Тема Александрийская и антиохийская школы. Традиции александрийской и антиохийской школы в православной экзегетике
Скачать 54.08 Kb.
|
Реферат по Священному Писанию Нового Завета Студента(ки) 1 курса Сыктывкарского центра подготовки церковных специалистов (Катехизаторское отделение) Иванова Ивана Тема: Традиции александрийской и антиохийской школы в православной экзегетике. 2019 год Содержание: Введение 1. Александрийская школа и её основоположники……………………….4 2. История развития Александрийской школы……………………………5 3. Антиохийская школа и её создатели...…………………………………..9 4. История Антиохийской школы………………………………………….10 Заключение Список использованной литературы Введение Богосло́вские шко́лы — это 1) Относительно самостоятельные направления или течения в богословии, характеризуемые своеобразием методов, подходов, приёмов исследования, интерпретации и изложения богословского знания. 2) Православно-образовательные учреждения различных форм и уровней (воскресные школы; катехизаторские курсы; духовные училища, семинарии, академии). Богословские школы, которые получили известность в ранний период жизни Церкви, такие как Александрийская, Антиохийская, Малоазийская (Каппадокийская), Северо-африканская (Карфагенская) отличались одна от другой некоторым рядом особенностей. Остальные школы старались пользоваться греко-римской философией, в основном только для бутафорного внешнего престижа. Однако, отличия между ними в той части, которая касалась Священного Апостольского Писания, не вносили разлад в основные положения нравственного и догматического вероучения. Александрийская и Антиохийская школы всеми силами пытались соединить христианскую веру с разумом. Жаркая и непримиримая вражда между этими школами привела к созыву шести Вселенских и десяти помесных соборах. Дебаты разгорались с такой силой, что зачастую у монашеской братии в ход шли кулаки. Свою правоту и истину православной церкви с «блеском» доказывали на Вселенном Эффеском или как его прозвали «Разбойничьем» соборе в 449 году нашего столетия. Например, в Александрийской школе было принято аллегорическое толкование Писаний, тогда как в Антиохийской буквальное толкование. Но, несмотря на эти различия, эти подходы не только не противоречили один другому, но и даже взаимно дополняли друг друга. Такого рода отличие не приводило к существенным противоречиям в отношении осмысления и толкования основных вероучительных истин. В то же время нельзя преувеличивать степень даже и этой разницы. В то время, как Александрийская школа при всём её стремлении к аллегориям, не отстранялась полностью от буквального толкования Писаний. И так же Антиохийская не отстранялась от аллегорического толкования. Получалось так, что отдельные представители тех или иных богословских школ позволяли себе такие высказывания, которые шли вразрез с Евангельской проповедью. Однако, это встречало противодействие со стороны православных служителей Церкви, а затем осуждалось либо на Поместных, либо на Вселенских Соборах. Если такими высказываниями обладали большие общины, то в случае отказа от покаяния в своих заблуждениях, подчинившись голосу Церкви, они переставали быть Православными и пополняли соответственно число еретиков. Случалось, что благодаря продуктивной полемике между представителями разных школ удавалось яснее выразить ту или иную богословскую истину. Так было, скажем, во времена Христологических споров, происходивших между сторонниками Александрийского и Антиохийского подходов к вопросу об образе соединения двух ипостасей в Лице Господа Иисуса Христа. Поскольку истина не может противоречить сама себе. То, следовательно, не может быть двух суждений об одном и том же предмете вероучения, противоположных и вместе истинных. 1.Александрийская школа и её основоположники. Александрийская богословская школа — это концептуальное историческое понятие, которое затрагивает целый комплекс важных идей, касаемых позднее античного и раннехристианского периодов. Это ветвь ранней патристики, которая вместо следования букве новозаветных писаний (на чём настаивала Антиохийская школа) развивала аллегорический метод истолкования Библии. Например, слова Иисуса о том, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное»1, Климент Александрийский истолковывал в том смысле, что «Писание требует от нас не отказа от самой собственности, но отказа от чрезмерной привязанности к этой собственности». Развитие основных филосовских идей в самой тесной взаимосвязи с религиозной основой тонкой ниточкой прослеживается через глубину веков. Начиная от возникновения Александрийской школы и заканчивая её угасанием, отчасти связанной