Главная страница
Навигация по странице:

  • ТАШКЕНТСКОЙ ОБЛАСТИ ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ЯЗЫКОВ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Ренессанс в Италии

  • Возрождение во Франции

  • Возрождение в Германии

  • Возрождение в Испании

  • ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

  • Правильные ответы

  • Методическая разработка урока "Эпоха Возрождения "

  • Самостоятельная работа по мировой литературе. Самостоятельная работа. Характеристика эпохи Возрождения. Основные черты и представители


    Скачать 32.73 Kb.
    НазваниеХарактеристика эпохи Возрождения. Основные черты и представители
    АнкорСамостоятельная работа по мировой литературе
    Дата24.06.2021
    Размер32.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамостоятельная работа.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #221233

    ЧИРЧИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    ТАШКЕНТСКОЙ ОБЛАСТИ
    ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ЯЗЫКОВ

    КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


    ТЕМА: Характеристика эпохи Возрождения. Основные черты и представители.


    Выполнила: Каландарова Александра

    группа РТР 18/1

    Начиная с четырнадцатого столетия итальянские художники и поэты обратили свой взор к античному наследию и попытались возродить в своем искусстве облик прекрасного гармонически развитого человека.

    В числе первых, кто взял за образец произведения древних греков и римлян, были Джотто и Данте, а затем поэт Франческо Петрарка и новеллист Джованни Боккаччо. Первоначально термином Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance) обозначали культурно-исторический этап с которого началось изучение античного искусства и литературы, воспринятых как идеальное воплощение внешнего облика и внутренней духовной жизни человека.

    Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия. Поэтому все деятели эпохи Возрождения могут быть названы гуманистами, призванными защищать и прославлять личность от посягательств духовных и светских властей на право человека развивать свои способности и таланты. Выдающийся итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) посвящал свои трактаты прославлению человеческого достоинства.

    Переход от средневековья к гуманизму не был скорым и повсеместным. Начало гуманистическому движению было положено в Италии. Это объясняется тем, что на Аппенинском полуострове более всего сохранилось памятников античности. К тому же Италия была самой развитой страной средневековья. В искусствоведении принята следующая периодизация Ренессанса: Дученто (XIII в.) проторенессанс; Треченто (XIV в.) продолжение проторенессанса; Кватроченто (XV в.) ранний Ренессанс; Чинквеченто первая половина XVI в. — высокий Ренессанс.

    Эпохе Возрождения человечество обязано возникновением романа. На смену средневековому рыцарскому роману с его немыслимой фантастикой приходит изображение реальности, пропущенной сквозь призму иллюзий и фантазий. «Дон Кихот» Сервантеса первый реалист роман, воплотивший эпос частной жизни на широком фоне объект действительности.

    В романе героем выступает отдельный человек, биография которого неразрывно связана с историей, формирующей его личностное сознание. Новелла и роман в эпоху Возрождения тесно между собой взаимодействуют: циклы новелл объединенных одним героем, способствовали формированию романного жанра, а в текст романа включались нередко вставные новеллы.

    В эпоху Возрождения предстояло заново возникнуть драматическим жанрам. В ренессансной драматургии конфликтом становятся взаимоотношения героя с окружающим миром и самим собой («Гамлет» Шекспира).

    Ренессанс в Италии

    Джованни Боккаччо (1313-1375) при жизни не завоевал у своих современников того признания какое он получил впоследствии. Автор «Декамерона» вошел в историю мировой литературы, как создатель жанра новеллы. В ряде юношеских произведений будущий новеллист осваивает уже сложившиеся жанры античности и средневековья.

    Так, поэма «Амето» (1342), рассказывающая о встрече пастуха Амето с двенадцатью нимфами, которые олицетворяют человеческие добродетели, представляет собой пастораль. «Элегия мадонны Фьяметы» (1345) тяготеет к жанру исповеди. Это грустное повествование о судьбе покинутой женщины. Характерно, что уже в ранних произведениях Боккаччо избирает любовные сюжеты, а в их трактовке следует традициям Овидия и куртуазных поэтов. «Декамерон» (1348-1353) — по-гречески — десятидневник.

