Главная страница

Гарифуллина Ксения 9. Трехмерная структура мира в космогоническом представлении скифосаков


Скачать 12.02 Kb.
НазваниеТрехмерная структура мира в космогоническом представлении скифосаков
Дата03.10.2022
Размер12.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГарифуллина Ксения 9.docx
ТипДокументы
#711760

«Трехмерная структура мира в космогоническом представлении скифо-саков»

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -- подземного мира -- низа; середины -- земли, и верхнего -- неба. У мира было четыре стороны -- правая, левая, передняя и задняя.

Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах -- птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон.

Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир -- земля -- небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей -- охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема -- символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю -- западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.

В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.


написать администратору сайта