветная мечта непременно сбудется. Итого, А. де Сент-Экзюпери и П. Коэльо обращаются к жанру «притча», чтобы доступно и просто донести до читателя те мысли и идеи, которые могли бы заставить человека задуматься над смыслом его жизни. Также в обоих произведениях осуждаются человеческие пороки и возвеличиваются дружба, взаимопонимание, мечта, любовь. Они оба являются автобиографическими, то есть Экзюпери и Коэльо делятся с нами, читателями, жизненным опытом и повествуют о том, через что прошли. «Маленький принц» и «Алхимик» полны философских вопросов и символов, над которыми каждому стоит подумать. Об этом будет идти речь в следующем разделе. Раздел III. Философские проблемы в «Алхимике» и «Маленьком принце» Вот мы и добрались до главной части работы – философские образы и вопросы в повести «Маленький принц» и романе «Алхимик». В обоих произведениях присутствует философский подтекст – то, о чем читателю стоит подумать и, возможно, что-то переосмыслить в своей жизни. Обе книги, я считаю, несут пользу нашему разуму и душе. Это не просто повесть и роман с увлекающим сюжетом, нет. Они учат нас жизни. Ни для кого не секрет, что Антуан де Сент-Экзюпери был военным летчиком, а восхитительная поучительная сказка «Маленький принц» появилась незадолго до одного из последних вылетов писателя, а если быть более конкретными, то в 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны. Маленький принц по образу Антуана – это трогательное и хрупкое существо, но в то же время, отличающееся непримиримостью к честолюбию, жадности и другим человеческим порокам (прил. №5). Это символ человека – странника во Вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Образ главного героя – это и есть сам Экзюпери, его детское «Я», которое смотрит на окружающий мир с мудростью и простотой (прил. №6). «Алхимик» Пауло Коэльо – самое известное произведение бразильского писателя, любимая книга миллионов людей в мире. «Алхимик» - это как бы современный «Маленький принц». Глубокая и простая книжка», - отмечал Милорад Павич, сербский прозаик и переводчик. «Алхимик» - это биография писателя, завуалированная философскими размышлениями, а Сантьяго – сам Пауло Коэльо. Весь путь, который проходит главный герой на протяжении всего романа – это как бы жизненный путь самого автора. На его примере Коэльо показывает, что даже пастух может многое увидеть и многого добиться, если будет следовать своей мечте, зову сердца. Автор на примере своего героя учит читателя слушать внутренний мир и улавливать знаки, которые преподносит нам жизнь, ведь в земном мире ничего не происходит просто так. Всегда надо следовать по пути своей судьбы. Никогда не сдаваться и идти вперед. А также не забывать о древней мудрости: «Что случилось однажды, может никогда больше не случиться. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий». Пауло Коэльо пишет для тех, кому не хватает пищи для души. В его книге глубокий смысл, незаурядная философия. А философия не должна вызывать восторг, ее миссия – духовное развитие человека. Она создает ощущение таинственности и заставляет периодически останавливать чтение и подумать о прочитанном. А в чем заключается суть повести-притчи Экзюпери «Маленький принц»? Очень многие авторы классики часто используют прием встречи своего взрослого «Я» со своим внутренним детским «Я», которое неизбежно либо уходит, либо умирает, оставляя глубокий след в жизни и судьбе взрослого «Я», а иногда и меняя его в лучшую сторону. Экзюпери тоже подвергся этому влиянию своего маленького «Я», которое вернулось в свой привычный мир, оставив его с чувством привязанности и тоски по нему. В целом, книга для детей, но в ней то, чего так не хватает взрослым: своей непосредственности, свободы, детства, которое уходит безвозвратно, оставляя лишь воспоминания и тоску за прожитыми беззаботными днями. Мудрость и простота, с которым ребенок смотрит на мир, постепенно уходят вместе с детством, и оставляет лишь взрослое видение мира, без фантазий и воображения, не способное видеть барашка в нарисованной коробке и слышать музыку колодца. Очень жаль, что детство уходит безвозвратно, оставляя лишь печаль и воспоминания, глядя в загадочные дали звездного неба. «Маленький принц» заставляет думать. Эта