    Семь флорентийских красивых девушек и трое благовоспитанных юношей укрываются на загородной вилле от эпидемии чумы. Они проводят в уединении десять дней. Каждый рассказывает ежедневно по одной забавной, трогательной или поучительной истории. Всего в «Декамероне» получилось сто новелл. Автор берет на себя роль беспристрастного повествователя. Сами же рассказчики являют собой идеальные натуры, они лишены характерности, а само их времяпрепровождение — утопия в хаосе смерти.

    Сюжеты «Декамерона», действительно, не всегда принадлежат Боккаччо. Он брал их из анонимных источников — восточных легенд, сказок, анекдотов, но переносил в современную Италию. Новелла — рассказ о каком- то неслыханном происшествии.

    Возрождение во Франции

    Портрет короля Франсиска I (1515-1547), написанный придворным живописцем Жаном Клуэ, изображает человека могучего и жизнелюбивого. Портрет не велик по размерам, кажется, что этому сильному и уверенному в себе человеку тесно в рамках картины.

    Его сестра Маргарита Наваррская (1492-1549) рассказала в некоторых новеллах своего «Гептамерона» об амурных похождениях венценосного сластолюбца. Франсиск I, побывавший в Италии был наделен поистине ренессансным характером и в начале своего правления охотно покровительствовал движению гуманистов. При нем был открыт в противовес схоластической Сорбонне Французский коллеж (College de France), в котором изучали латынь и древнегреческий. Возглавил коллеж знаток античности видный ученый Гильом Бюде.

    Франсуа Рабле. Будущий писатель родился в семье адвоката на юге Франции в провинции Турень. Солнечный благодатный край виноградников он сделал местом действия первых двух частей своей книги «Гаргантюа и Пантагрюэль». Франсуа Рабле был монахом, но монахом особого рода — ученым, философом и врачом. Он изучал медицину в университете в Монпелье, одним из первых рискнул анатомировать трупы, что запрещалось церковью.

    Молодого врача пригласил в качестве личного лекаря епископ Парижский Жан дю Белле. Вместе с ним он побывал в Италии, ренессансная культура которой оказала на писателя благотворное влияние. В 1532 г. на ярмарке в Лионе Рабле купил лубочную народную книжицу «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа».

    Безымянные авторы потешались над рыцарями, которые из отважных воинов превратились в обжор и пьяниц. Француз Рабле явился одним из создателей языка французской прозы. «Гаргантюа и Пантагрюэль» — это еще не роман, но в тексте Рабле содержатся истоки нескольких разновидностей роман жанра. Рассказывая о том, как воспитывался Гаргантюа мудрым учителем-гуманистом, Свобода — самое любимое слово Рабле.

    Человек рождается свободным, чтобы жить свободно. Автору кажется, что призрак свободы возник на руинах феодализма. Но он опережает время, выдавая желаемое за реальность. Самой свободомыслящей личностью в романе является Панург. Панург воплощает свободу, всего на свете, игнорируя отжившие моральные правила. Он свободен как деревенский парень, сбежавший от своих хозяев в город. С появлением Панурга повествование устремляется в новое жанровое русло — путевой эпос.

    Поэзия Пьера де Ронсара (1524 — 1584) завершает период Ренессанса во Франции. Ронсар был патриотом Франции, отечество и героев своей страны он прославлял в торжественных одах и гимнах. Продолжая традиции Петрарки, он воспевал любовное чувство в сонетах. Причем увлечения поэта Кассандрой, Марией и Еленой, которым он посвятил поэтические циклы, были не умозрительными, а вполне реальными отчего любовные признания звучат искренне и откровенно.

    Возрождение в Германии

    В Германии, Нидерландах Ренессанс сохранял готический традиции: интерес к религиозной проблематике, сатирическое осмеяние католического мира, проповедь благочестия. Гуманисты рассуждали так: богатство разделяет людей, а бедность уравнивает. Себастьян Брант (1457 или 1458-1521) — представитель раннего немецкого гуманизма.

    Наиболее значительное его произведение сатирико-дидактическое «Корабль дураков» (1494), в котором критика общественных нравов сочетается с дидактикой — стремлением привить бюргерству добропорядочное поведение. Истоком сатиры явился так называемый «праздник дураков» — карнавальное действо, выворачивающее привычные нормы и представления.