с трагической гибелью самой красивой женщины-педагога – Гипатией Александрийской, чей ум и талант преподавателя восхищал слушателей на публичных лекциях. С Александрийской школы начали распространяться такие новые религиозные течения как ореанство и орегинизм. В своей основе были сформулированы догматы православного вероучения знаменитыми святителями Кириллом Александрийским и Афанасием Великим. Огласительное училище в Александрии, которое отстаивало желательность сближения христианского вероучения с эллинской философией, было основано в первой половине II века святым Пантеном, от которого сохранилось только имя. Это было самое первое в христианском мире высшее учебное заведение, и святой Иероним приписывал его основание самому апостолу Марку. После Пантена во главе школы стояли такие выдающиеся философы: Ориген, Климент Александрийский, Иракл Александрийский, Дионисий Александрийский, Дидим Слепой и Пётр Александрийский. Среди учеников школы — Афинагор и Григорий Чудотворец. Некоторые взгляды богословов Огласительного училища были восприняты местными епископами последующих поколений. Это были Афанасий Великий и Кирилл Александрийский. К примеру, согласно одному из вариантов понимания Святого писания Кирилл Александрийский аллегорически понимал единую богочеловеческую природу Христа (причём аллегорический термин «Богочеловек» также введён представителем этой школы Оригеном), имеющего в одной Личности две сущности: Божественную и человеческую, не исключающие одна другую (Кол. 2:2) (Евр. 10:5-7) (Кол. 1:15-17) (Гал. 4:4-5) (Евр. 4:15) (2Пет. 1:4). 2.История развития Александрийской школы. Александрийская христианская община очень рано основала школу для обучения катехуменов, которые только начали приходить к Богу. Христианская история, к тому времени, замечает о появлении среди александрийских иудеев новых проповедников Христа. Надо заметить, что в то время в Александрии проживало очень много евреев, наверное, даже это была самая многочисленная диаспора. Стоит упомянуть, что во II веке до н.э. здесь жил один из известнейший александрийских раввинов Аристобул. И чуть позже проживал не менее знаменитый, даже за пределами иудеев богослов и философ Филон. Оба выдающихся мыслителя пытались соединить иудаизм с эллинской культурой и философией. Соответственно и начали истолковывать Танах (Ветхий Завет) с помощью аллегорий. Например, Филон считал, что Бог через Моисея сказал евреям с помощью Библии совсем тоже самое, что и грекам рассказали философы. По свидетельству Евсевия, который писал об особой организации Александрийской школы, говорил о «существовании там с древнейших времен священных наук». Школой руководили самые известные и талантливые люди, которые славились своим красноречием и знанием богословия. По своей исторической ценности Александрийская школа в своём первоначальном виде восходит к евангелисту Марку, который в Египте, а точнее в Александрии, основал первые христианские церкви и своими преемниками имел многочисленное количество учеников. Так, например, в руководство огласительной школы в 180 году был поставлен Пантен, в начале царствования Коммода, и вместе со своим бывшим учеником — Климентом трудился и преподавал до правления Каракаллы. Александрийская школа, так называемая, огласительная или катихизическая представляла собой формально действовавшее церковное учебное заведение, которое имело определенное устройство и программу. Такая же была школа Иустина в Риме2, которого слушал сириец Татиан, и школа Иринея в Галлии, ученики которого Гай и Ипполит достигли высокой литературной славы. При таких обстоятельствах высшие и низшие школы понемногу превратились в формально организованные церковно-учебные заведения с более или менее правильным устройством. Важнейшие из них были в Александрии, Кесарии, Иерусалиме, Сиде, Едессе, Низибии, Лаодикии, Скифополе, Риме, Антиохии, Константинополе и Карфагене. О том как развивалась школа, о её основных направлениях и методах работы, до нас дошли самые противоречивые сведения. Кто-то из историков неосновательно сравнивает христианскую школу в Александрии с александрийскими учебными заведениями и считают ее своего рода видоизменением и продолжением языческого «Музея» или даже думают, что она возникла по его образцу и под его влиянием. При музее находилась обширнейшая библиотека, располагающаяся в основном помещении царского дворца Брухейон, и вспомогательном помещении в храме Сераписа. О размерах библиотеки можно судить по многим историческим фактам, например, при осаде города Юлием Цезарем в 48 г. до Рождества Христого погибло от пожара 400 000 томов, это было