повесть побуждает к жизни вопросы, которые каждый человек хоть раз задавал самому себе. Кто я? Для чего живу? Как любить другого и при этом не потерять себя? Как обходиться с чувствами: радостью, обидой, злостью, нежностью? Как, став Взрослым, сохранить детство – открытое, непосредственное и творческое – восприятие мира? Читая эту книгу, каждый Взрослый получает еще один шанс встретиться с миром детства, заставляет остановиться, задуматься и усомниться в том, что его планета – единство во Вселенной, потому что рядом находится другой мир, другая планета, забытая им планета – планета детства… Большое значение в обоих произведениях имеет путешествия главных героев. Путешествие – замечательный способ познакомиться с теми частичками самого себя, которые могли бы остановиться непознанными для человека до самой его смерти. Это способ вспомнить себя настоящего. Обычная жизнь, когда уже все кажется давно известным и понятным, - это существование со всех сторон ограниченное стенами, которые постоянно возводит сам человек и общество, в котором он живет. Путешествие помогает преодолеть эти стены. Стены, которые не только вне человека, но и внутри него. Когда стены эти исчезают, человек оказывается в океане собственной души. Человек от самого своего рождения и до смерти следует по определенному жизненному пути («Своей Стезей»). Путь обозначен «маркерами», важнейшей из которых – отправная точка, перекресток, мост, встреча, конечная точка. Каждый из маркеров обладает собственной символикой: отправная точка, к примеру, может быть материальной (дом) и фигуральной («ощущение недостачи» в терминологии В.Я. Проппа), а точка конечная трактуется как приобщение к сакральным ценностям, либо как преодоление препятствия, которое преграждает им путь, либо как обретение мирского блага. Мост и перекресток – границы миров, на которой происходит полная потеря прежних качеств и приобретения новых, позволяющих продолжить и завершить путь. Немало важной частью обоих произведений является образ пустыни. Пустыня в повести «Маленький принц» - это символ духовной жажды. Она прекрасна ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. « - Знаешь, отчего хороша пустыня? - сказал он. – Где-то в ней скрываются родники…» Летчик в пустыне один, решил « попробовать сам починить, исправить мотор или погибнуть ». С помощью метафоры«упал с неба» автор описывает состояние кризиса, в котором оказался Летчик. Он разочарован, он потерял привычное мироощущение. Но в то же время стоит дилемма: выжить или умереть. Что значит слово «починить»? Это значит починить сломанную жизнь, и в этом помогает ему именно ребенок, то есть Маленький принц. Пустыня в понимании Коэльо – это путь, испытание, которое главный герой должен пройти (прил. №7). У пустыни тоже есть душа. Она может забирать жизни, но может и сохранить. Еще ее можно ассоциировать с границей между жизнью и смертью. В романе полем боя между народами была именно пустыня. Также это место, где он повстречал приятеля – англичанина, который рассказал ему об Алхимике, здесь он встречает свою любовь – Фатиму, и по пустыне он пробирается, преодолевает путь к своей заветной цели – Пирамидам (прил. №8). Образ Пирамидов – это символ мудрости, могущества и человеческих возможностей, которых достигает Сантьяго. В обоих произведениях также главное место занимает любовь. У Экзюпери – это любовь Маленького принца к Розе (прил.№9). Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть. Роза в повести имеет некий символизм. Она символизирует латиноамериканскую жену А. де Сент-Экзюпери, с которой у них в последнее время возникали частые споры и недоразумения. Но все же Антуан любил свою жену, как Маленький принц – свою Розу, за которую он в ответе. Еще одна тема любви – это любовь к прекрасному. Маленький принц любил закаты, и мог ними любоваться на своей планете сколько угодно, стоило только передвинуть стул. Еще он любовался звездами. Звезды – это яркие маленькие огоньки души, это огоньки надежд. Еще они символизируют всех людей на свете, с их внутренним миром. Любовь у Коэльо имело свою символику, заключалось в осознании цели и назначении человека. Поняв язык любви, язык Знаков, автор подготовил героя к главному: к пониманию самого предназначения