Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3ю редакцию книги
Скачать 7.29 Mb.
|
2.8 Краткое биологическое содержание Библии. Люди отвергают Библию не потому, что она противоречит себе, а потому, что она противоречит им. Американская поговорка Библия - это книга, написанная два тысячелетия назад. Она написана так, чтобы убедить живших тогда невежественных людей не совершать ошибок, которые совершили римляне. Библия не рассчитана на чтение ее современными физиками ядерщиками и анализ ее фактического содержания с позиции теории относительности. У нее 78 Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3-ю редакцию книги: humans-ethology.com совершенно другая функция - дать людям единый алгоритм поведения, минимизирующий вредное влияние их животных инстинктов и на жизнь отдельных людей, и на жизнь социума в целом. Поэтому она состоит из образных, понятных тогдашнему человеку историй, странных для нас по форме, но содержащих вполне конкретный смысл и весьма полезную информацию. 2.8.1 Ветхий Завет. Сотворение мира. Когда Бог сотворил человека, то у него уже был опыт создания животных, но человека он создал по своему образу и подобию. То есть, в отличие от животных, человек имеет, кроме животной инстинктивной мотивации, еще и рассудочную мотивацию. Эта рассудочная мотивация достаточно сильна, чтобы конкурировать с инстинктивной мотивацией. Иными словами, человек имеет свободу выбора. Причем, мужчина ближе к Богу, то есть степень разумности поведения у него выше, чем у более эмоциональной, то есть высокопримативной женщины. Первородный грех. Мужчина Адам не подумал, принял не самостоятельное решение, а исполнил решение движимой дьяволом (инстинктами) женщины о срывании и поедании запретного плода. В результате у него и у его потомства возникли глобальные проблемы. Содом и Гоморра. Были города, где люди жили, руководствуясь животными инстинктами, а не разумными культурно-религиозными правилами. В результате города погибли. Аналогичен смысл легенды о всемирном потопе и многих других эпизодов. Дьявол (Зверь). Он обладает некоторой властью над людьми и животными чертами. Интуитивно всегда была понятна связь дьявола и животного мира поэтому животная природа инстинктов отразилась в облике Дьявола: рога, хвост, копыта. Дьявол соблазняет человека следовать животным желаниям, подчиняться животным инстинктам. Если поддаться соблазну, то сначала будет приятно, но потом будут очень большие проблемы, так что лучше его не слушаться. Дьявол (инстинктивная мотивация) противопоставлен Богу (рассудочной мотивации поведения). 2.8.2 Новый завет. Для того, чтобы помочь людям противостоять животным инстинктам, Бог посылает специальных людей (пророков, мессию) для того, чтобы 79 Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3-ю редакцию книги: humans-ethology.com научить людей, как именно это делать. Иисус - мессия и сын Бога. Он говорил, что нужно не потакать животным инстинктам, а наоборот, подавлять их и заботиться о других людях. Он проповедовал противопоставить эгоистичным животным инстинктам любовь к ближнему - альтруистический инстинкт, заставляющий человека заботиться о других людях. Тогда наступит Царствие Божие, то есть настолько разумное, рассудочное устройство общества, что животные инстинкты людей не будут противоречить интересам этого общества, всем будет хорошо и даже прекратятся войны. Кроме того, он дал заповеди, то есть алгоритм поведения, нейтрализующий животные инстинкты. А раз он сын Бога, и доказал это, значит нужно его слушаться, иначе будут большие проблемы. Основной смысл жертвы Иисуса - создание прецедента, демонстрация крайней формы альтруистического поведения вожака. Альтруизм в животном мире присущ гораздо в большей степени низкоранговым особям. Поэтому продемонстрировать альтруистическое поведение в дохристианском мире значило показать слабость. Жертва Иисуса - это позиционирование альтруизма как поведения, присущего высокоранговым. Сын Бога - высочайшая позиция человеческого социума. И если вожак высшего уровня проявил альтруизм, то теперь можно смело его проявлять любому члену социума. Никто не сочтет его низкоранговым. Альтруизм - это не стыдно. Более того, альтруизм - это чрезвычайно круто. Иисус проявил альтруизм, и за это был вознесен на небо. Стал равен Богу. То есть повысил свое положение в иерархии. Теперь каждый, кто будет проявлять альтруизм, тоже попадет к Богу в Рай. Так был снят психологический барьер, удерживающий людей от альтруистического поведения. Очень важным эпизодом Нового Завета является изгнание торгующих из храма. Излишнее увлечение коммерческой деятельностью распаляет животные инстинкты самих священников и неизбежно роняет авторитет церкви. В результате ее эффективность как борца с животными инстинктами людей падает. Церковь вырождается в громоздкую дорогостоящую структуру по формальному выполнению бессмысленных ритуалов и мошенническую коммерческую систему типа «лохотрон». Эта болезнь развалила большинство древних религий и опирающихся на них социумов. Этой же болезнью переболели или заражены многие современные религии. Понятно, что священникам тоже нужно на что-то жить, а на строительство храмов нужны деньги. Но нужно соблюдать приличия и принцип разумной достаточности. 