основное помещение дворца, но остались 300 000 томов, это второе собрание, находящееся во вспомогательном помещении. При Птолемее Лаге и Птолемее Филадельфе здесь на греческий язык было переведено Святое Писание ветхого завета. Такие открытия сильно влияли на развитие христианской катихизической школы. Среди представителей самых различных философских систем здесь выступали ученики Платона и Аристотеля, Зенона и Эпикура. Кроме этих учений, в самой тщательной разработке находились и другие светские науки. В «Музей» тянулась даровитая молодежь со всего мира и слушала лекции по различным предметам и дисциплинам. Это были точные предметы – математика, физика, арифметика, астрономия, медицина. Наряду с ними преподавались и гуманитарные науки – грамматика, риторика, философия, филология, литература. Особые виды искусства, в том числе изобразительное и музыка. Соответственно те же самые виды дисциплин преподавались и в катихизической школе. Ориген преподавал точные науки – арифметику, геометрию, физику, медицину и вдобавок преподавал нравственную этику, излагал учение всех философов и объяснял Святое Писание. Как вспоминал Иероним, он это делал с большой любовью, увлечением так, на его лекциях всегда присутствовало большое количество слушателей. Все лекции Ориген читал только с той целью, чтобы побольше людей привести к вере во Христа. Но большие физические нагрузки и сильное эмоциональное напряжение привели к тому, что он отказался от преподавания литературы, тем не менее, излагал учение еретиков-гностиков и теоремы философов. В этом он следовал примеру Пантена, который таким методом приносил большую пользу, равно как и примеру Иракла, который, состоя священником александрийской церкви, в то же время носил философскую мантию и продолжал заниматься изучением эллинистической литературы. Большой поток учеников давал возможность для увеличения учительных сил привлекать лучших и способнейших из слушателей. Так, Пантен привлек Климента, Ориген — Иракла в качестве помощников в должности катехетов. Ещё один момент, который оставался без внимания – это скромность, а порой и бедность самих настоятелей. Например, Ориген, при своем скромном заработке и строго аскетической жизни, существовал только от продажи творений классических писателей, и отказывался от всяких таких приношений. Хотя благодарные слушатели сами старались помочь материально и брали на себя издержки по преподаванию. Так или иначе, но Константин Великий предоставил духовенству различные привилегии, поэтому наставники стали получать пособие из государственной казны, точно также как и учителя в римской империи. Как раз об этом моменте и упоминает Кассиодор, говоря об общественных учителях в Александрии и Низибии. Во всяком случае, Александрийская огласительная школа как была, так и осталась церковным учреждением, высшее заведывание которым принадлежало епископу. Он имел полное право назначать на работу учителей и начальников, а также имел право освобождать их от занимаемой должности. Среди руководителей школы известны такие имена как: Пантен, Климент, Ориген, Иракл, Дионисий Великий, Перий, Феогност (Серапион), Петр мученик (Макарий), Дидим Слепец и Родон. Молва гласит о том, что даже Арий одно время был учителем огласительной школы. Именно тот «священник церкви в Александрии, которому было поручено объяснение Святого Писания». Это следует из слов Феодорита, но до конца истинность этого не проверена. Среди элиты учителей, которые, начиная с Климента, проходили обучение в этой школе, были: Григорий Чудотворец, Анатолий, преподававший в Александрийской школе Аристотелевскую философию, Евсевий Кесарийский и Афанасий Великий. С IV века слава Александрийской школы стала постепенно увядать. Заблуждения Оригена и вызванные ими оригеновские споры подорвали значение школы. Его сочинения считались источником всех новых ересей. Чрезмерный аллегоризм подорвал доверие и к александрийскому способу объяснения Библии. Аллегорические образы были настолько ярки, что порой ученик мог потерять истинный смысл написанного в книге. Так же как, к примеру, Филон при истолковании Ветхого Завета использовал Каббалу, описывая при этом не только самих Адама и Еву, но и других лиц и животных. Образные его сравнения просто потрясающие – Адам, по его мнению – это разум. Ева олицетворяет жизнь, Каин представляет корыстолюбие и тупость, Тигр – это страстность, Верблюд, в набирающий своём горбу воду – символ сосуда хранящего знания. Все основные понятия о Господе, так или иначе, подменялись понятиями, которые выработали платоники. Многие Библейские рассказы умышленно подстраивались под соответствующие