Главная страница

есее. Трагедия смоленских Хатыней


Скачать 17.86 Kb.
НазваниеТрагедия смоленских Хатыней
Дата24.05.2023
Размер17.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEsse.docx
ТипДокументы
#1157409

Трагедия смоленских Хатыней

Сегодня, наверное, нет человека, который бы не знал и не слышал слово «Хатынь». Название небольшого белорусского села стало символом трагедии народа Беларуси во время Великой Отечественной войны.

Когда появилась деревня Хатынь не упоминают ни документы, ни хроники. Первое упоминание о ней относится к июлю 1551 года. Тогда король и великий князь Литовский Сигизмунд Август даровал привилегию минскому старосте, волковысскому державце и Смоленскому воеводе пану Василию Тышкевичу приобретать «земли и дворцы» в Пилиповичах, Славогоще, Хатыни. Середина 16 века была временем расцвета средневекового белорусского государства, его «золотым веком». В покое и благополучии жила тогда и Хатынь, которая превратилась в достаточно большое село. Число жителей насчитывало 13 служб. В те времена «служба» состояла обычно из 2-3 и более «дымов» (крестьянских хозяйств). Соответственно количество «дымов» в Хатыни была приблизительно 30-40, а жило в деревне не менее 200 человек. Состоятельность хатынцев базировалась не на выращивании зерна, а на «ловле» (охотничьих угодьях), на бортничестве, добывали они и воск. Всего давали они владельцам земли Тышкевичам дани 20 пудов меда и серебщизна (денежной повинности) по 12 грошей от «сохи» (земельного участка) ежегодно. «Кровавый потоп» середины XVII столетия привел к ужасным разорений и уничтожил половину населения Беларуси. Согласно старинным документам Минского воеводства, от имения Хатынь остался 1 (один) «дым». Немалый урон нанесли краю и войны XVIII века, особенно третья Северная война. После II раздела Речи Посполитой (1793 год) вместе с землями Минского воеводства Великого княжества Литовского в состав Российской империи попала и Хатынь.

Возрождалась Хатынь медленно. В 1816 году количество крестьян в деревне насчитывало 63 человека (из них 32 мужчины и 31 женщина). К середине XIX века количество даже уменьшилось до 50 человек. В деревне было 6 дворов (крестьянских хозяйств), деревянная церковь Рождества Богородицы. Крестьяне преимущественно жили постоянно, отправляясь за пределы деревни только на вырубку леса и извоз. Слабоплодородная почва давала мизерные доходы, которых едва хватало на покрытие необходимых платежей. В документах тех пор упоминаются фамилии крестьян – Барановские, Желобковичи, Юрцевичи, Мироновичи, которые, кажется, жили здесь издревле. В конце XIX века в деревне проживало более 120 человек, из них 19 детей от 7 до 14 лет.

В сентябрьские дни 1939 года - Вторая мировая война коснулась и белорусских земель. Западная Беларусь стала ареной боевых действий немецких, польских и советских войск.

Первой жертвой агрессии стала Польша. Далее, в течение годов немецкие войска захватили Данию, Люксембург, Бельгию, Голландию, Норвегию, Францию, Югославию, Грецию.

Однако Вторая мировая война качественно отличалась от предыдущих. Вслед за наступающими армиями Вермахта шли войска СС, основной задачей которых было подавление всякого сопротивления оккупантам. Во всех странах Европы захватчики применяли систему заложничества. Жестокость по отношению к мирным жителям каратели объясняли борьбой с движением Сопротивления. Но это была лишь маска. Жители города Быдгощ стали чуть ли не первыми жертвами немецкого вторжения в Польшу. В качестве заложников там было уничтожено 500 мирных жителей. Претерпело всю жестокость гитлеровского «нового порядка» население города Крагуёвац в Сербии – в октябре 1941 года было уничтожено более 7000 человек. Потом будет городок Лидице в Чехии, который в июне 1942 года нацисты сожгли и сравняли с землей. Нацисты уничтожили дотла Орадур-сюр-Глан во Франции в июне 1944 года, Коловриту в Греции в декабре 1943 года, Пютлен в Нидерландах в октябре 1944 года. Этот список можно продолжать и продолжать...

На захваченных территориях устанавливали чрезвычайно жестокий оккупационный режим. Ограбление народа, вывоз материальных ценностей, убийства мирных жителей. Поводом для массового уничтожения людей была борьба с движением Сопротивления, с подпольем и партизанами. На совещании 16 июля 1941 года Гитлер заявил: «Партизанская война дает нам возможность истреблять все, что восстает против нас». Беспощадность по отношению к мирному населению захватчики объясняли тем, что наказывают только партизан и их пособников. Заложничество приобрело массовый характер. Убийства безвинных людей происходили по всей стране и в различных формах – от расстрелов во время облав до поголовного истребления населенных пунктов. Гитлеровцы считали, что массовые казни, уничтожение городков и деревень вместе с людьми должно было посеять страх среди населения оккупированных территорий.

В годы Второй мировой войны в Беларуси разрушено 209 городов и городских посёлков, сожжено более 9 тысяч сел и деревень. 628 белорусских деревень разделили судьбу Хатыни. 186 из них – не возрождены! И это далеко не полная статистика войны. Символом жестокости гитлеровских оккупантов в отношении к мирным людям стала деревня Хатынь.

Трагедия. 22 марта 1943 года на шоссе Минск-Витебск в шести километрах от Хатыни у деревни Козыри партизанами была обстреляна автоколонна фашистов в составе одной легковой и двух грузовых машин. В результате обстрела был убит офицер полиции шеф-командир 1-й роты 118 полицейского батальона гауптман Вельке и трое полицейских. Партизаны, совершившие нападение, скрылись от преследовавших их фашистов в лесу.

Во второй половине дня, вызвав подкрепление из Логойска, где дислоцировался батальон СС Дирлевангера, караполицейского батальона направились в близлежащую деревню Хатынь.

Озверевшие фашисты ворвались в деревню и окружили ее. Люди еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор. Жителей деревни от мала до велика – стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год, пригнали в сарай Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней и догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в деревне Хатынь.

Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери сарая. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей – Мария Федорович и Юлия Климович – чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли при сожжении деревни.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы – семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме.

Взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он умер на руках у отца.

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек».


написать администратору сайта