человека в этом мире. Любовь Сантьяго – это кульминационный момент в произведении. Герой начал осознавать свое предназначение в жизни. смысл бытия заключался в усвоении языка Знаков. В этом и заключалось новаторство Пауло Коэльо, ведь он использовал человеческое чувство любви по-своему, по-философски. Если раньше в художественной литературе писатели использовали это слово для передачи высоких человеческих чувств, то Коэльо дал ему философскую интерпретацию. С помощью любви герой осознал себя частицей Вселенной, постиг важнейшую и самой мудрой часть того языка, на котором говорил мир, которую люди познавали сердцем. Она называлась Любовь. Она была древнее рода человеческого. Тема дружбы в «Маленьком принце» и «Алхимике» тоже занимает не последнее место. В «Маленьком принце» - это Лис (прил. №.10). Встреча Маленького принца с Лисом считается самой важной в произведении. Он ему открывает понятие дружбы и привязанности, становится его другом. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», - наставлял принца Лис. Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого… Встреча с Лисом дала Маленькому принцу возможность лучше узнать себя и увидеть Другого, научила строить и поддерживать отношения, несмотря на возникающие в них трудности, непонимания, обиды. В романе «Алхимик» тоже наблюдается момент дружбы. Другом главного героя Сантьяго становится англичанин, с которым познакомился в караване. Англичанин ему рассказывает об алхимии и самом Алхимике, указывает на него. Сантьяго с ним делится своими книгами, а тот со своими, таким образом обмениваясь своими понятиями и опытами. Но, к сожалению, у них не получается хорошо понять друг друга. Но встречая Алхимика, Сантьяго все понял. Алхимик для него становится не просто другом, а и учителем. Именно он направил его на истинный путь, путь к Пирамидам, куда так стремился Сантьяго. И именно благодаря Алхимику главному герою удается познать себя. Изучив эти произведения и узнав больше об этих писателях, я поняла, что основные мысли Коэльо и Экзюпери очень тесно сходятся. Они оба смотрели на жизнь и значение жизненного пути одинаково, оба возвеличивают самые важные для человека моральные ценности (дружба, любовь, мечта, стремление к цели). Оба их произведения являются автобиографическими, таким образом рассказывая о своем жизненном пути. Я хочу сказать, что существование таких произведений – это очень хорошо для нас, читателей. Такие книги приносят пользу человеку, благодаря ним он сможет задуматься о своей жизни, взвесить все «за» и «против» и стать на пути к самосовершенствованию. Выводы Исследовав тему, представленную в моей исследовательской работе, я могу сказать, что связывает Антуана де Сент-Экзюпери и Пауло Коэльо - этих двух прекрасных писателей, и их произведения – «Маленький принц» и «Алхимик». Писателей объединяет их жизненные пути. Их общая миссия – направить человечество на путь истинный, искренне веря, что у него есть шанс поменяться в лучшую сторону. Я сравнила биографические факты Экзюпери и Коэльо и выяснила, что они оба с детства определили свои судьбы, и связали они свою жизнь с литературой. Выяснила, что повлияло на написание их произведений, и через что им пришлось пройти в своей жизни. Проанализировав повесть «Маленький принц» и роман «Алхимик», я нашла в них черты притчи и выяснила, почему писатели обратились именно к этому жанру. Изучив сюжет обоих произведений, я раскрыла много философских вопросов и попыталась дать на них ответы. А также определила актуальность произведений – эти книги приносят пользу человеческому сознанию. Теперь я могу сказать, что Экзюпери и Коэльо являются близкими по духу людьми. Они оба придерживаются одного и то же принципа – гуманизма. Они верят в людей и утверждают, что все их руках. И я могу согласиться с их мыслью. Список использованной литературы В. П. Григорьев «Антуан де Сент-Экзюпери: Биография писателя» - Л.: Просвещение, 1973. Н. И. Вайсман, Р. Ф. Гарват «Зорко одно лишь сердце». М. Надъярных «Мифология тождества Пауло Коэльо». А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943) . П. Коэльо «Алхимик» (1998) Приложение №1 Портрет А. де Сент-Экзюпери Приложение №2 Памятник А. де Сент -Экзюпери в аэропорту Бастии |