философские рассуждения и понятия умозаключения Платона. Аллегорические объяснения зачастую носили курьезный характер. Отрицание буквального смысла некоторых мест в Библии не только вредило, но и низводило Святое Писание на степень книг, исполненных загадок и мифов. Вследствие всех этих оригеновских и арианских заблуждений пришлось также отказаться и от прежнего метода. Более здравомыслящие из ариан, желая уяснить себе все тайны веры, в подтверждение своих положений ссылались на буквальный смысл казавшихся для них благоприятными мест Писания. Надо было, поэтому, исследовать буквальный смысл в связи со всей системой веры, по определенным, общепризнанным, правилам, и научно разъяснить всякое недоуменное место. Такого метода и держался святой Афанасий Великий в своих «4 книгах против ариан»; но особенно он получил значение в начавшей процветать с IV века антиохийской «истолковательной школе», слава которой затмила блеск школы александрийской. С переселением Родона в Сид, в Памфилии (395 г.), прекратился ряд александрийских настоятелей школы и о самой школе с того времени уже не упоминается. 3. Антиохийская школа и её создатели. Антиохийская школа экзегетов включает в себя многих известных церковных писателей, которые посвятили себя одной единственной цели –как можно тщательнее оградить христианство от иудеев, язычников и еретиков. Свою позицию они объясняли научным пониманием Священного Писания. В отличии от мистических и аллегорических рассуждений представителей александрийской школы Антиохийцы отличались трезвым рассудочным направлением, ясным изложением последовательного хода развития божественного Откровения, исторически-грамматическим объяснением Святого Писания и сочетанием научного исследования с практическим уважением к содержанию Библии. Начало IV в. ознаменовалось настоящим «крестовым походом» против гностиков, ариан и оригенистов. Антиохийская школа получила особое развитие благодаря многим очень одаренным представителям. Особую роль в битве с аполлинарианами и остатками ариан сыграли такие известные учёные и поэты, как авва Диодор, его ученик Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский, Полихроний и Феодорит Киррский. Своего влияния школа достигла благодаря противодействию произвольному пониманию Писания иудеев-гностиков и отвержению оригеновской иносказательности. Но, к сожалению, в ее слишком резком разделении двух ипостасей во Христе, особом подчеркивании человеческого и разумного элемента в Откровении, в слишком большому вниманию к историческому элементу закрались и подрастали слабые ростки будущего упадка. Зародились негативные течения несторианства и пелагианства. В самом начале – это была самая обыкновенная школа как принято понимать на сегодняшний день. К периоду же правления Диодора Тарсийского она приняла формальный характер учебного заведения, с чётким учебным уставом и принято было монашеское направление. Основой преподавания богословских наук стало Священное Писание. По воспоминаниям Сократа Схоластика он свидетельствует о таких известнейших учениках школы как: Иоанн Златоуст, Феодора и Максим, впоследствии епископе Селевкийским в Исаврии. Сократ утверждает, что все они посещали монастырскую школу Диодора и Картерия в Антиохии. У самого же Диодора тоже был превосходный учитель по имени Флавиан. Самих монастырских школ в Антиохии и на прилегающих к городу горах было несколько, и многие поэтому молодые антиохийцы стремились попасть на обучение в эти школы, чтобы получить умственное и нравственное образование у благочестивых иноков. Сам знаменитый Златоуст не пренебрегал и активно зазывал родителей детей, чтобы те отправлялись на воспитание и уединение в эти школы. Слова Златоуста: «пусть они побольше пробудут там, даже от 10 до 20 лет, пока не достигнут духовной и нравственной зрелости и твердости характера, потому что чем более они получат школьных упражнений, тем более приобретут силы в вере, науке и добродетели». Такие школы он называет аскетериями, монастырями, диатрибами, гимназиями. Господствующий в сирийских школах со времени Лукиана дух был так силен, что он налагал печать антиохийского образования и метода даже и на прибывших извне учителей, как, например, на Евстафия, родом из Сила в Памфилии, бывшего епископом Севастийским в Армении, и на таких учеников, как св. Кирилл Иерусалимский. Ход развития антиохийских экзегетических школ в своих начатках совпадал с начатками развития христианских школ вообще. Распорядок наук в отдельных аскетериях и гимназиях был в общих чертах тот же самый, что и в одноименных позднейших школах в Александрии, Эдессе, Низибии и в «Виварии» Кассиодора. Чтение, письмо и размышление были средствами к усвоению библейского содержания. 