Главная страница
Навигация по странице:

  • Трактовка любви. Принцип разумности в классицизме.

  • Разрешение конфликта и проблема жанра «Сида». Поэтика «смешения» эпического, романического и трагедийного начал в «Сиде» Корнеля.

  • испанского эпоса

  • зарубежная корнель. Трагедия П. Корнеля Сид Историколитературный контекст создания Сида Корнеля


    Скачать 25.49 Kb.
    НазваниеТрагедия П. Корнеля Сид Историколитературный контекст создания Сида Корнеля
    Дата23.11.2021
    Размер25.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазарубежная корнель.docx
    ТипПоэма
    #280398

    Трагедия П. Корнеля «Сид»

    1. Историко-литературный контекст создания «Сида» Корнеля
      Сид - герой испанской реконкисты, семивековой освободительной борьбы

    коренного населения Пиренейского полуострова с мавританскими завоевателями

    (VIII - XV вв.) Настоящее имя - Родриго Диас де Бивар (XI в.) Подвиги Сида воспеты в поэмах "Песнь о моем Сиде" (XII в.), "Родриго" (XIV в.) и в романсах, собранных в "Романсеро о Сиде"
    Исторический прототип: донья Химена, дочь дона Гомеса, графа Гормаса, впоследствии супруга дона Родриго Диаса де Бивар, прозванного Сидом (XI век).
    Первоначально автор назвал свою пьесу трагикомедией. Он почерпнул ее сюжет из пьесы испанского драматурга Гильена де Кастро «Юность Сида» («Mocedades del Cid», 1619). Корнель прежде всего сделал пьесу более упорядоченной и цельной. Романическая, экзальтированная испанская драма чести под пером Корнеля превратилась в героическую классицистическую трагедию — и это жанровое определение закрепилось за пьесой и в позднейших оценках самого автора[2], и в литературной истории. Французский драматург упростил и сконцентрировал действие, акцентировал свое внимание не на внешних перипетиях, а на нравственно-психологическом конфликте, на чувствах и переживаниях персонажей. Сохранившиеся черты трагикомедии состоят главным образом в том, что фабула пьесы взята не из античной истории или мифологии, а из романической истории средневековой Испании (любовь молодого Родриго и Химены), и в том, что действие завершается благополучно — пусть не свадьбой, но возможностью заключить счастливый брак между главными героями в будущем. Трагедийность «Сида» проявляется в накале нравственных коллизий, во внутренней неразрешимости конфликта без вмешательства третьей силы (короля Фернандо), в «высокой» проблематике пьесы, обращенной к понятиям долга, чести, государственного блага.
    Исторический сюжет о герое испанской Реконкисты Руй Диасе де Биваре представлен еще в средневековой литературе — не только в известной «Песни о моем Сиде» — памятнике испанского героического эпоса, но и в различных романсеро, хрониках и легендах. Именно в них рассказывалось о молодости будущего Сида, о его влюбленности. Из этого материала черпали фабулу своих пьес Гильен де Кастро, а вслед за ним — Пьер Корнель. Однако Корнель не случайно называет свою пьесу не именем, а героическим прозвищем персонажа. Он показывает по существу момент рождения из юноши Родриго Сида — героя, спасителя родины и короля, доблестного воина.
