традиции народов Хакасии. Презентация Microsoft PowerPoint. Традиционные обряды и верования хакасов
Скачать 6.95 Mb.
|
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ и верования ХАКАСОВХакасы — древний народ Восточной Сибири. Многие века их жизнь была тесно связана с религиозными культами, построенными на взаимодействии с природой. Большая часть хакасов придерживается традиционных верований и сегодня, несмотря на то, что в конце XIX века они были обращены в православие — обряды у хакасов есть на все случаи жизни. В Хакасии распространен шаманизм. Главная функция шаманов — лечение людей, проведение обрядов и общественных молений: молятся небу, горам, воде, священному дереву — березе. Также у хакасов существует почитание различных духов — покровителей семьи и рода, домашних животных. Рождение детей Хакасы верили, что души детей находятся под охраной богини Ымай, поэтому рождение — это особенное и священное действо. После родов ребенка обмывали теплой соленой водой и молоком — хакасы верили, что после этого ребенок не будет испытывать жажду в жаркие дни. А чтобы тело было крепким, ребенка смазывали сметаной. У хакасов сложился цикл праздников и обрядов, связанных с принятием нового человека в общество. Например: — пизик тоцы — праздник укладывания ребенка в колыбель; — пала тойы — именины; — тис тойы — праздник прорезывания первых зубов; — обряд разрезания пут — когда ребенок делает первые самостоятельные шаги. Хакасы считали, что до трехлетнего возраста ребенок находится в пограничном состоянии между миром живых и мертвых — в любой момент злые духи могли забрать его в свою обитель. Поэтому рядом с ребенком всегда было много оберегов — нож или ножницы, маленький лук со стрелами, модели птиц, щепки от разбитого молнией дерева. А называли малыша «плохим» именем, чтобы нечистая сила им не интересовалась. Свадьба Обязательная часть свадьбы — похищение. Обычно влюбленные заранее договариваются о дне и времени увоза девушки. Парень приезжает в сопровождении друзей, забирает невесту, а отец снаряжает погоню из 20-30 мужчин. Молодые должны успеть добраться до аула родителей жениха, пока погоня их не настигнет. Когда друзья и родственники отца невесты приезжают, родители жениха выходят им навстречу с угощением и произносят приветственную речь, признавая свою вину. Невеста подтверждает, что хочет выйти замуж, после чего определяют размер калыма — придания. Полученный калым отец невесты распределяет между сыновьями и братьями. На следующий день проводят праздник «сас той» — свадьбу волос. Незамужняя девушка носила множество тонких косичек, украшенных лентами и монетками. Перед свадьбой их расплетали, взамен заплетали две толстые косы, в одну из которых вплетали локон волос будущего мужа. Считалось что теперь они будут вместе так же долго, как сплетенные косы. Вдовы до одного года со смерти мужа ходили с распущенными волосами, а далее с одной косой. Старые девы заплетали три косы. Во время праздника «сас той» проходил такой обряд: мать проводит по новой прическе невесты правую переднюю голень забитого скота и бросает в сторону собравшихся молодых парней. Считается, что тот, кто поймает голень — удачно женится. На свадьбе обязательно проводили обряд поклонения небесным светилам — богине огня. После несколько дней продолжалось празднество. Заключительный этап — испытания жениха в доме родителей, которые он должен был пройти с честью. Повседневная жизнь В народе огонь обожествлялся и имел свою покровительницу — хозяйку огня От-Ине, которая почиталась и как хранительница домашнего очага. Ей было совершенно необходимо оказывать знаки почтения и кормить — считалось, что в ином случае из дома уйдут благополучие и здоровье. Домашний очаг нужно было содержать в чистоте, нельзя было сжигать мусор, а также перешагивать через огонь. Каждый раз перед началом трапезы совершали малый обряд кормления огня, а по праздничным дням — большой. К большому обряду готовились заранее — окуривали пространство юрты дымом ирбена (чабреца) и артыша (можжевельника), готовили белую (молочную) пищу и ставили ее на низкий столик около очага, хозяйка юрты надевала праздничную одежду. Сам обряд заключался в обращении к От-Ине со словами: «Ты огонь наша мать, имеющая тридцать зубов, ты наша дева-огонь, имеющая сорок зубов, стережешь нас ночью, бережешь днем, и я пришел, чтобы освежить засохшие уста твои!». Далее к хозяйке обращались с различными просьбами. От приготовленной пищи отщипывали небольшие кусочки и с почестями бросали их в огонь, остальную часть угощения после обряда делили между гостями, начиная с самого старшего. Традиционная одежда Праздничный костюм красочен, ярок, самобытен. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор. Женское украшение – нагрудник пого. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Чыл пазы-хакасский новый годОдин из главных календарных праздников хакасского народа (Голова года или Начало года). Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия – 22 марта. Встреча Нового года весной связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные чалама (лента чёрного цвета), а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным. Кормление Богини Огня Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь). Так проходил обряд благодарения Огня. Почитание природы На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться. Поклонение Священной Берёзе Для хакасов священным деревом издревле была берёза – «хазың». В праздник Чыл пазы берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают ленточки – чалама белого, красного, синего цветов. Завязывая узелки на чалама, загадывают по одному пожеланию на каждый узелок. Цвет белой ленточки означает чистоту дел и помыслов, верность и преданность; красный — символ Солнца и Огня, символ тепла, жизни и достатка; синий — символ чистого неба, мира и согласия. Еще один обряд — сек-сек — связан с почитанием духов местности, его можно понимать как маленькое жертвоприношение. Сек-сек проводят перед началом еды, а если это случается вне дома — под открытым небом. При обряде старший в группе берет часть пищи и питья и кладет их по четыре стороны от себя, приговаривая: «духам гор, духам земли, духам небес, духам воды». После этого можно приступать к пище. До наших дней сохранился один из самых известных хакасских обрядов «Хай Пазын» — повязывание цветных лент «чалама» на священную березу либо на «сарчын» — специальную священную коновязь. Сначала место проведения обряда три раза обходят по часовой стрелке, чтобы пригласить духов. После этого повязывают ленты, кладут угощение из молочной пищи или какую-либо ценность и со словами благодарности отходят. По возможности, принесенную пищу необходимо сжечь — дым от жертвенной пищи важен для духов. В Хакасии при обряде хай пазын используются три цвета лент: белый — цвет чистоты помыслов, красный — символ достатка и солнечного тепла, синий — связь с космосом и предками. Иные цвета в хакасской традиции не используются. Ленты чалама повязывают так, чтобы не перетягивать ветку дерева, поскольку она продолжает расти. Похороны Умершего человека хакасы называли «тон сеек» — лишенный души. Его клали на кор или доски рядом с дверьми, и старшие члены семью обмывали его тело. Покойника одевали в специальную похоронную одежду: она должна была быть богата украшена, но не ношена — иначе могла «не пристать к телу» и умерший остался бы голым. Умершую женщину клали с северной стороны юрты или дома головой на юг, а мужчину — с южной, головой на запад и ногами к дверям. Это связано с разделением дома на женскую и мужскую части. В женской находились полки и шкафы для кухонной утвари, продуктов питания и швейных принадлежностей, в мужской — охотничья экипировка и конская упряжь. Тело умершего находилось в доме, пока его дальние родственники не изготовили для него гроб. На похоронах обязательно забивался крупный скот — животных выбирали в зависимости от пола: для женщин резали корову, а для мужчин — быка или вола. Еще год после смерти в доме стоял стол с поминальными угощениями и вином. Их приносили родственники покойника и соседи, а через год — выносили во двор и разламывали. |