4. История Антиохийской школы. В истории Антиохийской школы можно различать следующие периоды: 1) основание и начало развития школы от Лукиана до Диодора (290-370). В это время учителями были Лукиан, пресвитер антиохийский, мученик; Дорофей, пресвитер антиохийский, по свидетельству Евсевия знаменитый ученый и знаток еврейского языка. К ним относится также много арианских и полуарианских учителей, которые считали себя учениками Лукиана. Среди этих учеников – Евсевий Никомидийский, Астерий, Марий, Феогоний, Леонтий, Евномий, Феодор Ираклийский во Фракии и Евсевий Эмесский. Другие православные учителя – Евстафий Сидский из Памфилии, он в своих критических рассуждении выступал против чрезмерного аллегоризма, который оспаривает библейские факты Ветхого Завета;3 Мелетий, с 360 года патриарх Антиохийский, учитель святого Иоанна Златоуста, и Флавиан, с 381 года епископ антиохийский, учитель Диодора и Феодора. 2) Период процветания антиохийской школы считается от Диодора до Феодорита (370 - 450 гг.). Среди учителей главой был Диодор, ученик Флавиана и Сильвана Тарсийского, начальник аскетерия в Антиохии, а с 378 года епископ Тарсийский в Киликии. Его исключительная эрудиция, блестящий ум, исключительное образование и аскетический образ жизни делали его истинным основателем антиохийской экзегетической школы. Выдающимся сотрудником Диодора в антиохийской церкви был с 373 г. Евагрий, великий друг и покровитель блаженного Иеронима. С 388 по 392 г. он стал вместо Павлина епископом Антиохийским. Святой Иоанн, родившийся в 347 году в Антиохии и за свое блистательное красноречие названный Златоустом, одинаково велик как экзегет и как оратор, хотя в своей деятельности имел большее значение для нравственности, чем для догматики. Феодор Мопсуестийский, сотоварищ Иоанна Златоуста по учению у ритора Ливания, у Мелетия, Картерия и Диодора, в то же время воспитанник Флавиана, с 392 года епископ Мопсуестийский неустойчивый в своем характере, как и в своем призвании, отличаясь талантом и всесторонней ученостью, был скорее красноречивым оратором. Своими догматическими заблуждениями он, одновременно со своим противником Оригеном, навлек на себя осуждение со стороны Церкви; но как полемист против ариан, евномиан, аполлинариан и оригенистов он имеет важные заслуги. Он установил определенные правила касательно растяжимости буквального и преобразовательного смысла и совершенно отверг иносказательную аллегорию, полагая, что для назидания достаточно буквального смысла и духовного значения. Руководством к отысканию буквального смысла для него служат история, грамматика, текст и контекст. Несториане почитали его как преимущественно своего «экзегета» и подвергали анафеме всякого, кто не признавал его авторитета. Его брат Полихроний, получивший подобное же образование и с 410 по 430 г. бывший епископом Апамейским на Оронте, и его ученик Феодорит, с 438 г. епископ Киррский в Сирии, избежали его крайностей и своей преданностью вере, благочестием и методом примыкали к Златоусту; они написали дельные комментарии, которые одинаково чужды крайностей как исключительно аллегорического, так и исключительно исторического истолкования. Исидор Пелусиот, пустынник и настоятель отшельников у Пелусия в Египте, делал извлечения из творений св. Иоанна Златоуста и в своих многочисленных письмах, из которых до нас дошло более 2 тыс. в 5 книгах, свел герменевтические принципы школы к определенной форме; как компилятор он уже свидетельствует о начавшемся упадке школы. Однако своим упадком школа была обязана преимущественно Несторию, с 428 года патриарху Константинопольскому, который, как ученик Феодора Мопсуестийского, будучи более оратором, чем экзегетом, формально преподавал и твердо настаивал на учении о двух ипостасях во Христе, так что Эфесский собор 431 подверг его анафеме как еретика. Его приверженцы, не имея себе защиты в греко-римской империи, бежали в провинции персидской монархии, где несторианство по политическим причинам пользовалось благоволением. Знаменитая школа для образования персидских христиан и священников в Эдессе в Месопотамии с 431г. находилась под руководством несторианских учителей; когда эта школа после разных превратностей в 489г. была разрушена императором Зиноном, то центром распространения несторианства в Персии сделалась Низибия (Нисибис). Эта школа обнаружила богатую литературную деятельность, систематизируя догматическое учение и библейские принципы, и процветала до позднейшего периода средних веков. 