Главная страница
Навигация по странице:

  • Н. И. Пирогов

  • Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова

  • Нельзя не сказать о том, какой вклад Николай Иванович Пирогов внес в медицину.

  • Н.И. Пирогов был не только талантливым врачом, но и замечательным педагогом. Одной из наиболее известных работ Н.И. Пирогова является статья “Вопросы жизни”.

  • Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова

  • Значение педагогического наследия Пирогова

  • Заключение Прожив длинную и интересную жизнь, Пирогов познал истину и выразил её в своей молитве: "…Кто дает - тот получает

  • Библиографический список

  • Н.И. Пирогов. Титульный лист педагогическое наследие Н. И. Пирогова Харин С. Н. г. Воронеж, 2023 г


    Скачать 85.5 Kb.
    НазваниеТитульный лист педагогическое наследие Н. И. Пирогова Харин С. Н. г. Воронеж, 2023 г
    Дата20.02.2023
    Размер85.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаН.И. Пирогов.doc
    ТипДокументы
    #947093

    Титульный лист …………..

    Педагогическое наследие Н. И. Пирогова

    Харин С.Н.

    г. Воронеж, 2023 г.

    Время обсудит и оценит лучше нашего — и наши убеждения, и наши действия, и если мы, верно служили идее, которая вела нас к истине, то будем надеяться, что и поток времени не унесет ее вместе с нами.

    Н. И. Пирогов

    Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающего обучения, воспитания человека - гражданина, полезного своей стране.

    В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

    Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова

    Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он готовился в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

    В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной “сестер милосердия”.

    В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. В этом же году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей и ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

    Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.

    Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, готовившихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.

    Нельзя не сказать о том, какой вклад Николай Иванович Пирогов внес в медицину.

    Хирургическую деятельность Пирогов начал с ринопластики: безносому цирюльнику выкроил новый нос.  За пластической операцией последовали неизбежные ампутации, удаления опухолей. В Риге он впервые оперировал как учитель.

    В Дерпте, Пирогов завершил одно из самых своих значительных сочинений - "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций". 

    В труде врач начинает с очень скромной задачи: он берется изучить направление фасциальных оболочек. Познав частное, ход каждой фасции, он идет к общему и выводит определенные закономерности положения фасций относительно близлежащих сосудов, мышц, нервов, открывает определенные анатомические закономерности.

    Все, что открыл Пирогов, нужно ему не само по себе, все это нужно ему, чтобы указать наилучшие способы производства операций, в первую очередь "найти правильный путь для перевязки той или иной артерии", как он говорит. Вот тут-то и начинается новая наука, созданная Пироговым - это хирургическая анатомия.

    Описание операций Пирогов снабдил рисунками. Ничего похожего на анатомические атласы и таблицы, которыми пользовались до него. Никаких скидок, никаких условностей - величайшая точность рисунков: пропорции не нарушены, сохранена и воспроизведена всякая веточка, всякий узелок, перемычка. Пирогов не без гордости предлагал терпеливым читателям проверить любую подробность рисунков в анатомическом театре. Он не знал еще, что впереди у него новые открытия, высшая точность...

    Н.И. Пирогов был не только талантливым врачом, но и замечательным педагогом. Одной из наиболее известных работ Н.И. Пирогова является статья “Вопросы жизни”.

    Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать с данной статьи, опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании.

    В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как и в других своих педагогических сочинениях) Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором.

    Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, о его взаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям.

    В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы?”. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе, и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания, полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление”.

    Что же остается делать при таких обстоятельствах? Остается глубже взглянуть в существо окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию” мелких общественных групп.

    Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.

    Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.

    Вот третий взгляд - старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется.

    Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же, как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.

    Своим изложением “философии” жизни восьми мелких общественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском так называемом образованном обществе язвы и пороки, служившие предметом изображения и в нашей могучей, исключительной по своим моральным тенденциям художественной литературе XIX в.

    Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах.

    “Существует, -пишет Пирогов только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения:

    • Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества.

    • Или переменить направление общества.

    • Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.

    Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы “искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...” “Изменить направление общества есть дело промысла и времени”. Остается третий путь, т.е. “приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”. Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно “сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов”.

    В этом рассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция Пирогова.

    Подводя итог под вышесказанным, можно сделать вывод, что наивысшая общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том, что он раскрыл и назвал своим именем “торговое ” направление жизни, показал его противоречие со всем, что еще осталось в жизни “святого” , раскрыл разлагающее влияние “меркантильного направления” на подрастающее поколение и поставил на повестку дня вопрос о том, что же можно сделать путем воспитания, чтобы преодолеть развращающее влияние “торгового направления” в общественной жизни.

    Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова

    Изучение педагогических сочинений, биографических и автобиографических данных, оставленных нам Пироговым , показывает, что на протяжении всей своей жизни он непреклонно осуществлял одну основную идею: боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу назревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в дореформенное время.

    Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране.

    Таким образом, педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма, отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной демократии.

    В чем же заключается ценность педагогической системы Пирогова? Я считаю, что наибольший интерес и ценность представляет система образования, выдвинутая им. Принцип этой системы заключается в переходе из одной ступени в следующую, высшую, и в то же время в законченности образования в каждой ступени.

    В качестве первой ступени образования идет элементарная начальная двухгодичная школа. Программа занятий в этой школе рассчитана на развитие у учащихся первоначальных основ мышления и наблюдательности путем обучения родному языку, счету и, в частности, развитие наблюдательности путем наглядного обучения в духе Песталоцци (Иоганн Генрих Песталоцци, швец. педагог-демократ. В своей теории научного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Развил идею соединения обучения с производственным трудом). Кстати, Пирогов придавал огромное значение наглядному обучению и считал, что наиболее важно применять принцип наглядности в наиболее раннем возрасте. Приведу по этому поводу цитату из статьи Пирогова “О наглядном обучении”. В этой статье Пирогов говорит о способе преподавания естественных наук. “Вообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том, чтобы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнута.”

    По традициям того времени, в программу начальной школы, как и в программу следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания так называемого закона Божия, т. е. изучения священной истории Ветхого и Нового заветов.

    Прогимназии составляют в системе образования вторую ступень образования, опять-таки предназначенную для всех сословий и классов. Прогимназии, по плану Пирогова, разделяются на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения.

    Классическая прогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почти те же предметы, что и реальная. Но за счет количества часов, отводимых на предметы реальных знаний, в классической прогимназии отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков. В классические прогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющих образование в объеме элементарной начальной школы. А кроме того, и окончившие реальную прогимназию могли поступать без экзамена в III класс классической прогимназии.

    Над двумя типами прогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов - реальная и классическая.

    Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначает для удовлетворения практических потребностей производственно-технической жизни. Окончившие такие реальные гимназии, по плану Пирогова, получат выход либо непосредственно на поприще практической деятельности, либо в высшие, но специальные учебные заведения, а не в университет.

    Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его мы находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в этом направлении.

    Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее значение, - это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи, школы, общества и государства в этих целях.

    Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.

    На место разрозненных, неорганизованных воздействий на учащихся со стороны администрации школ (директора) Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в педагогических советах средних учебных заведений. Таким образом, единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало не только единство, но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.

    Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет. “Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, - или главное, как директор”.

    Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал от учителей “при обсуждении каждого поступка” учащегося не формально юридического отношения, а “хорошо вникнуть в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.

    Требованиями такого рода Пирогов ставил перед учителями сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания - изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся.

    Значение педагогического наследия Пирогова

    Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить слова В. И. Ленина: “Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками”. Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами которого, начиная с его ранней молодости, пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира.

    На протяжении всей своей жизни Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

    Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций, населявших Россию.

    Одновременно с большими принципиальными педагогическими вопросами Пирогов в своих литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения.

    Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

    К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

    Заключение

    Прожив длинную и интересную жизнь, Пирогов познал   истину и выразил её в своей молитве:


    "…Кто дает - тот получает,
      Кто себя забывает - тот обретает
      Кто прощает - тому прощается,
      Кто умирает - тот просыпается к вечной жизни".

    Своей оживленной, глубоко плодотворной административно-педагогической и научно-литературной деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых, прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни.

    Н.И. Пирогов вошел в историю русской культуры не только как выдающийся гениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик оригинальной передовой русской педагогической мысли. И можно быть уверенным в том, что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей страны и глубоко плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызывать глубокое уважение.

    Библиографический список:

    1. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.

    2. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949.

    3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982.

    4. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.: Просвещение, 1986.

    5. Исследователи и учёные России: справочник/ составитель В.В. Шевченко. – М.: Новый учебник, 2010.

    6. Самин Д.К. 100 великих учёных. – М.: Вече, 2000.

    7. С.Д. Штрайх, Комментарии к "Севастопольским письмам и воспоминаниями Н.И. Пирогова", Издательство Академии наук СССР, 1950 год, стр. 551

    8. И.С. Коган "Н.И. Пирогов", 1946 год.

    9. Г. Гезер, Основы истории медицины, Казань, 1890 г.

    10. История медицины, под редакцией Б.Д. Петрова, М., Медицина, 1954 г

    11. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и вспоминания, М. Изд. Академии наук СССР, 1950.

    12. http://www.prioslav.ru/vip14

    13. http://garbuzenko.narod.ru/Pirogov.htm

    14. http://200years.pirogov-center.ru/info/9/





    написать администратору сайта