Три истины. Три истины Шакарима и моё жизненное кредо
Скачать 18.74 Kb.
|
Эссе на тему : «Три истины » Шакарима и моё жизненное кредо». Студент 2 года обучения По специальности: ,, менеджмент ’’ Предмет ,, Философия ’’ Выполнила : Калиева Алина Одним из патриотов своего отечества и народа является Шакарим Кудайбердиев, чье творчество является бесценным вкладом в сокровищницу казахского народа. Наследие Шакарима многогранно. В настоящей статье предпринята попытка оценить его вклад в развитие духовной культуры казахского народа через изучение души как предмета исследования психологической науки. Уникальным философским трудом является «Уш анык» («Три истины»), где он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия. В гармонии и благоденствии общества Шакарим видел путь к Нравственности, к Человечности, к Совести с большой буквы: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия». К философской лирике и трактатам Шакарима подвели философские мысли западных философов как Платон, Демокрит, Камиль, Герберт Спенсер и многие другие. Главная особенность лирических произведений Шакарима в том, что он является мыслителем, философом. Шакарим в казахской поэзии создал ранее незнакомые виды философской лирики, сделал большие открытия в этой области. Шакарим Кудайбердиев оставил много размышлений и философских заключений о природе, обществе, людях. Он задавался вопросами: В чем вера, что есть душа? Исчезну ли я совсем после смерти? Кто сотворил этот многообразный мир? Шакарим был убежден, что главнейшая наука для человека – это наука совести. Эту науку можно преподать, обучить людей с детства. Это основная тема его работы «Три истины». Это уникальный философский труд, в котором он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия. Шакарим прекрасно ориентировался в собственно психологических понятиях. Он оперирует такими терминами как эмоции, свойства психики, сознание, инстинкт, мысль, ум. Пытается выявить их взаимозависимость и взаимообусловленность. В работе Шакарима Кудайбердиева «Три истины» вопрос о смысле жизни, о предназначении человека связан с изучением души человека. «Удивляюсь тем, кто говорит, что нет души и нет жизни после смерти»- пишет он.Он отводит душе особую роль в жизни человека и связывает ее проявление с Божественным. Шакарим верит в первопричину всего сущего, а именно во Всевышнего: «Причинные истоки всего существующего – в безмерности познания, могущества и искусности творца» Видимо, поэтому бессмертие души Шакарим видит в следовании трем истинам: скромности, справедливости и доброты, которые он объединял в одном понятии «уждан – совесть». Глубокие нравственные проблемы, затрагиваемые в творчестве Шакарима, позволяют судить об актуальности его исследований и в настоящее время. Именно духовное возвышение человека видится им в следовании трем истинам. А мы убеждаемся в том, как своевременны и мудры его высказывания. Вызывает восхищение глубина проработки изучаемых вопросов, смелость во взглядах и интерпретации фактов, системный подход к изучению проблемы, широкий кругозор исследователя. Взгляды Шакарима актуальны и противоречивы, перекликаются со взглядами современных альтернативных психологов. Стоит провести параллель между его взглядами и современными энерго – информационными учениями о «полевом» сознании. Они есть, и имеют право на жизнь.Шакарим является олицетворением казахской интеллигенции.Он был предан забвению. Пусть с большим опозданием, но имя его возвращено народу. В очередной раз восторжествовала справедливость, а иначе и не должно быть. Его душа бессмертна, как и бессмертна для потомков его работа «Три истины»… |