3) Третий период отмечает собой упадок антиохийской школы вследствие несторианских споров и смут, произведенных монофизитами. Тут также можно назвать несколько православных учителей, хотя и уступающих прежним в самобытности и глубине: Марк, Нил примерно 450г., Виктор, Кассиан – все ученики Иоанна Златоуста. Посвященный Златоустом в 400 г. в сан диакона Кассиан 431г. был иеромонахом в южной Галлии и писал на латинском языке. Виктор составил комментарий на Евангелие от Марка. Прокл, патриарх Константинопольский в 447г., писал беседы и послания. Василий в 500г., епископ Иренопольский в Киликии, примыкает к Диодору и Феодору. Несторианин Козьма, вследствие своих путешествий в Индию получивший название Индикоплова, в экзегетическом и библейском богословии следовал Феодору. С упадком антиохийской школы заканчиваются самостоятельные исследования экзегетики. Последующие поколения более или менее черпали из богатых антиохийских источников, с которыми блаженный Августин познакомил и латинских отцов. Труды антиохийских отцов Церкви вообще имели большое значение для понимания Святого Писания. Их строгая, историко-грамматическая экзегетика составляла прямую противоположность произвольным мистико-аллегорическим истолкованиям Оригена и его учеников. Если Ориген часто находил в буквальном смысле нечто невозможное, противоречивое и недостойное Бога, то антиохийцы считали, что каждое место Святого Писания прежде всего должно пониматься в своем буквальном смысле. Если Ориген своим исполинским трудом – гекзаплами – и своими комментариями положил начало научной экзегетике, то он все-таки не достиг предположенной цели, потому что не исходил из правильных герменевтических принципов. Этой цели суждено было достигнуть антиохийцам, которые умело воспользовались результатами предшествующего времени. Беседы святого Иоанна Златоуста, комментарии Феодора «на 12 малых пророков и послания апостола Павла», фрагменты Полихроиия «на Даниила, Иезекииля и Иова» и особенно комментарии Феодорита Киррского сохраняют свое образцовое значение, хотя некоторые из их объяснений, рассматриваемые в свете исследований нового времени, и оказались несостоятельными. Заключение Подводя небольшой итог можно сказать, что, не смотря на все недостатки, Александрийская катихизическая школа имела огромное значение для распространения и защиты христианской веры, для библейской критики и экзегетики. Её образно можно сравнивать с мировым центром культуры, который с успехом соперничал с Римской Империей и безусловно был лидером в подготовки лучших философов своего времени. Из нее именно вышли величайшие богословы, как Афанасий Великий, этот «отец православия», и величайшие экзегеты и критические исследователи библейского текста, как Ориген. Яркая историческая жизнь Александрийской школы не давала покоя и после окончания Средних веков, вокруг неё непрерывно велись различные кривотолки и споры. Как бы то ни было, а до нас дошли ныне актуальные сложнейшие науки, которые преподаются студентам в современных ВУЗах. Среди этих наук – семантика и семиотика, герменевтика и экзегетика, метафизика и антропология. Антиохийская школа как будто бы представляла собой лишь особое богословское направление, а не непрерывный ряд учителей с формальными заведениями. Это, пожалуй, относится к её первому периоду, но совершенно не применимо к периоду ее процветания. Потому как до Диодора и Феодорита числился непрерывный ряд учителей, стоящих как в умственной, так и внешней связи между собой, а также и устроенные по общему плану заведения и учреждения, которые были воодушевлены одним и тем же духом и имели одну и ту же организацию. Литература: 1. Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1997. 2. Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 3. Дулуман Е.К. Антиохийская и Александрийская богословские школы и их влияние на христоло-гические споры IV-VI веков. М.: Моск. духовная академия, 1950. 4. Киреева М.В. Ориген и свт. Кирилл Александрийский: толкования на Евангелие от Иоанна: экзегетические методы. СПб.: Алетейя, 2006. 5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 6. Нестерова О.Е. Allegoria Pro Typologia: Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристиче-скую эпоху. М.: ИМЛИ РАН, 2006. 7. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006. 8. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. Т.1. 9. Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром // Вопр. истории естествознания и техники. 2002. № 2. С. 222-230. 1 Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки. 2 Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. 3 Евстафий Сидский «О пророчественном духе против Оригена» |