Главная страница

Тоталитарное искусство. Тоталитаризм драма ХХ века. И не только людская. Тоталитаризм проник в сознание, в душу. И в этом не последнюю роль сыграло искусство


Скачать 18.12 Kb.
НазваниеТоталитаризм драма ХХ века. И не только людская. Тоталитаризм проник в сознание, в душу. И в этом не последнюю роль сыграло искусство
Дата11.03.2020
Размер18.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТоталитарное искусство.docx
ТипДокументы
#111636

Тоталитаризм — драма ХХ века. И не только людская. Тоталитаризм проник в сознание, в душу. И в этом не последнюю роль сыграло искусство.

Тоталитарным было искусство древних цивилизаций: Египта, Вавилона, Ассирии и т.д. В прошлом столетии — это искусство России, Германии, Китая, Италии, Испании, Португалии и других европейских государств. Сам термин “тоталитарное” (целиком, полностью) ввел Муссолини, утверждавший, что “все в государстве, ничего кроме государства, ничего против государства”.

Тоталитарное искусство начинает складываться в Италии в начале 20-х годов, с конца десятилетия — в СССР, а с 1932 года — в Германии. И лишь с сорокового года в Китае. Со второй половины 20-х годов в нашей стране идет процесс создания большого стиля. С конца 1929 года, как говорится в Политическом отчете Центрального комитета XVI съезду ВКП(б) И. Сталина, “начинается наступление социализма по всему фронту”, а поэтому развитие культуры “должно развернуться с новой силой”. 1930 год — это некий рубеж в культуре страны. Происходит поворот к тоталитарной культуре: окончательная формулировка художественных методов (СССР — социалистический реализм, Германия — “принципы фюрера”, или эпоха новой классики, Китай — новая демократическая культура); создание аппарата управления искусством и контроля над ним (с начала 20-х годов начинает свою деятельность в СССР Агитпроп, который просуществовал до 90-х годов, лишь периодически меняя свое название); борьба со всеми художественными стилями и направлениями, отличающимися от официального.

В это время в стране нарастает сопротивление существующему режиму. Голод, беспризорщина, крестьянские восстания. На Северном Кавказе пришлось расстрелять половину авиационной эскадрильи, отказавшейся принять участие в воздушных боях против восставшей казачьей станицы. В Высшей партийной школе ходило по рукам ленинское “завещание”. На стенах заводов появлялись открытые призывы к убийству Сталина.

Ходили споры, откуда взялся термин «социалистический реализм» и какое-то время не было точной формулировки данного термина. Термин был впервые написал в «Литературной газете» в речи Гронского. В 1934 году на Первом съезде советских писателей в докладе секретаря ЦК ВКП(б) по идеологии А. Жданова, от имени ЦК и Совета Народных Комиссаров СССР прозвучало, “что социалистический реализм является основным методом советской художественной литературы и литературной критики».

На съезде присутствовали, помимо зарубежные гости советские композиторы, режиссеры и художники. Съезд единодушно приветствовал то, что партия направила “творчество художников по пути социалистического реализма”.

Как именно партия “направляла” творчество художников, известно. Так, из 700 писателей, присутствующих на первом съезде в 1934 году менее 50 дожили до второго съезда в 1954. Причем вряд ли в результате естественной смерти, так как по статистике средний возраст делегатов составлял 38 лет, при этом, более 70 % были совсем молоды.

Лучшие художники включились в дело создания нового большого стиля. Не меняя иерархию жанров, официальная цензура затрагивала скорее трактовку изображаемого. Натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и, занимающий главенствующее место, исторический жанры претерпевают изменения. Лозунги РАПХа конца 20-х годов, осужденные официальном искусством того времени, как будто снова входят в моду: “Цвет в живописи не может быть беспартийным”.

Лозунгом соцреализма становится “Писать правдиво!” Сталина.

Искусство периода тоталитаризма в различных странах, с различными культурными корнями на удивление однообразно и похоже. Как похоже само мифотворчество в тоталитарных государствах. Хорст Вессель и Павлик Морозов. Внешнее сходство определялось и политикой в обоих государствах. Это был хорошо знакомый принцип “кнута и пряника”.  Однако, от искусства требовалась и отдача. Лозунг “Кто не работает, тот не ест” выполнялся. Правда, еще Л. Троцкий советовал заменить этот лозунг на новый: “Кто не повинуется, тот не ест”.

Оптимизм пронизывал искусство тоталитаризма. Оптимизм — это его главная отличительная черта. Достаточно вспомнить слова из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года “О журналах “Звезда” и “Ленинград””. Одно из главных мест в нем об оптимизме. Действительно, “произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни”, совершенно неприемлемы. Ведь главная задача искусства — “воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело”!

Вторая черта нового искусства — сакральность. Вожди, вожди, вожди. Ликующая радость сцен труда и встреч с вождями. Огромные монументы. И все это удивительно схоже с искусством прошлого, особенно, с искусством Древнего Египта, которое выросло из идеи вечной жизни. Даже при первом взгляде на него бросается в глаза странная размытость линии, разделяющей жизнь и смерть.

Если тоталитарное искусство в других государствах имеет четкую временную границу — так, падение фашистского режима в Германии, означало конец периода тоталитарного искусства, — то смерть Сталина и разоблачение культа личности на ХХ съезде в 1956 году лишь изменяли внешние черты, коснувшись только чисто изобразительных элементов.

“Суровый стиль”, как назвали его художественные критики, по мнению последних, порывал со сталинским ампиром. Аналогии искусства сталинизма с ампиром не случайны. Ампир был наиболее идеологизированный “большой” стиль прошлого. Берущий начало в конце 50-х, “суровый стиль” быстро усилил свои позиции, заполонив выставочные залы 60-х. Сейчас принято считать, что он явился полной противоположностью предшествующему искусству, дав толчок дальнейшему развитию отечественного искусства.

Вписываясь в стилистику и эстетику 60-х, новое искусство было столь же официально, только гораздо строже. Но в строгих, аскетичных лицах героев еще легче изобразить энтузиазм, оптимизм и веру в светлое будущее. Он не стал новым стилем.

Искусство последующих десятилетий нащупывало свои пути, теряясь в кажущемся разнообразии. Вопросы стиля не сходили со страниц художественных журналов. Можно поменять манеру изображения, но внутреннее содержание изменить нельзя. Это было время поисков, но не находок.


написать администратору сайта