Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторический обзор: хронология развития книжной миниатюры Ирландская книга

  • Каролингское возрождение

  • Готическое книжное искусство

  • Практическая часть Изготовление реплики средневековой книжной миниатюры

  • Доп. инфа Как создавалась средневековая книга

  • ааа. Титульный лист 1 стр. Содержание 1 стр


    Скачать 34.65 Kb.
    НазваниеТитульный лист 1 стр. Содержание 1 стр
    Дата19.06.2018
    Размер34.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаааа.docx
    ТипРеферат
    #47288

    Титульный лист – 1 стр.

    Содержание – 1 стр.

    Введение – 2 стр.

    Исторический обзор – 8-10 стр.

    Практическая часть – 4-5 стр.

    Заключение – 1 стр.

    Список литературы – 1 стр.

    Приложение – 5-8 стр.

    Всего – 23-29 стр.


    1. Введение

    Искусство книги, как большинство жанров искусства средневековой эпохи, связано главным образом, конечно, с религией. Книга должна была играть роль проповедника, нести людям слово Божие. Но вместе с тем это было искусство “не для всех”: во-первых, как уже упоминалось, большинство населения в Средние века было неграмотным, а во-вторых, даже самая скромно оформленная книга стоила целого состояния. Таким образом, довольно быстро обладание драгоценными изданиями стало престижным, и знатные люди — короли, герцоги, служители церкви — заказывали для себя кодексы не только в просветительских целях. В книжной миниатюре лучше чем где бы то ни было отражаются стилистические и иконографические особенности различных школ и эпох. Часто книга бывает очень тесно связана с личностью ее заказчика, что представляет собой особый интерес для историков.

    Книжная миниатюра средневековой Европы – один из важнейших источников знаний о жизни средневекового общества. От периода раннего средневековья до современности дошло ничтожно малое количество изобразительных материалов, даже архитектурные памятники несут в себе следы позднейших перестроений. Именно миниатюру можно считать едва ли не единственным источником визуальной информации о Средних веках. Книги переписывались и иллюстрировались преимущественно в монастырях, это во многом определило религиозный характер большинства дошедших до нашего времени кодексов, среди которых различные варианты Библии, часословы, молитвенники, жития святых, а в эпоху позднего Средневековья прочное место в книжной культуре занимает рыцарский роман.

    Искусство западноевропейской книжной миниатюры прошло несколько этаповразвития:
    I. Иллюстрации Меровингского периода (V - первая половина VIII в.), в которых доминировал упрощенный стиль.
    II. Период больших орнаментально-декоративных инициалов и страниц-ковров в ирландской книге (VIII-IX вв.).
    III. Миниатюры времен Каролингского возрождения (VIII-IX вв.).
    IV. Иллюстрации периода правления императоров Оттонской династии (X-XI вв.), для которых характерно сочетание условно схематического и монументального стилей.
    V. Аллегорические миниатюры романского стиля (XII-XIII вв.).
    VI. Миниатюры готической эпохи (XIII-XIV вв.), которые в дальнейшем заметно повлияли при становлении ранних форм европейского станкового искусства.

    1. Исторический обзор: хронология развития книжной миниатюры



      1. Ирландская книга

    Иллюминированные рукописи возникли еще в античное время, но особое распространение получили в эпоху раннего Средневековья. Важнейшую роль в становлении романской книжной миниатюры сыграла ирландская школа иллюминирования. Созданные в Ирландии, эти кодексы вместе с ирландскими монахами скоро распространились по всей Европе.

    Ирландцы одними из первых европейских народов познакомились с христианством. На территории острова возникло множество монастырей, в которых монахи занимались переписыванием книг. Но просто переписанные книги не казались привлекательными, поэтому ирландцы начали их украшать в традициях своего искусства. А это прежде всего искусство орнаментальное. Так появляются на свет кодексы, страницы которых покрыты, подобно ковру, знаменитым плетеным кельтским орнаментом, в дебрях которого притаились диковинные звери и птицы. Родственные ирландским мотивы позже будут встречаться и в романских миниатюрах.

    Очень интересная проблема ирландской книжной миниатюры — изображение человека. Это искусство прежде практически не знало подобных изображений, а теперь требовалось представить на страницах книг Христа, евангелистов, Деву Марию. В результате человеческие фигуры у ирландских мастеров получались весьма похожими на тех самых диковинных зверей из орнаментов. В одной из рукописей в плетеный узор постепенно превращается распятие.

    Но поскольку изображаемые должны быть прекрасны, особенно если это сам Христос или ангелы, ирландцы с видимым удовольствием прорисовывают завитки золотых или рыжих волос (обладание “гривой” таких оттенков соответствовало их представлениям о красоте). Но наиболее уверенно ирландские миниатюристы чувствуют себя в изображениях символов четырех евангелистов — льва (Марк), орла (Иоанн), ангела (Матфей) и быка (Лука). Такими миниатюрами обычно открывается каждое из Евангелий. Эта традиция будет развиваться и дальше и в романском искусстве.

