Томас Гоббс. Томас Гоббс социальнополитическая концепция
Скачать 225.91 Kb.
|
Томас Гоббссоциально-политическая концепцияТомас Гоббс (1588 — 1679) – английский философ, приверженец материализма, один из основателей современной политической философии, внесший большой вклад в развитие и становления теории общественного договора и государственного суверенитета. Основным предметом изучения философии и науки он считает природу и человека, источником философии – разум, а источником религии – авторитет церкви. Доказать существование Бога, по его мнению, нельзя, но в Бога можно верить. Он изложил свое политическое учение в философском груде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В «Левиафане» Гоббс указал 16 естественных законов. Большинство из них носит характер требований: быть справедливым, милосердным, незлопамятным, беспристрастным и в то же время не быть жестоким, мстительным, и так далее. Таким образом, все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббс выводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Природа дала людям все. Так как люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба. Гоббс различает два состояния общества: естественное и гражданское. В естественном состоянии, когда еще не было государства, люди действовали согласно законам своей природы, подчиняясь своим страстям. Страх смерти делает людей склонными к миру, а разум им подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут заключить соглашение, или общественный договор. В основе создания государства лежали не только страх смерти, но и требования разума, которые Гоббс называл естественными законами: "Естественный закон есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни" Основной естественный закон, согласно Гоббсу, гласит, что "следует искать мира и следовать ему". Из этого основного естественного закона происходит другой закон. Чтобы достичь мира, человек "должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе". Этот "естественный закон", замечает Гоббс, был изложен в Евангелии: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Интересен перечень причин (не считая иностранного завоевания), вызывающих распад государства. Это - предоставление суверену слишком малой власти; разрешение личных суждений подданным; теория о том, что все, что против совести, является грехом; вера во вдохновение; доктрина о том, что чтя, суверен должен подчиняться гражданским законам; признание абсолютного права частной собственности; разделение верховной власти; подражание грекам и римлянам; отделение светской власти от духовной; отказ суверену в праве на налогообложение; популярность могущественных подданных и свобода спора с сувереном. Если же говорить о социологии Гоббса, его учении о государстве, то они оставили весьма заметный след в истории общественно-политической мысли. Большое влияние социология Гоббса оказала на политическое мышление Б. Спинозы. Но, отправляясь от гоббсовой концепции естественного права, верховной власти и государственного суверенитета, нидерландский мыслитель выдвигал и обосновывал иной социальный идеал, стремился к установлению такого общественного строя, в котором люди были бы свободны и добродетельны. Не подлежит сомнению воздействие идей Гоббса на классическую немецкую философию, и прежде всего на ее родоначальника И. Канта. Взглядам Гоббса на человека были созвучны мысли Канта «об изначально злом в человеческой природе». Кант разделял и некоторые положения учения Гоббса о государстве, например идею абсолютного повиновения подданных верховной власти. Организация государственной власти может быть различной: монархия, аристократия, демократия, но какой бы ни была форма власти, она должна быть абсолютной, суверенной и единой. Симпатии Гоббса склоняются к абсолютной монархии, которая для него наиболее полно выражает политическое могущество государства. |