    Мотив дурачеств присутствует в картинах Питера Брейгеля Мужицкого (1525-1569), изображавшего «идиотизм деревенской жизни» в селениях близ Антверпена и Брюсселя. Сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости олицетворяют персонажи С. Бранта.

    Каждый из них персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, бражничество, прелюбодеяние, зависть), но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости. Гуманист-сатирик собрал всю разношерстную компанию дурней, чтобы посадить их на корабль, отплывающий в Глупландию — мифическую страну дураков.

    Вслед за Себастьяном Брантом традиции немецкой простонародной литературы о дураках использовал в своем сочинении наиболее значительный представитель гуманист движения Сев Европы Эразм Роттердамский (1469-1535), сатирик, философ и богослов, писавший на латыни.

    Он принял монашеский сан, однако вскоре покинул монастырь. Приобрел авторитет как толкователь священных текстов и знаток античной филологии. Жил во Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии. Издал с комментариями греческий текст Нового Завета (1516), а также сочинения Аристотеля, Сенеки, Теренция.

    Самым популярным произведением Эразма является его сатира «Похвала Глупости» (1509 г.). С точки зрения автора, глупость — это порок, который никогда не бывает единственным. Госпожа Глупость шествует по миру в окружении своих ближайших подруг Лести, Лени, Сластолюбия, Чревоугодия и прочих человеческих слабостей, которым автор дает древнегр имена.

    Эразм в своих иронических сентенциях утверждает, что именно глупость соединяет друзей. В подтверждение этого госпожа Глупость говорит о том, что чем больше люди пьют, тем глупее становятся, а пьяный готов считать своим другом кого угодно.

    Немецкие нар книги — особый вид низовой литературы, адресованной демокр читателю. Первые нар книги появились в середине XV в. в Германии в связи с изобретением.

    Героями народных лубочных изданий выступали как исторические герои, будь то Александр Македонский, Карл Великий или Генрих Лев, так и вымышленные: мошенник Тиль Уленшпигель.

    Возрождение в Испании

    Гуманистические идеи проникают на Пиренейский полуостров на рубеже XV-XVI вв. Мигель де Сервантес (1547 — 1616) был сыном бедного лекаря, принадлежавшего к сословию идальго. Литературный дар Сервантеса проявился рано, уже в юные годы он сочинял сонеты., Последние годы жизни Сервантеса были посвящены роману, о подвигах Кихота, который создавался в условиях мучительной нужды. Первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» вышла в 1605 г., появление поддельного продолжения рассказа о приключениях рыцаря печального образа заставило автора поторопиться, и в 1615 г. читатель смог познакомиться со второй частью.

    Роман задумывался Сервантесом, как пародия на рыцарский роман и рыцарство вообще, которое уже перестало играть свою роль в обществе. Что же касается рыцарских романов, которыми зачитывался сумасшедший идальго и кое-кто из его соседей и приятелей, всерьез воспринимать чародеев и злодеев могли только очень наивные люди, не сведущие в реальной жизни. Сатирический эффект повествования Сервантеса основан на полном несоответствии образов и ситуаций рыцарских романов и всему, что встречается полоумному идальго на путях и перепутьях его скитаний.

    Однако Дон Кихот видит то, что хочет видеть: в скотнице Дульсинее — Прекрасную даму, в ветряных мельницах — великанов, в горной пещере — хрустальный замок. Он и по возрасту никак не соответствует идеальным героям рыцарских романов, и облачение носит вполне карнавальный характер, и ритуалы которые соблюдает деревенский кабальеро уморительны своей нелепостью.

    Санчо Панса с его толстым брюхом и коротким туловищем, восседающий на осле не соответствовал представлениям о верном оруженосце. Постепенно отношение к Дон Кихоту у читателя меняется; вопреки первоначальному стремлению рассмешить читателя пародией на рыцарские романы, Сервантес заставляет задуматься, сколь трагично положение человека, устремившегося к осуществлению гуманистических идеалов. «Дон Кихот» — первый роман в европейской литературе, ибо природа жанра романа основана на том, что личность на собственном примере проверяет общечеловеческие идеалы, изучает пути и возможности их осуществления.

