Культурология 5 вариант. Типология и классификация культур. Основные этапы развития мировой культуры
Скачать 73.58 Kb.
|
Одно из первых табу касалось инцеста — брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни. Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен. С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды. Одним из важнейших из них был обряд инициации — посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи. Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства. С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер. Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен. Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов. Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания. Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры. 2. Культура средневековой Руси (язычество, развитие письменности, иконопись). 2.1. Культура языческой Руси. Древнерусской культурой называется культура средневековой Руси в период от начала ее христианизации (Х век) до религиозного раскола, произошедшего в конце XYII века и предварившего собою петровские реформы – последовательный курс на модернизацию страны и ее культуры. Но древнерусской культуре предшествовала языческая культура восточно-славянских племен. Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических примитивных верований древнего человека до государственной «княжеской» религии Киевской Руси к Х веку. Сам термин «язычество» литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «иноземцы». Таким образом, русские эпохи Киевской Руси – христиане по вере – как бы «отгораживались» от народов, еще не крещенных. В современной науке под язычеством понимается комплекс обрядов, верований, которые предшествовали возникновению мировых религий и которые во многом послужили их основой. Язычество восточных славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. А отголоски сохранились вплоть до наших дней. Основой языческой культуры Руси была славянская мифология. Само это понятие состоит из двух греческих слов – «миф» - что значит – сказание, предание и «логос» - слово, мысль, разум. Так вот, мифология – это особый взгляд на мир, когда все существующее в мире воспринимается как сопричастное друг другу. Отсюда возможно переносить свойства одних предметов и явлений на другие предметы и явления. Мифология всех древних народов, в том числе и восточных славян, основана на таком породнении человека с окружающим его миром, когда он не отличает психологическое значение и смысл любого предмета от их объективных независимых от самого человека свойств, а потому воспринимает эти предметы и явления и прежде всего явления природы как какие-то одушевленные существа. Особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому мифологическое мировоззрение в начале относилось к этим предметам. Это проявлялось в виде поклонения по отношению различных неодушевленных и одушевленных предметов, а такая вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта получил название фетишизма. И такими фетишами для древних славянских народов могли быть и добычливые орудия охоты, и деревья, плоды которых утоляли голод, и кремень, с помощью которого можно было добывать огонь, и т.д. Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление сверхъестественных сил. Но с усложнением мышления человек, задаваясь вопросом об источнике этих сил, начинает думать, что их носителем является существующая в объекте какая-то неведомая ему сила – своеобразный двойник данного объекта. Это породило новую форму первобытных верований – анимизм (от латинского – дух, душа). Восточное славяне верили, что все их окружение как бы одушевленно ( «и камень имеет душу», не говоря уже о деревьях или животных). Еще одной разновидностью язычества была вера в происхождение того или иного рода или племени от какого-то животного, который считается древнейшим предком, родоначальником этого рода или племени – тотемизм. Зафиксированная в мифах, история этого предка служила основой культурной организации. Обычно тотем изображался на гербе племени, служил объектом поклонения и почитания. А в целях поддержания культа тотема существовали магические ритуалы и обряды. Наиболее ярко подтверждают существование тотемизма у восточных славян русские народные сказки, где часть многие животные называются или лисичкой-сестричкой, или волком-братиком, или медведем-дедушкой. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки из лебедя, лягушки и наоборот. Особенно часто поверья восточных славян связаны с людьми-волками, так называемыми волколаками. Следующая более высокая стадия мышления древних славян связана с представлением о том, что дух – «двойник» может жить вне своего объекта, которому он присущ, что породило культ предков. Другим фактором возникновения культа предков послужило выделение в роде возрастной группы старейших. Их почитаемость в земной жизни сказывалась на отношении к ним родичей после смерти. Невидимые духи-души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемистического культа постепенно «населяют» окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу (демону). И считается, что не сам предмет; а именно они (демоны) оказывают влияние на ход событий в мире и на судьбы людей. И демоны приобретают антропоморфный (человеческий) образ. Духи-демоны начинают различаться прежде всего по месту обитания, становятся как бы «хозяином места». В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини, водяные, русалки. Водяной в облике косматого, с бородой по колено, злого и мстительного старика живет на дне рек и озер, в омутах. А берегини и русалки – это женские духи рек, озер, прудов. По народным поверьям, весной русалки выходят на берег, качаются на