    У главного героя "Сида", дона Родриго, имелся исторический прототип: это кастильский рыцарь Руй Диас де Бнкар (род. около 1030 г.- умер около 1099 г.), герой национально-освободительной войны испанского народа с арабскими завоевателями. За свои доблестные подвиги в этой войне Руй Диас получил от арабов имя Сид ("сеид", или "сиди" - господин). Сид-Воитель стал центральной фигурой испанской эпической литературы. Ему посвящены "Песнь о моем Сиде", "Романсеро о Сиде", "Юность Сида" и другие эпические циклы, сложившиеся на протяжении XI - XIII веков. Сюжет пьесы Корнеля, которую сам автор считал трагикомедией, был заимствован им у испанского драматурга Гильена де Кастро, чья драма "Юность Сида" ("Las Mocedades del Cid) появилась в Испании в 1618 году. Она и вдохновила Корнеля. Однако, сохранив сюжетную линию пьесы Гильена де Кастро, автор "Сида" придал своей трагедии совершенно новую идейную проблематику, углубил трагический конфликт, сообщив ему более современные черты.
    а) особенности авторского замысла (см посвящения к «Сиду»)
    Корнель ответил на некоторые из предъявленных ему обвинений в "Уведомлении" к изданиям 1648-1656 годов. Так как Корнеля упрекали в том, что поведение изображенных им героев неестественно, Корнель решил доказать, что он не нарушил исторической достоверности. Для этого он привел выдержки из "Истории Испании" П. Марианы (1537-1624) и два романса из цикла "Романсеро о Сиде", где рассказана действительная история Родриго и Химены. Корнель отверг также обвинение в незнании правил трагедии. Чтобы оградить себя от упреков в подражательстве, Корнель в изданиях 1648-1656 годов печатал отрывки из пьесы Гильена де Кастро для сравнения со своими стихами.
    б) полемика с классицистическим каноном
    Обычно конфликт классицистической трагедии обозначают как конфликт чувства и долга. Однако в пьесе Корнеля коллизия сложнее. Любовь корнелевских героев — это всегда разумная страсть, точнее, страсть по разумному выбору, любовь к достойному. Оттого любовь и честь (чувство и долг) должны совпадать и совпадают в персонажах «Сида».
    у Корнеля есть расхождения с некоторыми теоретиками классицизма — особенно в трактовке принципа правдоподобия. Корнель точно следует всем правилам и законам теории классицизма. Он тщательно работает над александрийским стихом — непременным условием стиля «правильной» трагедии, отказывается от свободных стансов, которые играли столь важную роль в «Сиде», в сцене принятия Родриго решения вступить в поединок с отцом Химены, добивается яркости, афористичности ключевых фраз в монологах, соблюдает все три единства. В пьесе нестрого соблюдены и художественные правила классицизма. Им не соответствовал ни жанр трагикомедии, ни испанский средневековый (вместо античного) сюжет. Нарушением благопристойности представлялась и пощечина на сцене. Расширительно истолкованы три единства : место действия меняется в пределах одного города, время действия Корнель растянул до 36 часов, причем в этот срок, по выражению Пушкина, «нагромоздил событий на целых 4 месяца». Единство действия нарушено ролью инфанты, дочери короля; вдобавок, ее любовь к Родриго, юноше нецарской крови, также оскорбляла придворные нормы. Говорил, что отступает не потому, что не знает их. Иногда оспаривал их. Все трагедии построены на использовании исторических фактов. Психологические конфликты, история чувств, перипетии любви в его трагедии отходили на второй план. Основной драматургический конфликт К. – конфликт рассудка и чувства, воли и влечения, долга и страсти. Корнель нарушает традицию: в его пьесе именно пощечина оправдывала дальнейшие поступки героя, потому что оскорбление, нанесенное его отцу, действительно было ужасным, и смыть его могла только кровь.

