Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил

  • Трактовка апейрона Анаксимандром. Трактовка апейрона Анаксимандром


    Скачать 49.93 Kb.
    НазваниеТрактовка апейрона Анаксимандром
    Дата01.02.2022
    Размер49.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТрактовка апейрона Анаксимандром.docx
    ТипКонтрольная работа
    #348460

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

    (РОСАВИАЦИЯ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ

    ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ Б.П. БУГАЕВА»

    (ФГБОУ ВО УИ ГА)

    ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

    КАФЕДРА ГСД

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: философия

    Тема: Трактовка апейрона Анаксимандром

    Выполнил:

    студент группы ОВП-5-19-10 Хорохорин Александр Олегович Проверил:

    Ульяновск 2021

    содержание


    Введение 4

    1. Философия милетской школы. Анаксимандр 7

    2. Идея апейрона у Анаксимандра 13

    Заключение 17

    Список использованной литературы 20


    Введение


    Любому живому существу для хотя бы относительно комфортного существования необходимо достаточно пищи, сравнительно безопасная среда обитания и партнеры противоположного пола – для продолжения рода. И только человеку, помимо этого, критически необходимы знания об окружающем мире. Причем в объеме, многократно превосходящем необходимый для выживания. Но и после этого у человека присутствует потребность не просто в накоплении и некой систематизации имеющихся у него знаний, но и в их непротиворечивом объяснении.

    Эта потребность первоначально реализуется в знании обыденном, затем – в его мифологическом осмыслении, и, наконец, – в научном и философском. Причем эта линия развития далеко не всегда линейна и однонаправлена. Человечество в процессе своего духовного развития постоянно создавало все новые мифы (и продолжает это делать сегодня) и относительно знания, и относительно науки.

    Не менее тесной, особенно в предыстории и ранней истории человечества, была связь между мифом и философией. В точке их пересечения возникло даже такое специфическое явление, как «предфилософия», в которой мифологические представления и наивно-фантастическая картина мира пытались взаимодействовать, создавая подчас достаточно необычные конструкции, где они иногда достаточно гармонично сочетались в некоем единстве.

    Несомненными лидерами этого процесса были жители Эллады, сумевшие первоначальные, малоочеловеченные космогонические мифы превратить в сюжетно и литературно совершенные художественные произведения. При этом они ухитрились не потерять в подчас весьма занимательных историях о похождениях уже антропоморфных богов (причем со многими присущими людям слабостями) философскую составляющую, достаточно плотно сочетающуюся с категориями моральными и эстетическими.

    В отличие от древневосточных божеств – суровых и страшных, чье величие поддерживало и охраняло множество жрецов, греческие боги (преимущественно младшие) были куда проще, понятнее и даже доступнее для обычных смертных. Греки многими поколениями вели учет своим героям – результатами любовной связи между людьми и богами.

    Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, – о происхождении мира. Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

    Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами.

    У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

    Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

    Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами. Представителями Милетской школы Фалесом (конец VII – пер. пол. VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI в. до н.э), Анаксимандром (VI в. до н.э). Особенностью этой школы состояла в том, что в ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего. Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

    Опираясь на мировоззрения Гомера и Гесиода, на достижение ближневосточной мудрости: вавилонской, египетской, финикийской – последовательно освобождая их от мифологической формы, милетцы совершили прорыв от мифа к логосу, создав парагизму научного мышления.

    Основным принципом мысли стало правило: мир должен быть понят, исходя из него самого, а не из внешних причин. Этот принцип остается краеугольным камнем и для современного научного знания.

    Античная философия возникла и развивалась в значительной мере как итог непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древнегреческого представления о мире.


    1. Философия милетской школы. Анаксимандр


    В Греции духовность не была подчинена, что, увы, типично в целом для человечества, целям исключительно физического выживания. Греческая культура была куда выше этой цели, она для простого существования была откровенно избыточна. Именно духовное начало и преобладало в ней. Богатство духа проявлялось в его многообразии, а ведь свобода проявляется именно в его независимости. Именно этими чертами и обладала раннегреческая культура: свободой, подвижностью и духовным многообразием.