      1. Каролингское возрождение

    Следующим важным этапом в развитии книжного искусства можно назвать эпоху Каролингов (IX–X вв.). Название ее происходит от имени франкского императора Карла Великого (Carolus Magnus). Эту эпоху часто именуют Каролингским возрождением. Император собрал при дворе самых просвещенных людей Европы, по личному заказу Карла и его соратников изучались и копировались античные рукописи. Это была первая попытка возрождения античных традиций в европейской культуре. Мастера каролингских скрипториев действительно весьма внимательно изучили античное наследие. В кодексах начинает появляться такой истинно античный элемент, как “портрет автора” на первой (левой) странице рукописи. Автор обычно изображался сидящим за работой над своим сочинением. Но поскольку одной из самых распространенных в эту эпоху книг было Евангелие, то в качестве “портрета автора” на их страницах появляются изображения четырех евангелистов (перед каждым евангелием соответственно).

    Что же касается стиля миниатюр, то он уже на протяжении каролингской эпохи существенно изменяется в сторону более парадного, однако изображения становятся все более статичными и схематичными. В качестве “парадных” красок используется пурпур и золото. Оклады кодексов представляют собой отдельные произведения искусства — они украшены чеканными изображениями по золоту (это может быть, например, распятие), драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом.

      1. Оттоновское возрождение

    Новый этап в средневековом искусстве — это Оттоновское возрождение (X–XI вв.). Название связано с правящей в то время династией Оттонов. Возобновляются попытки обращения к античному наследию, но уже через призму византийских традиций. В эту эпоху Священная Римская империя достаточно тесно взаимодействует с Византией, наследник Оттона даже женится на византийской принцессе, впоследствии ставшей императрицей.

    Из византийского искусства в книжную миниатюру приходят нарядность (очень много пурпура — императорского цвета и золота), изящество линий, этим отличается и резьба по слоновой кости — техника, позаимствованная у византийских мастеров. Резной слоновой костью украшали оклады кодексов. Византийская манера чувствуется и в моделировании лиц и складок одежды. Но это не является прямым заимствованием, а скорее влиянием, творчески переработанным западными миниатюристами. Оттоновские рукописи — воплощение пышного, истинно имперского стиля.

    Одним из важнейших центров книжного искусства в эту эпоху был монастырь Райхенау (Германия), из скриптория которого вышло немало прекрасных памятников.

      1. Романское книжное искусство

    Собственно романское книжное искусство отличается большим разнообразием стилей, национальных и региональных школ. Оно не связано, как искусство предыдущих эпох, с некоей единой традицией, единым кругом заказчиков, в нем выделяется множество различных направлений.

    Самые дорогие и роскошные — парадные кодексы. Так же как и в предыдущие эпохи, в них много золота. Появляются сложные символические композиции, связанные с развитием теологической мысли. Таковы, например, миниатюры “Евангелиария герцога Саксонии и Баварии Генриха Льва” (конец XII в.), где в виде композиции (илл) Majestas Domini схематически представлен христианский взгляд на мироустройство: в центре, в сиянии — мандорле — Христос, по сторонам от него тетраморф — символы евангелистов, символические изображения стихий, пророки, предвещающие явление Спасителя.

    Но наряду с парадными кодексами, предназначенными для королей и епископов или роскошными напрестольными библиями и Евангелиями, которыми пользовались во время мессы, существовали и более скромные экземпляры, рассчитанные на “широкий круг читателей”. Часто они были небольшого размера (in quarto), украшены только трехцветными инициалами без применения золота, а миниатюры выполнены в двух- или одноцветном варианте. Однако эти книги как свидетели эпохи заслуживают не меньшего внимания, чем их роскошные собратья.

    К подобной традиции относятся и знаменитые кодексы, созданные в монастырях ордена цистерцианцев. Этот монашеский орден, регламентированный весьма строгим уставом, был ярым противникам роскоши и украшательства, поэтому как архитектура, так и книжное искусство цистерцианцев лаконично по своим формам. Однако рукописи этого ордена содержат удивительно интересные инициалы, которые в отличие от других традиций, превращающих буквы в различные фантастические существа, отражают повседневную жизнь монахов: встречаются, например, изображения монахов, занимающихся сельскохозяйственными работами.

    Очень интересны и некоторые провинциальные школы. Особенно это касается юга Франции и Испании, где возникла совершенно особенная традиция. Одним из самых характерных памятников является Сен-Северский апокалипсис (середина XI в.). В нем можно увидеть, пожалуй, самых выразительных во всем европейском искусстве четырех всадников Апокалипсиса. Для этой школы характерны очень яркие, насыщенные краски, некоторая примитивность рисунка и при этом необычайная экспрессия. Сен-Северские миниатюры сродни изображениям ада на порталах романских соборов.