80 Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3-ю редакцию книги: humans-ethology.com Об антиматриархальном содержании Библии мы уже упоминали, не будем повторяться. Огромное значение имеют также христианские заповеди «не суди» и «не завидуй». Дело в том, что человек может подняться в иерархии социума двумя способами. Первый - понизить статус другого человека. Второй - поднять свой статус путем реальных личных достижений. С помощью заповедей возводится психологический барьер на всех путях реализации первого способа. Другого человека нельзя убить, нельзя ему завидовать, нельзя желать его собственности и женщины, нельзя у него украсть, нельзя его осуждать. Нет по сути ни одного способа возвыситься самому, принизив другого. Таким образом остается единственный способ повысить свой социальный статус - собственными реальными достижениями. Поэтому и эффективность каждого человека, выполняющего заповеди, и эффективность христианского социума в целом оказывается намного выше, чем любого другого. Поэтому христианство и завоевало весь мир. Все видели, что быть христианином просто-напросто выгодно. Религия не могла логично объяснить, почему заниматься беспорядочным сексом или объедаться - плохо, ведь это же так приятно. Или почему нельзя в обществе ставить женщину выше мужчины. У ранних христианских священников не было этих теоретических знаний, но был опыт поколений, в памяти был свеж печальный опыт Рима. Все видели, что в Риме чревоугодничали, развратничали, убивали ради забавы гладиаторов и т.д. И Рим пал, ничто его не спасло. Поэтому опыт передавался как набор достаточно очевидных на тот момент правил и запретов, поддерживаемых авторитетом Бога. Этого было вполне достаточно. Но вот прошло два тысячелетия, печальная участь Рима подзабылась, многие перестали верить в Бога. Библейские истории перестали звучать убедительно. Религия превратилась в набор бессмысленных на первый взгляд правил и запретов. Но зато теперь мы стали несколько умнее, ученые этологи объяснили нам, что такое инстинкты и как они работают у человека. Теперь мы все можем объяснить логически открытым текстом без иносказаний. И возможно, даже исправить свои ошибки. Если успеем… Есть ли Бог? Этот вопрос волнует очень многих. Я отвечу так: каждый решает для себя сам. Для практического результата это вообще неважно. Если мы исходим из того, что Он есть, то мы соблюдаем заповеди и ведем себя адекватно. Если мы исходим из того, что Его нет, мы становимся на естественнонаучную позицию и изучаем животные инстинкты. Тогда мы понимаем, как глупо и вредно им следовать и все 81 Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3-ю редакцию книги: humans-ethology.com равно ведем себя так, как будто выполняем заповеди. Не убиваем, не крадем, не объедаемся, не участвуем в торгах на сексуальном рынке. То есть пути разные, а результат - один и тот же. Это закономерно, так как религия, накапливая опыт сотен поколений, формулировала правила, которые прямо следуют из биологической природы человека. А если Бог - высшее существо и создал нас по своему образу и подобию, то Его разум руководствуется тем же здравым смыслом, что и наш. Поэтому разница между научным и религиозным подходом заключается по большей части лишь в терминологии. Либо мы говорим «животные инстинкты», либо мы говорим «грех». Вот и все отличия. Точно так же для практики неважно, кто такой Иисус. Мессия, посланный Богом, или просто гений, понявший действие старых и открывший новый, более эффективный способ нейтрализации животных инстинктов. Гораздо важнее в реальной жизни то, что способ Иисуса работает. И это доказано всей историей христианской цивилизации. А самое важное для практики - какой именно путь изберет эта цивилизация на современном этапе. Путь матриархальной деградации и вымирания или путь дальнейшего прогресса. Каким именно подходом руководствуется автор? Обоими, так как они совершенно равнозначны. И ни один из них принципиально не может быть ни доказан, ни опровергнут. Но не скрою, мне все же больше нравится постулат, что Бог существует. Так как слишком уж много явлений в окружающем нас мире, да и событий в моей жизни гораздо лучше объяснимо именно Его промыслом, чем последовательностью маловероятных совпадений и случайностей. Я со школьных времен был воспитан в духе вульгарного материализма и воинствующего атеизма. По образованию - физик. По самообразованию - биолог. По работе - технарь. То есть по системе миропонимания - типичный естественнонаучник. Но в процессе работы над этой книгой, понимая постепенно величайшую роль религии в истории человеческой цивилизации