    1. Героико-патриотическая тема в «Сиде» Корнеля
      а) центральные характеры и стадии развития конфликта в трагедии
      пьеса, проблематика которой содержит в себе обобщенный, вечный смысл, и в то же время перекликается с актуальными вопросами политической жизни Франции той поры. драматург выдвигает на первый план проблему патриотизма. Она была весьма актуальна для Франции, ведущей с 1635 г. войну с Испанией.
      Родриго героизирован как идеальный воин, преданный долгу и чести, как патриот, совершающий высочайшие подвиги в защиту родины, и как влюбленный, готовый на смерть за свою любовь.
      Его характер, таким образом, не превращен в схематическое воплощение одной черты, сила чувства придает ему живость и убедительность.
      Пьеса очень четка по своему строению. Основная проблема раскрывается многочисленными рассуждениями героев и логически ясным симметричным противопоставлением образов: с одной стороны, Родриго – единственный сын со своей любовью и долгом перед отцом; с другой стороны, в таком же положении Химена – единственная дочь. Над всеми, как судья, король,
      В центре трагедии – любовь молодого Родриго, еще не прославившего себя подвигами, и его будущей жены Химены. Оба из благороднейших испанских семей, и все идет к браку. Действие начинается в тот момент, когда отцы Родриго и Химены ждут, кого из них король назначит наставником своего сына. Король останавливает свой выбор на доне Диего – отце Родриго. Дон Гормес – отец Химены – считает себя оскорбленным. Он осыпает соперника упреками; разгорается ссора, в ходе которой дон Гормес дает дону Диего пощечину. Логическому раскрытию конфликта содействует и четкое звучание стиха. Параллельным строением двух стихотворных строк или двух половинок стиха Корнель создает острые сопоставления. Герои Корнеля выше обычного человеческого роста, в этом отношении они несколько романтичны, но они – люди с присущими людям чувствами, страстями и страданиями, они люди большой воли. Они люди здоровые физически и нравственно. Им свойственны сильные чувства, но затем значительная победа над ними. Образ Сида – испанский герой достойный лавров, его жизнь – череда побед.  Трагедия Корнеля завершается счастливой развязкой. Молодые люди соединяются велением короля. Долг родовой чести и кровной мести уступает новым законам, противопоставившим ему долг гражданский и патриотический. Интересы государственные превыше интересов рода и семьи. Так формировалась идеология государственного абсолютизма, выступившего тогда в силу исторических условий в облике сословной монархии и борющегося с феодальной раздробленностью и антигосударственной анархией в учреждениях и нравах.
      б) образы Химены и Родриго. Особенности построения характера. Проблема долга.
      Родриго следует долгу, ни на йоту не поступясь страстью. Так же действует Химена. Страдание, причиняемое ей стремлением отомстить любимому, не колеблет ее намерения. Если же присутствие возлюбленного и заставляет ее порой оступаться, то падения эти всегда минутные, она тотчас же оправляется от них. Химена не только сознает свою ошибку - о ней она даже предупреждает нас,- но и мигом исправляет то, что лицезрение любимого непроизвольно вырывает у нее. Химена признает, что злословие будет единственной ей наградой. Пусть порыв страсти и заставил ее однажды признаться Родриго в том, что она обожает и преследует его, и пусть все об этом знают, но никак не надо это принимать за решимость. В присутствии короля она отлично скрывает свою любовь. у нее вырывается ободряющее напутствие Родриго, идущему сразиться с доном Санчо. Родриго героизирован как идеальный воин, преданный долгу и чести, как патриот, совершающий высочайшие подвиги в защиту родины, и как влюбленный, готовый на смерть за свою любовь. Герои пьесы – независимые феодалы, с трудом отвыкающие от былых вольностей; ответственные поступки они совершают на свой страх и риск, дерутся на поединках, против чего в то время жестоко боролся Ришелье . Самый необузданный из них – отец Химены – позволяет себе критиковать в непочтительных тонах решение короля. Родриго в смятении; ему придется сделать выбор: отказаться от мести за отца не из страха перед смертью, а из любви к Химене или утратить свою честь и тем самым лишиться уважение и любви самой Химены. Он решает, что лучшим выходом для него станет смерть. Но умереть – значит опозорить себя, запятнать честь своего рода. Да и сама Химена, столь же дорожащая честью, первая заклеймит его презрением. Победа долга оказывается неполной: Химена должна со временем выйти замуж за убийцу своего отца.