      1. Готическое книжное искусство

    В 13 - 15 вв. в готической миниатюре усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. Миниатюра дополняет и комментирует текст, фигуры приобретают живость, в сцены вводятся пейзажи, интерьер, готические архитектурные обрамления. Готическое искусство выдвигает ряд крупных мастеров миниатюры таких как: А. Боневё, Жакмар дЭден во Франции и др. В первой половине 15 века работают братья Лимбург, для миниатюр которых характерны изображения реальной конкретной местности, применение элементов линейной и световоздушной перспективы. Во второй половине 15 века Ж. Фуке и С. Мармион создают наполненные светом и воздухом сельские и горные пейзажи Франции.

    Высокого расцвета достигает во Франции XIII-XIV вв. искусство книжной миниатюры, в которой проявляется светское начало.

    В готической рукописи изменился вид страницы. В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой — религиозные и бытовые сцены. Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Лист готической рукописи с рассыпаннымим сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде усиков, производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей.

    В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название "дролери" - забавы. Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать. Щедрой фантазией отличаются дролери в рукописях, дан оформлением которых работал парижский мастер Жан Пюссель (вт. чтв. XIV века). Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.

    В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. В миниатюрах «Богатейшего часослова герцога Беррийского» (ок. 1411-16), который оформляли братья Лимбурги, поэтично и достоверно изображены сцены светской жизни, крестьянского труда, пейзажи, предвосхитившие искусство Северного Возрождения.

    Готическое искусство — важное звено в общем процессе культуры; произведения готики, полные одухотворенности, величия, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Реалистические завоевания готики подготовляют переход к искусству эпохи Возрождения.

    1. Практическая часть

      1. Изготовление реплики средневековой книжной миниатюры

    Источники:

    1. https://sites.google.com/site/mhk10klass/gotika/albom-kniznaa-miniatura-srednih-vekov

    2. http://www.artprojekt.ru/Europe/Gotic/france/goth10.htm

    3. . Герчук Ю. История графики и искусства книги. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.

    4. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. Тяжелов В. Н. — М.: Искусство, 1981. https://www.twirpx.com/file/1814955/

    5. http://allpainters.ru/



    Доп. инфа

    Как создавалась средневековая книга

    Материалом для создания средневековых книг — кодексов служил пергамент (или пергамен). Пергамент появился примерно во II в. до н. э. в городе Пергаме. По свидетельству римского историка Плиния, впервые этот материал стали использовать при создании пергамской царской библиотеки. Первоначально пергамент делали из ослиной кожи, позднее стали использовать телячью. Но первые листы по размеру были гораздо больше, чем листы, использовавшиеся в средневековых книгах, и вскоре их стали сгибать пополам, а позднее и сшивать в кодексы. Кодексы возникли приблизительно в III в. и просуществовали вплоть до XIII в. Иногда на создание одного кодекса требовалось целое стадо.

    Крышки переплета делались из дерева, обтягивались кожей, а особо ценные книги украшались окладом из золота, серебра, драгоценных камней или слоновой кости. Кодексы могли быть различного формата. Самые распространенные: большой — in folio (в лист) и in quarto (в четверть большого листа). Писали на пергаменте специальными заостренными палочками, с востока в Европу пришла манера использовать для этих целей камышовые тростинки — “калам” (сalamius). Чернила изготовлялись из дубовых чернильных “орешков” и камеди (густой смолы). Чернила были черного и красного цвета. Использовалось также золото и серебро. Красным цветом обычно писались заглавные буквы новой главы — отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Особо важные фрагменты текста открывались богато орнаментированными заглавными буквами — инициалами, которые могли занимать собой целую страницу.

    Часто рукописи иллюстировались — такие книги называются иллюминированными, а изображения носят название миниатюры. Слово “миниатюра” связано с латинским названием красной минеральной краски — киновари (minium). Миниатюра выполнялась клеевыми красками, гуашью, золотом или серебром. Иллюминированная рукопись была настоящей драгоценностью.

    Создавались книги в специальных мастерских — скрипториях, преимущественно в монастырях. Уже в каролингское время начали складываться различные школы книжной миниатюры, их различают по названиям скрипториев.

    Но созданием книги занимался не один мастер, а несколько различных специалистов. Прежде всего писарь-каллиграф переписывал текст специальным книжным шрифтом (в отличие от повседневного, скорописного), далее за работу принимался рубрикатор — этот мастер специализировался исключительно на инициалах. Если книга иллюминировалась, то этим уже занимался следующий мастер — миниатюрист. Переплет и оклад создавался в других мастерских. С подобным разделением труда процесс создания книги значительно ускорялся, но тем не менее для создания кодекса требовалось очень много времени (учитывая, что работали в основном в светлое время суток).



    написать администратору сайта