ветвях, расчесывают свои длинные зеленые волосы, поют песни, заманивают прохожих и стараются защекотать их до смерти. Лес – это царство лешего или лесовика. Леший обитает на деревьях или в дуплах. В жилище «хозяин» домовой – маленький горбатенький старикашка. Он – покровитель дома, домашнего хозяйства. Важнейшей доминантой (лат. – важнейший признак чего-либо) языческой культуры восточных славян был пантеон богов, представление о которых сформировалось на последней стадии существования родоплеменных отношений и ранней стадии существования такого государства как Киевская Русь. Главой этого пантеона был Перун – бог грозы и войны, а потому он считался покровителем князя-военачальника и его дружины. Другими представителями пантеона были: Стрибог – бог неба, воздушных масс; Хорс – божество солнечного светила, Макошь – богиня земли и плодородия; Семаргл – божество семян, ростков и корней растений. Все эти божества изображались в виде идолов (деревянная скульптура), которые как правило ставились на возвышенных местах, чтобы их можно было видеть как можно дальше. Этим идолам поклонялись. Причем, для каждого изображенного божества было назначены определенные дни для поколения. Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию определенного культа. С другой стороны, культовая практика способствовала формированию определенных ритуалов и обрядов, а те, в свою очередь, были частью праздников, которые у восточных славян в основном были связаны с различными периодами сельскохозяйственного производства. В целом славянская мифология была дробной и аморфной, т.е. неоформленной в какую-то единую систему, а потому при формировании централизованного государства, и прежде всего государства Киевской Руси, она не могла отвечать его задачам и целям. Поэтому возникла настоятельная потребность в замене мифологического мировоззрения на религиозное. Религия исходит из принципа монотеизма (от греч. Слов моно - единственный и теос – бог) – вера в одного Бога как начала всех начал. Следует отметить, что и принятием христианства элементы язычества остались в российской культуре. Это прежде всего вера в колдовство, гадания, приметы, талисманы, сглазы и т.д. Иначе говоря, процесс христианизации Руси как бы складывается из двух встречных процессов – христианизации язычества и «объязычивание» христианства – своеобразное двоеверие. 2.2. Культура средневековой Руси. Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом, понятие "средневековая русская культура" включает в себя создание и накопление духовных и материальных ценностей в России IX - первой половины XVII вв. : с объединения князем Олегом всего пути "из варяг в греки" от Новгорода до Киева и образования мощного военно-политического союза восточно-славянских и неславянских племен до царствования Алексея Михайловича Романова, при котором укрепилась самодержавная Россия. Как в Западной Европе, так и на Руси средневековая культура сформировалась под влиянием христианского миропонимания и с предельной полнотой выразила его во всех своих главных феноменах. Самобытность Русского средневековья определяется тремя главными факторами: этническими, национальными особенностями развития древней (дохристианской) восточно-славянской культуры; своеобразием социально-политической истории Руси в древний и средневековый периоды, ее геополитическим положением между Востоком и Западом; принятием христианства из Византии. Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром в 988 г., и с этого момента появилась Киевская Русь. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Ведь в эту эпоху Византия была еще в расцвете, там не умерла античная традиция. Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества, что вполне соответствовало замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал — началось бурное, стремительное развитие страны. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иноземцев. Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит русские кадры для церкви, и, как следствие, распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые Владимир под плач матерей собирает детей высшего сословия, молодых людей посылает на учебу за рубежи родной страны. Вводится летописание; как и всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится государством новой высокой культуры. Вспомним, что Русь до XVII в. не знала школьной философии, а потому не дала таких ученых сочинений, как «Источник знания» Иоанна Дамаскина (ок. 650 — ок. 749) в Византии или «Сумма богословия» Фомы Аквинского (1225-1274) на средневековом Западе, которые подводили бы итог смысловому содержанию целой эпохи. Но это не значит, что на Руси не было своего философского осмысления бытия, только философствование осуществлялось в специфических формах — в формах иконописания. Не в трактатах, а в иконах, не в силлогизмах и дефинициях, а в зримых явлениях красоты — достаточно строгой, твердой и незамутненной, чтобы пропускать чистый свет духовного смысла, — приходится искать центральные идеи древнерусской культуры. Творчество красоты приняло на себя дополнительные функции, которые в других культурах принимало на себя абстрактное мышление. Другая черта древнерусской культуры и в Киевской Руси, и в Московской Руси — это религиозность, т. е. можно говорить о том, что древнерусская культура — это религиозная культура. В то время, когда в Западной Европе происходил кризис Реформации, сферы бытия русского человека были пронизаны православным религиозным воздействием и во многом определялись им. На Руси возникают целые города — памятники православного искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-заповедниках: Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кириллов и др. Наши храмы