    1. Трактовка любви. Принцип разумности в классицизме.
      Любовь корнелевских героев — это всегда разумная страсть, точнее, страсть по разумному выбору, любовь к достойному. Оттого любовь и честь (чувство и долг) должны совпадать и совпадают в персонажах «Сида».
      Волей драматурга герой поставлен перед выбором между честью (защитить достоинство отца, дона Диего, оскорбленного графом Гормасом, отцом его возлюбленной Химены) и бесчестьем (отказаться от дуэли), но в обоих случаях — и это герой осознает до конца — он потеряет любовь своей возлюбленной, с той только (но очень важной для него) разницей, что во втором случае он окажется изначально недостойным любви Химены, даже унизит ее тем, что, будучи бесчестным, питал к ней любовное чувство. Точно так же и для Химены любовь и честь неразделимы: «Достоин стал меня ты, кровь мою пролив/ Достойна стану я тебя, тебе отмстив». По существу такая коллизия отвечает данному известным французским философом определению «удвоенной, возведенной в степень трагедии»: «взаимное притяжение и взаимное отталкивание отрицают одно другое, обе противоположности одновременно хотят обе взаимоисключающие вещи»[3]. Герои не могут преодолеть, изменить обстоятельства (предотвратить ссору отцов, «отменить» смерть графа Гормаса), но они могут и обязаны в этих трудных обстоятельствах сделать достойный выбор.  выбор, который должны сделать герои, совершается ими решительно и смело: персонажи не колеблются, не сомневаются, а именно выбирают, поверяя чувства разумной нормой чести, достоинства, добродетели. Как писал Стендаль по поводу первого действия «Сида», это — «суд разума над движениями человеческого сердца». В этом смысле важен, помимо образов главных героев пьесы, образ инфанты Урраки: она влюблена в Родриго, но ни ему, ни Химене она не дает почувствовать свою страсть. Юноша Родриго к девушка Химена, любящие друг друга, жертвуют своей любовью во имя долга, в данном случае – долга борьбы за честь своих отцов: Родриго убивает на поединке отца Химены, оскорбившего пощечиной его отца; Химена в свою очередь требует казни Родриго за убийство ее отца. Душевный конфликт обоих выражен с огромной силой, особенно в знаменитом монологе Родриго в VI явлении первого действия. Любовь, которой жертвуют Родриго и Химена, изображена как великое героическое чувство. Каждый из них, принеся эту жертву, мечтает умереть. Величава и вместе с тем трогательна сцена их встречи после убийства, преградившего им путь к счастью. Ни на минуту не отступают оба от жестокого долга, но, расставаясь, задушевно высказывают свою человеческую боль. Высшая героика выражена здесь в том, что сама любовь предъявляет суровые требования и не мирится со слабостью и позором. Как объясняет Родриго Химене, решить внутренний спор в пользу долга побудила его мысль о том,

    Что та, кто доблестным меня привыкла видеть,
    Уничиженного должна возненавидеть.

     В соответствии с основной морально-философской концепцией Корнеля «разумная» воля, сознание долга торжествуют над «неразумной» страстью.

    1. Разрешение конфликта и проблема жанра «Сида». Поэтика «смешения» эпического, романического и трагедийного начал в «Сиде» Корнеля.
      Трагедия Корнеля завершается счастливой развязкой. Молодые люди соединяются велением короля. Долг родовой чести и кровной мести уступает новым законам, противопоставившим ему долг гражданский и патриотический. Интересы государственные превыше интересов рода и семьи. Так формировалась идеология государственного абсолютизма, выступившего тогда в силу исторических условий в облике сословной монархии и борющегося с феодальной раздробленностью и антигосударственной анархией в учреждениях и нравах.
      Пьеса проникнута героическим пафосом.
      Лучшее создание Корнеля – его ранняя пьеса «Сид» (трагикомедия, что означает «трагедия со счастливым концом» – не принятый в классицизме смешанный жанр). Сюжет ее взят из средневекового испанского эпоса , но образы и проблематика отражают французскую жизнь XVII века.


    написать администратору сайта