    Альянс Дон Кихота и Санчо Пансы смешон внешним и внутренним контрастом: худющий идальго и толстяк-крестьянин, мечтатель-визионер и смышленый прагматик. Сервантес в двух нераздельно соединенных персонажах впервые показал целостность человеческого сознания, в котором уживаются два контрастных взгляда на мир. В конце концов внутри каждого живут и Дон Кихот, и Санчо Панса.

    Возрождение в Англии. В английском ренессансном искусстве рубежа XVI-XVII вв. ведущая роль принадлежала театру. Уильям Шекспир (1564-1616) явился самым репертуарным драматургом. О жизни У. Шекспира сохранилось немного сведений. Он родился в Стрэтфорде-на-Эйвоне в центральной части Англии. Отец его занимался ремеслом перчаточника.

    Шекспир посещал грамматическую школу, изучал латынь и греческий, историю и риторику. Драматические произведения автора при жизни редко издавались. Рукописи Шекспира не сохранились, и вследствие этого возникла гипотеза, что Шекспир — подставное лицо, а подлинным автором его произведений был кто-то из образованных аристократов, считавший для себя зазорным фигурировать в качестве драматурга.

    В творчестве Шекспира выделяются три этапа. Первый — последнее десятилетие XVI в. В этот период Шекспир обращается к разным жанрам. Он выступает как поэт. На античные сюжеты он пишет поэмы «Венера и Адонис» (1593 г) и «Лукреция» (1594 г.), посвященные графу Саутгемптону и имевшие большой успех. К первому периоду относится значительная часть комедий Шекспира: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится».

    В комедиях всегда несколько любовных линий. Между влюбленными персонажами происходит состязание в остроумии, красноречии, находчивости. К первому периоду относится трагедия «Ромео и Джульетта», в которой нет еще того мрачного колорита, как в последующих трагедиях. Любовная история двух юных веронцев, полюбивших друг друга вопреки семейным распрям, разыгрывается на городской площади, на балу и во время ночного свидания. конфликт трагедии: в мире, сохраняющем средневековые пережитки, герои осмелились жить на ренессанский лад. Они опередили время и поплатились за это.

    Законы времени, их власть над правителями и рядовыми людьми Шекспир раскрывает в исторических хрониках: «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V». События, хроник, в основном, ограничены хронологически рамками войны Алой и Белой роз (1455-1485).

    Шекспир показывает, как на исходе кровавых междоусобиц в Англии устанавливается законная власть. В хрониках настойчиво проводится мысль, что справедливым правителем может быть только внутренне свободная личность, которая, тем не менее, во всем следует закону. Таков Генрих V. Будучи принцем он в хронике «Генрих IV» водил дружбу с Фальстафом, участвовал в кутежах и шутовских проделках.

    Но унаследовав корону и трон, он не узнал «давнишнего приятеля», быть запанибрата с вольнолюбивым весельчаком ему теперь не пристало. Ко второму периоду творчества Уильяма Шекспира, ограниченному 1600-1608 гг., относятся, прежде всего, его великие трагедии: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) и др.

    Шекспир не первым из английских драматургов был автором трагедии о принце датском, существует предположение, что до Шекспира трагедию «Гамлет» написал Томас Кид, но дошекспировская версия до нас не дошла. Тень отца Гамлета призывает принца к отмщению за смерть родителя.

    Гамлет не сразу решается на убийство Клавдия, он стремится найти бесспорнее подтверждения случившегося, устраивая с помощью актеров испытание дяди, который попадает в ловушку, видя на сцене преступление, совершенное им в реальности.

    Однако по здравому размышлению Гамлет приходит к идее бессмысленности мести. Он сознает, что месть и справедливость — это не одно и то же, так как, пролив кровь, он мир не исправит. Это парализует волю к жизни Гамлета, в знаменитом монологе «Быть или не быть?», он ставит под сомнение целесообразность самого человеческого существования в несправедливом мироустройстве. Этот монолог перекликается с 66 сонетом.

    Конфликт трагедии усугубляется тем, что Гамлет находится в разладе с самим собой.. Но Гамлет в финале действует активно. Он сражается не с Лаэртом, который потерял отца, убитого Гамлетом, он сражается с миром зла без надежды на успех, и в конце концов выполняет волю отца. Убивая Клавдия, он добивается того, что в мире стало на одного злодея меньше.