    И потому как пифагорейцы, так и представители элейской и милетской школ – именно как философы – стремятся к познанию Космоса, построив моноэлементную модель бытия. Анаксагор, Фалес, Пифагор, Демокрит и Гераклит сделали важнейший шаг от мифологии к философии, пытаясь объяснить мир, исходя из его первоначал (числа, огня, воздуха, воды и т.п.). Но они еще не порвали с мифологической традицией, поскольку не только признавали, пусть и с оговорками, сущее как проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и полагали его развивающимся живым существом1.

    Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Фалес (годы жизни примерно: 625–547 до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

    Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности.

    Но, несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

    Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем – какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

    Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки.

    Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Кажется правдоподобным, что Фалес исходил из того, что изменения существуют и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является строительным блоком вселенной. Подобный «постоянный элемент» обычно называют первоначалом, «первоосновой», из которой сделан мир (греч. arche)».

    Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

    Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

    1) Фалес поставил вопрос о том, что является фундаментальным «строительным блоком» вселенной. Субстанция (первоначало) представляет неизменный элемент в природе и единство в разнообразии. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии;

    2) Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.

    Для него природа, physis, была самодвижущейся («живущей»). Не различал он дух и вещество. Для Фалеса, понятие «природы», physis, по-видимому, было очень обширным и наиболее близко соответствующим современному понятию «бытие».

    Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода – это то, что в последующем многие философы стали называть материей, «матерью» всех вещей и явлений окружающего мира.

    Анаксимандр – первый философ, записывавший свое учение2. До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

    Считается, что Анаксимандр был первым, кто облек свою мысль в прозу, хотя комментатор «Физики» Аристотеля Симпликий (VI в.), цитирующий изречение Анаксимандра, характеризует стиль этого милетца как весьма поэтичный.

    Как и у многих мыслителей того времени, его вклад в философию связан со многими другими дисциплинами. В астрономии он пробовал описать движение астрономических тел относительно Земли. В физике он постулировал, что беспредельное (Апейрон) являлось источником всех вещей. Он создал карту мира, которая внесла большой вклад в развитие географии. Он также участвовал в политической жизни Милета, поскольку являлся руководителем одной из его колоний.

    Анаксимандр родился в Милете в течение третьего года сорок второй Олимпиады (610 до н. э). Согласно Аполлодору, греческому филологу второго столетия до н.э, ему было шестьдесят четыре года в течение второго года пятьдесят восьмой Олимпиады (547 до н.э 546 до н.э), вскоре после чего он умер.

    Анаксимандр был учеником Фалеса. Согласно Суде – византийской энциклопедии 10 века – Фалес был также родственником Анаксимандра, вероятнее всего его двоюродным братом или дядей. Других источников информации о семье Анаксимандра не имеется. Фемистий, византийский ученый 4-го столетия, упоминает, что он был «первым известным греческим философом, который написал письменный документ о природе»3.

    Трактат, написанный в прозе, традиционно был назван «О Природе». Эта книга была потеряна, хотя, по всей видимости, была доступна в библиотеке Лицея во времена Аристотеля и его преемника Теофраста. Существует версия, что во втором столетии до нашей эры Аполлодор встретил копию этой книги в известной библиотеке Александрии. Тем не менее, к нашему времени сохранился только один фрагмент книги, цитируемый Симплицием. Таким образом, труды Анаксимандра являются одними из первых текстов, написанных в прозе, по крайней мере, в Западном мире. К временам Платона о философии Анаксимандра практически забыли, и в трудах Аристотеля о нем уже практически не содержится информации.

    Римский ученый третьего века н.э. Аэлий описывает его как лидера одной из колонии Милета на побережье Черного моря. Он был видным гражданином и активно участвовал в политической жизни общества. Он также впервые использовал гномон (перпендикулярные солнечные часы) в Греции и установил один в Спарте. Таким образом, он много путешествовал, что не удивительно, поскольку милетцы были смелыми моряками.

    Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т. д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени). Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона.

    С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса. И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

    В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.

    Впоследствии Анаксимандр стал руководителем философской школы и его учениками были Анаксимен и Пифагор.

    2. Идея апейрона у Анаксимандра


    В работе Симплиция «Физика» он отмечает, что «Анаксимандр говорит неопределенно о теле, лежащем в основании, называя его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду, ни как воздух»4.