и глубинный биологический смысл каждой религиозной догмы, я проникся глубочайшим уважением и симпатией к той нелегкой миссии, которую выполняют религии в человеческом обществе. Величайшей миссии, если быть точным. Кстати, зная биологический смысл заповедей, очень интересно и поучительно послушать проповеди священников. Также не вижу ничего плохого в том, чтобы посетить католическую мессу, послушать орган или православные церковные песнопения. И это не только дает эффективные ориентиры в жизни, но и приобщает к истории и культуре своего (или чужого, если вы путешествуете) народа. Ну и, в конце концов, это просто очень красиво. А кроме того, просто по-человечески хочется верить, что существует не 82 Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3-ю редакцию книги: humans-ethology.com только сообщество глючных биороботов, возомнивших себя хозяевами мира, но и кто-то действительно разумный и способный контролировать ситуацию. Однако мы отвлеклись и ушли в область веры, которая вне темы этой книги. Вернемся в область знания и понимания. 2.9 Альтруизм. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Апостол Иоанн Альтруизм (лат. Alter - другой) - бескорыстная направленность поведения и деятельность человека, ставящая интересы другого человека или общее благо выше личных интересов. Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага. Термин введён в противоположность эгоизму. Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии - Огюст Конт. Альтруизм в соответствии с биологической целесообразностью бывает следующих разновидностей: 1.Древние альтруистические инстинкты стадного уровня. - Альтруизм самки по отношению к детенышу. Человеческий детеныш очень долгое время остается беспомощен, поэтому без альтруизма матери или бабушки ему не выжить. Иногда человеческие самки проявляют некоторый альтруизм по отношению к чужим детенышам. И даже к животным других видов в случае нереализованности собственного материнского инстинкта. Общеизвестно, что женщины, не имеющие собственных детей и внуков, склонны заботиться о кошках или о чужих детях. - Альтруизм самца по отношению к детенышу. То же самое, что и с альтруизмом самки. Разница лишь в том, что самец по отношению к детенышу больше осуществляет функции обучения на поздней стадии развития, снабжения и охраны, а самка - функции непосредственного ухода и создания информационного фона на ранней стадии развития. - Альтруизм самца по отношению к самке. В основе его смешано несколько инстинктивных программ. Здесь и древнейший самцовый инстинкт защиты репродуктивного ядра стада. И инстинкт вожака, заботящегося о членах стада. И демонстрация добычливости среднерангового самца. И самопожертвование низкорангового. 83 Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3-ю редакцию книги: humans-ethology.com - Альтруизм самца по отношению к своему социуму. Инстинкт защиты стада в чистом виде. Сегодня известен под названием «патриотизм». Больше присущ низкоранговым особям, выполнявшим в стаде роль буфера. Но не чужд и вожакам. Вожак также может пожертвовать собой ради социума. В современном мире также известна такая форма альтруизма высокоранговых, как меценатство. 2. Молодые альтруистические инстинкты уровня человеческого социума. - Альтруизм мужчины по отношению к дружественному мужчине. Другу, товарищу, соратнику. Этот вид альтруизма жизненно необходим со времен изобретения каменного топора на войне и охоте для повышения эффективности и сохранности отряда воинов. - Альтруизм человека по отношению к другому человеку (из своего социума). Инстинкт защиты социума, но применительно к одному конкретному его члену. - Альтруизм человека по отношению к другому человеку (чужаку). Инстинкт сохранения вида. Отсюда идет повсеместная традиция гостеприимства. Чужак, если он не выказывает агрессии, должен быть накормлен, подлечен и поддержан. На этом инстинкте, заставляющем людей помогать друг другу, паразитируют профессиональные попрошайки. Два последние вида альтруизма не так сильно развиты, как остальные. Поэтому они сравнительно легко подавляются любыми эгоистическими инстинктивными программами. Новаторская гениальная идея Иисуса из Назарета состояла в том, чтобы развить именно эти два инстинкта и с их помощью нейтрализовать эгоистические инстинкты, снижающие эффективность социума. Он называл их «любовь к ближнему». В число «ближних» он, как известно, включал и врагов. «Возлюбите врагов своих» и т.д. 2.10 Вожак и социум. Кто способен управлять женщиной, Способен управлять государством. Оноре де Бальзак Мы видим, что власть меняет людей. Люди, поднявшиеся на самую вершину даже небольшой иерархической пирамидки, становятся иными. 