    В «Отелло» Шекспир основное внимание сосредоточивает на отношениях венецианского мавра и красавицы Дездемоны. Здесь снова мотив женского предательства, притом мнимого, но приведшего к непоправимой трагедии. Было бы наивно не замечать ревности Отелло, как и объяснять все случившееся его неистовой ревностью.

    Третий период творчества Шекспира — 1608-1612 гг. Драматург создает такие драматические произведения как «Буря», «Цимбелин», «Зимняя сказка». В них много сказочного, фантастического. Трагический конфликт «Зимней сказки» подобен конфликту трагедии «Отелло», но обретает в финале счастливое разрешение, герои прощают друг друга. В этих пьесах ощущается примирение с жизнью, приятие бытия, каким бы драматичным оно ни было.

    ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

    1.

    Какими веками датируется литература Возрождения?

    13-15 вв.

    14-16 вв.

    16-17 вв.

    2.

    На каких идеях базируется литература Возрождения?

    Классицизма

    Гуманизма

    Романтизма

    3.

    Где впервые зародились идеи гуманизма?

    В Англии

    В Италии

    Во Франции

    4.

    К культуре какого периода обращались деятели Возрождения?

    Античности

    Средневековья

    Нового Времени

    5.

    Кто считается первым гуманистом Италии?

    Франческо Петрарка

    Пьетро Аретино

    Торквато Тассо

    6.

    Из скольких новелл состоит сборник Боккаччо «Декамерон»?

    Из 40

    Из 90

    Из 100

    7.

    Какой писатель является наиболее ярким автором французского Возрождения?

    Жан Дора

    Франсуа Рабле

    Этьен Жодель

    8.

    Кто из перечисленных авторов оставался все-таки писателем Средневековья?

    Шекспир

    Джефри Чосер

    Томас Кид

    9.

    Кто является крупнейшим представителем Возрождения в Португалии?

    Мигель Сервантес де Сааведра

    Луис де Камоэнс

    Матео Алеман

    10.

    Кто из немецких авторов является представителем и родоначальником одного из направлений бюргерской литературы?

    Себастьян Брант

    Ганс Сакс

    Эразм Роттердамский

    Правильные ответы:

    1.

    14-16 вв.

    2.

    Гуманизма

    3.

    В Италии

    4.

    Античности

    5.

    Франческо Петрарка

    6.

    Из 100

    7.

    Франсуа Рабле

    8.

    Джефри Чосер

    9.

    Луис де Камоэнс

    10.

    Себастьян Брант

    Методическая разработка урока "Эпоха Возрождения "

    Цели урока:

    образовательные: в ходе групповой работы посредством выполнения различных заданий повторить важные события, достижения эпохи Возрождения в Европе, вспомнить ярких представителей данной эпохи;

    развивающие: продолжить формировать навык общения и работы в группах; развивать творческие способности и психические процессы учащихся;

    воспитательные: показать взаимосвязь между знанием культурного наследия и становлением личности человека, важность этих знаний для формирования собственных взглядов на человека и мир.

    Тип урока: Повторительно-обобщающий

    Форма урока: Групповая работа

    Основные термины и понятия по изученной теме.

    Методы обучения:

    работа в группах,

    выполнение разнообразных заданий,

    использование эмоциональных средств музыки и литературы.

    Оборудование: Оформление доски, закрытое высказывание, учебники, репродукции, конверты с заданиями для групп, задания на доске, списки групп, листы для ответов, листы для ассистентов.

    Межпредметные связи: Музыка, литература

    Домашнее задание: Нет

    1. Вступительное слово учителя.

    Звучит музыка (сочинения для органа и трубы авторов XVII-XVIII веков). На её фоне учитель читает сонет У. Шекспира.

    Уж если ты разлюбишь,– так теперь,

    Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

    Будь самой горькой из моих потерь,

    Но только не последней каплей горя!

    И если скорбь дано мне превозмочь,

    Не наноси удара из засады.

    Пусть бурная не разрешится ночь

    Дождливым утром – утром без отрады.