монументальные и веселые, украшенные. Если хотите, тут даже какой-то элемент Востока или, точнее, элемент веселой красоты: православное христианство — самое веселое христианство. Русский храм благодаря светлому, яркому, сияющему иконостасу, благодаря очеловеченному устройству пространства, его космизму и золоту огня, просто красив и светел. И наконец, характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие — сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Действительно, так как язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в воду языческих идолов, простоявших в Киеве несколько лет, поплакали и забыли о них. И заметьте — не порубили, не сожгли, а проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду, доверяя ее реке. И все — древние боги ушли, а вот язычество в своих земледельческих и бытовых нравственных формах живо до сих пор. Необходимо помнить, что древнерусская культура, главным очагом которой являлся Киев, по своему происхождению и характеру была европейской культурой, но она впитала также значительные воздействия культур Востока. Древняя Русь в X-XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами, и этим тоже объясняется стремительный взлет древнерусской культуры. Несомненно, наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром и общим источником культурных явлений. Как полагают современные ученые, византийское культурное влияние со временем поднялось на Руси до довольно высокого уровня общения развитых культур. За сравнительно короткое время киевскими книжниками были освоены громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства, прежде всего архитектуры и живописи. Киевская Русь, осваивая литературные богатства и искусство Византии, тем самым приобщалась и к названной общей основе, она вместе с тем включалась и в процесс дальнейшего созидания и развития европейской культуры. Однако столь значительное византийское влияние отнюдь не приводило к тому, что древнерусская культура превращалась в копирование византийской, а Киев — в некий филиал Константинополя. Усваивая более развитую византийскую культуру и через нее опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси обнаружила и яркую самобытность. Об этом свидетельствует оригинальная литература Киевской Руси, в частности «Слово о полку Игореве» — произведение, не имеющее прецедентов в византийской литературе и отличающееся от западных эпических поэм. В XI-XII вв. стольный град Руси поддерживал весьма широкие отношения и с восточными соседями, и со странами Центральной и Западной Европы. В то время Древнерусское государство занимало важное место в политической жизни всего континента, о чем, в частности, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Достаточно вспомнить, что Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции и принимала участие в управлении страной. Сохранилось письмо папы Николая II, написанное им Анне в 1059 г., в котором он хвалит ее добродетель, ум и советует воспитывать сыновей в чистых нравах, поддерживать короля в его заботах о государстве. Определенное своеобразие имеет и русская литература, возникшая еще в Х в. Официальное принятие христианства древнерусским государством потребовало не только множества переводных богослужебных и просветительских книг, но и составления, собственных, русских сочинений. Из памятников гражданской литературы до нас дошло так называемое «Поучение Владимира Мономаха», обращенное к детям князя. Литературный прием обращения отца к детям был широко распространен в средневековой литературе, нет ни одной страны на Западе и на Востоке, где бы не было такого рода произведения. Известны также сочинения церковного характера: жития русских святых Бориса и Глеба, Ольги, Владимира и др., поучения Феодосия Печерского и Луки Жидяты и, наконец, «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона. Последнее произведение имеет исключительное значение, по своей теме оно обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее. Фундаментальная идея о необходимости прекращения своевольства и усобиц, о единении князей для защиты Русской земли пронизывает изумительный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Строгий анализ образов этой поэмы показывает, что они порождены синкретическим мироощущением, сочетанием разнородных элементов: «Слово о полку Игореве» отражает «впечатывание» христианского мировоззрения в плоть традиционной славянской культуры. Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место принадлежит летописи. Русское летописание возникает в XI в. и продолжается до XVII в. В разное время своего существования оно имело разный характер и разное значение. Достигнув значительного развития в XI-XII вв., летописание затем в результате монголо-татарского нашествия приходит в упадок. Во многих старых летописных центрах оно прекращается, в других сохраняется, но носит узкий, местный характер. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы. Летописи — это не просто перечисление исторических фактов, в них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний. Они представляют собой как бы синтетический памятник русской средневековой культуры. Можно без преувеличения сказать, что у нас нет более ценных и интересных памятников прошлой культуры, чем наши летописи — от знаменитой «Повести временных лет» киевского монаха Нестора до последних летописных сводов XVII в. В ходе своего развития достигает расцвета древнерусское искусство. Во второй половине XIV — первой половине XV в. работали два великих русских художника — Феофан Грек и Андрей Рублев. В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю села», княжеские развлечения. Артисты-скоморохи занимали особое место среди древнерусских профессиональных исполнителей. Они ездили из города в город, из села в село и выступали на торгах, ярмарках или празднествах. Скоморохи были артистами — профессионалами-танцорами, акробатами, фокусниками, водили медведей и других дрессированных животных. Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлечениям, видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религиозным воззрением, отвлекающим людей от церкви. К числу наиболее замечательных археологических достижений нашего времени по праву относится открытие берестяных грамот в Новгороде. Береста играла на Руси такую же роль, как папирус в Египте или вощеные таблички в Риме. Феодальные акты, подлежащие вечному хранению, писались на пергаменте, но повседневные нужды в письменном слове удовлетворялись с помощью березовой коры. Именно на ней запечатлевали хозяйственные распоряжения, долговые расписки, заметки для памяти и частные письма. Авторами и адресатами их были лица разного достоинства и сословной принадлежности — и бояре, и представители знати, и рядовые ремесленники, и крестьяне, и служилые люди. Характерными чертами русского быта в XVI в. оставались консервативность и большая, чем в предыдущие периоды, но все еще незначительная дифференциированность: разница в быте между господствующим классом и «черными» людьми по-прежнему была скорее количественной, чем качественной. Мало отличались друг от друга в это время городские и сельские жилища. Город был комплексом усадеб, на улицы и переулки выходили не дома, а высокие глухие заборы. В каждой усадьбе были изба, хозяйственные постройки, небольшой огород с садом. Боярская усадьба имела большие размеры, разнообразными были хозяйственные постройки: кроме господского дома стояли «людские» избы, в которых жили холопы. Горожане держали также домашний скот, а потому за городской чертой обязательно устраивались выгоны. 3.Понятие информационного общества. Техника и цивилизация. 3.1. Понятие информационного общества. Информационное общество — это новый исторический период развития общества, в котором информация и знания становятся главным продуктом производства, а создание, хранение, переработка и передача информации — одной из важнейших деятельностей в экономической, политической и культурной сферах. Современный мир в настоящее время переживает очередную информационную революцию, которая отражается в формировании и активном развитии глобальных информационных сетей по всему миру. Этот период характеризуется необычайным увеличением объема информации, которая становится одним из важнейших факторов, определяющих развитие технологий и общества в целом. Небывалый рост скорости и объема передаваемой информации, новые методы ее поиска и хранения, уникальные возможности производства, новые виды деятельности в сети — все это привело к возникновению информационного общества. Зарождение понятия Впервые о теории «информационного общества» заговорили еще в середине 90-х гг. после появления кибернетики. Его изучением занимались американские ученые К. Шеннон, Н. Виннер, Д. Нейман, английский криптограф А. Тбюринг и советские математики школы А. Н. Колмогорова. Однако сам термин был предложен японским теоретиком К. Коямой только в 1961. Основываясь на трудах теоретика, японцы в 1972 году приняли программу «План информационного общества; национальная цель к 2000 году». Впоследствии термин стал популярен и в западных странах и активно применялся в работах известных европейских ученых, изучающих феномен информационного общества. В процессе своего становления термин «информационное общество» обрел большую популярность и стал активно использоваться не только в профессиональной речи специалистов, работающих с информацией, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В этот период специалистам пришлось столкнуться с рядом проблем, сопутствующих активному развитию информационных процессов. К ним относятся: преодоление «информационного кризиса», связанного с резким увеличением объемов поступающей информации, также известный как «информационный взрыв»; возникновение трудностей в поиске нужных данных у потребителей — информационный голод; проблемы информационной культуры, заключающиеся в умении ориентироваться в информационном пространстве, соблюдении этики и т. д.; вопросы безопасности в информационной среде: предотвращение сбоев, зашита данных, обеспечение конфиденциальности и др. Характерные признаки Как и любому явлению в мире, информационному обществу присущи не только положительные признаки, но и черты, которые негативно влияют на социум. К положительным признакам относится: Высокая роль информации, знаний, технологий. Сегодня в мире наблюдается небывалый рост объема информационных потоков во всех сферах человеческой деятельности. Легкодоступность знаний позволяет людям расширять свой кругозор, не выходя из дома. Информация является одним из основных факторов развития технологий и прогресса. Рост людей, занятых в отрасли информационных технологий. Стремительное развитие информационных технологий привело к изменению структуры занятости. Они успешно внедряются практически во все сферы профессиональной деятельности, автоматизируя рабочий процесс. Наиболее активно роль информации растет в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), научных и технических услуг. Увеличение информатизации общества. Под информатизацией подразумевается удовлетворение информационных потребностей общества. Современные информационные технологии придают распространению информации массовый характер. Относительная доступность телефонов, компьютеров, интернета и других коммуникационных систем ускоряет процесс информатизации общества. Образование глобального информационного пространства. Этот признак отражен