84 Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3-ю редакцию книги: humans-ethology.com Они иначе относятся к прежнему окружению, забрасывают старых знакомых, у них обнаруживаются качества, черты характера, которые мы не замечали раньше. Мы считаем, что власть их испортила и развратила. Это не совсем так. Иерархический инстинкт приводит психику человека в соответствие с его позицией в иерархии. Мы говорили об этом раньше. Функция управления группой не может быть не заложена в наборе инстинктов каждой особи. Правда, в различной степени. Если особь находится на нижних уровнях иерархической пирамиды, то функция руководства не востребована, инстинкт дремлет, индивид обладает качествами низкорангового. Но как только его позиция в иерархии изменяется, набор качеств изменяется на характерный для высокорангового. Проще всего такую метаморфозу наблюдать в армейских частях в условиях «дедовщины» во время призыва. Поколение «старослужащих», среднеранговых и даже высокоранговых рабовладельцев демобилизуется. Освободившиеся верхние позиции в стадной иерархии тут же занимают вчерашние низкоранговые рабы младшего призыва и практически мгновенно становятся такими же жестокими среднеранговыми доминирующими рабовладельцами, угнетая новое поколение призывников. В течение недели самоощущение и поведение людей изменяется полностью. Просто выключается одна инстинктивная программа и включается другая. А как только индивид поднимается на самый верхний уровень иерархии, занимает место на вершине, то есть именно носителя верховной власти (царя, короля, хозяина фирмы), а не передатчика власти (министра, начальника), происходит еще одна метаморфоза. У него включается инстинкт вожака. Он становится иным существом. Он чувствует свою пирамиду, людей, которые ее составляют, их жизнь, интриги, отношения, мысли, поступки, а также материальные и финансовые структуры пирамиды практически как продолжение своего организма. И свою ответственность перед этой частью себя. И разумеется, у вожака обостряется способность манипулировать, управлять людьми. А также принимать полезные для подвластной ему иерархии решения. Внешне все это может выглядеть как сверхинтуиция, мудрость и прозорливость властителя. Поэтому в большинстве человеческих культур во все времена присутствует фигура верховного властителя. Царь, король, президент, премьер и т.п. На ранних стадиях развития цивилизации в не слишком крупных пирамидальных социумах от инстинкта вожака было больше пользы, чем вреда от издержек абсолютизма. Поэтому наверху 85 Только здесь Вы сможете купить последнюю, самую полную и продвинутую 3-ю редакцию книги: humans-ethology.com небольшого пирамидального социума выгодно было иметь не наместника-временщика, а именно царя или короля, то есть хозяина, чувствующего личную ответственность за страну, которую он оставит своим детям в наследство. Однако, если социум очень велик, то верховный правитель становится слишком неуязвим. И в случае явной неадекватности действий верховного правителя, свергнуть его (другими словами, заменить в аварийном режиме) весьма затруднительно. Кроме того, правитель очень крупного социума часто не в состоянии его контролировать. Поэтому у него не включен инстинкт вожака. И вот такой правитель с отключенным инстинктом вожака и работаюшими инстинктами среднерангового, или даже низкорангового, становится либо тираном, либо сатрапом, либо деспотом. Да еще и практически неуязвимым при этом. Для социума в целом это обычно имеет катастрофические последствия. Примеры - Калигула, Нерон, Мао, Сталин, Гитлер и т.д. Поэтому в крупных современных социумах верховному властителю доверяют только исполнительную власть. И то ненадолго. Денег - обычно не доверяют. Их делят парламенты. Если инстинкт вожака включается у индивида уже на уровне передатчика власти, то мы говорим, что у него "талант руководителя". Вожак навсегда, необратимо остается иным. И своим среди своих будет только в среде таких же, как он. Царей пирамидок и пирамид. И внутри чужой пирамидки будет уже не на своем месте. Либо своя пирамидка, пусть даже небольшая, либо одиночка. Поэтому те, кто не знает, что такое инстинкт вожака, говорят, что власть сладка, что она затягивает. Пирамидальная иерархия самцов держится на системе подчиненности. На страхе (видение опасности, исходящей от соперника), уважении (признание положения высшего или равного самца в иерархии) и конфликтности (агрессивности). Сообщество самок держится на взаимном манипулировании. Поэтому вожак, чтобы не терять контроль над ситуацией, сам является неплохим инстинктивным манипулятором. Кстати, на способность мужчины манипулировать женщины реагируют однозначно как на признак высокорангового самца, вожака. Инстинкт самки срабатывает четко: «Раз манипулирует, значит - вожак». Поэтому таких мужчин женщины любят. И у женщин практически отсутствует иммунитет против манипуляций. Они легко ловятся на собственные приемы. Это легко объяснимо. Женское сообщество племени или стаи обязательно должно контролироваться вожаком. У вожака напротив, есть иммунитет против манипуляций, так как его решения должны быть максимально адекватны. Вожак мыслит собственными интересами и |