    Оставь меня, но не в последний миг,

    Когда от мелких бед я ослабею,

    Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

    Что это горе всех невзгод больнее.

    Что нет невзгод, а есть одна беда –

    Твоей любви лишиться навсегда.

    2. Постановка целей урока.

    Вы, наверно, узнали строки великого Уильяма Шекспира. Он был одним из тех, кто жил и творил в эпоху Возрождения. Он был одним из тех, чьё творчество до сих пор волнует людей всего мира. На двух уроках мы с вами вели разговор о достижениях европейской культуры эпохи Возрождения. Как это мало – два урока! Мало для того, чтобы по-настоящему прикоснуться к неповторимому миру культуры Возрождения, К сожалению, у нас нет возможности отправиться в Италию или посетить с экскурсией Лувр. Но у нас есть возможность прямо сейчас ещё раз коснуться мгновений эпохи, которая до сих пор по прошествии многих веков является неиссякаемым источником вдохновения для творческих людей. Поэтому урок так и будет называться: “Эпоха Возрождения – неиссякаемый источник вдохновения”. Наша задача сегодня: повторить материал по теме “Эпоха Возрождения”, вспомнить ярких представителей и достижения культуры этого периода европейской истории, а также ответить на вопросы, написанные на доске (см. далее). Работать вы будете в группах (по группам учащиеся рассажены до начала урока). Мне будут помогать ассистенты. Оцениваться ваша работа на уроке будет по результатам выполненных заданий. Обратите, пожалуйста, внимание, что сегодня звучит прекрасная музыка XVII-XVIII веков.

    3. Работа в группах.

    (Класс разделён на группы. 4 группы и группа ассистентов учителя (2 чел.)).

    Обратите внимание на доску. На ней написаны слова французского философа Сартра. По ходу выполнения заданий, я буду открывать высказывание по частям, и мы сможем узнать, что Сартр говорил о культуре.

    КУЛЬТУРА – ДЕЛО РУК ЧЕЛОВЕКА, В НЕЙ ОН ИЩЕТ СВОЁ ОТРАЖЕНИЕ, В НЕЙ УЗНАЁТ СЕБЯ. (Сартр)

    Задание 1. “Чистая доска”.

    На доске вразбивку написаны понятия, слова, названия, имена, относящиеся к изученной теме. Задача учащихся: объяснить, какое отношение имеют написанные слова к изученной теме. После того, как учащиеся объясняют слово, оно убирается с доски. В результате задания доска должна остаться чистой. Учитель спрашивает учащихся по поднятой руке. Каждый правильный ответ фиксируется ассистентами в оценочных листах (см. Приложение).

    Например: Ренессанс, Древняя Греция, Древний Рим, человек, мадригалы, личность, человек, Италия

    Молодцы! Вы вспомнили, что образцом для подражания деятели В. выбрали искусство античности. Именно культуру Др. Греции и Др. Рима они считали своим источником вдохновения.

    Задание 2. “Угадай героя”

    Учитель зачитывает для каждой группы характеристики исторических деятелей эпохи Возрождения. Задача учащихся: угадать, о ком идёт речь.

    Польский астроном. Получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии. Изучал живопись, математику, философию, греческий язык, астрономию, юридические науки, медицину… Написал книгу “О вращении небесных тел” (Н. Коперник)

    Художник, скульптор, поэт…Человек, который смог сделать скульптуру высотой 5,5 метров (Микеланджело)

    Писатель из Англии, который придумал остров, название которого переводится как “несуществующее место”, где имущество и земля принадлежали всем, где не было войн, зависти… (Томас Мор)

    Настоящий титан эпохи Возрождения. Его уникальная одарённость поражала современников. Мог одной рукой согнуть подкову. Всю жизнь мечтал сконструировать аппарат, на котором человек мог бы летать. На одной из его картин изображена женщина с очень загадочной улыбкой (Л.да Винчи)

    Задание 3. “Оживи картину”.

    Учащимся каждой группы предлагается (в конверте) название картины или скульптуры эпохи Возрождения. Задача: показать без слов, что изображено на картине. Все остальные должны отгадать автора и название произведения. Разрешается пользоваться цветными вклейками учебника.

