Главная страница
Навигация по странице:

  • Трансгуманизм как альтернатива классическому гуманизму

  • Трансгуманизм как альтернатива классическому гуманизму. трансгуманизм как альтернатива классическому гуманизму


    Скачать 22.46 Kb.
    Названиетрансгуманизм как альтернатива классическому гуманизму
    Дата11.06.2020
    Размер22.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТрансгуманизм как альтернатива классическому гуманизму.docx
    ТипДокументы
    #129523

    Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

    Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

    ФГБОУ ВО «Санкт – Петербургский государственный университет гражданской авиации»

    Факультет управления на воздушном транспорте


    ЭССЕ



    на тему: «трансгуманизм как альтернатива классическому гуманизму»







    Выполнил студент группы: 393

    “Обеспечение авиационной безопасности”

    Факультета ФУВТ

    1 курс

    Мирошниченко Никита Сергеевич

    Санкт-Петербург 2020

    Трансгуманизм как альтернатива классическому гуманизму
    Вопрос о трансгуманизме – это многогранная и очень актуальная, на мой взгляд, тема. На фоне пандемии коронавируса она неожиданно вновь заявила о себе в виде множества «теорий заговора», причудливым образом связывающих вирус, технологию передачи данных «5G» и чипирование населения в один большой клубок проблем, угрожающих человеку. Я не буду в своём эссе делать чрезмерный акцент на этих текущих событиях, но упомянул я их специально, чтобы подчеркнуть, что отношения гуманизма и трансгуманизма по-прежнему находятся в мировой политической и философской повестке дня.

    Что я могу сказать о трансгуманизме как альтернативе классическому гуманизму? Изучив ряд отечественных источников [например, см. 1,4,7] я пришёл к выводу, что российская интеллигенция настроена или скептично или непосредственно против перспективы такой замены.

    Например, Н. Шиловская открыто заявляет, что «трансгуманизм есть разновидность мировоззренческой симуляции, симулятивный гуманизм». [7, с.149-150] Её идейная коллега Н. Субботина делает такой вывод: «Чем же плох трансгуманизм, ставящий своей целью ликвидировать страдания человека, его старение и смерть? На мой взгляд, тем, что нарушает границу меры в своём стремлении «удовлетворить» потребности человека». [6, с.8] Продолжают не без оснований сгущать краски М. Антипов и А. Колдомасов: «Когда-нибудь человеческий гений в погоне за трансгуманистическим раем станет бессмертным и потеряет реальный цвет ценности своей жизни». [1, с.36]

    Есть, конечно, и другие точки зрения, но в целом философы, культурологи и социологи крайне осторожно и недоверчиво выражают свои мысли о возможности, например, подключения человеческого мозга напрямую к компьютеру. А когда к хору противников трансгуманизма присоединяются верующие, трактующие проблему в апокалиптических тонах [2, с.25], становится понятно, что в обществе имеются два полноценных лагеря противников и сторонников трансгуманизма.

    Лично для меня проблема выражается по этому поводу ещё и в том, что я прекрасно понимают аргументы обоих лагерей. С одной стороны, трансгуманизм подвергает сомнению или вовсе вычеркивает многие достижения классического гуманизма. Например, ценность жизни или этика отношения к телу в очень многих аспектах меняется. [5, с.22] С другой стороны, традиционный гуманизм, который вообще не связан с категориями высоких технологий, призывает нас оставаться людьми, а не очертя голову бросаться в неизвестный нам «электронный рай».

    Я думаю, что ценность человека в гуманизме, если трансгуманизм начнёт преобладать, будет постепенно подменяться мыслью о возможной ценности сверхчеловека, киборга, олицетворяющего в себе наивысшие достижения науки. Если так и будет происходить, тогда трансгуманизм окажется подлинным отрицанием человека и всего человеческого в человеке. Приставка «транс» тогда будет на самом деле означать на выход за пределы человеческого.

    Антропоцентризм, присущий классическому гуманизму, даёт нам идею не столько человеческого могущества, сколько человеческой уязвимости. В ней находится источник бесконечного совершенствования. Трансгуманизм готовит нам другой подход: механистический, редукционный, электронный. Лучшие формы бытия в нём выражаются в лучших коррективах человеческой природы, высших вмешательствах в неё.

    Поэтому в качестве альтернативы гуманизму трансгуманизм я просто не могу принять, хотя бы из соображений собственной безопасности и неприкосновенности. Однако наука и техника развиваются так стремительно, а политические силы используют многие достижения прогресса так хитро и коварно, что я полагаю, трансгуманизм уже стучится к нам в двери, он уже на пороге. [3, с.198] И нам нужно готовится к этой новой эпохе, она уже не фантастика, она уже суровая наступающая реальность.

    Список источников

    1. Антипов М.А., Колдомасов А.С. Киборгизация человечества как проявление трансгуманизма // Социосфера. 2010. № 4. С. 34-37.

    2. Рыбаков О.Ю., Тихонова С.В. Социальные перспективы трансгуманизма: между философией и мифологией // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 24-26.

    3. Рыбаков О.Ю., Тихонова С.В. Проблема отчуждения в социальной философии раннего трансгуманизма // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44). С. 196-200.

    4. Комлева Н.А. Трансгуманизм и «гуманитария» как угроза правам человека // Гуманитарный вектор. 2012. № 2 (30). С. 7-8.

    5. Летов О.В. Человек и «сверхчеловек»: этические аспекты трансгуманизма // Человек. 2009. № 1. С. 19-25.

    6. Субботина Н.Д. Гуманизм и трансгуманизм // Гуманитарный вектор. 2012. № 3 (31). С. 7-8.

    7. Шиловская Н.С. От общества гуманизма к обществу трансгуманизма? // Философия и общество. 2013. № 3 (71). С. 141-150.



    написать администратору сайта