    Аристотель в книге «Физика» (III, 4) также упоминает апейрон Анаксимандра «Все есть или начало, или [произошло] из начала. У апейрона же нет начала, ибо оно было бы для него пределом… Апейрон сам кажется началом всего другого»5.

    Он также являлся первым философом, который использовал в философском смысле термин Архе, который до тех пор означал начало в контексте времени. Для Анаксимандра «Архе» означает не пункт отсчета времени, а источник, который дает чему-либо рождение.

    Каждый из философов древности давал разный ответ относительно первичного элемента, образующего все вокруг (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита), и лишь Анаксимандр понимал первоначало как бесконечную, неограниченную исконную массу (апейрон), не подчиненную ни старению, ни распаду, что постоянно приводило к появлению новообразований. Он предложил теорию апейрона в ответ на более раннюю теорию его учителя Фалеса.

    Для Анаксимандра первопричина не является чем-то определенным, каким-либо «элементом» (как вода, огонь или воздух). Рассматривая учение своего учителя, Анаксимандр утверждает, что вода не может охватить все противоположности, которые существуют в природе. Например, вода может только быть влажной, но никогда сухой, поэтому она не может быть одним из первоначал. Апейрон хотя и не замечается нами непосредственно, может объяснить противоположности, которые видел Анаксимандр.

    Анаксимандр объясняет, как четыре элемента (воздух, земля, вода и огонь) сформированы, и как Земля сформирована с помощью их взаимодействия. В отличие от других ученых он не определил этот принцип точно, и впоследствии образование мира вообще понималось как своего рода хаос.

    У Анаксимандра апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

    Анаксимандр расширяет понятие начала до понятия «архе», т.е. до первоначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Хотя апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной активности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Он – единственная причина рождения и гибели, из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости. Один из отцов средневековья сетовал, что з своей космологической концепции Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму». Апейрон самодостаточен. Он все объемлет и всем управляет6.

    По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

    Понимая начало как «безграничное», Анаксимандр говорит нам: ничто из того, что окружает нас, что может быть постигнуто опытным путем, на что можно было бы указать и что можно было бы назвать, не является началом всего – начало есть нечто совсем иное, его присутствие очевидно, как очевидна линия горизонта, но так же недостижимо, как и она.

    Речь здесь идет о порядке рождения, genesis, и гибели, phthora, всех вещей. Сообщается, что и рождение (возникновение), и гибель (уничтожение) совершаются в силу необходимости, потому что так должно. Сила необходимости выражается не только в должном, to chreon, – она утверждает себя и в определенном порядке времени, he tou chronou taxis, согласно которому вещи рождаются и гибнут.

    Чередование рождения и гибели, возникновения и уничтожения объясняется тем, что все вещи привлекаются к суду, didonai diken, и выплачивают пеню за то, что совершили несправедливость, adikia. Перед нами, как может показаться, метафора, построенная на аналогии с полисной судебной практикой.

    Однако ее следует понимать скорее наоборот: это в основании полиса лежит тот же закон, что поддерживает и существование мира как космоса. Говоря о dike как справедливости, она понимается прежде всего как порядок и теснейшим образом связана с идеей меры.

    Таким образом, didonai diken значит отдавать долг порядку за его нарушение. И в этом заключается справедливость.

    Уже в древние времена многие жаловались, что Анаксимандр не объяснял, что он подразумевал беспредельным. Позже, авторы дискутировали, должно ли Безграничное интерпретироваться как пространство или время без пределов, или как что-то неопределенное, или как что-то неистощимое.

    Согласно Анаксимандру, Вселенная происходит в разделении противоположностей. Оно охватывает противоположности горячего и холодного, влажного и сухого, и направляет движение вещей.

    Анаксимандр утверждает, что все умирающее возвращается к апейрону – элементу, из которого все возникло. Концепция возвращения к первоэлементу с той поры используется достаточно активно – например, у Аристотеля и у греческого трагика Еврипида («что происходит от земли, то в землю и возвращается»).


    Заключение


    Практически во всех темах, относящихся к истории философии (да и к истории вообще) всегда достаточно подробно описывается, так сказать, «зрелый» период явления либо события. И это понятно: именно от этого периода сохраняется значительное количество всевозможных источников, да и его роль и место в науке и жизни хорошо осознается десятилетия, а то и века спустя. Это называется «проверкой временем».

