мк дз борисова лингвистика. Межкультурные коммуникации дз. 1. Вопрос
Скачать 15.41 Kb.
|
Тема I. Становление межкультурной коммуникации 1. Вопрос: 1. Принятия Акта о службе за границей и создание Института службы за границей в 1946 году; 2. Выход в свет книги Э. Холла и Д. Трагера “Culture as Commication” и “The Silent Language” в 1956 и 1959 годах; 3. Создание учебной дисциплины по межкультурной коммуникации в 1960-ые года; 2. Вопрос: На Европейском континенте становление МКК происходило несколько позднее, чем в США, и было вызвано совсем иными причинами. Проблемы МКК в Европе стали широко разрабатываться, когда возникла потребность теоретико-практического осмысления проблемы достижения взаимопонимания между народами, чей жизненный уклад был во многом различным. Формирование Европейского сообщества (далее — ЕС) открыло границы многих государств для свободного перемещения людей, капиталов и товаров. Европейские столицы и крупные города стали интенсивно менять свой облик в силу появления в них представителей разных культур и их активному включению в жизнедеятельность этих городов. Но в то же время появление иммигрантов вызвало многочисленные конфликтные ситуации в образовательной и производственной сферах в связи с языковыми трудностями их социальной интеграции в европейское культурное пространство. Таким образом, актуализировалась проблема взаимного общения носителей разных культур. На этом фоне постепенно формировался интерес ученых к проблеме межкультурного общения 3. Вопрос: Психологические, социологические и лингвистические науки. Тема II. Культура в контексте межкультурной коммуникации 1. Вопрос: В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях. 1. Под культурой подразумевают определённую сферу общества, получившую институциональное закрепление. В различных странах существуют министерство культуры с разветвлённым аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре; журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей. 2. Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, молодёжной культуре, культуре рабочего класса и др. 3. Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. 2. Вопрос: Культурная антропология представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потребностей 3. Вопрос: 1. Механизм инкультурация 2. “культурные очки” 3. Окружающая обстановка 4. Обстоятельства коммуникации 5. Отведенное время на коммуникацию и время суток Тема III. Этноцентризм 1. Вопрос: • чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры • чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением • чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания • чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен • чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни 2. Вопрос: • личность считает, что важность других культур минимальна • этноцентрические группы обладают позитивными установками к представителям своего этноса и отрицательными – к остальным • в группе существуют определённые ценности, которые возведены в ранг эталонных. На основании этих единиц измерения оцениваются остальные общности • этноцентризм наиболее ярко выражен в группах, которые в течение продолжительного времени находились в изоляции • представители группы оценивают друг друга как единственно настоящих людей с истинными ценностями, члены других этносов считаются аморальными и глупыми • культурные нормы своего этноса, его традиции и стереотипы воспринимаются истинными и верными, обычаи остальных культур выглядят странными и непонятными 3. Вопрос: Значение этноцентризма для процесса межкультурной коммуникации учеными оценивается неоднозначно. Довольно большая группа исследователей полагает, что этноцентризм в целом представляет собой негативное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Эта оценка этноцентризма проявляется в тенденции неприятия всех чужих этнических групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы. Тема IV. Культурная идентичность 1. Вопрос: Культурная идентичность – это осознанное принятие человеком соответствующих образцов поведения, культурных норм, ценностных ориентаций и языка, а также с позиций принятых в данном обществе характеристик - понимание своего «я», ассоциирование себя с культурными образами рассматриваемого общества 2. Вопрос: Этническая идентичность - это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности». Phinney J.S. отмечает, что этническая идентичность - это многомерный конструкт, который включает в себя этнические чувства, знания, установки и поведенческие реакции. 3. Вопрос: Личная идентичность – это понятие, тождественное эго-идентичности, обозначающее твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации. Тема V. Аккультурация 1. Вопрос: Существует четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляция, маргинализация, сепарация, интеграция. 2. Вопрос: Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. 3. Вопрос: Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что все три аспекта коммуникации протекают одновременно, скоординированы и сбалансированы. В процессе адаптации к условиям новой культуры люди обычно ощущают недостаток одного или нескольких из этих аспектов, результатом чего является плохая сбалансированность и координация. Тема VI. Концепция «культурной грамматики» Э.Холла 1. Вопрос: • Представители полихронных культур - азиатские, латиноамериканские, арабские страны, юг Европы, а также Испания и Португалия • Представители монохронных культур - Скандинавия, Англия, Германия, США 2. Вопрос: • К странам с высоким контекстом культуры принадлежат Франция, Испания, Италия, страны Ближнего Востока, Япония и Россия. • Примеры стран низкоконтекстной культуры: США, Канада, Голландия, скандинавские страны, Германия. 3. Вопрос: В соответствии с параметром отношения к пространству культуры подразделяются на те, в которых преобладающая роль принадлежит: ⁃ общественному пространству; ⁃ личному пространству. Тема VII. Концепция «ментальных программ» Г. Хофстеде 1. Вопрос: • Высокая дистанция власти : Семейные связи строятся на уважительном отношении к родителям и старшим. • Низкая дистанция власти: семье дети сознательного возраста являются равноправными членами, которые имеют право на самостоятельные действия, свободный выбор. 2. Вопрос: Коллективистскими культурами принято считать культуры Кореи, Пакистана, Перу, Тайваня, Колумбии, Венесуэлы, Коста-Рики, Гватемалы, Эквадора, Индонезии, Португалии, Японии, Китая 3. Вопрос: В маскулинных культурах у детей поощряется честолюбие, дух соревнования, самопрезентация. В работе здесь больше ценится результат, и награждение происходит по принципу реального вклада в работу. Тема VIII. Стереотипы и предрассудки 1. Вопрос: Стереотипы возникают в процессе категоризации, или отнесения людей к хорошо известным категориям, например, нация, раса, этническая группа, религия, пол и т. д. 2. Вопрос: • если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности. групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из данной группы; • если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих; • если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек; • если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является достоверным знанием обо всех индивидах данной группы; • если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации. 3. Вопрос: В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им определенных негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. |