    1. “Джоконда” Леонардо да Винчи

    2. Статуя “Давид” Микеланджело

    3. “Возвращение блудного сына” Рембрандта

    4. “Сикстинская мадонна” Рафаэля.

    Задание 4. “Разгадай криптограмму”.

    Группам выдаётся криптограмма (или записана на закрытой доске), в которой зашифровано высказывание известного литератора Возрождения. Цифры в клеточках криптограммы соответствуют номерам букв в русском алфавите (алфавиты с номерами букв выдаются, см. Приложение). Нужно расшифровать фразу и вспомнить её автора.

    ВЕСЬ МИР – ТЕАТР, И ВСЕ МЫ В НЁМ – АКТЁРЫ (У.ШЕКСПИР)

    3 6 19 30 14 10 18 - 20 6 1 20 18,

    10 3 19 6 14 29 3 15 7 14 - 1 12 20 7 18 29.

    Задание 6. “Верю-не верю”.

    У каждой группы имеются чистые листы. Это задание выполняется на одном из листов, на котором предварительно написано имя капитана. Учитель зачитывает фразы. Если учащиеся согласны, ставят плюс, если не согласны – минус. Задание выполняется письменно и сдаётся ассистентам.

    1. Николай Коперник был сожжен на костре как еретик (-).

    2. Эпоха Возрождения и эпоха Ренессанса – это одно и тоже (+)

    3. В романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” рассказывается о жизни двух великанов (+)

    4. Записи Леонардо да Винчи можно прочитать только с помощью зеркала (+)

    5. Родиной возрождения считается Италия(+).

    6. Ни один из ученых эпохи В. не доказал, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси(-)

    7. Уильям Шекспир создал картину “Мона Лиза” (-)

    8. Одним из самых известных произведений Шекспира явл-ся пьеса “Ромео и Мария”(-)

    9. Джордано Бруно – это ученый, открывший всемирный закон тяготения(-).

    10. Лоренцо Великолепный – это музыкант эпохи Возрождения(+).

    В результате учащиеся соединяют поставленные точки. Должна получиться пятёрка.

    Задание 7. “Четвёртый лишний”.

    Каждой группе предлагается в каждой строчке найти лишнюю фамилию и объяснить, почему она здесь лишняя.

    1. Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рабле, Рафаэль

    2. Сервантес, Бруно, Гарвей, Ньютон

    3. Шекспир, Коперник, Туполев, Рембрандт

    Задание 8. “Музей Возрождения” (дополнительное)

    Учащимся предлагается придумать и описать, каким они видят музей Возрождения, какие экспонаты они там бы поместили.

    4. Работа с высказыванием.

    После выполнения каждого задания учитель постепенно открывает на доске высказывание Сартра.

    - Как вы понимаете это высказывание? (обсуждение с классом)

    5. Подведение итогов.

    Работа с вопросами, записанными учителем на доске. Учащимся предлагается обсудить ответы на них в группах, а затем каждая группа озвучивает свой ответ. Высказываться могут все участники групп. В это время ассистенты подсчитывают результаты выполнения заданий группами и выявляет победителя.

    - Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку? Чем оно может быть нам интересно?

    - Почему человек должен иметь представление о достижениях мировой культуры, культуры своей страны, культуры своего края?

    Подведение итогов.

    6, Заключительное слово учителя.

    (Снова звучит музыка).

    Учитель: Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие в эпоху Возрождения. Сколько времени прошло с тех пор! Не одно столетие. А люди все равно восхищаются картинами Леонардо да Винчи и Рембрандта, трагедиями Шекспира и романами Рабле. Научные открытия Ньютона, Коперника, Галилея, Гарвея нашли применение и в современном мире. Школьники обращаются к произведениям мастеров Возрождения и на уроках истории, и на уроках литературы, и на уроках ИЗО. Значит, действительно, эпоха Возрождения – это неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно снова и снова черпать силы и идеи для творчества. И закончить наш сегодняшний разговор я хотела бы словами самого Микеланджело:

    “Творенье может пережить творца:

    Творец уйдёт, природой побеждённый,

    Однако образ, им запечатлённый

    Веками будет согревать сердца”

    Спасибо за работу на уроке!


    написать администратору сайта