    А вот то, что касается зарождения процесса или явления – здесь картина совсем иная. Чрезвычайно мало источников, значительная путаница в оценках, а то и вовсе – сплошные «белые пятна». Это относится и к зарождению самой философии, а особенно – той малоразличимой грани, которая отделяет ее от мифа. Причем мифологическое мировоззрение зафиксировано, как феномен общественного сознания, у всех без исключения народов. А вот переход на уровень философии является если не исключением, то, по крайней мере, показателем наличия весьма высокого уровня цивилизованности того или иного народа. И поэтому само наличие даже предфилософии, не говоря уже о философии развитой – важнейший показатель.

    Естественно, что в силу вышеназванных причин философы и историки философии если и не обходят проблему ее появления, то, по крайней мере, уделяют ей очень немного внимания.

    Греческая мифология стала реальной основой сначала предфилософии, а затем – и полноценного философского знания, достижения которого мы используем и сегодня. Греки стали первооткрывателями как объекта философии самой природы, оставив вопросы о ее первоначалах. Важнейшим здесь оказались не только сам характер придуманных ними первоначал – огня, воды или воздуха, а сама форма постановки этого вопроса. Античная философия возникла и развивалась в значительной мере как итог непосредственного чувственного созерцания мира. И на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древнегреческого представления о мире.

    Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

    Милетцы были гилозоистами (греч. hyle и zoe – вещество и жизнь – философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan – все и theos – Бог – философское учение, в соответствии с которым «Бог» и «природа» отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

    А Анаксимандр первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.

    Теории Анаксимандра утверждают потребность в установления баланса между основными элементами – землей, огнем и водой, каждый из которых может увеличить свои пропорции относительно других. Естественный порядок гарантирует баланс между этими элементами.

    Анаксимандру приписывается первое использование слова «апейрон» – бесконечный или безграничный. Апейрон – понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона. противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие «апейрон» – важное достижение древнегреческого материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом).

    В пифагореизме апейрон – бесформенное, безграничное начало, вместе с противоположностью – «пределом» – основа всего сущего.


    Список использованной литературы


    1. Антология мировой философии в 4-х томах. Т.1 Философия ревности и средневековья / под ред. Уткин М.И. – М.: Мысль, 1969. – 576 с. – Электронный ресурс: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/antol/04.php

    2. Антонян Ю.М. Человек и Бог, творящие друг друга / Ю.М. Антонин. – М.: Логос, 2003. – 408 с.

    3. Арним, Г. История античной философии / Г. Арним. – М.: ЛКИ, 2007. – 264 c.

    4. Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии) / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2009. – 400 c.

    5. Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд. – М.: Слово, 2005. – 390 с.

    6. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. – М.: КД Либроком, 2012. – 264 c.

    7. Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: Учебник / Д.И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 463 c.

    8. Ильенков, Э. Философия и культура / Э. Ильенков. – М.: Политиздат, 2010. – 381 с.

    9. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. / Ю.А. Кимелев. – М.: Издательский Дом "Nota Bene", 1998. – 424 с.

    10. Ляпустин А.Г. Соотношение предела и беспредельного в ранней греческой философии // Приволжский научный вестник. – 2017. – № 3 (67). – С.46-50.

    11. Мамардашвили, М.К. Лекции по философии / М.К. Мамардашвили . – М.: Проспект, 2007. – 224 с.

    12. Петряков Сергей Геннадьевич Генезис научной космологии в философии Анаксимандра // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2013. – № 4 (32). – С. 149-155.

    1 Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: Учебник / Д.И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 463 c.

    2 Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии) / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2009. – 400 c.

    3 Петряков Сергей Геннадьевич Генезис научной космологии в философии Анаксимандра // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2013. – № 4 (32). – С. 149-155.

    4 Антология мировой философии в 4-х томах. Т.1 Философия ревности и средневековья / под ред. Уткин М.И. – М.: Мысль, 1969. – 576 с. – Электронный ресурс: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/antol/04.php

    5 Ляпустин А.Г. Соотношение предела и беспредельного в ранней греческой философии // Приволжский научный вестник. – 2017. – № 3 (67). – С.46-50.

    6 Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: Учебник / Д.И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 463 c.


    написать администратору сайта