Главная страница

Традиции народной педагогики как аспект нравственного воспитания


Скачать 26.43 Kb.
НазваниеТрадиции народной педагогики как аспект нравственного воспитания
Дата25.11.2022
Размер26.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТрадиции народной педагогики как аспект нравственного воспитания.docx
ТипАнализ
#811842

Традиции народной педагогики как аспект нравственного воспитания.

Народная педагогика — это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности. В наше сложное и противоречивое время, я считаю, нам необходимо вернуться к нашим истокам, лучшим традициям, привить растущему поколению лучшие традиции народа.

В связи с ведущей идеей Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров — формирование духовного облика молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей — одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом которого является народная педагогика с её богатейшими прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.

Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии показывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры.

Анализ наследия Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сины, Ал- Харезми, Юсуфа Хас –Хаджиба, Умара Хайяма, Абу Райхона Бируни, Мирзо Улугбека, Алишера Навои, Захириддина Бабура и других просветителей и ученых показывает, что их идеи о воспитании перекликаются с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывают с поступками, жизнью и деятельностьювеликих людей. Эти ученые выражали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры узбекского народа, сохранив свою актуальность и до наших дней.

Знаменитые педагоги Ян Амос Коменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа.

Народная педагогика –это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, и взаимоотношении между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадгах, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.

В пятидесятых годах ХХ века Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, исторических преданиях, народных приметах.

Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

У каждого народа — своя народная педагогика, свой язык, но средства воспитания очень схожи. Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества. Каждый народ стремится донести в будущее самое дорогое духовное богатство — веками накопленную мудрость. Например, красота слов, песен и игр создает интересную гармонию в узбекской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад узбекского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.

Нравственное воспитание невозможно без важного фактора народной педагогики — примера, идеала, который призван показать ребенку, каким должен быть человек. Ясно осознавал народ значение личного примера в воспитании.

Нравственное воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно, национально. Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретает свое особое значение и лишь исторически выработанный механизм их воспроизводства способствует эффективному воспитанию. Поэтому нравственное воспитание должно опираться на народные педагогические традиции.

Высокая эффективность народной педагогики проявляется, прежде всего в её воздействии на личность. Отсюда и естественность включения педагогических идей народа в образовательный процесс. Использование народного опыта воспитания в образовательных учреждениях способствует передаче обучающимся всего богатства знаний, которое было накоплено народом на протяжении всей его истории.


написать администратору сайта