в глобальной унификации информационной индустрии на фоне растущей роли информации и знаний. Люди из разных уголков стран имеют одинаковый доступ ко всему контенту, представленному в сети. Электронная демократия, правительство, государство. Форма демократии, в рамках которой активно используется ИКТ в качестве основного инструмента для коллективных и административных процессов на всех уровнях. Это позволяет власти быть более мобильной и доступной для граждан. При этом у населения появляется возможность влиять на принятие политических решений. Для этого проводятся электронные голосования, создаются порталы, где любой гражданин может оставить отзыв о работе конкретной правительственной структуры и т. д. Информационная экономика. Современные технологии позволяют мировой экономике развиваться на новом инновационном рынке. Сами информационные технологии превратились в отдельный прибыльный бизнес, который отвечает информационным запросам и потребностям потребителей. Информация стала пониматься как ресурс, который представляется предметом купли-продажи. Такое понимание информации и ее движение в качестве товара способствуют формированию и развитию рынка информации. К негативным тенденциям информационного общества причисляют: Информационное неравенство, которое заключается в неравномерном распространении информации. Разная степень доступности отражается в том, что преимущества информационного общества одной части общества приносят рост и достаток, а другая часть при этом становится более уязвимой. Проблема достоверности информации возникает из-за ее большого объема. Она сопровождается сложностями в отборе качественных и достоверных сведений среди тысячи альтернативных вариантов. Осуществление тотального контроля за людьми. С развитием информационных технологий все большую значимость приобретает проблема конфиденциальности личных данных. В базах данных сохраняется вся информация, которую мы когда-либо упоминали на просторах интернета. Активное присутствие человека в сети делает его более уязвимым для контроля. Вмешательство в частную жизнь человека. Информационные технологии способны разрушить частную жизнь и отрицательно влиять на деятельность организаций. Структура информационного общества Структуру информационного общества можно рассматривать с социальной и институциональной точки зрения. Социальная структура Ее составляют: Собственники. Ими считаются те, кто имеет собственность на информационные или индустриальные средства производства. Наемные работники подразделяются на «новых профессионалов» и «информационных бедняков». К первым относятся профессии в сфере искусства и культуры, инновационных формах обслуживания и промышленности, а также топ-менеджеры предприятий и политические деятели. Ко второй категории причисляют профессии в традиционных сферах обслуживания и промышленности. К ним относятся продавцы, бухгалтеры, слесари, грузчики, шахтеры и др. Институциональная структура Она состоит из шести элементов: Экономические учреждения. Социальные. Врачебные. Научные. Производственные. Добровольные или благотворительные. Представители информационного общества К представителям информационного общества, как правило, причисляют всех современных людей, обладающих высоким уровнем образования и занимающихся интеллектуальным трудом. Деятельность работников в этой сфере связна с обработкой и анализом поступающей информации и получением новой. К ним можно отнести: аналитиков, программистов, людей, работающих с анализом больших данных и т. д. Их разработки влияют на прогресс информационных технологий и процессов. Такой труд требует высокие умственные навыки и специальное образование. Информационные работники генерируют идеи, новые подходы и методы к изучению и использованию информации, формируют рынок сбыта для информационных продуктов. Их профессиональная деятельность высоко ценится на современном рынке труда. Самые популярные и прибыльные профессии сегодня связаны с информационными процессами, поэтому конкуренция в этой сфере довольно серьезна как между специалистами, так и между работодателями. Крупные компании постоянно находятся в поиске талантливых и креативных профессионалов. Роль информационного общества в развитии человечества С развитием цивилизации роль информации в жизни человека становится все существеннее. Наступление постиндустриальной эпохи способствовало возрастанию влияния информации на общество во всех сферах деятельности. Под ее воздействием люди меняют свой образ жизни и мировоззрение, расширяют круг возможностей испособностей, познают не только мир, но и самих себя. Информационная эра до неузнаваемости изменила привычный уклад жизни. Виртуальное пространство активно вносит свои корректировки в реальную жизнь людей, которую сегодня невозможно представить вне информационных технологий. При этом многие эксперты в сфере информации придают процессам информатизации негативный оттенок, который проявляется в унификации человечества, потери личной индивидуальности и ослаблении духовных ценностей. Содержание роли информационного общества все еще не имеет единой характеристики и процессы, происходящие в этой сфере, сложно предсказать. Поэтому исследования на эту тему сегодня особенно актуальны и популярны. 3.1. Техника и цивилизация. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Технические средства, с одной стороны, есть вещество природы, с другой – призваны быть продолжением естественных работающих органов человека. Развитие техники совершается не только путем опредмечивания технологических функций человека, но и путем превращения вещества природы и естественных процессов в рабочее вещество и технологические процессы. В развитии техники можно выделить 3 основных этапа : |